Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 6 Психология развития



страница1/3
Дата14.05.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2.6 Психология развития

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)


Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата
44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология образования»

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)



заочная форма обучения


Составитель:

Барышева Т.Д., старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»




1.Наименование дисциплины (модуля).


Б3.Б.2.6 Психология развития
2. Аннотация к дисциплине.

Цель: формирование у обучающихся системы представлений о развитии личности и познавательной сферы человека в онтогенезе.

Дисциплина ориентирована на: создание представления о закономерностях, принципах, предпосылках, источниках, факторах, условиях и движущих силах психического развития; о теориях психического развития, разработанных в отечественной и зарубежной психологии; обучение соотнесению различных подходов к объяснению психического развития человека; формирование психологического мышления у бакалавров, направленного на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.

Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Психологическая диагностика развития младших школьников (с практикумом)», «Психологическая диагностика развития дошкольников (с практикумом)», «Развитие подростка и подростковый кризис», «Социальная психология» и др. Компетенции, полученные в ходе изучения дисциплины «Психологии развития», необходимы для прохождения педагогической практики, написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы.


3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):



  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

  • способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Предмет и задачи психологии развития

7

Смотри задания к практическому занятию

Составить таблицу «Специфика методов психологии развития по сравнению с методами общей психологии



2

Стратегии и методы психологии развития

7

Составить таблицу «Специфика методов психологии развития по сравнению с методами общей психологии»

3

Теории психического

развития: биологический подход



7

Смотри задания к практическому занятию

4

Теории психического развития: поведенческий подход

7

Смотри задания к практическому занятию

5

Теории психического развития: психодинамический подход

7

Смотри задания к практическому занятию

6

Теории психического развития: когнитивно-генетический подход

7

Смотри задания к практическому занятию

7

История становления отечественной психологии развития

7

Смотри задания к практическому занятию

8

Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии.

7

Смотри задания к практическому занятию

9

Проблемы пренатального развития

7

Смотри задания к практическому занятию

10

Психическое развитие в младенческом возрасте

7

Смотри задания к практическому занятию

11

Психическое развитие в раннем детстве

7

Смотри задания к практическому занятию

12

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

7

Смотри задания к практическому занятию

13

Психическое развитие в младшем школьном возрасте

7

Смотри задания к практическому занятию

14

Психическое развитие в подростковом возрасте

8

Смотри задания к практическому занятию

15

Психологические особенности юношеского возраста

8

Смотри задания к практическому занятию

16

Психология взрослости

8

Смотри задания к практическому занятию

17

Психические особенности старения и старости

8

Смотри задания к практическому занятию




Всего

123

Смотри задания к практическому занятию


Вопросы к зачету/экзамену

  1. Предмет возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь с другими науками.

  2. Актуальные проблемы и задачи возрастной психологии. Стратегии исследования в возрастной психологии.

  3. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.

  4. Зарубежные теории психического развития.

  5. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

  6. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

  7. Движущие силы и закономерности психического развития.

  8. Роль деятельности ребенка в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности.

  9. Влияние общения на психическое развитие.

  10. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

  11. Понятие «возраст». Структура возраста.

  12. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский).

  13. Общая характеристика этапа новорожденности.

  14. Общая характеристика психического развития в младенчестве. Кризис одного года.

  15. Общая характеристика психического развития в раннем детстве.

  16. Кризис трех лет, его психологическая сущность и симптомы.

  17. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

  18. Развитие деятельности дошкольника.

  19. Развитие личности дошкольника.

  20. Развитие познавательных процессов у дошкольника.

  21. Психологическая готовность к школьному обучению.

  22. Кризис 7 лет и его психологическая харакетристика.

  23. Социальная ситуация развития младшего школьника.

  24. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

  25. Роль разных видов деятельности в психическом развитии младшего школьника.

  26. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  27. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

  28. Усвоение моральных норм и правил поведения младшим школьником.

  29. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

  30. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

  31. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни.

  32. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

  33. Кризис подросткового возраста.

  34. Развитие самосознания и чувства взрослости у подростков.

  35. Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.

  36. Общение подростка с педагогами и родителями.

  37. Общение подростка со сверстниками.

  38. Учебная деятельность подростка.

  39. Развитие познавательных процессов у подростков.

  40. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в подростковом возрасте.

  41. Социальная ситуация развития в ранней юности.

  42. Профессиональное самоопределение в ранней юности.

  43. Учебная деятельность в ранней юности.

  44. Развитие познавательных процессов в ранней юности.

  45. Развитие самосознания и мировоззрения в ранней юности.

  46. Самопознание в ранней юности.

  47. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в ранней юности.

  48. Общение со сверстниками в ранней юности.

  49. Особенности общения с педагогами и родителями в ранней юности.

  50. Общая характеристика периода молодости.

  51. Общая характеристика периода зрелости.

  52. Особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте.


5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
Основная литература:

  1. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие М.: Логос, 2011 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=119428

  2. Белогай К. Н. Психология беременности и развитие ребенка в раннем возрасте. Учебное пособие . - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=232215

  3. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология. Учебник . - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=136796

  4. Волков Б. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специсальностям (ОПД.Ф.01-Психология) : в 2 ч. / Волков Б. С., Волкова Н. В. ; под ред. Б. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2010

  5. Двоеглазова М. Ю. Психология развития: учеб.-метод. пособие / Двоеглазова М. Ю. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 124 с.

  6. Колюцкий В. Н., Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2011 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=137563

  7. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. Учебно-практическое пособие .- М.: Издатель: Евразийский открытый институт, 2011 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90709

  8. Лях Т. И., Лях М. В. Психология. Учебное пособие. Выпуск 2. Возрастная психология .- М.: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=230709

  9. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: [учебник для студентов вузов, обучающихся на психолого-педагогических факультетах] / Мухина В. С. - 14-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 655, [1] с.

  10. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В. Введение в психологию развития. Учебное пособие . - М.: Флинта, 2011 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=94688

  11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Обухова Л. Ф. - М.: Юрайт, 2010, 2011. - 460 с.

Дополнительная литература

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001.

  2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.

  3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 / http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.

  5. Глуханюк Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения // http://www.koob.ru/gluhanyuk/pozdnii_vozrast_i_strategii_ego_osvoeniya

  6. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М., 2003.

  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  8. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии// http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  9. Ермолаева М. Практическая психология старости. - М., 2002.

  10. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

  11. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

  12. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / http://www.koob.ru/ermolaeva/sub_approach_psychology

  13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

  14. Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол. - М., 2003.

  15. Кон И.С. Психология ранней юности // http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti

  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития // http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2006.

  18. Краснова О.В. Психология старости и старения // http://www.koob.ru/krasnova_o_v/psihologiya_starosti_i_stareniya

  19. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия, 2002.

  20. Либерман Я.Л., Либерман М.Я. Прогрессивные методы моделирования жизненной активности в период поздней взрослости.- Екатиренбург, 2001.

  21. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  22. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости // http://www.koob.ru/malkina/age_crises

  23. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  24. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста // http://www.koob.ru/malkina/crises_elderly

  25. Маньковский Н.Б., Холодная М.А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте. - Киев,2000.

  26. Марцинковская Т.Д. История развития детской психологии. - М., 2006.

  27. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. - М.-Воронеж, 2000.

  28. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития// http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  29. Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. - СПб.: Питер, 2004.

  30. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития.- М.: Флинта, 2005.- 216 с.

  31. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен // http://www.koob.ru/ovcharova/parenting_phenomenon

  32. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка // http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  33. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

  34. Психология возрастных кризисов. Хрестомаитя./Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2000.

  35. Психология зрелости. Хрестоматия./ Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. -Самара: БАХРАХ-М, 2003.

  36. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

  37. Психология развития. Хрестоматия./ Сост. и общая ред. авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.

  38. Психология старости и старения. Хрестоматия./ Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.

  39. Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики / Отв. редактор: Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., Знаков В.В., Александров И.О.. - М.: Институт психологии РАН, 2009 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87411

  40. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реан-СПб., 2001.

  41. Реан А.А. Психология детства //http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  42. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология // http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  43. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

  44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  45. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  46. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008.

  47. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб., 2002.

  48. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности.- СПб.: Алетейя, 2000.

  49. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  50. Шаграева О.А Детская психология. – М.:Владос, 2001.

  51. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  52. Шихи Гейл Возрастные кризисы //http://www.koob.ru/sheehey_geil/vozrastnie_krizisi_gale

  53. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология // http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya

  54. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды //http://www.koob.ru/elkonin_d_b/psych_works

  55. Эльконин Д.Б. Психология игры // http://www.koob.ru/elkonin_d_b/psihologiya_igri_elk


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:



  • WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  • http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya/ Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии

  • http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  •  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  •  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  • http://polpred.com/ База данных polpred

  • http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  • http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  •  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru

  • htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

  • htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

  • htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

  • htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

  • htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии

7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница