Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи»



Скачать 388.77 Kb.
Дата29.04.2016
Размер388.77 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины



«Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи»

для студентов специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»

Автор: М.И. Сидорова, к.п.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» - формирование у студентов профессиональных знаний в области технологии развития экономической активности молодежи.

Основные задачи курса «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи»:

  • раскрыть базовые теоретические подходы к профессиональному самоопределению молодежи;

  • сформировать научные представления о технологиях подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда;

  • представить содержание процесса профессиональной ориентации молодежи;

  • определить специфику молодежного предпринимательства и развития карьеры молодежи в современных социально-экономических условиях.

Данный курс является одним из ключевых к пониманию специфики организации работы с молодежью. Полученные в рамках дисциплины знания во многом способствуют формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи;

  • сущность и специфику профессиональной ориентации;

  • технологии подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда;

  • особенности развития молодежного предпринимательства и карьеры;

владеть умениями и навыками:

  • поиска необходимой информации в рамках изучаемого курса;

  • реализации технологий развития экономической активности молодежи;

  • рефлексии и самооценки.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

1.

Понятие экономической активности населения

8

6

2

-

10

2.

Молодежь на рынке труда

10

6

4

-

10

3.

Проблемы занятости молодежи

10

6

4

-

10

4.

Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи.

14

8

6

-

12

5.

Эффективная профессиональная ориентация молодежи

12

6

6

-

12

6.

Развитие молодежного предпринимательства

12

6

6

-

12

7.

Формирование профессиональной карьеры молодежи

12

6

6

-

12

8.

Технологии подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда.

12

6

6

-

12

Итого:

90

50

40

-

90


Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема: Понятие экономической активности населения

План:


  1. Экономически активное и экономически неактивное население.

  2. Рынок труда и его характеристики.

  3. Безработица.

  4. Дискриминация на рынке труда.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какой критерий положен в основу определения экономически активного или неактивного населения?

  2. Почему необходимо уделять внимание формированию экономической активности молодого поколения?

  3. Что такое рынок труда? Назовите его характеристики.

  4. В чем сущность безработицы? Каковы ее последствия?

  5. Какие факторы вызывают дискриминацию на рынке труда?

  6. Почему молодежь является одной из наиболее уязвимых социально-демографических групп на рынке труда?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: экономически активное (неактивное) население; занятое население; безработные; рынок труда; безработица; дискриминация на рынке труда.

  2. Законспектируйте статью И.Н. Ивановой «Молодежный рынок труда в контексте социальной политики» (Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.).

  3. Основываясь на материале главы 5 учебника Старовойтовой Л.И., Золотаревой Т.Ф. «Занятость населения и ее регулирование», выпишите основные социально-экономические и психологические последствия безработицы.


Основная литература:

  1. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. – М., 2005.

  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.



Дополнительная литература:

  1. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // СОЦИС. - 2003.-№7(231). - С.3-15.

  2. Батуренко С. А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология . - 2010. - № 2. - С. 91-99.

  3. Глуханюк Н.С. Психология безработицы :введение в проблему: учеб. пособие / Глуханюк Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., доп. - М., 2003.

  4. Жидкова Е. М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социс. - 2005.- №3. - С.52-62.

  5. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики / Иванова И. Н.
    // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.

  6. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.

  7. Ховрин А. Ю. Молодежь как фактор национальной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 154-163.


Практическое занятие №2 (4 часа)

Тема: Молодежь на рынке труда

План:

  1. Понятие «молодежный рынок труда»

  2. Состояние молодежного рынка труда.

  3. Установление равновесия на рынке труда.

  4. Перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите особенности социально-экономического положения молодежи на российском рынке труда.

  2. Какова специфика функционирования молодежного рынка труда?

  3. Опишите механизм установления равновесия на рынке труда.

  4. Каковы факторы, вызывающих отклонение рынка труда от состояния равновесия?

  5. Назовите перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитайте статью М. Агранович «Молодежь в современной России: положение, потенциал, тенденции» (Вестник молодежной политики. - 2005. - №11(3). - С. 8 – 14). Какое место среди основных молодежных проблем занимает проблема трудоустройства?

  2. Законспектируйте работу А.С. Маркелова «Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка» (Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 332-341.).

  3. Охарактеризуйте молодежный рынок труда в современной России. Назовите основные проблемы и перспективы развития.


Основная литература:

  1. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  2. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  3. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Дополнительная литература:

  1. Агранович М. Молодежь в современной России : положение, потенциал, тенденции // Вестник молодежной политики. - 2005. - №11(3). - С. 8 - 14.

  2. Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке труда крупного города // СОЦИС. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

  3. Маркелов А. С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка // Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 332-341.

  4. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.



Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Социальная защита молодежи на рынке труда

План:

  1. Правовые основания признания молодых граждан безработными.

  2. Регистрация безработных в территориальных органах службы занятости населения.

  3. Подходящая работа и ее критерии.

  4. Гарантии государства в области занятости.

  5. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

  6. Оплачиваемые общественные работы.

  7. Участие работодателей в обеспечении занятости населения.

  8. Содействие профессиональной подготовке и трудовой занятости молодежи.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте определение социальной защиты.

  2. Что представляет собой система социальной защиты населения на рынке труда?

  3. Охарактеризуйте технологии деятельности службы занятости.

  4. Каковы гарантии государства, предоставляемые молодежи, в области занятости?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: социальная защита; общественные работы; подходящая работа; пособие по безработице.

  2. Заполните таблицу «Социальная защита молодежи на рынке труда»:

Экономические формы и способы защиты

Организационные меры социальной защиты молодых безработных

Правовые формы защиты












Основная литература:

  1. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. – М., 2005.

  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  3. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Дополнительная литература:

  1. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // СОЦИС. - 2005. - №4.. - С.136-139.

  2. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. - 2008. - № 8. - С. 106-115.

  3. Герасимова Т. Подростковая занятость в России // Социальная работа. - 2005. - №2. - С. 30 - 35 .

  4. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. - 2006.. - № 1. - С. 122-143.

  5. Удальцова М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // СОЦИС. - 2005.- №7. - С.43-52.

  6. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец."Соц. работа" / Холостова Е. И. - Изд. 3-е. - М. : Дашков и К, 2006.

Практическое занятие №4 (6 часов)

Тема: Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи

План:

  1. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «профессиональный выбор» и «карьера».

  2. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

  3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

  4. Приоритеты профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

  5. Условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат? Почему?

  2. В чем состоит основная цель самоопределения?

  3. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?

  4. Каковы приоритетные направления профориентационной работы с молодежью в современных условиях?

  5. Назовите условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение основным понятиям темы: профессиональное самоопределение, профориентация, профконсультация, профессиональный выбор.

  1. Законспектируйте статью Н.А. Криволаповой «Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях» ( Народное образование . - 2010. - № 5. - С. 170-176.).

  1. Составьте аннотацию к статье, посвященной рассматриваемой проблеме (из списка дополнительной литературы, на выбор студента).


Основная литература:

  1. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2003.

  2. Пряжников Н. С.Профессиональное самоопределение : теория и практика. - М. : Академия, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Бутковская С.А. О взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Высшее образование сегодня. - 2007. - №4. - С. 53 - 55.

  2. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // СОЦИС. - 2006. - №4. - С. 99 - 105.

  3. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 64-71.

  4. Игнатович И.И. Социально-психологические проблемы профессионального самоопределения в ранней юности // Наука и образование . - 2008. - № 9. - С. 119-120.

  5. Истомина С. В. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 1. - С. 35-38.

  6. Криволапова Н.А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование . - 2010. - № 5. - С. 170-176.

  7. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

  8. Решетникова М.И. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 4. - С. 71-73.

  9. Рубцова Н. Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 125-142.

  10. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование . - 2010. - № 1. - С. 257-259.



Практическое занятие №5 (6 часов)

Тема: Эффективная профессиональная ориентация молодежи

План:

  1. Профориентация в культурно-историческом контексте.

  2. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.

  3. Методы и формы профориентационной работы.

  4. Основы организации и планирования профориентационной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы особенности развития профориентации в России, СССР, Российской Федерации?

  2. Охарактеризуйте профориентацию как систему.

  3. Назовите основные группы профориентационных методов.

  4. Каковы основные организационные принципы м варианты профориентационной работы?

  5. Какие изменения произошли в организации и проведении профориентационной работы за период с 80-х гг. ХХ века по настоящее время?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите примеры зависимости уровня развития профориентрации от общей культурно-исторической ситуации в обществе.

  2. Определите принципиальные отличия традиционных и современных взгдядов на сущность профориентационной помощи.

  3. На основе изучения главы 2.7. учебника Е.Ю. Пряжниковой «Профориентация» составьте схему «Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов».

  4. Дайте характеристику основным методам и формам профориентационной работы с молодежью в современных условиях.


Основная литература:

  1. Основы профориентологии: учеб. пособие / Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. - М. : Академия, 2009.

  2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.


Дополнительная литература:

  1. Анкеты по профориентации для старшеклассников / Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Максимюк Н. В., Просихина О. Ю. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-58.

  2. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. - 2005. - №9. - С.65-72.

  3. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 126-129.

  4. Родичева Е.П. Профориентация подростков с ограниченными возможностями: [Мурманская область] // Социальная работа. - 2008. - № 3. - С. 40-41.

  5. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов // Инновации в образовании. - 2006. - №2. - С. 108 - 118.

  6. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию // Народное образование . - 2006. - №5. - С. 163 - 170.


Практическое занятие №6 (6 часов)

Тема: Развитие молодежного предпринимательства

План:

  1. Предпринимательство: понятие, виды.

  2. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности.

  3. Нормативно-правовые аспекты молодежного предпринимательства.

  4. Система содействия молодежному предпринимательству.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключается специфика предпринимательской деятельности?

  2. Назовите и охарактеризуйте проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности.

  3. Перечислите нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

  4. Каковы компоненты системы содействия молодежному предпринимательству?

  5. Назовите пути повышения эффективности функционирования системы содействия молодым предпринимателям.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектируйте статью Е.В. Лысаковской «Формирование государственной политики поддержки мелких и средних предприятий в Российской Федерации» (Экономика образования. - 2006. - №1. - С. 126 - 134.).

  2. Из сборника «Предпринимательство в Мурманской области: сб. нормативных документов и справочных материалов» выпишите основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы молодежного предпринимательства в Мурманской области.


Основная литература:

  1. Блинов А. О. Малое предпринимательство в современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №2. - C. 69 - 75.

  2. Быков В. Экономические предпосылки предпринимательской подготовки подростков и молодежи // Народное образование. - 2001. -№ 10. - С.202-204.

  3. Лапуста М. Г.Предпринимательство: учеб. пособие. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2004.

  4. Предпринимательство в Мурманской области: сб. нормативных док. и справ. материалов / Департамент экон. развития Мурм. обл., Северная торгово-промышленная палата. - Мурманск, 2004.

  5. Шегельман И. Р. Словарь предпринимателя / Шегельман И. Р. ; М-во образования и науки РФ. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009 – 2011 годы.

  2. Крутик А. Б. Основы предпринимательской деятельности : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2008.

  3. Лысаковская Е.В. Формирование государственной политики поддержки мелких и средних предприятий в Российской Федерации // Экономика образования. - 2006. - №1. - С. 126 - 134.

  4. Семерькова М.М. Предпринимательские риски: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Астерион, 2005.

  5. Фишман Б. Азбука предпринимательской деятельности // Народное образование. - 2005. - №10. - С. 159 - 173.



Практическое занятие №7 (6 часов)

Тема: Формирование профессиональной карьеры молодежи

План:

  1. Место карьеры в профессиональном самоопределении молодежи.

  2. Понятие «карьера», типы и этапы карьеры.

  3. Основные варианты планирования карьеры.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какое место занимает карьера в ценностных ориентациях молодежи, в профессиональном самоопределении?

  2. Определите сущность понятия «карьера», ее типы и этапы.

  3. Охарактеризуйте основные варианты планирования молодежью своей карьеры.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определения основным понятиям темы.

  2. Назовите психологические предпосылки карьерного роста (статья О.О. Богатырева).

  3. На основе изучения статей О.Ф. Дьячковой и А. Крицкого определите возможности школы в планировании карьеры молодежи.


Основная литература:

  1. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 92-98.

  2. Дементий Л.И. Формирование ценностей и карьерных ориентаций у будущих специалистов в учебно-профессиональной деятельности // Психология в вузе. - 2008. - № 3. - С. 26-37.

  3. Петрушин В. И. Психология карьеры. - М.: Академический Проект, 2004.

  4. Серегина И.И. Профессиональная карьера // СОЦИС. - 1999. - № 4. - С. 78-81.

  5. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-153.



Дополнительная литература:

  1. Думчене А., Даукилас С., Якушовайте И., Раманаускене И. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 126-129.

  2. Дьячкова О.Ф. Классный час «Роль самовоспитания при планировании карьеры»: профориентация // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15-21.

  3. Дьячкова О.Ф. Классный час «Что может помочь в планировании карьеры»: профориентация / Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 21-26.

  4. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование . - 2009. - № 1. - С. 207-213.

  5. Кудакин В.В. Дополнительное образование как фактор карьерного роста современной молодежи // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 73-76.

  6. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // СОЦИС. - 2010. - № 11. - С. 93-104.



Практическое занятие №8 (6 часов)

Тема: Технологии подготовки молодежи к эффективному функционированию на рынке труда

План:

  1. Организация самостоятельного поиска работы и трудоустройства.

  2. Источники информации о профессиях и вакансиях.

  3. Оформление на работу.

  4. Особенности коммуникаций на новом рабочем месте.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите основные пути самостоятельного поиска работы и трудоустройства.

  2. Перечислите источники информации о профессиях и вакансиях.

  3. Каковы особенности оформления на работу?

  4. В чем специфика периода адаптации молодого специалиста на новом рабочем месте?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите из статьи Е. Ильясова основные способы устройства на работу (Илясов Е. Как устроиться на работу // Вестник молодежной политики. - 2004. - № 4. - С. 26-29.).

  2. Составьте собственное резюме для устройства на предполагаемую работу.


Основная литература:

  1. Еремкин А.И., Худяков В.А., Савенкова Ю.С., Петренко В.О.
    Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 2. - С. 45-49.

  2. Илясов Е. Как устроиться на работу // Вестник молодежной политики. - 2004. - № 4. - С. 26-29.

  3. Морозова Е.Ю. Цель - экономическая самостоятельность: [поиск работы] // Вестник молодежной политики. - 2004. - № 5/6. - С. 19 - 25.


Дополнительная литература:

  1. Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке труда крупного города // СОЦИС. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

  2. Нестерова Н. В.Кейс-технология в работе с молодыми специалистами // Методист. - 2010. - № 5. - С. 51-53.

  3. Пьянкова Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста // Высшее образование в России . - 2007. - № 12. - С. 110-114.

  4. Цылев В.Р. Роль вторичной занятости в профессиональном становлении студентов (на примере г. Мурманска) // Социология образования. - 2010. - № 2. - С. 42-57.

  5. Шишигина Т.Р. Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 111-119.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

(основная)

  1. Глуханюк Н.С. Психология безработицы :введение в проблему: учеб. пособие / Глуханюк Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., доп. - М., 2003.

  2. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. – М., 2005.

  3. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004.

  4. Петрушин В. И. Психология карьеры. - М.: Академический Проект, 2004.

  5. Предпринимательство в Мурманской области: сб. нормативных док. и справ. материалов / Департамент экон. развития Мурм. обл., Северная торгово-промышленная палата. - Мурманск, 2004.

  6. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения - М.; Воронеж : МОДЭК, 2003.

  7. Пряжников Н. С.Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М. : Академия, 2008.

  8. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.

  9. Социальная работа с молодежью: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2009.

  10. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Рекомендуемая литература

(дополнительная).

  1. Агранович М. Молодежь в современной России : положение, потенциал, тенденции // Вестник молодежной политики. - 2005. - №11(3). - С. 8 - 14.

  2. Анкеты по профориентации для старшеклассников / Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Максимюк Н. В., Просихина О. Ю. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-58.

  3. Барсукова С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // СОЦИС. - 2003.-№7(231). - С.3-15.

  4. Батуренко С. А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология . - 2010. - № 2. - С. 91-99.

  5. Блинов А. О. Малое предпринимательство в современной России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №2. - C. 69 - 75.

  6. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 92-98.

  7. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // СОЦИС. - 2005. - №4.. - С.136-139.

  8. Бутковская С.А. О взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Высшее образование сегодня. - 2007. - №4. - С. 53 - 55.

  9. Быков В. Экономические предпосылки предпринимательской подготовки подростков и молодежи // Народное образование. - 2001. -№ 10. - С.202-204.

  10. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. - 2008. - № 8. - С. 106-115.

  11. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // СОЦИС. - 2006. - №4. - С. 99 - 105.

  12. Герасимова Т. Подростковая занятость в России // Социальная работа. - 2005. - №2. - С. 30 - 35 .

  13. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. - 2006.. - № 1. - С. 122-143.

  14. Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. - 2010. - № 12. - С. 64-71.

  15. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США // Педагогика. - 2005. - №9. - С.65-72.

  16. Дементий Л.И. Формирование ценностей и карьерных ориентаций у будущих специалистов в учебно-профессиональной деятельности // Психология в вузе. - 2008. - № 3. - С. 26-37.

  17. Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009 – 2011 годы.

  18. Думчене А., Даукилас С., Якушовайте И., Раманаускене И. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 126-129.

  19. Дьячкова О.Ф. Классный час «Роль самовоспитания при планировании карьеры»: профориентация // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15-21.

  20. Дьячкова О.Ф. Классный час «Что может помочь в планировании карьеры»: профориентация / Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 21-26.

  21. Еремкин А.И., Худяков В.А., Савенкова Ю.С., Петренко В.О.
    Система содействия трудоустройству выпускников вуза в современных условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 2. - С. 45-49.

  22. Жидкова Е. М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социс. - 2005.- №3. - С.52-62.

  23. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 63-69.

  24. Игнатович И.И. Социально-психологические проблемы профессионального самоопределения в ранней юности // Наука и образование . - 2008. - № 9. - С. 119-120.

  25. Илясов Е. Как устроиться на работу // Вестник молодежной политики. - 2004. - № 4. - С. 26-29.

  26. Истомина С. В. К вопросу о профессиональном самоопределении старшеклассников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 1. - С. 35-38.

  27. Криволапова Н.А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование . - 2010. - № 5. - С. 170-176.

  28. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников // Народное образование . - 2009. - № 1. - С. 207-213.

  29. Крутик А. Б. Основы предпринимательской деятельности : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2008.

  30. Кудакин В.В. Дополнительное образование как фактор карьерного роста современной молодежи // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 73-76.

  31. Лапуста М. Г.Предпринимательство: учеб. пособие. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2004.

  32. Лысаковская Е.В. Формирование государственной политики поддержки мелких и средних предприятий в Российской Федерации // Экономика образования. - 2006. - №1. - С. 126 - 134.

  33. Маркелов А. С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка // Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 332-341.

  34. Морозова Е.Ю. Цель - экономическая самостоятельность: [поиск работы] // Вестник молодежной политики. - 2004. - № 5/6. - С. 19 - 25.

  35. Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке труда крупного города // СОЦИС. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

  36. Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке труда крупного города // СОЦИС. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

  37. Нестерова Н. В.Кейс-технология в работе с молодыми специалистами // Методист. - 2010. - № 5. - С. 51-53.

  38. Основы профориентологии: учеб. пособие / Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. - М. : Академия, 2009.

  39. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи // СОЦИС. - 2010. - № 9. - С. 126-129.

  40. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

  41. Пьянкова Е. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста // Высшее образование в России . - 2007. - № 12. - С. 110-114.

  42. Решетникова М.И. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 4. - С. 71-73.

  43. Родичева Е.П. Профориентация подростков с ограниченными возможностями: [Мурманская область] // Социальная работа. - 2008. - № 3. - С. 40-41.

  44. Рубцова Н. Е. Экзистенциальный и духовный смыслы профессионального самоопределения // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 125-142.

  45. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.

  46. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 81-93.

  47. Семерькова М.М. Предпринимательские риски: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Астерион, 2005.

  48. Серегина И.И. Профессиональная карьера // СОЦИС. - 1999. - № 4. - С. 78-81.

  49. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов // Инновации в образовании. - 2006. - №2. - С. 108 - 118.

  50. Тоистева О.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование . - 2010. - № 1. - С. 257-259.

  51. Удальцова М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // СОЦИС. - 2005.- №7. - С.43-52.

  52. Фишман Б. Азбука предпринимательской деятельности // Народное образование. - 2005. - №10. - С. 159 - 173.

  53. Хагуров Т.А. Учащаяся молодежь в кризисном обществе // СОЦИС. - 2010. - № 11. - С. 93-104.

  54. Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-153.

  55. Ховрин А. Ю. Молодежь как фактор национальной безопасности России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 154-163.

  56. Холостова Е.И. Социальная работа : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец."Соц. работа" / Холостова Е. И. - Изд. 3-е. - М. : Дашков и К, 2006.

  57. Цылев В.Р. Роль вторичной занятости в профессиональном становлении студентов (на примере г. Мурманска) // Социология образования. - 2010. - № 2. - С. 42-57.

  58. Шегельман И. Р. Словарь предпринимателя / Шегельман И. Р. ; М-во образования и науки РФ. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004.

  59. Шишигина Т.Р. Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 111-119.

  60. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию // Народное образование . - 2006. - №5. - С. 163 - 170.



Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- оборудованные аудитории;

- стенды;

- схемы;


- сравнительные таблицы.

Примерные зачетные тестовые задания:

  1. Молодежь – это часть населения в возрасте:

а) от 14 до 30 лет;

б) от 18 до 30 лет;

в) от 15 до 25 лет.


  1. Деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход называется:

а) работа;

б) трудовая деятельность;

в) занятость.


  1. Разработка инвестиционных программ занятости населения, использование рычагов налогово-кредитного регулирования, относится к:

а) экономическим формам защиты безработных;

б) организационным мерам социальной защиты безработных;

в) правовым формам защиты безработных.


  1. ФЗ «О занятости населения в РФ» был принят в:

а) 1989 г.;

б) 1991 г.;

в) 1995 г.


  1. Общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу:

а) социально-полезные работы;

б) общественные работы;

в) общественно-полезные работы.


  1. Безработица среди уволившихся по собственному желанию, носящая временный, непродолжительный характер, это -

а) сезонная безработица;

б) структурная безработица;

в) фрикционная безработица;

г)циклическая безработица.




  1. Целевое выделение части вакантных рабочих мест для замещения представителями групп населения, слабозащищенных с точки зрения рынка труда, носит название:

а) конъюктирование;

б) компенсирование;

в) квотирование.


  1. Оказание помощи молодому человеку в выборе профессии в соответствии с его желаниями и возможностями, способствующими принятию осознанного решения о выборе профессионального пути, является сущностью:

а) профессиональной ориентации;

б) профессионального подбора;

в) профессиональной консультации;

г)профессионального отбора.




  1. К профориентационным методам не относятся:

а) информационно-справочные;

б)методы профессиональной психодиагностики ;

в)методы социально-экономической поддержки;

г)методы морально-эмоциональной поддержки клиентов.




  1. Поступательное продвижение личности в определенной сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения представляет собой формирование:

а)деловой карьеры;

б)трудовой карьеры;

в)личной карьеры.


  1. Лицо, намеренное найти новое постоянное место работы при потере прежнего или изменить место работы в том случае, если оно по каким-либо причинам его не устраивает, является:

а)безработный;

б)ищущий работу;

в)занятый поисками работы.


  1. Индивидуальная способность человека к труду, которой обладает личность человека и которая пускается им в ход в процессе целенаправленной трудовой деятельности – это:

а)человеческий капитал;

б)рабочая сила;

в)человеческий ресурс.


  1. К технологиям деятельности службы занятости относятся:

а)первичная регистрация безработных граждан;

б)регистрация в целях поиска подходящей работы;

в)регистрация граждан в качестве безработных;

г)перерегистрация безработных граждан;

д)снятие граждан с регистрационного учета по безработице;

е)все вышеперечисленное.




  1. Любая оплачиваемая работа, в том числе, временного характера, может считаться подходящей для:

а)всех безработных;

б)впервые ищущих работу;

в)отказавшихся повысить свою квалификацию или пройти переподготовку.


  1. К видам собеседования при устройстве на работу не относится:

а)отсеивающее;

б)отборочное;

в)групповое;

г)серийное;



д)свободное.

Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Понятие экономической активности.

  2. Рынок труда и его характеристики.

  3. Положение молодежи на рынке труда.

  4. Проблема молодежной безработицы.

  5. Дискриминация молодежи на рынке труда.

  6. Перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.

  7. Правовые основания признания молодых граждан безработными.

  8. Регистрация безработных в территориальных органах службы занятости населения.

  9. Подходящая работа и ее критерии.

  10. Гарантии государства в области занятости молодежи.

  11. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.

  12. Оплачиваемые общественные работы.

  13. Участие работодателей в обеспечении занятости молодежи.

  14. Содействие профессиональной подготовке и трудовой занятости молодежи.

  15. Соотношение понятий «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «профессиональный выбор» и «карьера».

  16. Концептуальные уровни помощи молодому человеку в профессиональном и личностном самоопределении.

  17. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.

  18. Приоритеты профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

  19. Условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.

  20. Профориентация в культурно-историческом контексте.

  21. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.

  22. Методы и формы профориентационной работы с молодежью.

  23. Основы организации и планирования профориентационной работы.

  24. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности.

  25. Нормативно-правовые аспекты молодежного предпринимательства.

  26. Система содействия молодежному предпринимательству.

  27. Место карьеры в профессиональном самоопределении молодежи.

  28. Понятие «карьера», типы и этапы карьеры.

  29. Основные варианты планирования карьеры молодежью.

  30. Организация самостоятельного поиска работы и трудоустройства.

  31. Источники информации о профессиях и вакансиях.

  32. Оформление на работу, особенности коммуникаций на новом рабочем месте.



Примерная тематика рефератов


  1. Экономическая активность молодежи в современных российских условиях.

  2. Рынок труда и его характеристики.

  3. Положение молодежи на рынке труда.

  4. Проблема молодежной безработицы.

  5. Дискриминация молодежи на рынке труда.

  6. Перспективы изменения ситуации неравновесия на молодежном рынке труда России.

  7. Правовые основы работы с безработной молодежью.

  8. Регистрация безработных в территориальных органах службы занятости населения.

  9. Подходящая работа и ее критерии.

  10. Гарантии государства в области занятости молодежи.

  11. Технологии деятельности службы занятости с безработной молодежью.

  12. Участие работодателей в обеспечении занятости молодежи.

  13. Содействие профессиональной подготовке и трудовой занятости молодежи.

  14. Проблема профессионального и личностного самоопределения молодежи.

  15. Специфика профориентационной работы с молодежью в современных условиях.

  16. Условия повышения профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении.

  17. Профориентация в культурно-историческом контексте.

  18. Сущность психолого-педагогического сопровождения молодежи в выборе профессии.

  19. Методы и формы профориентационной работы с молодежью.

  20. Основы организации и планирования профориентационной работы с молодежью.

  21. Проблемы молодежи в сфере предпринимательской деятельности.

  22. Нормативно-правовые аспекты молодежного предпринимательства.

  23. Система содействия молодежному предпринимательству.

  24. Место карьеры в профессиональном самоопределении молодежи.

  25. Планирование карьеры молодежью.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница