Методические рекомендации по изучению дисциплины «Управление социальными системами»



Скачать 470.17 Kb.
страница1/3
Дата28.04.2016
Размер470.17 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Управление социальными системами»

для студентов специальности 040104 Организация работы с молодежью



Автор:

Рыбкин В.Р., к.ф.н., доцент



Цель освоения дисциплины «Управление социальными системами»:

- Сформировать представление о государственной системе социального управления как об общественной теории и практике.



Основные задачи курса «Управление социальными системами»:

- углубление и систематизация знаний студентов по вопросам управления социальными системами;

- воспитание социальной активности, гражданской позиции в решении вопросов социального управления;

- расширение представлений студентов о путях и механизмах формирования и системы государственного правления в социальном государстве.


В результате изучения материалов курса студенты должны:

Знать:

  • теоретико-методологические основы государственного управления социальными системами;

  • сущность, основные принципы и основные категории государственного управления социальными системами;

  • парадигмы и приоритеты государственного управления социальными системами в Российской Федерации и за рубежом в прошлом и на современном этапе;

  • основные направления формирования государственной системы социальной политики.

Уметь:

  • анализировать сущность, содержание и цели современной политики государства в социальной сфере;

  • выявлять социально-педагогические подходы к воспитанию и формированию личности как объекта социальной политики.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Государственное управление социальными системами в Российской Федерации

1.1.

Государственное управление как социальное явление

2

1

1

-

2

1.2.

Общее понятие и диалектика управления

3

2

1

-

1

1.3.

Современная управленческая парадигма

3

2

1

-

1

Раздел 2. Система социальной защиты населения

2.1.

Государство как субъект управления общественными процессами

3

2

1




1

2.2.

Социальный механизм осуществления государственного управления

2

1

1




2

Раздел 3. Управление системой социальной защиты и социального воспитания

3.1.

Социальные ресурсы модернизации государственного управления

3

2

1




1

3.3.

Государственное управление социально-экономическими процессами, народнохозяйственными комплексами, сферой труда и занятости

3

2

1




1

Раздел 4. Роль общественных организаций в управлении социальными системами. Права граждан

4.1.

Бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях

2

1

1




2

4.2.

Информация и коммуникации в государственном управлении

2

1

1




1

4.3.

Связи с общественностью и культура государственных организаций



2

1

1




2

Раздел 5. Основные правовые нормативные акты в области социально-правовой защиты граждан

5.1.

Правовое регулирование социальной защиты

2

1

1




2

5.2.

Правовой обычай и право в системе социальной защиты

2

1

1




1

5.3.

Права и свободы человека

1

1







2

Раздел 6. Основные проблемы социальной работы

6.1.

Организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов

2

1

1




1

6.2.

Организация государственной системы социального обслуживания на территории муниципального образования

2

1

1




2

6.3.

Организация технической помощи инвалидам, обеспечение их средствами передвижения, средствами, облегчающими жизнь и быт инвалидов

2

1

1




2

Раздел 7. Основные понятия теории управления

7.1.

Государство как субъект управления общественными процессами

2

1

1




1

7.2.

Представительство интересов в государственном управлении

2

1

1




2

7.3.

Основы разработки государственной политики

2

1

1




1

Раздел 8. Организационная структура управления

8.1.



Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизм взаимодействия

3

1

2




2

8.2.

Взаимосвязь государственной власти и государственного управления

3

1

2




2

8.3.

Система функций, формы, методы и средства государственного управления

3

1

2




2

Раздел 9. Принципы управления. Управленческая культура руководителя. Управление социально-трудовыми и социально-педагогическими конфликтами

9.1.

Психология управления

1

1







2

9.2.

Морально-этические требования к руководителю

3

1

2




1

9.3.

Взаимосвязь уровня социального развития трудового коллектива и культурного развития руководителя

1

1







2

ИТОГО

56

30

26




40


Содержание практических занятий

Практическая работа № 1.

Государство как социально-политическая система.
План:

  1. Государственность и государство. Роль государства и государственности в социальной политике.

  2. Социальные перспективы, социальные цели, социальные возможности, социальные риски и государство как ресурс их обеспечения, мобилизации или предотвращения.

3.Древо целей и принципы государственного управления

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как взаимосвязаны политическая и экономическая программы, осуществляемые государством и его социальная политика.

  2. Влияет ли тип власти на социальную политику государства?

  3. В каких сферах жизни-деятельности общества государство должно осуществлять централизованную социальную политику?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выберите то, что на ваш взгляд соответствует действительности:

Социальное государство в современной России…

    • уже реально функционирует;

    • невозможно в принципе;

    • никому не нужно;

    • правительство подвергает сомнению сам принцип социального государства;

    • обозначено в Конституции как тип, присущий современному российскому государству;

    • начало мало-помалу создаваться;

    • другой ответ:

  1. Допишите предложение, используя предложенные варианты:

В период шоковых реформ в России социальная политика государства…

    • была сильной социальной политикой;

    • была очень щадящей по отношению к населению;

    • фактически отсутствовала;

    • была ошибочной и все время пересматривалась и корректировалась;

    • была последовательной и успешно достигала поставленных перед нею целей;

    • была политикой экономического геноцида по отношению к населению;

    • заложила основы возрождения и процветания России.

  1. В каких направлениях Вы лично предлагаете улучшить, усилить или изменить социальную политику государства?

  2. В каких странах и в какие периоды проводилась государственная социальная политика, по существу схожая с социальной политикой современного российского государства?


Литература:

Основная:


  1. Концепция стратегического развития России до 2010 г. — Государственный Совет Российской Федерации. - М., 2001.

  2. Ленин (Ульянов) В.И. Государство и революция. — Полное собрание сочинений. Изд.5. Том 33., 1969.

  3. Ракитский Б.В. Общество, в котором мы жили в СССР. — М.: Институт перспектив и проблем страны, 1999.

  4. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. — М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000.


Дополнительная:


  1. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. - В кн.: Л.И. Абалкин. Избранные труды в 4 томах. - М.: «Экономика», 2000. Том III.

  2. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Изд. НОРМА, 2000.


Практическое занятие № 2.

Государственная политика в трудовой сфере.
План:

  1. Понятие рынка труда и его инфраструктура

  2. Политика занятости в современной России.

  3. Специфика предпосылок российской безработицы.

  4. Социально–экономические последствия безработицы и основные пути её сокращения.

  5. Проблемы регулирования оплаты труда и пути их решения в современных условиях.



Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. В чем сущность «рынка труда»?

    2. Каковы функции рынка труда?

    3. Что представляет собой субъекты и объект рынка труда?

    4. Что такое инфраструктура рынка труда?

    5. В чем непосредственные причины российской безработицы и их отличия от предпосылок безработицы в странах Запада?

    6. Является ли безработица неизбежным явлением?

    7. За что критикуют определение понятия занятости в действующем Законе о занятости?

    8. Каковы факторы падения эффективности занятости во время реформ?

    9. Пути повышения эффективности занятости и варианты политики занятости в условиях постсоциалистической России.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассчитать отставание объема ВВП из-за безработицы, считая, что реальный уровень безработицы 12%, естественный уровень безработицы - 8%.

  2. Вписать необходимое. Основные виды безработицы: фрикционная, …………, циклическая.

  3. Уровень безработицы определяется как частное от деления численности безработных и трудовых ресурсов. Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

  4. Безработным по методике МОТ является:

А) Человек, который:

  1. был уволен по сокращению штатов, но находится в трудоспособном возрасте;

  2. не работает больше двух недель.

Б) Безработным является человек, который не имеет работы:

  • уволился по собственному желанию;

  • не повысил свою квалификацию или не прошел переподготовку.

В) Человек, который не имеет работы (доходного занятия), активно ее ищет, готов приступить к работе.
Литература:

Основная:

  1. Бушмарин В.И. Аномалии российского рынка труда // Мировая экономика и международные отношения – № 2, 1998.

  2. Занятость и безработица в России: Экспресс-информация / ФСЗ России; информационно-издательский отдел. – М., 1996, 1997. № 1-5.

  3. Занятость населения в России: ближайшее будущее без иллюзий / Министерство труда и занятости населения Российской Федерации. — М., 1992.

  4. Занятость населения в условиях перехода к рыночной экономике. Материалы
    научно-практической конференции. – Н. Новгород, 1994.

  5. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. – М.: Департамент труда и занятости Правительства Москвы, 1992.

  6. Кашепов А.В. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. – 1995.– № 5.

  7. Котляр А.Э. Занятость населения: изучение и регулирование. — М.: Финансы и статистика, 1983.

  8. Котляр А.Э. О понятии рынка труда//Вопросы экономики. – 1998. – № 1.

  9. Котляр А.Э. Современные проблемы занятости // Вопросы экономики.

  10. Котляр А.Э., Кирпа И.К. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике / РГАТиЗ. – М., 1998.

  11. Маслова И.С. Эффективная экономика и рынок рабочей силы // Вестник статистики. — 1990.  № 12.

  12. Население и трудовые ресурсы: Справочник. – М., 1990.

  13. О занятости населения в Российской Федерации; Закон РФ в редакции Федерального закона РФ от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ

  14. Павленков В.А. Рынок труда. – М., 1992.

  15. Четвернина Н. О новой модели занятости // Российский экономический журнал.— №11-12. 1996.

  16. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. — М.: Изд-во МГУ, 1996.


Дополнительная:

  1. Антосенков Е.Г. Социально-трудовые проблемы российской экономики. М., 1995.

  2. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2000.

  3. Россия в цифрах / Госкомстат России. М., 1997, 1998, 1999.

  4. Стимулирование занятости. Доклад генерального директора. Международная конференция труда, 82 сессия 1995 г. МВТ. — Женева, 1995.

  5. Эренберг Р. Дж., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М.: Изд-во МГУ, 1996.



Практическая работа № 3.

Государственная политика в области образования.
План:

  1. Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы.

  2. Проблемы развития образования в России.

  3. Основные цели и направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы принципы новой образовательной политики в России?

  2. Какие факторы дестабилизируют деятельность образовательных учреждений в России?

  3. Назовите основные мероприятия Федеральной программы развития образования?

  4. В чем заключается развитие государственных и социальных гарантий обучающимся?

  5. Каковы ожидаемые результаты реформирования системы образования?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор материалов по проблематике практической работы из СМИ, литературы. Составление библиографии. Оформление тезисов найденных журнальных статей



Литература:

Основная:

  1. Государство и образование: опыт стран Запада: Сб. обзоров/ РАН ИНИОН; Отв. Ред. С. Л. Зарецкая. - М., 1992. - 141 с.- (Социал.-экон. проблемы развитых стран).

  2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Уч. пособие для студентов Вузов. - М.: Владос, 1999. – 200с. (Учеб пособие для вузов). - Библиогр.: - С. 189-190.

  3. Молодежь 97: надежды и разочарования / Науч.-исслед. центр при институте молодежи, Центр социол. исслед. МГУ им. Ломоносова; Ред. Кол.: Ручкин Б. А. (ук) и др.. - М., 1997. - 338 с.

  4. Федяева О. Д. Государственная политика в области образования в России (вторая половина 80-х-нач. 90-х гг.) / Омск. Пед. Ун-т, РАГС при Президенте РФ.- Омск, 1995.


Дополнительная:

  1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Перечень документов по разработке и принятию законодательных актов по вопросам образования (1990-1995 гг.)/ Упр. документац. Обеспечения Аппарата Гос. Думы. Архив Гос. Думы. – М., 1997.

  2. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития – М.: Финстатинформ, 1998. - 175 с.

  3. Право на образование: льготы для школьников, льготы для педагогов: закодат. и норматив. Док.: коммент. Специалистов/ «Рос. Газ.», газ.-журн. Об-ние «Воскресенье»; Под ред.: Кузнецов Т. В., Гаврилов А. Т.; сост.: Молодцова В. Н., Посошкова М. И. - М., 1999. - 191 с.

  4. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосфер. Стратегия / неправит. Эколог. Фонд им. В. И. Вернадского и др. - М.: Ноосфера, 1998. - 500 с.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница