Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений в социологии»



Скачать 117.27 Kb.
Дата26.06.2016
Размер117.27 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ В СОЦИОЛОГИИ»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата


040100 - Социология (бакалавриат)

Автор: Филиппова Е.В., ассистент кафедры «Социальных наук».

Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях.

Основные задачи курса «Теория измерений в социологии»:

  • дать студентам широкое представление о существующих концепциях измерения в социологии;

  • показать студентам возможности измерения социальных объектов и их свойств;

  • содействовать дальнейшему развитию у студентов социологического мышления и воображения;

  • привить студентам навыки выбора наилучшего подхода к измерению и адаптации известных методов к ситуации конкретной социологической задачи;

  • помочь студентам в овладении ими первичными навыками использования компьютерных программ в процессе применения сложных методов измерения;

  • обеспечить основу для общенаучного и профессионального становления будущих специалистов.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с видами деятельности:

- способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

- способность применять методы математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности (ОК-11);

- владение основными методами, способами и средствами переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);



в научно-исследовательской деятельности:

- способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов (ПК-2);

- способность участвовать в составлении и оформлении научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

в организационно-управленческой деятельности:

- способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов нацеленности на достижение научной обоснованности профессиональной деятельности в конкретных областях социологии, обеспечение изучения профессиональных учебных дисциплин по социологии необходимыми математическими знаниями и прикладными умениями, обучение студентов навыкам ряда широко используемых в прикладной социологии информационно-математических технологий.

Программа по курсу теории измерений в социологии направлена на развитие у студентов социологического мышления, навыков специфической исследовательской деятельности, что предполагает освоение студентами существующих методов шкалирования, умение использовать знания, полученные в области математики и статистики, для решения соответствующих социологических проблем. Изучение теории измерения в социологии ориентирует будущих профессиональных социологов на научно-исследовательскую и практическую деятельность.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: методологию и историю развития теории измерений в социологии, исходные принципы и понятия теории измерений, основные методы и шкалы, используемые при измерении.

Уметь: соотносить понятия и методы теории измерений с понятиями и методами математической статистики, использовать понятия и методы теории измерений при исследовании социальных проблем.

Владеть: основными практическими приемами измерения и шкалирования в социологии, приемами интерпретации и визуализации результатов шкалирования, презентации результатов анализа средствами программных пакетов (SPSS) .

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд./

интер-актив.



ЛК

СМ

ЛБ

СРС




Раздел 1. Проблема социологического измерения и возможные подходы к её решению


















Понятие, принципы, стратегии измерения

4/2

4







4



Концепция измерения и математика

4/2

4







4




Раздел II. Одномерное шкалирование


















Метод экспертных оценок

4/2

1

3




5



Метод парных сравнений

4/2

1

3




4



Метод суммарных оценок

4/2

1

3




4



Шкалограммный анализ Гуттмана

4/2

1

3




5



Латентно-структурный и факторный анализ

4/2

1

3




5



Одномерное развёртывание

4/2

1

3




5




Раздел III. Психосемантические методы шкалирования


















Семантический дифференциал

4/2

1

3




4



Репертуарные решётки

4/2

1

3




5




Раздел IV. Многомерное шкалирование


















Задачи многомерного шкалирования

2/-

2







3



Метрическое многомерное шкалирование

4/-

1

3




3



Неметрическое многомерное шкалирование

4/-

1

3




3




Итого:

50/20

20

30




58


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература (учебники и учебные пособия)


  1. Дэвид Г. Метод парных сравнений. - М., 2007.

  2. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. Учебное пособие. - М., 2007.

  3. Толстова Ю.Н. Основы многомерного шкалирования: учебное пособие. - М., 2006.

Дополнительная литература:

  1. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2001.

  2. Плотинский ЮМ. Визуализация информации. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  3. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.

  4. Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982.

  5. Толстова Ю.Н. Математика в социологии: элементарное введение в круг основных понятий (измерение, статистические закономерности, принципы анализа данных). М.: ИСАН СССР, 1990.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. www.mavicanet.ru/lite/rus/35034.html?sortby=1. Статьи по методологии и методам социологических исследований.

  2. ecsocman.edu.ru/socis. Журнал «Социологические исследования».

  3. www.isras.ru/4M.html. Журнал «Социология 4М».

  4. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main. Федеральная служба государственной статистики.


Оценочные средства:

Тест по дисциплине «теория измерений в социологии»
1) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент выбирает одно или несколько наименований из списка:

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
2) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент располагает объекты в порядке возрастания/убывания какой-либо характеристики:

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
3) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент причисляет объект по его характеристикам к какому-либо числовому интервалу:

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
4) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент дает количественное выражение характеристик объекта:

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
5) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент выбирает один вариант из списка упорядоченных по смыслу ответов:

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
6) Укажите соответствующее название шкалы, при которой респондент дает оценку объекту по заданной шкале (присваивает оценку в баллах)

а) номинальная

б) порядковая

в) ранговая

г) балльная

д) метрическая (шкала интервалов)

е) метрическая (шкала отношений)
7) Способность шкалы измерять вполне определенное свойство или признак, а не какой-либо другой носит название:

а) Устойчивость

б) Правильность, точность

в) Обоснованность, валидность


8) Повторяемость, неизменность выбора респондентами значения измеряемого признака носит название:

а) Устойчивость

б) Правильность, точность

в) Обоснованность, валидность


9) Близость результатов измерения к истинному значению измеряемой величины носит название:

а) Устойчивость

б) Правильность, точность

в) Обоснованность, валидность


10) Отсутствие разброса ответов по значениям шкалы (попадание ответов в один пункт; использование респондентами лишь части шкалы) говорит о нарушении:

а) правильности/точности

б) обоснованности/валидности

в) устойчивости


11) Какие способы можно использовать для повышения обоснованности (валидности) измерения?

а) логические рассуждения

б) поиск независимого критерия (сопоставление данных, полученных по двум разным шкалам)

в) метод судей

г) повторное измерение по той же шкале спустя некоторое время

д) все перечисленное


12) При повышении дробности шкалы точность измерения:

а) увеличивается

б) уменьшается

в) не меняется


13) При повышении дробности шкалы устойчивость измерения:

а) увеличивается

б) уменьшается

в) не меняется


14) Что из перечисленного является этапом измерительной процедуры:

а) шкалирование

б) теоретическая операционализация понятий

в) поиск эмпирических индикаторов

г) анализ данных

д) всё перечисленное




Вопросы к экзамену по дисциплине


  1. Основные проблемы теории измерения: проблема измерения латентных переменных, проблема измерения признака.

  2. Основные понятия теории измерения.

  3. Соотношение понятий квантификация, шкалирование, измерение.

  4. Развитие теории измерения в социологии.

  5. Типология шкал в зависимости от уровня измерения.

  6. Типология процедур шкалирования.

  7. Методы шкалирования.

  8. Общие представления об одномерном шкалировании. Основные цели методов одномерного шкалирования.

  9. Принципы, заложенные в подходе шкалирования Терстоуна. Описание модели поведения, используемой в шкале Терстоуна.

  10. Общая характеристика шкалы Терстоуна. Этап построения шкалы Терстоуна: составление суждений.

  11. Этапы построения шкалы Терстоуна: опрос экспертов, составление оценочной шкалы.

  12. Общая характеристика шкалы парных сравнений.

  13. Метод парных сравнений как метод сбора данных (методика измерения)

  14. Метод парных сравнений как метод построения оценочной шкалы (этапы построения шкалы).

  15. Методы расчета весов объектов по результатам парных сравнений.

  16. Содержание тестовой традиции в социологии.

  17. Проблемы построения социологических индексов.

  18. Измерение установки методом Лайкерта (общая характеристика метода).

  19. Методика построения шкалы Лайкерта.

  20. Общая характеристика шкалы Гутмана.

  21. Шкалограммный анализ Гутмана: этапы построения шкалы.

  22. Основные характеристики шкалограммы Гутмана.

  23. Особенности психосемантических методов.

  24. Общая характеристика шкалы семантического дифференциала.

  25. Этапы шкалирования и обработки данных метода семантического дифференциала.

  26. Способы перевода трехмерной матрицы данных СД в двухмерную.

  27. Анализ данных семантического дифференциала (рассчитываемые индексы и способы представления данных).

  28. Проблема надежности социологического измерения.

  29. Критерии правильности измерения.

  30. Критерии устойчивости измерения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница