Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика социальной работы»



Скачать 296.45 Kb.
Дата27.04.2016
Размер296.45 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Теория и практика социальной работы»

для студентов специальности 040201.65 Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Теория и практика социальной работы» - сформировать у студентов устойчивое представление о содержании социальной работы, ее формах и методах.

Основные задачи курса «Теория и практика социальной работы»:

  • Изучить методологические основы социальной работы;

  • Познакомиться с основными направлениями государственной политики в области обеспечения социальной защиты населения;

  • Познакомиться с перспективами развития теории социальной работы;

Дисциплина «Теории практика социальной работы» является одной из специальных дисциплин наряду с такими, как: «Психология», «Общая педагогика» и пр.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:



  • основные научные подходы к социальной работе; типологию теорий и модели социальной работы, технологии социальной работы во всех сферах человеческой жизнедеятельности

Студенты должны уметь:

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эфф работника, о современном состоянии и тенденциях развития системы социальной защиты населения.



Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени


п/п



Наименование темы

Количество часов




ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1

Раздел I. Методологические основы социальной работы

30

12

18

50

2

Тема 1. Социальная работа как социально-профессиональный феномен

4

2

2

5

3

Тема 2. Теория социальной работы в структуре социальных наук

4

2

2

5

4

Тема 3. Научные концепции социальной работы

6

2

4

5

5

Тема 4. Сущность и структура социальной работы

6

2

4

5

6

Тема 5. Технологии социальной работы

6

2

4

5

7

Тема 6. Профессиональная компетентность в практике социальной работы

6

2

4

5

8

Раздел II. Государственная социальная политика в области обеспечения социальной защиты населения

12

4

8

5

9

Тема 7. Социальная политика и социальная защита населения

6

2

4

5

10

Тема 8. Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения

6

2

4

5

11

Раздел III. Перспективы развития теории социальной работы

8

4

4

5

12

Тема 9. Проблема эффективности социальной работы

4

2

2

5

13

Тема 10. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке

4

2

2

5




Всего:

50

20

30

50

Содержание практических занятий
Практическое занятие № 1.

Тема: Социальная работа как социально-профессиональный феномен (2 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Социальные проблемы в России.

2. Социальная работа как профессиональный вид деятельности.

3. Истории становления социальной работы.


Литература:

Основная литература:

  1. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 127 с.

  2. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

  3. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Жуков В.И. Реформы в России: 1985 - 1995 гг. - М.: Союз, 1997.

  2. История социальной работы в России. Учебное пособие (Энциклопедия соц. образования) - М.: Союз, 1998

  3. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов (1993 - 1994 г.г.) - М. 1994.



Практическое занятие № 2.

Тема: Теория социальной работы в структуре социальных наук (2 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Науки о человеке, их классификация.

2. Науки об обществе. Их классификация.

3. Науки о взаимодействии человека и общества, их классификация.



Основная литература:

  1. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М., 1992.

  2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. / Под ред. Ш. Рамон. - М., 1997.

  3. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов.- М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Ярская В.Н. Философия социальной работы.-Саратов, 1994.



Практическое занятие № 3.

Тема: Научные концепции социальной работы (4 часа)
Вопросы для коллективного осуждения:

1.Теоретические модели социальной работы, их генезис.

2.Социально-ориентированные концепции социальной работы.

3.Психолого-ориентированные концепции социальной работы.

4.Психолого-ориентированные концепции социальной работы.

5. Комплексно-ориентированные концепции социальной работы.


Основная литература:

  1. Антология социальной работы. (Сост. М.В. Фирсов.) В 5 тт. – М., 1994

  2. Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/ Дону, 2000.


Дополнительная литература:

  1. Баркер Р. Словарь социальной работы. Пер. с англ. – М., 1993

  2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. – Барнаул, 1994.


Практическое занятие № 4.

Тема: Сущность и структура социальной работы (4 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Сущность и содержание социальной работы.

2.Цели и задачи социальной работы.

3.Объект и субъект социальной работы.

4.Функции социальной работы.

5.Уровни социальной работы.

6.Прогнозирование, проектирование, моделирование социальной работы.
Основная литература:


  1. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов.- М., 2002.

  2. Основы социальной работы: Учебник / Под ред.Н. Ф. Басова. М., 2004.

  3. Основы социальной работы./ Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2001.

  4. Словарь – справочник по социальной работе./ Под ред. Е.И.Холостова. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Баркер Р. Словарь социальной работы. Пер. с англ. – М., 1993

  2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. – Барнаул, 1994.

  3. Лифинцев Д. В. Социальная работа. Метод. рекомендации по изучению курса.- Калининград: Изд-во КГУ, 2003.


Практическое занятие № 5.

Тема: Технологии социальной работы (4 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Классификация методик.



2. Функциональные и частные методики.
Основная литература:

  1. Основы социальной работы: Учебник / Под ред.Н. Ф. Басова. М., 2004.

  2. Основы социальной работы./ Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2001.

  3. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Редкол.: В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, Е.И. Холостова. В 2 ч. – М., 1994.

  4. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов. - М., 1994/


Дополнительная литература:

  1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. – Барнаул, 1994.

  2. Словарь – справочник по социальной работе./ Под ред. С. А. Беличевой, П. В. Бобковой. – М., 1997.

  3. Словарь по социальной педагогике. / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.



Практическое занятие № 6.

Тема: Профессиональная компетентность в практике социальной работы (4 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблемы профессионализма социальной работы.

  2. Стадии профессионального воспитания и обучения.

  3. Профессиональная специфика социальной работы.

  4. Этические стандарты в социальной работе.

  5. Основные направления деятельности социальной работы.

  6. Коммуникативная деятельность социальной работы.


Основная литература:

  1. Леннеер - Аксельсон Б, Тюлефорс И., Психосоциальная помощь населению. - М., 1993

  2. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 127 с.

  3. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации./ Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  4. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов.- М., 2002.

  5. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов.- М., 2004.

  6. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. / Под ред. В. С. Кукушина.- М., 2004/

  7. Юнгхолм С.- Э. Гуманистические ценности социальной работы, 1995.

  8. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Галагузова М.А., Олиференко Л.Я., Штинова Г.Н. Социально-педагогическая поддержка.- М., 2000

  2. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов (1993 - 1994 г.г.) - М. 1994.

  3. Лутанский В.Д. Социальный педагог: проблемы теории и.общ. ред. В.И. Жукова, М.В. Фирсова. – М., Союз, 1998

  4. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993



Практическое занятие № 7.

Тема: Социальная политика и социальная защита населения (4 часа)

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определение социальной политики.

  2. Модели современной социальной политики.

  3. Государство как основной субъект социальной политики.

  4. Основные направления социальной политики в России.

  5. Правовое обеспечение социальной политики.

  6. Особенности региональной социальной политики.


Основная литература:

  1. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. / Под ред. Ш. Рамон. - М., 1997.

  2. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 127 с.

  3. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995

  4. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

  5. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. / Под ред. В. С. Кукушина.- М., 2004/

  6. Холостова Е.И. Социальная политика. – М., 2001.

  7. Юнгхолм С.- Э. Гуманистические ценности социальной работы, 1995.

  8. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Жуков В.И. Реформы в России: 1985 - 1995 гг. - М.: Союз, 1997.

  2. История социальной работы в России. Учебное пособие (Энциклопедия соц. образования) - М.: Союз, 1998

  3. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт – т 1,2. / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой.- М.: Тула, 1993

  4. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1990.

  5. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993

  6. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. / Отв. ред. А.С. Сорвина. – М., 1997.


Практическое занятие № 8.

Тема: Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения (4 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. История благотворительности в России.

  2. Институт шефства в СССР.

  3. Организационные формы общественных объединений.

  4. Классификация некоммерческих объединений.

  5. Нормативно-правовая база общественных объединений.

  6. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений.


Основная литература:

  1. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

  2. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

  3. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. / Под ред. В. С. Кукушина.- М., 2004/

  4. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. История социальной работы в России. Учебное пособие (Энциклопедия соц. образования) - М.: Союз, 1998

  2. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов (1993 - 1994 г.г.) - М. 1994.

  3. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт – т 1,2. / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой.- М.: Тула, 1993


Практическое занятие № 9.

Тема: Проблема эффективности социальной работы (2 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие эффективности и его составляющие.

  2. Классификация видов, методик определения эффективности.

  3. Механизмы повышения качества видов социальной работы.

Основная литература:

  1. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов.- М., 2002.

  2. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации./ Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  3. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов.- М., 2004.

  4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала.- М., 2004.


Дополнительная литература:

  1. Социальная работа: Словарь – справочник./ Под ред. В. И. Филоненко. – М., 1998.

  2. Словарь – справочник по социальной работе./ Под ред. С. А. Беличевой, П. В. Бобковой. – М., 1997.

  3. Словарь по социальной педагогике. / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.

  4. Справочное пособие по социальной работе. / Л. С. Алексеева и др.; Под ред. А. М. Панова. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.



Практическое занятие № 10.

Тема: Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке (2 часа)
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Интеграция мировой практики социальной работы.

  2. Проблема дифференциации национальных моделей социальной работы.

  3. Перспективы исследования социальной работы.

Основная литература:

  1. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

  2. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.


Дополнительная литература:

  1. История социальной работы в России. Учебное пособие (Энциклопедия соц. образования) - М.: Союз, 1998

  2. Кремнева Т.Л. Теоретико-методологический анализ развития социальной работы в англоязычных странах. - М.,2003

  3. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт – т 1,2. / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой.- М.: Тула, 1993



Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Антология социальной работы. (Сост. М.В. Фирсов.) В 5 тт. – М., 1994

  2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие. – М., 2006.

  3. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М., 1992.

  4. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. / Под ред. Ш. Рамон. - М., 1997.

  5. Леннеер - Аксельсон Б, Тюлефорс И., Психосоциальная помощь населению. - М., 1993

  6. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 127 с.

  7. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.

  8. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов.- М., 2002.

  9. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации./ Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  10. Основы социальной работы: Учебник / Под ред.Н. Ф. Басова. М., 2004.

  11. Основы социальной работы./ Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 2001.

  12. Принцип активизации в социальной работе./ Под ред. Ф.Парслоу. – М., 1997.

  13. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

  14. Словарь – справочник по социальной работе./ Под ред. Е.И.Холостова. – М., 2000.

  15. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. / Под ред. В. С. Кукушина.- М., 2004/

  16. Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/ Дону, 2000.

  17. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов.- М., 2004.

  18. Социальная работа: теория и организация. / Под ред. П. П. Украинец. Минск, 2005.

  19. Социальная работа: теория и практика./ Отв. ред. Е. И. Холостова. – М., 2001.

  20. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Редкол.: В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, Е.И. Холостова. В 2 ч. – М., 1994.

  21. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов. - М., 1994/

  22. Теория социальной работы./ Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 2001.

  23. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М., 2000.

  24. Фирсов М. В., Студенов Е. Г. Теория социальной работы.- М., 2001.

  25. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.

  26. Хатчинсон Г.С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности. Архангельск, 1999.

  27. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. – М., 2007.

  28. Холостова Е.И. Социальная политика. – М., 2001.

  29. Хухлина В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. – М., 2000.

  30. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала.- М., 2004.

  31. Энциклопедия социальной работы (пер. с англ.). В 3-х тт. – М., 1993.

  32. Юнгхолм С.- Э. Гуманистические ценности социальной работы, 1995.


Дополнительная литература:

  1. Баркер Р. Словарь социальной работы. Пер. с англ. – М., 1993

  2. Галагузова М.А., Олиференко Л.Я., Штинова Г.Н. Социально-педагогическая поддержка.- М., 2000

  3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теории и модели практики социальной работы. – Барнаул, 1994.

  4. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М., 1995.

  5. Жуков В.И. Реформы в России: 1985 - 1995 гг. - М.: Союз, 1997.

  6. История социальной работы в России. Учебное пособие (Энциклопедия соц. образования) - М.: Союз, 1998

  7. Кремнева Т.Л. Теоретико-методологический анализ развития социальной работы в англоязычных странах. - М.,2003

  8. Лифинцев Д. В. Социальная работа. Метод. рекомендации по изучению курса.- Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

  9. Лутанский В.Д. Социальный педагог: проблемы теории и.общ. ред. В.И. Жукова, М.В. Фирсова. – М., Союз, 1998

  10. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов (1993 - 1994 г.г.) - М. 1994.

  11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М. 1997.

  12. Социальная работа: Словарь – справочник./ Под ред. В. И. Филоненко. – М., 1998.

  13. Словарь – справочник по социальной работе./ Под ред. С. А. Беличевой, П. В. Бобковой. – М., 1997.

  14. Словарь по социальной педагогике. / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.

  15. Справочное пособие по социальной работе. / Л. С. Алексеева и др.; Под ред. А. М. Панова. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.

  16. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт – т 1,2. / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой.- М.: Тула, 1993

  17. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1990.

  18. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993

  19. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. / Отв. ред. А.С. Сорвина. – М., 1997.

  20. Ярская В.Н. Философия социальной работы.-Саратов, 1994.



Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень используемых технических средств


  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ;


Перечень используемых пособий
-
Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Интернет-ресурсы:

http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по социально-гуманитарным наукам);


http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию;


Примерные зачетные тестовые задания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»


Тестовые задания

Специальность 040201 – Социология дисциплина

Учебная дисциплина - ОПД.Ф 22 Социальная теория и практика социальной работы
Цель тестовых заданий: остаточный контроль
Тест

Вариант №1
Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным.
1.Объектом этики социальной работы является

а) профессиональная мораль специалиста

б) этический кодекс

в) этическое сознание специалиста




  1. Функции этики социальной работы

а) социальные, профессионально-практические, нравственно-гуманистические

б) организационная, регламентирующая, коммуникативная

в) социально-этические, социально-моральные, социально-правовые
3.Этикет в социальной работе – это

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы

б) требования к внешним формам поведения и общения

в) форма общественного сознания


4.Системы социальных служб бывают следующих видов:

а) ведомственная и межведомственная

б) международная и государственная

в) региональная и местная


5.Социальное обслуживание осуществляется на основании

а) жалобы

б) обращения

в) требования

г) наличия паспорта
6.Эмпатия – это

а) умение выслушать человека

б) состояния разобщенности, непонимание с клиентом

в) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания других людей

7.Умение анализировать свою деятельность, видеть ошибки, бесприсрастно оценивать - это

а) объективность

б) самокритичность

в) ответственность


8.Социальное обслуживание осуществляется социальными службами

а) бесплатно

б) за плату

в) бесплатно и за плату

г) компенсационно
9.Функции социального педагога для детей и подростков заключаются в

а) предоставлении временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях

б) предоставлении временного места пребывания или ночлега

в) предоставлении постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе


10.К категориям обслуживаемых лиц социальным приютом для детей и подростков относятся

а) граждане без определенного места жительства и занятий

б) дети-подростки от 4 до 18 лет, добровольно обратившиеся, заблудившиеся и пр.

в) инвалиды, родители , опекуны и попечители инвалидов


11.С какого возраста при усыновлении ребенка требуется учитывать его мнение

а) с 5 лет

б) с 10 лет

в) с 15 лет

г) с 18 лет
12. С какого возраста по общему правилу несовершеннолетние вправе вступать в трудовые отношения

а) с 14 лет

б) с 16 лет

в) с 18 лет

г) с 21 года
Ключи к тесту №1


        1. – а

        2. - б

        3. – б

        4. – а

        5. – б

        6. – в

        7. – б

        8. – а

        9. – б

        10. – б

        11. – б

        12. – б

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»
Тестовые задания

Специальность 040201 – Социология

Учебная дисциплина – ОПД. Ф 22 – Теория и практика социальной работы
Цель тестовых заданий: остаточный контроль
Тест

Вариант № 2
Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным


          1. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем

а) предоставления учреждениями в дневное время социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

б) предоставления, социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера

в) оказания помощи социальными службами в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах

г) повышения стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в сфере межличностного, семейного, родительского общения, помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений




  1. Предоставление социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, - это вид обслуживания, который называется

а) социальное обслуживание в стационарных учреждениях

б) социальное обслуживание на дому

в) учреждения социального обслуживания дневного пребывания

г) центр психолого-педагогической помощи населению




  1. Социальное обслуживание осуществляется на основании

а) жалобы

б) обращения

в) все ответы верны


  1. Какими видами оплачиваемой деятельности вправе заниматься государственный гражданский служащий

а) посреднический

б) предпринимательский

в) педагогический


  1. Основными принципами этики социальной работы являются

а) авторитет, эмпатия, совесть и др.

б) конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстность и др.

в) особенности, взгляды клиента и др.


  1. Теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей

а) аксиология

б) методология

в) психология


  1. Деонтология социальной работы – это

а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста

б) учение о должном поведении специалиста

в) совокупность требований к личностным качествам специалиста


  1. Какое из указанных пособий выплачивается с учетом районного коэффициента

а) пособие на погребение

б) пособие по безработице, исчисляемое из среднего заработка

в) выходное пособие

г) пособие по временной нетрудоспособности




  1. В каком размере выплачивается пособие по временной нетрудоспособности гражданам, имеющим непрерывный трудовой стаж 4 года

а) 60% от среднего заработка

б) 80% от среднего заработка

в) 100% от среднего заработка

г) в минимальном размере оплаты труда


10. Ребенок – это лицо в возрасте

а) до 10 лет

б) до 14 лет

в) до 16 лет

г) до 18 лет
11.Выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком отцу в случае, если он осуществлял уход за ним в период болезни

а) да


б) нет

в) по усмотрению работодателя

г) в этом случае пособие выплачивается матери
12.При оценке качества жизни, связанного со здоровьем, у пожилых лиц анализируется

а) повседневная деятельность

б) психическое и физическое здоровье

в) социальное и экономическое функционирование

г) деятельность социальных служб

Ключи к тесту №2



  1. 1– б

  2. 2 – а

  3. 3– а

  4. 4– а

  5. 5 – б

  6. 6 – а

  7. 7 – б

  8. 8 – а

  9. 9– а

  10. 10– б

  11. 11– а

  12. 12 - а


Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Актуальность проблем социальной работы в современных условиях России.

  2. Взаимодействие государственных структур и общественных объединений в формировании и реализации социальной политики.

  3. Комплексно-ориентированные модели социальной работы.

  4. Личностные качества социального работника.

  5. Место теории социальной работы в системе социальных наук.

  6. Методы социальной работы и их классификация.

  7. Модели социальной работы за рубежом.

  8. Нормативно-правовые основы социальной работы.

  9. Нравственно-гуманистический характер социальной работы

  10. Общественные и благотворительные организации социальной направленности: понятие, особенности.

  11. Общественные объединения: организационно-правовые формы и методы их деятельности.

  12. Основные закономерности и принципы теории социальной работы.

  13. Основные понятия и категории в теории социальной работы.

  14. Основные сферы деятельности и профессиональные качества социального работника.

  15. Оформление отечественной теории социальной работы.

  16. Понятие «объект» в практике социальной работы. Основания для классификации.

  17. Понятие «субъект» в практике социальной работы. Основания для классификации.

  18. Понятие и система социальной защиты: факторы становления и развития.

  19. Понятие и сущность социальной работы. Объект и предмет теории социальной работы.

  20. Практика социальной работы в микросоциальной среде

  21. Практика социальной работы с группами.

  22. Практика социальной работы со случаем

  23. Принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности.

  24. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

  25. Профессиональные риски в социальной работе.

  26. Профессиональные требования к социальному работнику и его личности.

  27. Профессиональные требования к социальному работнику.

  28. Профессиональный функционально-ролевой репертуар социального работника.

  29. Психодинамические подходы в теории и практике социальной работы.

  30. Психолого-ориентированные модели социальной работы.

  31. Система социального обслуживания: принципы, функции, виды и формы деятельности.

  32. Системный подход в социальной работе.

  33. Социальная защита: принципы, субъекты, объекты.

  34. Социальная работа и медицина.

  35. Социальная работа и педагогика

  36. Социальная работа и политология.

  37. Социальная работа и психология.

  38. Социальная работа и социальная педагогика.

  39. Социальная работа и социальная экология.

  40. Социальная работа и социология.

  41. Социальная работа как вид профессиональной деятельности.

  42. Социальная работа как наука.

  43. Социальная работа как учебная дисциплина.

  44. Социальная работа как феномен цивилизованного общества.

  45. Социальные проблемы и роль социальной работы в их разрешении.

  46. Социолого-ориентированные модели социальной работы

  47. Специфика социальной работы с различными группами населения.

  48. Тенденции развития российского общества и перспективы социальной работы.

  49. Уровни социальной работы.

  50. Философские основы социальной работы. Философия социальной работы.

  51. Функции социального работника.

  52. Цели и задачи социальной работы.

  53. Эволюция взглядов на социальную работу.

  54. Эффективность социальной работы: общее понятие, составляющие, показатели и индикаторы.


Комплект экзаменационных билетов
Находится на кафедре социальной педагогики и социальной работы.
Примерная тематика рефератов


  1. Благотворительность и современный бизнес.

  2. Европейские модели организации досуга взрослых.

  3. Западная и отечественная парадигма помощи: сущность и развитие.

  4. Значение документов ООН для формирования правовых норм социальной работы.

  5. Интегративный характер социальной работы.

  6. Медико-социальная работа в европейских странах.

  7. Международный Красный Крест. История становления и развития.

  8. Международный опыт социальной работы: мировые нормы, стандарты и национальные особенности.

  9. Мещанство как особая форма помощи.

  10. Номинативные интеграции отечественной и зарубежной социальной работы с позиции ее генезиса.

  11. Особенности английской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период.

  12. Особенности германской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период..

  13. Особенности светской благотворительности в России и Европе.

  14. Особенности скандинавской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период.

  15. Особенности французской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период.

  16. Особенности японской модели социального обеспечения и социальной работы в современный период.

  17. Отечественная модель психиатрической социальной службы.

  18. Отечественные модели организации свободного времени молодежи.

  19. Права человека в документах мирового сообщества.

  20. Проблемы поселения как проблемы клиента.

  21. Проблемы социального прогнозирования и моделирования социума.

  22. Программы поддержки молодой семьи в Англии.

  23. Психиатрические больные и трудоустройство как социальная проблема.

  24. Решение проблем безработицы в России на современном этапе.

  25. Система социальной защиты населения на пороге XXI века.

  26. Системный подход к социальным явлениям.

  27. Современные отечественные благотворители и меценаты.

  28. Социальная инженерия и социальная работа в социуме.

  29. Социальная поддержка семьи в европейских странах.

  30. Социальная работа в России как вид профессиональной деятельности.

  31. Социальная работа с инвалидами в Бельгии.

  32. Социальное партнерство как специфическая форма международной социальной работы.

  33. Социальные аспекты международного права.

  34. Спонсоринг и фандрайзинг как пути решения социальных проблем на современном уровне.

  35. Сущность гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.

  36. Трудовая помощь в России и за рубежом.

  37. Филантропия как социокультурный феномен.

  38. Формирование пенитенциарной системы: исторический аспект.

  39. Шведская модель системы социального обслуживания населения.



Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Методика исследования
Нет.
Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине
Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»).


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница