Методические рекомендации по изучению дисциплины



Скачать 161.66 Kb.
Дата30.04.2016
Размер161.66 Kb.
Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины

Целями обучения дисциплины «Речевая коммуникация в современном социуме» являются формирование необходимых языковых знаний в области коммуникативной компетенции студента магистранта (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.), а также практическое овладение коммуникативными навыками: искусно вести деловой разговор, переговоры, совещания, убеждать, не позволять собеседнику манипулировать собой, успешно выступать перед аудиторией, преодолевать барьеры в общении. Подготовка магистрантов к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

Формируемые компетенции: помочь студентам овладеть культурой речевого общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего - в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией; повысить общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления; развить социально-коммуникативные способности, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, познакомить с социальными нормами и образцами англоязычной культуры, выработать собственную систему речевого самосовершенствования; способствовать формированию открытой для общения коммуникативной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей.

Особенность изучения: Курс базируется на современной аутентичной литературе различного жанра, помогающей сформировать практические риторические умения и развить различные виды мышления.


    1. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями, практиками, научно-исследовательской работой (НИР))

Курс «Речевая коммуникация в современном социуме» входит в базовую вариативную часть обязательных дисциплин. Трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, или 72 часа. По дисциплине предусмотрен зачет.

Связь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана обусловлена ее общекультурным статусом и значительной ролью в повышении речемыслительной культуры студентов магистрантов благодаря вооружению их алгоритмами эффективной речевой деятельности. Полученные знания, умения и навыки способствуют более качественному усвоению других учебных дисциплин. Курс направлен на формирование профессиональной компетентности, необходимой для эффективной речевой деятельности в условиях информационного общества. Дисциплина построена на основе глубокого изучения принципов общения, с этой целью предполагается рассмотрение ряда аспектов - лингвистического, психологического, социологического, когнитивного. Курс использует деятельностный подход и ориентируется на активные формы обучения - публичное выступление, деловая игра. Изучение дисциплины «Речевая коммуникация в современном социуме» связано и пересекается с изучением ряда лингвокультурологических дисциплин, таких как , «Практика устной письменной речи», «Речевой этикет».

В силу универсальности языка как средства общения, познания, хранения и передачи информации курс «Речевая коммуникация в современном социуме» позволяет установить междисциплинарные связи с предметами социально-гуманитарного блока, такими как «Культурология», «Психология общения», «Социология»; с циклом общепрофессиональных дисциплин - «Менеджмент», «Социология управления», «Управление служебной карьерой».

Данный курс читается на английском языке, поэтому задания для практических занятий, самостоятельной работы, промежуточный контроль и итоговый выполняется на английском языке.


Практические занятия





Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия

№ темы

из раздела 2



Объем времени, час

норм

сокращ. (ускорен.)

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

7

РК 1

Речевой этикет

1.1

4










РК 2

Общение и темперамент и характер собеседника

2.1

4













Функции и виды невербальных средств коммуникации.


2.2

4










РК 3

Комплименты в деловой коммуникации.

3.1

4










РК 4

Сигналы появления барьеров.

4.1

4













Преодоление барьеров в общении.

4.2

4













Рейтинговый контроль




2













Зачет




2










Самостоятельная работа студентов (СРС)



№ рейтингового блока

Вид самостоятельной работы

Объем времени, час

Рекомендуемая литература

норм. срок обучения

сокращ.

(ускорен.)



очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

7

РК 1

Тема индивидуального домашнего задания Доклад на тему: «Стереотипы и творчество в речевом этикете»

4
















Интернет поиск: Презентация: «Речевые дистанции и табу»

4
















Ролевая игра: Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

4













РК 2

Подготовка к практическим занятиям

6
















Case study: Типы людей с коммуникативной точки зрения. Коррекция речевой коммуникации с учетом типа общения партнеров.


4















Ролевая игра: «Символическая коммуникация»

4












РК 3

Интернет поиск: Презентация: «Моделирование факторов, затрудняющих ход переговоров»

4















Подготовка к практическим занятиям

4












РК 4

Тема индивидуального домашнего задания Доклад на тему: «Понятие манипулятора и актуализатора»

4















Подготовка к рейтинговому контролю

2















Подготовка к зачету

4














Распределение баллов за текущую работу


Вид текущей учебной работы

Количество балов

1 семестр




Тестовый контроль

10

Выполнение контрольных (лабораторных) работ

5







Выполнение индивидуальных домашних заданий

5

Выполнение индивидуальных творческих заданий

5







Итого за 1 рубежный контроль:

25

Выполнение контрольных (лабораторных) работ

5

Выполнение индивидуальных творческих заданий

5

Выполнение индивидуальных домашних заданий

10

Тестовый контроль

5

Итого за 2 рубежный контроль:


25

Итоговый контроль (зачет)

50-55

Контроль итоговых знаний (зачет) проводится в конце (первого семестра), согласно следующим требованиям:

написание итогового теста;

беседа по темам

Комплект тем для собеседования по дисциплине «Речевая коммуникация в современном социуме»:

  1. Речевой этикет.

  2. Невербальные средства коммуникации.

  3. Особенности деловой коммуникации.

  4. Преодоление барьеров в общении.

Самостоятельной формой контроля является выполнение интерактивных заданий на электронных носителях, дающие оценку непосредственно после выполнения заданий. Самооценка может проводиться в форме анкетирования с учетом разработанных критериев различных видов работ.

Уровни и критерии итоговой оценки результатов освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере»




Результаты освоения дисциплины

Уровни

Критерии выполнения заданий ОС

Критерии оценки результатов



Итоговый семестровый балл

Итоговая оценка

Демонстрировать:

-развитие речевых умений, основы речевого

мастерства в профессионально значимых речевых жанрах, формирование т. н.

критического мышления, которое детерминировано развитым абстрактным



мышлением, безупречной логикой и риторической подготовкой;

  • умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения;

  • корректное использование в речи разнообразных речевых структур (лексических, грамматических) и коммуникативных стратегий;

  • способность работы с информационными и образовательными ресурсами на иностранном языке;

  • способность композиционно корректно и логично выразить свои мысли и мнения в межличностном, деловом общении на иностранном языке, владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию иноязычной информации, постановке цели и выбору путей её достижения,

  • способность работать в команде

Недостаточный

  • не способен осуществлять коммуникацию на иностранном языке

  • не понимает содержание коротких и простых текстов и профессиональной направленности;

  • не понимает простые речевые структуры и не использует коммуникативные стратегии;

  • не способен грамотно составить и написать простые тексты;

  • речь логически построена неправильно, нормы языка (лексико-грамматические, фонетические, синтаксические) игнорируются;

  • не способен работать с иноязычными информационными ресурсами;

  • не умеет обобщать, критически осмысливать информацию;

  • не умеет работать в команде

Менее 41

Неудовлетворительно (не зачет)

Базовый

  • испытывает трудность в осуществлении коммуникации, частично владеет различным навыками речевой деятельности;

  • обменивается простой информацией, понимает простые и короткие профессиональные тексты;

  • испытывает трудности в правильности составления простых текстов;

  • понимает общие речевые структуры, использует их с незначительными ошибками;

  • использует основные речевые модели недостаточно грамотно, недостаточно аргументировано излагает свою точку зрения

  • способен найти основную информацию, но не умеет пользоваться автоматическими переводчиками, словарями и специализированными сайтами, представленными в интернете;

  • не всегда способен работать в команде.

41 -60

Удовлетворительно (зачет)

Повышенный

ПУ 1

  • может правильно описать события, рассказать о планах на будущее, достаточно полно владеет различным навыками речевой деятельности;

  • легко понимает основное содержание профессиональных текстов;

  • понимает и правильно использует речевые структуры в ситуациях повседневного общения;

  • составляет и правильно оформляет тексты различного вида (формальные и неформальные письма, CV, эссе и т.д.);

  • правильно использует различные речевые структуры и модели, речевые высказывания логичны, содержательны и информативны;

  • не вызывает затруднение поиск информации и общение посредством ИТ, умеет пользоваться автоматическими переводчиками, словарями и специализированными сайтами, представленными в интернете. Выбранная информация обладает новизной и актуальностью;

  • умеет работать в команде

61 -80

Хорошо

ПУ 2 (продвинутый)

  • свободно владеет различными видами речевой деятельности на уровне B1+, речь коммуникативно ориентирована (адекватность теме, проблеме, ситуации). Проявляет творческую оригинальность;

  • не возникает трудности в понимании текстов различных типов;

  • способен понимать и свободно использовать речевые модели, коммуникативные стратегии в общении, проявляет заинтересованность в продуктивном иноязычном общении;

  • демонстрирует творческое мышление; быстро и правильно составляет письменные тексты различных видов, не возникают трудности ни в рецептивных, ни в репродуктивных видах деятельности;

  • правильно с точки зрения норм лексики, грамматики и фонологии изъясняется на иностранном языке, свободно контактирует с носителями языка, знает специфические ценности страны изучаемого языка, умеет заинтересовать аудиторию;

  • на высоком уровне ищет информацию в интернете, умеет работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать в виде, понятном другим людям, активно использует ИТ в своей профессиональной деятельности;

  • способен свободно включаться в работу команды и участвовать в достижении общих целей совместно с другими людьми

81 - 100

Отлично



Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение

Карта методического обеспечения дисциплины





Автор

Название

Издательство

Гриф издания

Год издания

Кол-во в библиотеке

Ссылка на электронный ресурс

Доступ-ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.1 Основная литература

6.1.1

Сепир Э.

Язык. Введение в изучение речи

М.: Директ-Медиа




2007




http://www.biblioclub.ru

С любого компьютера ДГТУ


6.1.2

Под редакцией Василик М.А.

Основы теории коммуникации (учебник)

М.:Гардарики




2007

5







6.2 Дополнительная литература

6.2.1

Садохин А.П.

Введение в теорию межкультурной коммуникации

М.: Высш. Шк.




2005




http://www.biblioclub.ru

С любого компьютера ДГТУ


6.2.2

Подопригора С.Я.

Образование и межкультурная коммуникация: (моногр.)

ДГТУ.-Ростов н/Д: РИО ДГТУ




2006

3







6.3 Периодические издания

6.3.1




AppliedLinguistics













ЭБС ДГТУ

http://www.oxfordjournals.org/.

С любого компьютера ДГТУ


6.3.2




Language, LinguisticsandLiterature













ЭБС ДГТУ

http://www.oxfordjournals.org/.

С любого компьютера ДГТУ


6.4 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия

6.5 Курсовая работа (проект)

6.5.1

























6.6 Контрольные работы

6.7 Программно-информационное обеспечение, Интернет-ресурсы

6.7.1




Сайт цитат о роли культуры в жизни человека













htpp://www.wsu.edu/gened/learn-modules/top-culture/quotations-on-culture.html

Свободный доступ

6.7.2




 Википедия. Электронная энциклопедия














htpp:www.wiki.org/Culture

Свободный доступ

6.7.3

Тер-Минасова С.Г.

Язык и межкультурная коммуникация






2000





www.gumer.info/bibliotehek-books/linguist/ter/index.php

Свободный доступ

6.7.4

Сепиашвили Е.Н.

Межкультурная коммуникация: учебно-практическое пособие

М., МГУТУ




22009




www.twirpx.com/file/

Свободный доступ




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница