Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теории и технологии музыкального воспитания»



Скачать 122.74 Kb.
Дата30.04.2016
Размер122.74 Kb.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Теории и технологии музыкального воспитания»

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих воспитателей, овладение ими теорией и педагогической технологией музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики музыкального воспитания дошкольников в общей системе формирования профессиональной культуры воспитателя;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры дошкольников;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения музыкальных занятий в детском дошкольном учреждении;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития дошкольников.

Изучение теории и методики музыкального воспитания позволяет студентам овладеть:

знаниями:

  • педагогического целеполагания в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального воспитания дошкольников;

умениями:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития дошкольников;

  • разрабатывать конспекты музыкальных занятий и праздников в условиях детского сада;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность дошкольников.


Тематическое содержание разделов дисциплины
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания. Музыка и ее коррекционно-развивающее значение.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию детей.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Концепция музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

4. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

4.1. Методика развития музыкально-эстетического сознания и музыкальных способностей детей.

4.2. Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

4.3. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

4.4. Музыка в повседневной жизни детского сада.

4.5. Музыкальное воспитание в семье.



4.6. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. – М., 1976

  2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  3. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  4. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  5. Алфеевская Г.С. Учебное пособие по анализу музыкальных произведений: руководство к написанию курсовой работы. – М.,1992.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  7. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.

  8. Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5.

  9. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  10. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  11. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  12. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  13. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  14. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  15. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  16. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  17. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  18. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

  19. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.

  20. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М., 1984.

  21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  22. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  23. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

  24. Зебряк Т.А. Пословица — всем делам помощница. – М., 1996.

  25. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  26. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  27. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  28. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  29. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  30. Масленкова Л. О ритмическом воспитании// Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  31. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  32. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989.

  33. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966.

  34. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  35. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

  36. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  37. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  38. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  40. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

  41. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

  42. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  43. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

  44. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

  45. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

  46. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А.Баренбойм. – Л., 1980.

  47. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

  48. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  49. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

  50. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  51. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  52. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб, 1997.

  53. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  54. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  55. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.


Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Бабаджан ТС. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

  3. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  4. Батурина Г.И.. Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников—М., 1995.

  5. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  6. Бобровский В.П. Циклические формы // Книга о музыке. Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  7. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  8. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980

  9. Вайвфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание. — 1998.

  10. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991

  11. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  12. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  13. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  14. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  15. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада. – М., 1972

  16. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  17. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  18. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – М., 1973.

  19. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

  21. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Музыка в школе. – 2001. - № 3.

  22. Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

  23. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  24. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  25. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.

  26. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  27. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. – Л.,1980. – Вып.2

  28. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  29. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  30. Музыкальная эстетика стран Востока. – М., 1967.

  31. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

  32. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970

  33. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  34. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  35. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

  36. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  37. Ромм Р.Р. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие. – М., 1994

  38. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.

  39. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  40. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.

  41. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

  42. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

  43. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зянкч Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.

  44. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  45. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1985.

  46. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  • http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru


Интернет-ресурсы:

  • Библиотека Максима Мошкова.http://Психология://lib.ru

  • Фундаментальная электронная библиотека (ИМЛИ РАН).http://www.feb-web.ru

  • Электронная библиотека ImWerden.http://imwerden.de/

  • Издательство «Планетариум». http://www.cnso.ru/


Информационные ресурсы по музыке:

  • http://intoclassics.net/

  • http://classic.chubrik.ru/

  • www.forumclassic.ru

  • http://www.world-art.ru/


Содержательный компонент теоретического материала

Вопросы для самоконтроля
Тема 1. Методологические основы музыкального воспитания.

  1. Какова ведущая цель музыкального воспитания детей дошкольного возраста?

  2. Раскройте структуру музыкально-эстетической культуры личности.

  3. Докажите взаимозависимость компонентов музыкально-эстетической культуры.

  4. В чем проявляются творческие аспекты музыкально-эстетической культуры личности?

  5. Раскройте значение рефлексии в музыкальной деятельности.

  6. Каким образом проявляется диалектика психической и двигательной сфер в становлении музыкально-эстетического сознания?

  7. Определите различия в осуществлении начальной, текущей и обобщающей музыкально-педагогической диагностики.

  8. Какие методологические подходы ориентируют музыкально-воспитательную деятельность?

  9. Какие гуманистические ориентации определяют музыкально-педагогические воздействия воспитателя?

  10. Назовите компоненты музыкально-воспитательного процесса, выступающие в качестве объектов герменевтического анализа.

  11. Перечислите основные идеи культуросообразного музыкального воспитания.

  12. Раскройте содержание системного подхода к анализу музыкально-педагогических явлений.

Тема 2. Теория музыки.

  1. Опишите основные свойства музыкального звука.

  2. Перечислите основные элементы нотного письма.

  3. Дайте определение метроритму.

  4. Назовите характерные черты музыкального стиля барокко.

  5. Назовите выдающихся представителей музыкального классицизма.

  6. Сделайте сравнительный анализ музыкальных стилей рококо и реализм.

  7. Какие факторы обусловили классификацию жанров.

  8. Охарактеризуйте структуру сонатной формы.

  9. Назовите основные типы полифонического изложения.

  10. Перечислите сущностные признаки музыкального исполнительства.

  11. Какие тембры женских и мужских певческих голосов участвуют в составе хора?

  12. Назовите группы музыкальных инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

Тема 3. История и теория музыкального воспитания.

  1. Раскройте содержание античной системы музыкально-эстетического воспитания.

  2. Опишите различия в целеполагании музыкального воспитания Средневековья и Возрождения.

  3. Назовите выдающихся деятелей ХХ века в области музыкального образования и воспитания.

  4. Перечислите основные требования к музыкальному репертуару для детского сада.

  5. Какие результаты должны характеризовать эффективность музыкальных занятий в детском саду?

  6. Охарактеризуйте специфику реализации общедидактических принципов в музыкально-воспитательном процессе.

  7. Перечислите принципы педагогики музыкально-эстетического воспитания.

  8. Опишите структуру профессиональной культуры воспитателя.

  9. Наличие каких компетенций характеризует высокопрофессиональную компетентность воспитателя?

  10. Перечислите основные педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

Тема 4. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Раскройте содержание музыкально-эстетического сознания ребенка.

  2. Наличие каких способностей свидетельствует о наличие музыкальности ребенка?

  3. Перечислите основные методы развития музыкального слуха, чувство ритма и музыкального мышления дошкольника.

  4. Назовите ведущие виды музыкальной деятельности дошкольников.

  5. В чем состоит различие между восприятием музыки и музыкальным восприятием?

  6. Каким образом решается проблема тренировочных действий в процессе развития музыкально-исполнительских умений и навыков детей?

  7. Какие методы способствуют детскому музыкальному творчеству?

  8. Опишите целеполагание и методику индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

  9. Перечислите основные типы музыкальных занятий.

  10. Раскройте специфику различных видов фронтальных занятий.

  11. Опишите взаимосвязь музыки и физкультуры, музыки и развлечения, музыки и праздника в повседневной жизни детского сада.

  12. Охарактеризуйте возможности привлечения детей к различным видам музыкальной деятельности в условиях семейного воспитания.

  13. Назовите основные педагогические методы в семейном музыкальном воспитании.

  14. Опишите роль заведующего и старшего воспитателя в деле музыкального воспитания дошкольников.

  15. Перечислите критерии оценки музыкальной деятельности детей и музыкально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

  16. Раскройте содержание общепедагогических функций музыкального руководителя и воспитателя.

  17. Выполнение каких общетрудовых функций характеризуют профессиональную деятельность музыкального руководителя и воспитателя?





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница