Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б. 5 Организация профессиональной деятельности



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.5 Организация профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления
(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)




Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры


44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки

с указанием наименования магистерской программы)

заочная форма обучения



Составитель:

Синкевич И.А.,

доцент, канд. педагог. наук, доцент,

зав. кафедрой психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»




1. Наименование дисциплины (модуля).

М2.Б.5 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления


2. Аннотация к дисциплине.

Психолого-педагогическое образование – одно из наиболее престижных направлений подготовки специалистов в развитых и развивающихся странах мира. Оно дает возможность получить широчайший спектр знаний и умений в сфере психологии, педагогики, общего менеджмента и менеджмента персонала.

Целями освоения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является формирование профессиональных компетенций магистра в области психолого-педагогической поддержки студентов в процессе их личностной и социальной адаптации в ходе учебно-профессиональной деятельности.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач:



  • ознакомление студентов с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление с составом, структурой и видами профессиональной деятельности; классификацией профессий;

  • формирование у студентов представлений о профессионально важных качествах и психологическом портрете профессионала;

  • формирование умения осуществлять на практике применения знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • ознакомление студентов с индивидуальным стилем профессиональной деятельности психолого-педагогического направления и др.

Содержание курса «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» способствует овладению магистрами основными видами будущей профессиональной деятельности:

  • психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;

  • педагогическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • организационно-управленческая деятельность.

Учебная программа построена в соответствии с требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления Психолого-педагогическое образование. Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), обучающийся М2.Б.5. «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



  • способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

  • использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

  • способностью конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

  • способностью разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

  • готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам

  • обучения и воспитания (ПКНМ-6);


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

Модуль 1. Теоретико-методологические основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

24




1.

Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования.

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовка текста выступления. Конкурс рефератов.



2.

Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовка доклада. Выступление с докладом.



3.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Участие в заседании круглого стола. Конкурс рефератов



4.

Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовиться к использованию на практическом занятии кейс метода по основным видам профессиональной деятельности психолога. Тестовые задания.



Модуль 2. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

30




5.

Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.

Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.

Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов.


6.

Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности.

6

Подготовка доклада. Конкурс рефератов

7.

Профессиональное сознание и самосознание педагога.

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: Опросник Рокича, Тест смысложизненных оринтаций, Опросник «Мотив достижения успеха», Опросник «Мотив избегания неудач».



8.

Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности

6

Подготовка доклада. Конкурс рефератов

9.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций), Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).



Модуль 3. Профессиональное становление

30




10.

Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: наблюдение как метод оценки уровня профессионализма, протокол наблюдения, карта наблюдения



11

Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: Методика Дж. Холланда (1985), Опросник профессиональных предпочтений (ОПП), Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.



12.

Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, Опросник профессиональной готовности, Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя», Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».



13.

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Составить схемы "Стили педагогического общения", "Типы педагогического взаимодействия"



14.

Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога

6

Смотри задания к практическому занятию по теме:

Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов: Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации специалиста,



Многоуровневый личностный опросник адаптивности МЛО-АМ, Опросник Басса-Дарки




Всего

84






Перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Актуальные проблемы российского психолого-педагогического образования.

  2. Приоритетные направления государственной политики в области образования

  3. Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ФГОС.

  4. Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога.

  5. Состав, структура и виды профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Классификация профессий.

  6. Сущность, содержание, основные разделы профессиограммы.

  7. Типы профессиограмм; методологические принципы разработки профессиограмм.

  8. Основные требования к профессиограмме по Е.М. Ивановой и А.К. Марковой.

  9. Методологическая схема составления профессиограммы.

  10. Психограмма как типовой портрет успешного профессионала.

  11. Профессиографирование как процесс составления психограммы.

  12. Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.

  13. Психологический портрет профессионала.

  14. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.

  15. Понятия «профессия», «профессионал» и «профессиональная деятельность». Психология профессионального самоопределения. Жизненная перспектива.

  16. Выбор профессии. Профессиональные и жизненные притязания. Профессиональные намерения.

  17. Ценностно-ориентационный подход к профессиональной информации и пропаганде. Операциональная модель жизненных ориентаций работника.

  18. Понятие индивидуального стиля профессиональной деятельности. Характеристика педагогической деятельности.

  19. Стили педагогического руководства.

  20. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.

  21. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.

  22. Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.

  23. Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.

  24. Праксические состояния. Профессионализация как процесс овладения моделями профессии и профессиональной деятельности.

  25. Особенности педагогической деятельности.

  26. Понятие профессионального самоопределения.

  27. Профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию.

  28. Психологическая диагностика. Профессиональный отбор и подбор.

  29. Профессиональное обучение.

  30. Профессиональная адаптация.

  31. Профессиональная деятельность.

  32. Основные формы и этапы профессионального становления личности.

  33. Модели становления профессиональной деятельности.

  34. Кризисы профессионального становления.

  35. Основные направления деятельности практического психолога. Основные задачи и разделы практической психологии.

  36. Психопрофилактика и психогигиена. Психодиагностика и психокоррекция.

  37. Психологическое консультирование и психотерапия.

  38. Особенности построения психологического контакта.

  39. Компетенция и компетентность. Компетентностный подход как принцип образования. Ключевые образовательные компетенции.

  40. Квалифицированность в практической работе педагога-психолога.

  41. Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.

  42. Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.

  43. Профессиональная культура педагога и психолога.

  44. Проблема компетентности педагога в контексте современного психологического знания.

  45. Проблема формирования коммуникативных компетенций педагогов.

  46. Причины возникновения профессионального выгорания и возможные решения.

  47. Профилактика профессионального выгорание педагога.

  48. Критерии теоретической и практической готовности педагогов к творческому развитию обучающихся.

  49. Психологическая готовность педагогов к творческому саморазвитию.

  50. Проблемы творческого развития личности в образовании.


Примерная тематика контрольных работ


  1. Структурная трансформация образования в контексте Болонского процесса.

  2. Образовательная политика демократической России.

  3. Достижение Россией передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.

  4. Информационная революция и образовательный процесс.

  5. Базовые национальные ценности российского общества и образования.

  6. Задачи государственной политики в сфере педагогического образования

  7. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

  8. Новые требования к современному учителю «Нашей новой школы».

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт как стратегический ресурс.

  10. Модернизация образования: проблемы и решения.

  11. Реализация принципов Болонского процесса в России

  12. Изучение психологических основ профессиональной диагностики.

  13. Изучение психологических основ профессиональной коррекции.

  14. Изучение психологических основ профессионального консультирования.

  15. Изучение психологических основ профессиональной профилактики.

  16. Изучение проблем профессиональной адаптации личности.

  17. Изучение типологии и психологических особенностей проявления кризисов в профессиональном становлении личности.

  18. Изучение факторов, детерминирующих кризисы профессионального развития.

  19. Изучение структуры и уровней профессиональных деструкций личности.

  20. Исследование социально-психологических аспектов профессиональных деструкций педагога.

  21. Изучение методологии и методов диагностики профессиональных деструкций.

  22. Изучение психологических основ профессиональной реабилитации.

  23. Изучение профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.

  24. Исследование психологических деструкций личности и их проявлений во взрослом возрасте.

  25. Использование интерактивных методов как условие формирования профессионального самоопределения личности.

  26. Психолого-педагогические условия психологического сопровождения профессионального становления личности на стадии оптации и профессионального образования.

  27. Психолого-педагогические условия психологического сопровождения профессионального становления личности на стадии профессионализации и мастерства.

  28. Психолого-педагогические условия психологического сопровождения профессионального становления личности на стадии прекращения деятельности.

  29. Изучение профессионального психологического консультирования как прикладной области организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  30. Изучение типов и психологических технологий профессионального консультирования.

  31. Изучение этических проблем в профессиональном консультировании.

  32. Исследование взаимодействия индивидного, личностного и профессионального в развитии человека.

  33. Изучение профессионально-обусловленной структуры деятельности.

  34. Изучение профессионально-обусловленной структуры личности.

  35. Изучение классификаций методов исследования в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  36. Психолого-педагогические условия эффективного применения генетических методов в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  37. Психолого-педагогические условия эффективного применения праксиметрических методов в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  38. Психолого-педагогические условия эффективного применения психометических методов в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  39. Психолого-педагогические условия эффективного применения экспериментальных методов в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  40. Психолого-педагогические условия эффективного применения методов математической статистики в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  41. Психолого-педагогические условия эффективного применения методов профессиографических исследований в организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

  42. Структура, виды и содержание компетенций.

  43. Подходы к разработке модели профессиональной компетентности педагога.

  44. Информационная компетенция как составляющая целостной подготовки современного педагога.

  45. Особенности формирования профессионального сознания педагога.

  46. Коммуникативные компетенции педагога.

  47. Педагогическая ситуация как средство реализации профессиональных и личностных качеств педагога.

  48. Исследования рефлексии в отечественной и зарубежной психологии.

  49. Проблематика рефлексии и сознания.

  50. Концепции рефлексивного взаимодействия участников образовательного процесса.



Темы курсовых и дипломных работ
  1. Управленческо-педагогические условия организации образования одаренных детей.

  2. Управленческо-педагогические условия интеграции в общеобразовательную школу детей с особыми потребностями

  3. Проблемы и решения школьного образования детей мигрантов.

  4. Психолого-педагогические условия подготовки педагогов в условиях мультипарадигмальности педагогического знания.

  5. Организационно-педагогические условия формирования нравственности школьников в условиях постсоветской России.

  6. Теория и практика подготовки педагогов к конструированию собственных технологий обучения в условиях мультипарадигмальности педагогического знания.


  7. Управленческо-педагогическая деятельность менеджера образования как творческий процесс

  8. Влияние типа образовательного учреждения на содержание мотивации управленческой деятельности менеджеров образования

  9. Теория контекстного обучения в системе подготовки менеджеров образования

  10. Проектирование содержания подготовки менеджеров образования

  11. Организация обучения менеджеров образования в функционально-контекстной модели

  12. Исследование влияния индивидуальных свойств личности на эффективность профессиональной деятельности менеджера (педагога, психолога, военного и пр.);

  13. Психологический анализ техник управления персоналом в образовательном учреждении.

  14. Мотивы профессиональной карьеры менеджера образования.

  15. Профессиональное самосознание педагога в его профессиональной деятельности.

  16. Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.

  17. Коммуникативные способности.

  18. Базовые умения профессионального общения учителя.

  19. Стили педагогического общения.

  20. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.

  21. Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница