Методические рекомендации по изучению дисциплины



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3. Б.3.3 Психология и педагогика развития детей: психология детей младшего школьного возраста
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)
Очное и заочное обучение

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012

1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

Б3. Б.3.3 3 Психология и педагогика развития детей: психология детей младшего школьного возраста
2. Авторы программы:

Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

Синкевич И.А, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Барышева Т.Д., ст. преподаватель кафедры психологии
4. Цели освоения дисциплины
Указываются цели освоения дисциплины (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Цель освоения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» - формирование у обучающихся системы представлений о специфике развития личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:


  • описать особенности развития в младшем школьном детстве, установив взаимосвязь между возрастными периодами;

  • раскрыть закономерности, принципы, предпосылки, источник, факторы, условия и движущие силы психического развития;

  • сформировать представление о социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младшем школьном возрасте;

  • сформировать представление об особенностях развития мотивационно-потребностной сферы, самосознания и эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста;

  • сформировать представление о специфике развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста;

  • сформировать представление о специфике общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Учебный курс «Психология детей младшего школьного возраста» относится к дисциплинам профессионального цикла и входит в модуль 2 «Психология и педагогика развития детей». Изучение данного курса сочетается с параллельным изучением курсов, посвященных дошкольному и подростковому возрастам и образовательным программам, реализуемым в этих возрастах. Таким образом, у студентов-бакалавров создается психологическая основа для возрасто-сообразного понимания развития ребенка и разворачивания образовательного процесса.

В процессе изучения дисциплины студенты осваивают систему основных понятий психологии детей младшего школьного возраста, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами изучения младшего школьника с психологических позиций.

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N 200, бакалавр, обучающийся по курсу «Психология детей младшего школьного возраста» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ОПК-4, ПКПП-5, ПКПП-6, ПКНО-4, ПКНО-6):



  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

  • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    1. Знать:

  • основные категории и понятия психологии младшего школьника;

  • основные закономерности развития детей младшего школьного возраста;

  • вид ведущей деятельности - учебной, и особенности ее становления в младшем школьном возрасте;

  • психологические новообразования, формирующиеся в младшем школьном возраста.
2. Уметь:

  • оперировать основными категориями психологии детей младшего школьного возраста;

  • сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития, характеризующие специфику психического развития в младшем школьном детстве;

  • видеть и понимать психологическую реальность, стоящую за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста;

  • выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка, осуществлять процесс обучения и воспитания так, чтобы он соответствовал уровню когнитивного и личностного развития ребенка.

3. Владеть:

  • категориальным аппаратом дисциплины;

  • способностью самостоятельно работать с научной информацией;

  • созданием целостного представления об индивидуальных особенностях ребенка и их проявлением в его поведении.



10. Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Предмет и задачи психологии младшего школьника

Вопросы для самостоятельного изучения, выполнение заданий в интерактивной форме

15

Собеседование, проверка эссе


2.

Методы психологии младшего школьника

Написание эссе, реферат Вопросы для самостоятельного изучения

15

Защита реферата Собеседование

3.

Психологическая готовность детей 6 лет к обучению в школе

Контрольная работа.

Выполнение заданий в интерактивной форме.



15

Проверка контрольной работы

4.

Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование



15

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов




5.

Психологические особенности развития личности младшего школьника

Подготовка сообщения .

Участие в разборе кейс-заданий. Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными, источ­никами информации)



16

Заслушивание сообщения

Защита реферата

Проверка аннотации.

АСТ-тестирование







Итого:




76





11. Образовательные технологии



Интерактивные формы занятий:

раздела (темы)

Формы

1.

Дискуссия на темы: «Актуальные проблемы психологии детей младшего школьного возраста»; «Начало формирования системы универсальных учебных действий».

2.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Тело человека» 2 часть.

3.

Психологический анализ литературных текстов.

4.

Решение ситуационных задач (кейс-метод)

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE. Доступ в систему через сайт МГГУ http://www.mshu.edu.ru/moodle .


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Основными способами самостоятельной работы по изучению психологических дисциплин являются:



  • изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков экономической науки;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка к зачету \ экзамену.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

  • уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

  • ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

  • прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

  • изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков экономической науки;

  • прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, наиболее интересные мысли следует выписать;

  • сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

  • решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплин психологического цикла является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:


  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме;

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.



Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Тема 1-2. Предмет, задачи и методы психологии младшего школьника.

Вопросы для обсуждения

  1. Предмет и задачи психологии младшего школьника.

  2. Место психологии младшего школьника в системе научного знания, связь ее с другими науками.

  3. Методологические принципы психологии младшего школьника.

  4. Основные исследовательские методы психологии младшего школьника: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

  5. Особенности диагностики в психологии младшего школьника.

  6. Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии.

  7. Стратегии исследования детского развития в психологии младшего школьника

Литература

  1. Актуальные проблемы возрастной психологии /Под ред. А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина и др. - М.,1978.

  2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии /Под общ. ред. Ф.И.Иващенко, Я.Л. Коломинского. - Минск,1980.

  3. Актуальные проблемы психологии: Сб. научн. Трудов /Отв. ред. М.И. Постникова.- Архангельск, 1997.

  4. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  5. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2005, 2008, 2010.

  6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  7. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  8. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  10. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  11. Рыкованов В.А. Возрастная психология.- СПб.,1999.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: возрастная психология, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.

  2. Составить таблицу «Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии».




Наименование метода, его определение

Виды

Специфика применения в возрастной психологии

Специфика применения в общей психологии

3. Салмина Н.Г., Чернышева В.К. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии и внедрение достижений психологической науки в практику // Вопросы психологии.-1980.-№5.(конспект)
Тема 3. Психологическая готовность к школьному обучению

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

  2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная ( мотивационная ) готовность;

б) коммуникативная готовность;

в) развитие произвольности поведения;

г) интеллектуальная готовность.



  1. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

Литература

  1. Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. - 1995.-№8. - С.87-91.

  2. Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной.- М.,1980. - С.129-138.

  3. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  5. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  6. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. - 1997. - №4. - С.71-80.

  7. Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. - 1998.- №2. - С.18-24.

  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.,1988.

  9. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  10. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.,1987.

  12. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  14. Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. - Екатеринбург,1999.

  15. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

  16. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  17. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

  2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии.- 1997.- № 2.- С.18-23 (конспект).

  3. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - (доклад).

  4. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог.-2000.-№ 30. - (специальный вкладыш) - (доклад).



Тема 4-5. Общая характеристика младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

  2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

  3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.

  4. Становление элементов учебной деятельности. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  5. Младший школьник как субъект учебной деятельности.Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Развитие мотивов учения.

  6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  7. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

  8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Литература

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  3. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.-Воронеж,1998.

  4. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  6. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  7. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  8. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  10. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. - М.,1990.

  11. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  12. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.

  13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвящение,1998.

  14. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  15. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига:ПУ «Эксперимен», 2000.

  16. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность, субъект деятельности, универсальные учебные действия.

  2. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001.- № 5. - С.19-35.(конспект).

  3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП,1996.- С.160-169. (выписки)

  4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.:ИПП,1996. - С.229-232 (конспект)

  5. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии.-1992. - №2.- С.14-19 (выписки)

  6. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005.- №2. - С.217-222 (доклад).

  7. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  8. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59(доклад).

  9. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников Психологического института // Вопросы психологии. - 2004.- №2.-С.54-63.

  10. Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2. - С.249-255 (доклад).

  11. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- С.137-144 (выписки).


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

Основная литература

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников : 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002.

  2. Асмолов А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  3. Баранова Э.А. Диагностика познавательных интересов у младших школьников и дошкольников.- СПб., 2006.

  4. Большой толковый психологический словарь. Том 1, том 2. – М., 2001.

  5. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  7. Детская психология. Тайны психики ребенка. Психологическая энциклопедия – СПб., 2002.

  8. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  9. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / науч. ред. Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО, 2005.

  10. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2005, 2008, 2010. [Гриф]

  11. Изучение оценочной тревожности / В.Н.Карандашев, М.С.Лебедева и др. - М., 2004.

  12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.

  13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  14. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  15. Косякова О. О. Возрастные кризисы. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

  16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2004.

  17. Марцинковская Т.Д. История развития детской психологии. - М., 2006.

  18. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  19. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  20. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером - М. : Академия, 2007.

  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М., 2004.

  22. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2005.- 216 с.

  23. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  24. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2001. - Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология.

  25. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  26. Педагогическая психология : [учеб. пособие] / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

  27. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  28. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

  29. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

  30. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008.

  31. Психология: Полный энциклопедический справочник – М., 2002.

  32. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. [Гриф УМО]

  33. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  34. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003.

  35. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  36. Психология: словарь-справочник / под ред. Р.С. Немова. Часть1, часть 2. – М., 2003.

  37. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

  38. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- СПб., 2006.

  39. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк ; - 3-е изд., испр. - М. : МПСИ, 2006.

  40. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. - СПб., 2006.

  41. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

  42. Шеффер Дэвид. Дети и подростки. Психология развития – СПб.: Питер, 2003.



Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. - М.,1998.

  2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.,1998.

  3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.

  7. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.

  8. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста - М. : Академия, 2009. [Гриф]

  9. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

  10. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. [Гриф]

  11. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: ИПП, 1996. - С. 84-87.

  12. Зверева Н. В. и др. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. - М. : Академия, 2008 [Гриф]

  13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005.

  14. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка./ Под ред. А.Г. Рузской. - М.: МПСИ, 1997.

  15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.

  16. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 1998.

  17. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна, 1995.

  18. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2000.

  19. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  20. Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.

  21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

  22. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

  23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999.

  24. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М.Фонарева. -М., 1987.

  25. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова. - М.,1983.

  26. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

  27. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст.-М., 2000.

  28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  29. Психическое развитие младших школьников / под ред. Давыдова В.В. – М., 1990.

  30. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

  31. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

  32. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997.

  33. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  34. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1997.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  3. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//

http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка //

http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  1. Реан А.А. Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  1. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая компьютерная оболочка «Competentum Magister»

  3. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  4. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  5. htpp://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека

  6. htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  7. htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

  8. http://polpred.com/ База данных polpred

  9. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  10. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  11. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


Программное обеспечение:

  1. Адаптивная система тестирования «АСТ-тест»

  2. Система дистанционного обучения LMS Moodle.


Перечень используемых пособий.

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.- СПб., 2001.

  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития.- М., 2000.

  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.

  6. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.

  7. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 1996.

  8. Детская психология. Тайны психики ребенка. Психологическая энциклопедия – СПб., 2002.

  9. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И.Фельдштейна - М.: ИПП, 1996. - С. 84-87.

  10. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего.- М.: Когито-Центр,1997.

  11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.

  12. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода.- Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.

  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- В 2 т.- М., 1983.

  14. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской - М.: МПСИ, 1997.

  15. Маньковский Н.Б., Холодная М.А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте.-Киев,2000.

  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,факты, проблемы. - М.: Роспедагентство, 1996.

  17. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.-М.: Педагогика, 1988.

  18. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб., 1999

  19. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

  20. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия./Сост. К.В. Сельченок.-Мн.:Харвест,2000.

  21. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  22. Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.-СПб.:Питер,2001.

  23. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана - СПб., 2001.

  24. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология.- М.: Изд-во Моск. Ун-та,1986.

  25. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова.- М.,1983.

  26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная Пресса,2000.

  27. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности.- СПб.: Алетейя,2000.

  28. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.

  29. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989

  30. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве –времени детства.- М.: Флинта, 1997.

  31. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.


15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Примерные зачетные тестовые задания

по дисциплине «Психологии младшего школьника»
1. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в ... возрасте.

А) подростковом

Б) дошкольном

В) младшем школьном

Г) раннем юношеском
2. Показателем интеллектуальной готовности к обучению в школе является:

А) самостоятельность в умственной деятельности


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница