Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»



Скачать 138.51 Kb.
Дата01.05.2016
Размер138.51 Kb.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической технологией музыкального воспитания детей в условиях начальной школы.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики музыкального воспитания младших школьников в общей системе формирования профессиональной культуры учителя начальной школы;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей младшего школьного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры учащихся;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий в начальной школе;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития младших школьников.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • педагогическое целеполагание в области музыкального воспитания младших школьников;

  • теоретические основы музыкального искусства:

  • теорию и историю педагогики музыкального воспитания;

  • организационные формы, методы и средства музыкального воспитания младших школьников.

2) Уметь:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития младших школьников;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития учащихся;

  • разрабатывать конспекты уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность младших школьников.

3) Владеть:

  • навыками организации культурно-просветительской работы по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию детей дошкольного возраста.


Тематическое содержание разделов дисциплины
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Теория музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания младших школьников.

4. Методика музыкального воспитания младших школьников.

4.1. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

4.2. Урок музыки как основная форма музыкального воспитания младших школьников.

4.3. Виды и особенности музыкальной деятельности детей в начальной школе.

4.4. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

4.5. Планирование уроков музыки.



4.6. Музыкально-педагогическая диагностика в начальной школе.
Целеполагание музыкального воспитания (2 ч.).

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите роль курса «Теории и методики музыкального воспитания» в профессионально-педагогической подготовке учителя начальной школы.

  2. Каковы ведущие принципы теории и методики музыкального воспитания?

  3. Раскройте характерные особенности категориального аппарата дисциплины.

  4. Определите место теории и методики музыкального воспитания в структуре педагогической теории и практики.

  5. Назовите основные цели музыкального воспитания младших школьников.

  6. Перечислите общие задачи урока музыки в начальной школе.


Рекомендуемая литература.
Основная

  1. «А мы просо сеяли»: Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста / Сост. М.Медведева. – М., 1981.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  3. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. – М., 1989.

  4. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. – М., 1976

  5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

  7. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  8. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  10. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

  11. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

  12. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  13. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  14. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  15. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  16. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  17. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  18. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  19. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  20. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  22. Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 12.

  23. Горюнова Л.В. Пение как состояние души // Искусство в школе. – 1994. - № 2.

  24. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  25. Гродзенская Н. Слушание музыки // Методические рекомендации к урокам в общеобразовательной школе. — М., 1971.

  26. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 15. — М., 1982.

  27. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1998.

  28. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  29. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989.

  30. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1-3 классы. – М., 1980.

  31. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: Книжка о музыке. – М., 1976.

  32. Кодобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // Музыка в школе. – 1984. - № 2.

  33. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  34. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  35. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002.

  36. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  37. Лифиц И. Ритмика. — М., 1999.

  38. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

  39. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  40. Масленкова Л. О ритмическом воспитании// Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  41. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  42. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б.Кабалевского. – М., 1980.

  43. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966.

  44. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  45. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

  46. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  47. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  48. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  49. Нечаева О.С. Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников. – Серпухов, 1996.

  50. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  51. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  52. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

  53. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  54. Родина Е.М. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М., 1997.

  55. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

  56. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А.Баренбойм. – Л., 1980.

  57. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

  58. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  59. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

  60. Струве Г.А. Школьный хор. – М., 1981.

  61. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  62. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В.Школяр и др. – М., 1998.

  63. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  64. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб, 1997.

  65. Туманян Е. Оркестр, внимание! — М., 1986.

  66. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  67. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  68. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.

  69. Черноиваненко И.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности // Музыкальное воспитание в школе. — Вып. 14. — М., 1979.


Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  4. Бобровский В.П. Циклические формы // Книга о музыке. Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  5. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  6. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980

  7. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991

  8. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  9. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  10. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.. 1997.

  11. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  12. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  13. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада. – М., 1972

  14. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  15. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  16. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – М., 1973.

  17. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  18. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Музыка в школе. – 2001. - № 3.

  19. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  20. Лаптев И. Оркестр в классе. — М., 1994. — Вып. 3.

  21. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  22. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.

  23. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  24. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. –Л.,1980. – Вып.2

  25. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  26. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  27. Музыкальная эстетика стран Востока. – М., 1967.

  28. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

  29. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений / Искусство в школе. – 1991. - № 3.

  30. Неменский Б.М. Распахни окно. – М., 1974.

  31. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970

  32. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  33. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  34. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  35. Ромм Р.Р. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие. – М., 1994

  36. Румер М.А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апрак­сина. — М., 1990.

  37. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

  38. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.

  39. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М., 1993.

  40. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. – 1996. - № 1.

  41. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  42. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.

  43. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. - Мурманск, 2005.

  44. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

  45. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

  46. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  47. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

  48. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М., 1986.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  • http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru


Интернет-ресурсы:

  • Библиотека Максима Мошкова.http://Психология://lib.ru

  • Фундаментальная электронная библиотека (ИМЛИ РАН).http://www.feb-web.ru

  • Электронная библиотека ImWerden.http://imwerden.de/

  • Издательство «Планетариум». http://www.cnso.ru/


Информационные ресурсы по музыке:

  • http://intoclassics.net/

  • http://classic.chubrik.ru/

  • www.forumclassic.ru

  • http://www.world-art.ru/


Содержательный компонент теоретического материала

Вопросы для самоконтроля
1. Методологические основы музыкального воспитания.

  1. Какова ведущая цель музыкального воспитания детей младшего школьного возраста?

  2. Раскройте структуру музыкально-эстетической культуры личности.

  3. Докажите взаимозависимость компонентов музыкально-эстетической культуры.

  4. В чем проявляются творческие аспекты музыкально-эстетической культуры личности?

  5. Раскройте значение рефлексии в музыкальной деятельности.

  6. Каким образом проявляется диалектика психической и двигательной сфер в становлении музыкально-эстетического сознания?

  7. Определите различия в осуществлении начальной, текущей и обобщающей музыкально-педагогической диагностики.

  8. Какие методологические подходы ориентируют музыкально-воспитательную деятельность?

  9. Какие гуманистические ориентации определяют музыкально-педагогические воздействия учителя начальной школы?

  10. Назовите компоненты музыкально-воспитательного процесса, выступающие в качестве объектов герменевтического анализа.

  11. Перечислите основные идеи культуросообразного музыкального воспитания.

  12. Раскройте содержание системного подхода к анализу музыкально-педагогических явлений.

2. Теория музыки.

  1. Опишите основные свойства музыкального звука.

  2. Перечислите основные элементы нотного письма.

  3. Дайте определение метроритму.

  4. Назовите характерные черты музыкального стиля барокко.

  5. Назовите выдающихся представителей музыкального классицизма.

  6. Сделайте сравнительный анализ музыкальных стилей рококо и реализм.

  7. Какие факторы обусловили классификацию жанров.

  8. Охарактеризуйте структуру сонатной формы.

  9. Назовите основные типы полифонического изложения.

  10. Перечислите сущностные признаки музыкального исполнительства.

  11. Какие тембры женских и мужских певческих голосов участвуют в составе хора?

  12. Назовите группы музыкальных инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

3. История и теория музыкального воспитания.

  1. Раскройте содержание античной системы музыкально-эстетического воспитания.

  2. Опишите различия в целеполагании музыкального воспитания Средневековья и Возрождения.

  3. Назовите выдающихся деятелей ХХ века в области музыкального образования и воспитания.

  4. Перечислите основные требования к программированию музыкального репертуара для начальной школы.

  5. Какие результаты должны характеризовать эффективность уроков музыки в начальной школе?

  6. Охарактеризуйте специфику реализации общедидактических принципов в музыкально-воспитательном процессе.

  7. Перечислите принципы педагогики музыкально-эстетического воспитания.

  8. Опишите структуру профессиональной культуры учителя начальной школы.

  9. Наличие каких компетенций характеризует высокопрофессиональную компетентность учителя?

  10. Перечислите основные педагогические условия музыкального воспитания младших школьников.

4. Методика музыкального воспитания детей младших школьного возраста.

  1. Перечислите основные методы развития музыкального слуха, чувство ритма и музыкального мышления младшего школьника.

  2. Назовите ведущие виды музыкальной деятельности учащихся в начальной школе.

  3. В чем состоит различие между восприятием музыки и музыкальным восприятием?

  4. Какие требования регулируют программирование музыкального репертуара для начальной школы?

  5. Перечислите основные преимущества хорового пения как вида музыкальной деятельности младшего школьника.

  6. Назовите основные вокально-хоровые навыки.

  7. Какие основные правила орфоэпии, применяемой в пении?

  8. В чем суть охраны и гигиены детского голоса?

  9. Что такое певческая установка, певческая опора и цепное дыхание?

  10. Перечислите основные принципы расположения учащихся в детском хоре.

  11. Раскройте содержание образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе приобщения младших школьников к музыкально-ритмическим движениям.

  12. Какова «сверхзадача» для преподавателя, обучающего младших школьников игре на музыкальном инструменте?

  13. Каким образом решается проблема тренировочных действий в процессе развития музыкально-исполнительских умений и навыков детей младшего школьного возраста?

  14. Опишите специфику занятий младшими школьниками музыкальной ритмикой во внеурочное время

  15. Какие методы способствуют детскому музыкальному творчеству?

  16. Перечислите виды музыкально-театральной деятельности младших школьников во внеурочное время.

  17. Каким, на ваш взгляд, должен быть руководитель детского фольклорного ансамбля?

  18. В чем заключается смысл этапов проектирования и прогнозирования в под­готовке к уроку учителя музыки.

  19. Опишите целеполагание и методику индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию младших школьников.

  20. Перечислите критерии оценки музыкальной деятельности младших школьников.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница