Методические рекомендации по изучению дисциплины «Трудный подросток»



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Трудный подросток»

направления подготовки 050104.65 «БЖД, информационная безопасность»

Автор программы: Грашевская О.В., канд. Ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.

Цели освоения дисциплины:

Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:

- раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации;

- сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков;



- показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Вариант 1

Вариант 2

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

4




4










1

1




2

Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

6

2

4







2

1

1




3

Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

8

2

6







2

2

1




3

Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков.

2




2










1

2




2

Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений.

2




2










1

2




3

Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

6

2

4







2

2

1




2

Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками

6




6










1

1




3

Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

6




6










1

1




2

Итого:

40

6

34







20

10

10




20




Вариант 3

Вариант 4

Наименование раздела, темы.

Количество часов

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

1

1







1

5

3

2




7

Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

1

1







1

5

3

2




10

Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

2

2







1

5

3

2




7

Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков.

1

1







1

5

3

2




9

Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений.

2

2







1

5

3

2




10

Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

1

1







1

5

3

2




8

Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками

1

1







1

5

3

2







Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

1

1







1

5

3

2




9

Итого:

10

10

-




8

40

24

16




60

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу


Семинар 1

Тема « Положение детей и подростков в современном обществе»
План


  1. Проблемы детства в современном мире. Основные макросоциальные тенденции в социализации детей.

  2. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

  3. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Век ребенка» - одно из множества различных определений XX века. Как вы это понимаете?

  2. Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

  3. Когда и в связи с чем появился термин «социализация»? В чем особенности социализации современных детей и подростков?

  4. В чем специфика социально-экономического положения детей и подростков в современном российском обществе?


Задания для самостоятельной работы

1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

2. На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности.

3. Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России.

4. Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати).
Литература

Основная


  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.

  3. Хухлаева О.В. Психология подростка - М., 2004.


Дополнительная

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс. – 2003. - № 9. – С.61-72.

  2. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.

  3. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  4. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.



Семинар 2

Тема «Введение в проблемы девиантного поведения»
План


  1. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Критерии определения.

  2. Теории девиантологии.

  3. Социальные нормы и социальные отклонения.

  4. Классификация видов девиантного поведения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем причины увеличения и обострения форм девиаций в современном обществе?

  2. Насколько возможно регулирование девиантных процессов в обществе?

  3. В чем заключаются причины, затрудняющие создание единой классификации девиантных проявлений в поведении?


Задания для самостоятельной работы

1.Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения и представьте ее на практическом занятии.

2. Составьте таблицу «Основные виды девиантного поведения. Краткая психологическая характеристика».
Литература

Основная


  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.


Дополнительная

  1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

  2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

  3. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

  4. Ольков С.Г. Общественные болезни. – Тюмень, 1996.

  5. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Социальные отклонения. – М., 1989. 2-е изд.


Семинар 3

Тема «Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»
Часть 1. «Социальная дезадаптация детей и подростков».
План


  1. Периодизация и особенности подросткового возраста. Возрастные кризисы.

  2. Понятие «трудный подросток».

  3. Признаки социальной дезадаптации. Дети группы риска.

  4. Семья и проблема трудных подростков.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.В какой исторический период впервые возникла проблема трудных подростков?

2.Что является главной причиной социальной дезадаптации подростков?

3. Насколько социальные проблемы современного российского общества влияют на социальное здоровье подростков?


Задания для самостоятельной работы

Пользуясь различными источниками, подберите статистические данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей в современной России, об алкоголизме, наркомании и проституции в подростковой среде.


Литература

Основная

  1. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

  2. Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.

  3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.. 2004


Дополнительная

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.

  2. Горшкова Е.А. «Трудный» подросток: на какой козе подъехать? //Открытая школа – 2004. - № 5. – С.28-30.

  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.21-28.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. – М., 2003.

  5. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения//Социальная стратификация российского общества. – М., 2003. – С.305-316.

  6. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.. 2002.

  7. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. – М., 2005.

  8. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.44-46.

  9. Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.

Часть 2. «Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»

План


  1. Подростки с акцентуацией темперамента и характера.

  2. Агрессивное поведение детей и подростков.

  3. Делинквентное поведение детей и подростков.

  4. Аддиквтивное поведение детей и подростков.

  5. Суицидальное поведение детей и подростков.

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?

2. Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения?

3. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?

4. Насколько агрессивное и делинквентное поведение связаны между собой?

5. Чем зависимое поведение отличается от вредной привычки?

6. Охарактеризуйте условия, способствующие суицидальному поведению.


Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите существующие научные теории, объясняющие природу агрессии и насилия.

2. Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».
Литература
Основная


  1. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов-на-Дону, 2006.

  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2004


Дополнительная


  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе, - М., 1999.

  2. Ватова Л. Вандализм: что в его основе//Народное образование. – 2002. - № 9. – С.174-178.

  3. Кондратьев В.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве//Психологические науки и образование. – 1999. - № 3-4.

  4. Наркоситуация в среде детей и молодежи: по материалам доклада Министерства образования РФ В.Филиппова//ОБЖ. - 2003 -№ 12. – С.10-12.

  5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999.

  6. Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.

  7. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль, 2004.

  8. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевскеая Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

  9. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//Педагогика. – 2004. - №2 1. – С.56-61.

  10. Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.



Семинар 4

Тема «Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков»
План
1. Дети и подростки в современном информационном обществе, «обществе риска».

2. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры.

3. Средства массовой информации и подростки.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Насколько Вы согласны или категорически не согласны с формулировкой темы практического занятия?

2. В чем причины высокой восприимчивости информационного влияния детей и подростков?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите определения «информационное общество», «глобальное общество», «общество риска».

2. Сделайте выписки из Федерального закона от 24 июня 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.14 «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите и представьте на практическом занятии, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу.

3. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.


Литература

Основная

  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.

  3. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.


Дополнительная

  1. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  2. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.

  3. «Телевизионный супермаркет» калечит молодежь//Аргументы и факты. -2008. - № 7.


Семинар 5

Тема «Трудные подростки из неформальных объединений».
План

1. История молодежных неформальных групп.

2. Молодежные субкультуры в России.

3. Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации.

4. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков?

2. Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?

3. Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области?

4. В чем заключается индивидуальный подход к школьникам-неформалам?
Задания для самостоятельной работы

1.Выписать определение понятия «субкультура».

2. Сделать подборку материалов периодической печати о существующих молодежных субкультурах (готы, эму и др.).
Литература

Основная


  1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  2. Социология молодежи. – М., 2007.

  3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2004.

Дополнительная

  1. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000

  2. Орлова Э.А. Молодежные субкультурные объединения как фактор динамики культуры // Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987

  3. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М., 1993.

  4. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". - Л. 1990.

  5. Шкурин В. Н. Неформальные молодежные объединения - М., 1990.

  6. Щекочихин Ю. Экстремальная модель //Литературная газета. -1988.-12 октября.

  7. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры, - СПб., 1993.

  8. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура.//Общественные науки и современность. - 1993. - № 3.


Семинар 6

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница