Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»



страница1/6
Дата28.04.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Теория социальной работы»
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
подготовки бакалавриата

040400.62 Социальная работа
(код и наименование направления подготовки бакалавриата


Автор: Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социальных наук».

Целью освоения дисциплины «Теория социальной работы» - является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания и практической деятельности, направленной на осуществление социальной взаимопомощи и помощи человеку, обеспечение социальных изменений в обществе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:


  • основные перспективы, модели и теории рефлексивно-терапевтического, социал-коллективистского и индивидуал-реформистского подходов в социальной работе;

  • основные этапы и тенденции становления социальной работы как теории и практики;

  • понятия и категории, принципы и закономерности, формы, методы и уровни социальной работы;

  • основные теоретические парадигмы теории социальной работы, взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;

  • теоретические представления о сущности и тенденциях развития системы социальной защиты населения;

  • основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;

  • основные закономерности и механизмы влияния социума на обеспечение жизнедеятельности человека и социальной работы на социум;

  • формы, методы, средства деятельности социальных работников с организациями «третьего сектора»;

  • теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;

  • современное состояние и тенденции развития системы социальной защиты населения;

  • проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке.

2) Уметь:



  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений;

  • использовать социокультурный потенциал национально-государственного
    управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья;

  • формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны;

  • понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;

  • анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком;

  • грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов и рефератов).

3) Владеть



  • основами культуры современного социального мышления, общественной и
    профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;

  • способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны;

  • пониманием социальной значимости своей будущей профессии, выполнения профессиональной деятельности.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб

Раздел I.

Методологические основы социальной работы

26

10

16

-

14

1.

Проблемы научной идентификации социальной работы. Конструирование теории социальной работы

4

4

-

-

4

2.

Теория познания в социальной работе.

4

4

-

-

2

3.

Профессиональная социальная работа

в системе социальной деятельности, ее цели и функции. Объектно-субъектные отношения в практике социальной работы



4

-

4

-

2

4.

Понятийно-категориальный аппарат социальной работы. Принципы и закономерности теории социальной работы.

4

-

4

-

2

5.

Методы теории и практики социальной работы

6/4

2

4/4

-

2

6.

Теория социальной работы в структуре социальных наук

4

-

4

-

2

Раздел II.

Основные тенденции соотношения теорий и моделей практики социальной работы

36

16

20

-

12

7.

Рефлексивно-терапевтический подход и модели социальной работы

12

4

8

-

4

8.

Социал-коллективистский подход и модели социальной работы

12

6

6

-

4




Зачет




20

30







9.

Индивидуал - реформистский подход и модели социальной работы

12

6

6

-

4

Раздел III

Некоторые теоретические вопросы практики социальной работы

22

8

14

-

8

10.

Социальная работа в контексте социальной политики

6

2

4

-

2

11.

Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы

6/4

2

4/4

-

2

12.

Теоретические проблемы становления системы социальной защиты населения

6

2

4

-

2

13.

Проблемы эффективности в социальной работе

4/2

2

2/2

-

2

Раздел IV.

Теоретические аспекты формирования профессионализма социальных работников

10/4

4

6

-

4

14.

Социальный работник как профессионал

6/4

2

4/4

-

2

15.

Социальное образование. Многоуровневая система подготовки специалистов социальной работы

4

2


2

-

2

Раздел V.

Перспективы социальной работы

6/6

2

4

-

6

16.

Основные направления развития социальной работы в XXI в.

2/2

2/2

-

-

2

17.

Проблемы глобализации в обществе и ориентиры социальной работы в современном мире

4/4

-

4/4

-

4




Итого:

100/22

40

60

-

44


Содержание практических занятий

Семинар 1

Тема: Профессиональная социальная работа в системе социальной деятельности, ее цели и функции. Объектно-субъектные отношения в практике социальной работы (4 часа)

План:

  1. Понятие деятельности. Социальная работа как специфический вид деятельности и целостная система.

  2. Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности.

  3. Основные элементы (компоненты) социальной работы. Цели социальной работы. Задачи социальной работы.

  4. Функции социальной работы.

  5. Уровни социальной работы.

  6. Механизмы социальной работы (см. учебник Н. Ф. Басова)

  7. Понятие «объект социальной работы». Классификация объектов социальной работы.

  8. Понятие «клиент» в практике социальной работы. Основные характеристики клиентов социальной работы.

  9. Понятие социальной проблемы. Типология социальных проблем (бедность, безработица, преступность и т.д.).

  10. Субъекты социальной работы. Классификация субъектов социальной работы. Основные характеристики субъектов социальной работы: общественные и благотворительные организации, бизнес, работодатели; религиозные организации, специалисты-профессионалы, преподаватели социальной работы, исследователи и др.


Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите варианты формулировки цели социальной работы. Какая из них наиболее адекватна на ваш взгляд?

  2. Каковы основания для классификации функций социальной работы?

  3. На каких уровнях и какими субъектами осуществляется социальная работа?

  4. Вспомните свое обычное место проживание (коммуну, сообщество). Какие важные проблемы, потребности, ресурсы и культурные практики есть в вашем сообществе? Как может понимание макро-уровня функционирования клиента помочь социальному работнику в решении проблем индивида? Назовите некоторые социальные элементы вашего сообщества, которые не дают вам достигнуть ваших целей?

  5. Какие средства используются в социальной работе для достижения поставленных целей?

  6. Что входит в понятие функционально-ролевого репертуара специалиста по социальной работе?

  7. Какая взаимосвязь существует между содержанием различных профессиональных ролей социального работника?

  8. Какую типологию объектов социальной работы вы знаете? Какую могли бы предложить?

  9. Почему в практике социальной работы рекомендуется использовать термин «клиент» для обозначения объекта социальной работы, а не пациент? В чем смысл термина «клиент социальной работы»?

  10. Какова взаимосвязь объектов и субъектов социальной работы?


Задания для самостоятельной работы:

  • Подготовьте ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  • Выпишите формулировки цели социальной работы из учебников разных авторов и сравните между собой и с определениями некоторых понятий, данными УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

- объект теории социальной работы – состояние и процесс обеспечения благополучия человека и общества в их социальной истории и современном развитии как субъектов, участников всех основных сфер общественных отношений в исторически конкретном социокультурном пространстве;

- предмет теории социальной работы – закономерности, специфика обеспечения благополучия человека и общества в исторически конкретной социально-территориальной, политической, экономической, социально-экологической, демографической, социокультурной, духовно-идеологической обстановке, жизненной ситуации;



- метод теории социальной работы как научной дисциплины – системно-целостный способ анализа и научного обеспечения решения проблем благополучия человека и общества, развития их социальных сил и пространства бытия, воспроизводства жизни в определенной исторически конкретной социально-территориальной, политической, экономической, социально-экологической, демографической, социокультурной, духовно-идеологической ситуации, жизненном пространстве.1

  • Сопоставьте функции: а) социального работника и психолога; б) социального работника и педагога; в) социального работника и врача; г) социального работника и юриста; д) социального работника и социального педагога.

  • Сделать краткие выписки из учебника Е.И. Холостовой (Теория социальной работы. М., 2012. С. 45 – 55) относительно особенностей развития методологии социально работы за рубежом.

  • Сделать краткие выписки из статьи энциклопедии социальной работы: «Социальные проблемы и их определения».

  • Подготовить реферативные сообщения по следующим темам: «Бедность», «Голод и недоедание», «Бездомные», «Безработица и неполная занятость», «Грамотность», «Насилие в семье», «Подростковая беременность»

  • Подготовить конспект статьи Минигалиевой М. Р.

  • Опираясь на статью Е.Р. Ярской – Смирновой, выписать основные характеристики функционального, атрибутивного, интерпретативного (критического) подходов к определению границ профессиональной социальной работы.

  • Подготовить конспект статьи Т. Шанина.

  • Составьте таблицу «Этапы институализации и развития социальной работы», используя следующие учебники: 1) «Социальная работа» / Под ред. В.И.Курбатова; 2) М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова «Теория социальной работы; Холостова Е.И. Теория социальной работы. – М., 2012.


Основная литература:

  1. Теория социальной работы: учебник для бакалавров / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

  2. Фирсов М.В., Студенов Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2007.

  3. Глоссарий социальной работы / Холостова Е. И. - М. : Дашков и К, 2007.


Дополнительная литература:

  1. Минигалиева М. Р. Стратегии понимания психологом клиента в индивидуальном психологическом консультировании. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.– 2000- №2.

  2. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003.

  3. Основы социальной работы / Под ред.Н. Ф. Басова. М., 2004.

  4. Основы социальной работы./ Под ред. П. Д. Павленок. – М., 2001.

  5. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997.

  6. Социальная работа./ Под ред. В.И.Курбатова. – Ростов н/ Дону, 2000.

  7. Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.

  8. Теория социальной работы. /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.

  9. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики наших дней. / Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. / Под ред. Ш. Рамон. - М., 1997. - С. 18 – 43.

  10. Ярская – Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России // СОЦИС. – 2001. - № 5. – С. 86 – 95.

Семинар 2

Тема: Понятийно-категориальный аппарат социальной работы. Принципы и закономерности теории социальной работы (4 часа)

План:

  1. Понятие категорий. Основные подходы к классификации категорий социальной работы.

  2. Общефилософские категории и особенности их использования в теории социальной работы.

  3. Категории социальных наук и особенности их использования в теории социальной работы.

  4. Категории собственно социальной работы.

  5. Понятие принципов социальной работы и их классификация.

  6. Общефилософские принципы и особенности их использования в теории социальной работы.

  7. Основные принципы социальных наук и особенности их использования в теории социальной работы.

  8. Основные принципы теории социальной работы

  9. Понятие закона и закономерности. Особенности закономерностей в теории социальной работы.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова роль понятийно-категориального аппарата в становлении и развитии социальной работы как теории?

  2. Какова структура категорий социальной работы?

  3. Выделите ключевые понятия теории социальной работы. В чем специфика ключевых понятий курса «Теория социальной работы»? Определите их содержание.

  4. В чем значение принципов социальной работы?

  5. Чем объясняется сущность общесоциальных закономерностей социальной работы?

  6. Назовите основные тенденции разработки принципов и закономерностей теории социальной работы.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Выписать определение основных категорий теории социальной работы (социальный работник, социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальная политика, социальные гарантии, социальное обеспечение, социальные услуги, социальное обслуживание) Дайте объяснение каждого из указанных понятий по трем позициям: 1) краткое определение; 2) пример, иллюстрирующий понятие; 3) значение данного понятия для социальных наук и общества. Для раскрытия смысла понятий «социальная службы», «социальные услуги», «»клиенты», «жизненная ситуация», «трудная жизненная ситуация» используйте материал из учебника «Теория социальной работы» / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2012. – С. 159 – 172.

  3. Подготовить схемы – ответы на следующие вопросы: 1) значение категориально-понятийного аппарата социальной работы; 2) факторы, влияющие на формирование и развитие понятийно-категориального аппарата.

  4. Выполнить практическое задание: распределите следующие понятия и категория по группам в соответствие с определенными критериями (уровень социальной работы, содержание, обобщенность и пр.): социально-педагогическая деятельность, социально-педагогический процесс, социальная система, бедность, голод, социальные программы, общество, социум, положение детей, попрошайничество, поселение, поступок, социальное воспитание, социальные отношения, социальная деятельность, социализация, психосоциальная работа, социальная реабилитация, социальное обслуживание, социальная помощь, поощрение, наказание, соревнование, жестокость, психосоциальное здоровье, опекунство, дезадаптация, личность, постравматческое стрессовое расстройство, социальный работник, семейный конфликт, девиантное поведение, занятость, жестокое обращение в семье.

  5. Выписать из учебника М. В. Фирсова, Е. Г. Студеновой «Теория социальной работы» 4 группы принципов социальной работы и их характеристику. Сравните с принципами, предложенными Холостовой Е. И. в разных изданиях ее учебников (2001, 2012).

  6. Сделать краткие выписки из учебника Фирсова М.В., Студеновой Е.Г., Наместниковой И.В. Философия социальной работы. Гл. 3 &3.1 – 3.2.4 «Философия предметного языка социальной работы».


Основная литература:

  1. Глоссарий социальной работы / Холостова Е. И. - М. : Дашков и К, 2007.

  2. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы : учебник для бакалавров / Наместникова И. В. - М. : Юрайт, 2012.

  3. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Павленок П. Д. - М. : ИНФРА-М, 2009.

  4. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе / Платонова Н. М., Платонов М. Ю. - М. : Академия, 2011.

  5. Фирсов М. В., Студенов Е. Г. Теория социальной работы. М., 2007.

  6. Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб.пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011.

  7. Червякова Г. А. Введение в профессию "Социальная работа" : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Червякова Г. А. - М. : Академия, 2012.


Дополнительная литература:

Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. М., 2004.

Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования Межвузовский исследовательский центр понятийно-терминологических проблем педагогики и образования: http://www.oim.ru

Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостова. – М., 2000.

Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. С.А. Беличевой, П.В. Бобковой. – М., 1997.

Словарь по социальной педагогике / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.

Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой и др. - Минск, 2003.

Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д, 2001.

Топчий Л.В. Теория социальной работы: основные понятия и категории // Социальная работа: Теория, технология, образование. Журнал № 2. 1998. С.33 – 45.


Семинар 3

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница