Методические рекомендации по изучению дисциплины



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины

Б3.Б6.1 Методика организации системы дополнительного образования: Содержание дополнительного образования

для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»

Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)
Пояснительная записка

    Целью освоения дисциплины - ознакомить студентов с содержанием и структурой системы дополнительного образования в Российском образовательном пространстве; получить подготовку для работы в образовательных учреждениях реализующих программы в системе дополнительного образования ,школах искусств, кружках и др.

Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Содержательно и методически взаимосвязана с дисциплинами: «Педагогика», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности».

«Входные» знания, умения и готовности обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин:



Знает:

- виды и содержание образовательных педагогических систем

- современное состояние и понимание тенденции развития педагогических технологий и систем образования

Умеет:

- оценивать и осваивать педагогический опыт

- умеет использовать предыдущий опыт и переносить в новые педагогические условия

Владеет:

- современной педагогической культурой

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- нормативно-правовую базу по организации дополнительного образования

- алгоритм и механизм управления дополнительным образованием

- программы дополнительного образования

- проблемы организации дополнительного образования

- перспективы развития дополнительного образования



2) Уметь:

- оценивать эффективность и результативность работы педагогов дополнительного образования;

- проектировать универсальные педагогические технологии в области дополнительного образования;

- анализировать существующие и проектировать новые программы дополнительного образования



3) Владеть:

- системным, личностно- ориентированным, деятельностным и компетентностным подходом к обучению в области дополнительного образования;

- основными функциями в области дополнительного образования: диагностической, компенсаторной, адаптационной, познавательной, прогностической.

Методические указания к практическим работам

Практическая работа 1

Тема: Развитие социальных функций системы ДПО


План:

1.Система дополнительного образования

2.Формирование отечественной системы дополнительного образования детей

3.Место ДО детей в современной системе общего образования


Темы для исследовательской работы:

1.Родители и их отношение к ДО детей

2.Какое влияние система ДОД оказывает на развитие социальных потребностей в области оборазования?

3.Основные тенденции развития ДОД как социального института.


Литература:

  1. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений/Сост. Л.И.Филатова, В.С.Муратова; под. ред. Л.К.Баляс- ной. — М.: Просвещение, 1978.

  2. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Редкол.: М.Б.Коваль, М.П. Чумакова (отв. ред.), Б.Н.Ширвиндт. — М.: Изд. АПН СССР, 1985.

  3. После школьного звонка: О работе внешкольных учреждений: Сб. / Сост. и автор предисл. Г.Чубарова. — М.: Молодая гвардия, 1978.

  4. Сущенко Т.И. Педагогический процесс во внешкольном учрежде­нии: Учебн.-метод, пособие. — Киев, 1986.



Практическая работа 2


Тема: Учреждения дополнительного образования

План:
1.Учреждения ДО как элемент системы образования

2.Виды учреждений ДО

3.способы и формы организации детей в учреждениях ДО

4.Связь учреждений ДО с другими учреждениями системы образования

5Взаимосвязи педагогических программ в учреждениях ДО

Темы для исследовательской работы:
1.Какие категории детей охватывают своей деятельностью учреждения ДО7

2.Педагогичекая среда учреждения ДО

3.Социальные партнеры ДОД

4.Какие интересы ОУДО может защищать ассоциация


Литература:

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педа­гогике развития // Внешкольник. — 1997. № 9.

  2. Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципаль­ных учреждений дополнительного образования // Воспитание школь­ников. — 1994. № 5.

  3. Внешкольное воспитание и образование: Опыт и перспективы: Сб. метод, материалов / Под ред. Н.В.Семяшкиной. — Архангельск, 1994. Вып.1.

  4. Внешкольные воспитательные учреждения / Сост. А.В.Жилин, С.А.Кумалагова. — М., 1991.

  5. Дополнительное образование детей: Сб. норм, документов (1991 — 1993) —Ч.1. / Сост.А.К. Бруднов, В.А.Березина, Е.В.Пахо­мова. — М., 1993.

  6. Дополнительное образование детей в Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов. — М., 1995.

  7. Дополнительное образование детей — фактор развития творчес­кой личности: Тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конфе­ренции «Проблемы становления и развития образовательного процес­са в учреждениях дополнительного образования детей». — СПб., 1998.



Практическая работа3
Тема: Педагогические программы дополнительного образования

План:


1.Анализ социального заказа на образовательные програм­мы УДО.

2. . Социально-педагогические функции программ дополни­тельного образования.

3. Реализация познавательных потребностей детей в педаго­гических программах УДО.

Литература:



  1. Казакова Е.И. Проектирование образовательных программ: Мето­дические материалы. — СПб., 1994.

  2. Ключ к успеху: Авторские программы педагогов дополнительного образования. — М.: Восточное окружное управление Московского де­партамента образования, 1996.

  3. Программное обеспечение учреждений дополнительного образо­вания. Дворец детского творчества «У Вознесенского моста»: Из опы­та работы. — СПб., 1995.

  4. Методика проведения аттестации учреждений дополнительного образования детей: (Материалы для обсуждения) //Приложение к жур­налу «Внешкольник». Вып. 4. — М., 1997.


Практическая работа4
Тема: Детско-юношеская спортивная школа как учреждение дополнительного образования детей

План:


1.Социализация детей и подростков в сфере спорта

2. Этика детского спорта:

3. Связь детского спорта с нравственным воспитанием:
Литература:


  1. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М., 1983.

  2. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета, 6 мая 1999 г.

  3. Единая Всероссийская спортивная классификация 1997—2000 гг. — М., 1997.

  4. Матвеев Л.П. Этот многоликий, восхищающий и возмущающий спорт // Физическая культура в школе. — 1999. № 1.

  5. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреж­дений дополнительного образования физкультурно-спортивной на­правленности, расположенных на территории Российской Федерации // Вестник образования. — 1995. № 5.



Практическая работа5
Тема: Педагогические кадры системы дополнительного образования детей

План:


1. Педагог дополнительного образования: социально-педагогичес­кий портрет (работа может быть выполнена на базе конкретного уч­реждения дополнительного образования).

2. Педагог-мастер в системе дополнительного образования (на при­мере деятельности конкретных педагогов).

3. .Педагогический коллектив учреждения дополнительного обра­зования детей (на базе конкретного учреждения).

4. Педагог в системе повышения квалификации кадров (ретро­спективный анализ опыта повышения квалификации конкретных педагогов).

Литература:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. — М., 1990.

  2. Бруднов А. К. Проблема становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей; Допол­нительное образование детей — фактор развития творческой личнос­ти. —СПб., 1998.

  3. Бодалев А.А. Акмеология как научная дисциплина. — М., 1993.

  4. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности. — М., 1999.

  5. Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. 2-е изд. — Ижевск, 1999.

  6. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. — Орен­бург, 1993.

Конкурс педагогических достижений: Методика, описание опыта дополнительного образования детей. — СПб
Практическая работа6
Тема: Управление учреждениями дополнительного образования детей
План:

  1. Управление образовательным процессом в учреждении допол­нительного образовании

  2. Управление персоналом в учреждении дополнительного обра­зования

  3. Управление финансовыми ресурсами учреждения дополнитель­ного образования

  4. Управление развитием социальных связей учреждения допол­нительного образования

Литература:



  1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей обра­зовательных учреждений/Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. — М., 1995.

  2. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического об­разования. — Красноярск, 1998.

  3. Ушакова К.М. Управление школьной организацией: Организацион­ные и человеческие ресурсы. — М., 1995.


Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1994. — 324 с.

  2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия об­щения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совмест­ной деятельности. — М., 1987.

  3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности: (Социальные исследования). — М., 1970. — Вып. 3.

  4. Байбородова Л.В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Школа творчества: (Опыт создания воспитательной системы школы-комплекса). — Яро­славль, 1995.

  5. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в совре­менной школе: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Ярославль, 1998.

  6. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993. — 383 с.

  7. Бердяев Н.А. Философия неравенства / Сост., предисл. и примеч. Л.В.Полякова. — М., 1990.

  8. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. — М., 1986.

  9. Биржа идей: Документы и материалы Сбора-91. — М., 1991.

  10. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические со­чинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.

  11. Блонский П. П. Память и мышление. — М.; Л., 1935.

  12. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

  13. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983.

  14. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концеп­ция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. — М., 1991.

  15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1997.

  16. Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей Рос­сии // Государство и дети: Реальности России. — М., 1995. — С. 46-51.

  17. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.

  18. Волохов А.В. Будем работать вместе / Программы деятельности дет­ских и подростковых организаций. — М., 1996.

  19. Волохов А.В. Вариативно-программный подход к деятельности дет­ских организаций и объединений // Социальное становление учащих­ся. — Ярославль, 1996.

  20. Волохов А.В. Нравственное закаливание детей в деятельности дет­ских организаций // Молодежь и общество на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции (20-21 октября 1998 г.). — М., 1998.

  21. Волохов А.В., Рожков М. И. и др. Концепция социализации лично­сти ребенка в условиях деятельности детской организации. — М., 1991.

  22. Вульфов Б.З. Дети и взрослые: диалектика дистанции // Государ­ство и дети: реальности России. — М., 1995.

  23. Вульфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. — М., 1994.

  24. Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуаци­ях, первоисточниках: Учеб. пособие. — М., 1997.

  25. Гернле Э. Красные скауты или юные пионеры: Хрестоматия по дет­скому движению / Н. Миронов. — М., 1925.

  26. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и об­щество. — JI., 1971. —Вып. 9.

  27. Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоро­вительном центре для детей и подростков / Рук. кол. А. В. Волохов. — М., 1997.

  28. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. — Калининград, 1995.

  29. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятель­ности детских организаций / Рук. кол. М. И. Рожков. — М., 1996.

  30. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее обра­зование в России. — 1992. — № 3. — С. 5-33.


Дополнительная литература:

  1. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправле­ние, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, пись­мами, монологами и документами. — М., 1991.

  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

  3. Изучение личности подростка — члена самодеятельного объеди­нения: Сборник диагностических методик / Авт.-сост. Г. Н. Абросимова, JI. В. Алиева и др. — М., 1993.

  4. Ильчиков М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. — М., 1996.

  5. Истратов Ю.П. Проблемы социализации личности в контексте советской истории: (Диалектика в контексте достижений и потерь) // Социализация личности: Исторический опыт советского периода и со­временные тенденции. — М., 1993.

  6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. — М., 1982.

  7. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. — Пг.: Кн. склад «Зем­ля», 1915.

  8. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1992.

  9. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологичес­ких понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В. Е. Семенова. — Л., 1987.

  10. Комаров М. С. Введение в социологию. — М., 1994.

  11. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. — М., 1987.

  12. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М., 1989.

  13. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1982.

  14. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перс­пектива). — М., 1988.

  15. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педаго­гическое мышление. — М., 1989.

  16. Коршунова О. С. Политическая социализация подростков и спо­собы ее педагогической коррекции: Дис.... канд. пед. наук. — Ярославль, 1996.

  17. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И.И. Лагина. — М., 1988.

  18. Критика теорий социализации учащейся молодежи в капиталисти­ческих странах. — М., 1980.

  19. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1980.

  20. Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. — М., 1990.

  21. Личность, семья и школа: (Проблемы социализации учащихся) / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1996.

  22. Луков В.А. Государственная поддержка детских объединений: Кон­цепция и реальность // Государство и дети: Реальности России. — М., 1995.-С. 155-157.

  23. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — М., 1978.

  24. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / Сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. — М., 1972.

  25. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. — София, 1983.

  26. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. — М., 1997.

  27. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». — М., 1991.

  28. Несторонний взгляд. — М., 1992. — Вып. 1.

  29. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крылова. — М., 1995.

  30. Общение и деятельность / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноуше- ка. — Прага, 1981.

  31. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.: (На­циональный план действий в интересах детей). — М., 1995.

  32. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. — Л., 1967.

  33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

  34. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. — М., 1979.

  35. Познай себя: Программа СПО-ФДО / Рук. кол. М. И. Рожков, А. В. Волохов. — М., 1993.

  36. Программа «Лидер» / Рук. кол. М. И. Рожков, А. В. Волохов. — М., 1992.

  37. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации уча­щихся // Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1.

  38. Рожков М. И., Волохов А. В. Детские организации: Возможности вы­бора // Вариативно-программный подход к социализации ребенка в де­ятельности детских организаций: Методическое пособие для организа­торов детского движения. — М., 1996.

  39. Смелзер Н.Дж. Социология: Пер. с англ. — М., 1994.

  40. Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.

  41. Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Г.Плоховой и Ф. А. Фрадкина. — М., 1993.

  42. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовско­го. — СПб., 1996.

  43. Социология: Учебник для высших учебных заведений / Г. В. Оси­пов, А.В.Кабыща, М.Р.Тульчинский и др. — М., 1995.

  44. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. / Редкол. А. Г. Дзе- верин и др. — Киев, 1979. — Т. 1,2,4.

  45. ТИМ — теория, история, методика детского движения // Ин- форм. бюллетень. — М., 1998. — Вып. 4.

  46. Титова Е. В., Трухачева Т. В. Они и мы: О концептуальных основах взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций. — М., 1993.

  47. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школь­ников. — М., 1980.

  48. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1974.

  49. Федеральный закон «Об общественных объединениях». — М., 1999.

  50. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». — М., 1996.

  51. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. — 1989. — № 5.

  52. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

  53. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М., 1987.

  54. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1991.

  55. Цымбаленко С.Б., Щеглова С. В. Кто они — подростки девяностых? (Социологический портрет современного детства). — М., 1995.

  56. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кудина, М.Н.Скаткина, В.Н. Шацкой. — М., 1980. — Т. 1, 2.

  57. Щеглова С.Н. Социология детства: Учеб. пособие. — М., 1996.


Электронные образовательные ресурсы:

  1. Федеральный портал «Информационно- коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru


Электронно-библиотечные системы, базы данных, информационно-справочные и поисковые

  1. www.biblioclub.ru

  2. www.wikipedia.ru


Примерные зачетные тестовые задания
Выделенные ДЕ и количество заданий в каждой ДЕ

ДЕ-1 Характеристика основных компонентов дополнительного образования

6

ДЕ-2 Сущность, задачи и цели дополнительного образования

6

ДЕ-3 Методы, средства и формы дополнительного образования

6

ДЕ-4 Общая характеристика методической деятельности педагога дополнительного образования

6

ДЕ-5 Нормативные документы и материалы

6

Итого:

30


Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1 вариант
ДЕ-1 Характеристика основных компонентов дополнительного образования

  1. Учебный план – это документ определяющий

  1. Объем минимальных знаний, умений и навыков специалиста

  2. Содержание обучения в обобщенном виде

  3. Уровень овладения профессией

  4. Перечень и объем изучения учебных предметов, их распределение по циклам и ступеням обучения

  5. Объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения дисциплин, время, отводимое на изучение дисциплин




  1. К задачам дополнительного образования относится -

  1. Повышение квалификации специалиста

  2. Выявление состава, структуры и логики учебного материала

  3. Совокупность приемов, применяемых для активизации учебно-познавательной деятельности

  4. Организация и проведение повышения квалификации

  5. Научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций по профилю работы

  1. Установите соответствие




Виды образования

Уровни образования

1 НПО

2.СПО


3.ВПО

А. бакалавриат

Б. специалитет

В. магистратура

Г. аспирантура






  1. Установите соответствие




Виды образования

Программы

  1. общее образование

  2. профессиональное образование

А. дошкольное образование

Б. основное общее образование

В. начальное профессиональное образование

Г. послевузовское профессиональное образование






  1. Определите подвиды дополнительного образование:

  1. Дополнительное образование детей

  2. Подготовка кадров высшей квалификации

  3. Образование взрослых по дополнительным программам

  4. Дополнительное профессиональное образование

) Подготовка квалифицированных рабочих

6 .Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на:-

)Обще развивающие

)Повышение квалификации

)Предпрофессиональные программы

)Программы общеобразовательной средней школы

ДЕ-2 Сущность, задачи и цели дополнительного образования


  1. В Структуру ДПО входит:

)Переподготовка специалистов

)Повышение квалификации

)Дополнительная профессиональная переподготовка

)Стажировка

)Самообразование

8. Чтототносится к классификации инновационных процессов в системе ДПО:

)Личностная ориентация образовательного процесса

)Уровневая дифференциация

)Экономическая устойчивость ДПО

)Разнообразие программ ДПО

9.:Основные задачи дополнительного профессионального образования:

)Повышение квалификации специалиста

)Формирование эффективного рынка услуг

)Широкое привлечение целевых инвестиций

)Удовлетворение потребностей специалиста в получении новейших знаний впрофессии



10 Виды функций учреждений дополнительного образования

  1. Естественнонаучная

  2. Профессиональна

  3. Социальная

  4. Педагогическая

  5. Методическая




  1. Основные тенденции глобализации в образовании::

)Унификация образовательных систем различных стран

)Оптимизация сети учреждений дополнительного образования

)Превращение образования в одну из разновидностей бизнеса

)Переподготовка руководящих кадров системы образования



12. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения состоит из следующих компонентов. Какой лишний.

)Исполнительский

)Технологический

)Личностно-творческий

)Аксеологический
ДЕ-3 Методы, средства и формы дополнительного образования
13 Методика дополнительного образования направлена на:

) организацию практической деятельности

) эффективное сочетание процессов обучения и воспитания

) профессиональное развитие

) побуждать к достижению поставленной цели обучения

) раскрытие творческого потенциала



14. Какая из перечисленных систем сегодня применяется как дополнительное образование

  1. Мангеймская

  2. Дальтон-план

  3. Ланкастерская система

  4. План Трампа


15. Назовите основную форму теоретического обучения в области профессионального образования ____________.

16. На что опираются личностно-ориентированные педагогические технологии повышения квалификации

  1. Ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей

  2. Признание слушателей главной действующей фигурой повышения квалификации

  3. Признание двух равноправных источников процесса повышения квалификации – обучение и самообучение


17. Перечислите средства обучения

  1. Педагогическое мастерство

  2. Учебные пособия

  3. ТСО

  4. Учебные кабинеты


18. Какова основная цель работы педагога дополнительного образования

  1. Субъект-субъектные отношения

  2. Субъект-объектные отношения

  3. Самообучение

  4. Социализация учащегося

ДЕ-4 Общая характеристика методической деятельности педагога дополнительного образования



19. Количество групп работников,занятых в системе дополнительного образования детей

  1. 10

  2. 16

  3. 4




  1. Перечислите Виды учебных программ дополнительного образования:

--------------------------------------
21. Фундамент педагогического мастерства это…

  1. Педагогические способности

  2. Общая высокая культура и эрудиция

  3. Багаж профессиональных знаний умений и навыков

  4. Любовь к детям, профессии


22.Что относится к методам практико-ориентированной деятельности

)упражнения


)тренинги
)чтение
)диалоги
)консультации

23. Перечислите этапы модели учебного занятия в ДУДОД:

)организационно-подготовительный


)конструирующий
)логический
)научный

)итоговый



24. Какой вид педагогического контроля направлен на проверку конечных результатов обучения

  1. исходный

  2. текущий

  3. промежуточный

  4. итоговый

  5. рейтинговый



ДЕ-5 Нормативные документы и материалы

25. Совокупность методов используемых в изучении конкретного учебного предмета и его разделов называется _________________.
26. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

)перечень разделов, тем

)количество часов

)список литератур

)используемое оборудование

27. Основные документы при аттестации УДО:

)подтверждение статуса учреждения ДО

)договор с учредителем
)устав

)лицензия


)учебная программа
28. Какие основные принципы аттестации ОУ вы знаете?


______________________________________

29. Определите иерархию учреждений системы ДО:

)клуб№---
)кружок№----
)студия№----
)дворец№----


30. Система форм, методов и средств обучения, направленных на реализацию педагогических целей называется ______________________.
2 вариант
ДЕ-1 Характеристика основных компонентов дополнительного образования

  1. Структурно-логический анализ это -

а) Выделение учебных элементов, их классификация и установление связей между ними

б) Отбор и структурирование учебного материала

в) Определение уровней усвоения понятий

г) Классификация понятий по разным основаниям

д) Конструирование графа учебной информации


  1. При организации преподавания специальных и общетехнических предметов к репродуктивным методам относится

а) Исследовательский

б) Объяснительно-иллюстративный.

в) Проблемное изложение

г) Эвристический

д) Частично-поисковый


  1. Установите соответствие




Вид учебной литературы

Учебная литература

  1. Учебники

  2. Учебные пособия

  3. Учебно-методические пособия

  4. Справочники




А. Сборники задач и упражнений

Б. Поурочные разработки

В. Учебная книга

Г. Таблицы допусков и посадок






  1. Установите соответствие




Звенья учебного процесса

Формулировка целей

  1. При сообщении нового материала

  2. При закреплении и совершенствовании знаний

  3. При применении знаний

  4. При учете и контроле знаний




А. «Дать понятие о процессе...»

Б. «Подвести итоги изучения темы...»

В. «Повторить материал темы...»

Г. «Практически изучить способы контроля...»






  1. Основной системой производственного обучения при подготовке квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования являются

  1. Операционная система

  2. Операционно-предметная система

  3. Операционно-комплексная система

  4. Инвариантно-модульная система

  5. Предметная система




  1. Средство обучения – это

  1. Способ взаимодействия в процессе обучения

  2. Ведущие положения процесса обучения

  3. Все, что позволяет достичь преподавателю цели урока

  4. Материальные объекты, с помощью которых осуществляется оптимизация обучения

  5. Способ воздействия на личность


ДЕ-2 Сущность, задачи и цели дополнительного образования

  1. Структурным элементом урока производственного обучения не является

  1. Письменный инструктаж

  2. Вводный инструктаж

  3. Контроль деятельности учащихся

  4. Текущий инструктаж

  5. Объяснение нового материала


8. Факторы, влияющие на выбор методов обучения

    1. Структура и логика содержания учебного материала

    2. Материально-техническое обеспечение занятия

    3. Учебно-познавательные возможности учащихся

    4. Виды и формы контроля

    5. Профессионализм педагога


9. Поставьте в нужной последовательности этапы решения технико-технологических задач при изучении специальных и общетехнических предметов

  1. Поиск способа решения задачи

  2. Осуществление плана решения

  3. Анализ условия задачи

  4. Проверка решения задачи


10. Логически завершённая часть учебного материала с проверкой знаний и умений обучаемых – это ________________________.
11. Укажите последовательность системы упражнений при изучении специальных и общетехнических предметов

  1. Упражнение поискового типа

  2. Упражнение репродуктивного характера

  3. Упражнение творческого характера


12. Назовите уровень усвоения знаний, на который выходит студент при правильном выполнении преподавателей требования прочности усвоения знаний.

______________________________________________
ДЕ-3 Методы, средства и формы дополнительного образования
13. Укажите показатель действенности принципа систематичности и последовательности.

______________________________________________
14. Форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы под руководством преподавателя называется …

  1. Практическое занятие

  2. Семинарское занятие

  3. Учебная дискуссия

  4. Лабораторное занятие


15. Как называется метод наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами и объектами в их натуральном виде ____________________________.
16. Что не включает в себя организация процесса обучения

  1. Постановка цели

  2. Определение содержания

  3. Ролевые и имитационные игры

  4. Организация УПД обучающихся

17. Документ, содержащий перечень дисциплин, количество часов и формы отчётности по конкретной специальности называется _____________ ____________.
18. Перечислите этапы формирования умственных действий.
ДЕ-4 Общая характеристика методической деятельности педагога дополнительного образования
19. Перевод внешних действий во внутренний план называется __________________.
20. Расставьте в правильной последовательности этапы педагогического проектирования

  1. Конструирование

  2. Моделирование

  3. Проектирование


21. Какому виду педагогических способностей относится умение работать с различными источниками информации и выделить в них главное

  1. Академические способности

  1. Креативные способности

  2. Информационно-дидактические способности


22. Методы педагогического исследования это …

  1. Способы усвоения новых знаний

  2. Способы решения проблемных задач

  3. Способы познания объективной реальности

  4. Способы закрепления изученного материала


23. Определите, в чём заключается особенность применения методов педагогических исследований

  1. Этическая направленность

  2. Замкнутость

  3. Неповторимость

  4. Адекватность


24. Для решения каких задач успешно применяются дедуктивные методы
ДЕ-5 Нормативные документы и материалы

25. Определите один из критериев отрицательной оценки полноты и глубины знаний по изложенным ниже параметрам

  1. Учитывается количество усвоенных фактов, понятий, правил и т.п.

  2. Учитывается понимание изучаемого материала

  3. Учитывается количество и характер ошибок при ответе


26. Ответьте на вопрос. При решении каких задач поисковые методы применяются особенно эффективно
27. Совокупность методов используемых в процессе обучения конкретного учебного предмета, его разделов называется _______________________.
28. Какой вид педагогического контроля направлен на проверку практических умений обучаемых в системе НПО

  1. Вводный

  2. Текущий

  3. Промежуточный

  4. Итоговый


29. Назовите, что является показателем действенности принципа систематичности и последовательности

  1. Умение переноса знаний

  2. Формирование умений и навыков

  3. Умение выполнять задания продуктивного характера


30. Организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений называют…

  1. Педагогический мониторинг

  2. Тестирование

  3. Дифференцированный контроль

  4. Рейтинговый контроль


Вопросы к экзамену
1.Историко-педагогический анализ проблемы социализации человека

2.Концепции социализации и их развитие в социологии, психологии, педагогике

3Закономерности игрового взаимодействия в детских объединениях

4.Принцыпы игрового взаимодействия в детских объединениях

5.Критерииэффективности игрового взаимодействия детских объединениях

6.Структурно-функциональная схема программирования игрового взаимодействия в детских объединениях

7.Программно-методическое обеспечение игрового взаимодействия

8.Программное обеспечение деятельности клубов по месту жительства

9.Система методической службы в дополнительном образовании детей

10.Целостные модели методической службы

11.Моделирование воспитательной системы в дополнительном образовании детей

12.Методическое обеспечение педагогов дополнительного образования детей

13.Фуекция деятельности методической службы

14.Виды методической продукции

15.Программа развития ОУДОД

16. Основные средства и формы методической помощи

17.Нормативно-правовое обеспечение методической службы в системе ДОД

18.Примерный перечень локальных актов метод. службы

19.Технологии и методики организации педагогической деятельности в системе ДОД

20. Методы организации занятия в детском творческом объединении

21. Алгоритм организации занятия в ОУДОД

22. Модель занятия в ОУДОД

23.Технология организации творческой и смыслопоисковой деятельности

24. Технологии качественного анализа занятия

25Схема анализа занятия в системе личностно ориентированного образования

26. Технологии создания адаптивной системы управления методической службы в ОУДОД

27.Планирование деятельности методической службы в системе ДОД

28.Проблемно-тематическое планирование методической деятельности в системе ДОД

29. Формы организации методической работы над единой схемой

30.Развернутая схема проблемно-тематического плана
Примерные темы для исследовательской работы

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница