Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 3 Психолого-педагогическое взаимодействие



Дата18.05.2016
Размер0.55 Mb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.4.3 Психолого-педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)



образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения

Составители:

БАРЫШЕВА Т.Д., старший преподаватель

кафедры психологии,

ПРЯЛУХИНА А.В., д.псх.н., доцент,

профессор кафедры психологии

  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.Б.4.3 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса


  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» - сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в области коммуникации в сфере образования. В процессе изучения дисциплины студенты-бакалавры осваивают и закрепляют систему основных понятий психологии общения и взаимодействия, важных для становления психологической основы для профессионально-коммуникативной компетентности.

Учебный курс относится к дисциплинам профессионального цикла в базовой части. Изучение данного курса направлено на овладение навыками конструктивного общения с участниками образовательного процесса (в объеме коммуникативного минимума, соответствующего уровню обучения); на формирование готовности организовать процесс эффективного взаимодействия с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития детей; на развитие навыков эффективного управления взаимодействием участников образовательного процесса. В курсе реализуется принцип межпредметных связей, который предполагает взаимосвязи изучаемого студентами материала с предметами «Социальная психология», «Педагогика», «Психология общения», диагностическая и комплексная психологическая практики «Психологическая служба в образовании» и т.д.

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Указываются компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВО (ВПО):

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК- 5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

  • способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10)




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/пНаименование темы (раздела)Кол-во часов на СРСНаименование


учебно-методического обеспечения1Раздел I. Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия10Подготовка к практическим занятиям

Проверка эссе, работа с кейсами

Подготовка интерактивного мероприятия2Раздел II. Психолого-педагогическое взаимодействие в условиях образовательного учреждения12Подготовка к практическим занятиям

см. Темы для сам. изучения

Проверка решения психологических задач, конспектов, аннотации, работа с кейсами

Защита реферата, проведение интерактивного мероприятия3Раздел III. Психолого-педагогическое взаимодействие


в педагогическом коллективе16Подготовка к практическим занятиям

см. Темы для сам. изучения

Проверка аннотации,

Проверка самостоятельной работы

Выполнение тестов, работа с кейсами

Проведение интерактивного мероприятия4Раздел IV. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе20Подготовка к практическим занятиям

см. Темы для сам. изучения

Проверка аннотации,

Заслушивание сообщения, работа с кейсами

Защита реферата

Проведение интерактивного мероприятия

АСТ-тестирование (или тренажер www.i-exam.ru)Итого:58


Вопросы к зачету/экзамену

  1. Понятие социально-психологического тренинга; история становления, виды, формы, методы тренинга общения

  2. Понятие общения; функции, механизмы, средства, структура, виды общения

  3. Понятие коммуникативной компетентности; коммуникативные качества личности педагога

  4. Особенности и способы психодиагностики коммуникативной компетентности

  5. Особенности и способы построения коммуникативного автопортрета

  6. Понятие стиля общения; механизмы развития стиля общения

  7. Понятие и средства невербального общения

  8. Связь экспрессивного поведения с личностными особенностями и психическими состояниями человека

  9. Психологические особенности коммуникативных ролей и позиций

  10. Уровни общения и особенности ролевого взаимодействия

  11. Трансактный анализ Э. Бёрна

  12. Игры и манипуляции в общении. Особенности личности манипулятора

  13. Ситуации общения и их типологии. Ориентировка ситуаций общения

  14. Типология собеседников. Приёмы слушания и понимания собеседника

  15. Понятие контакта в общении. Психологические механизмы установления контакта

  16. Особенности установления психологического контакта с различными партнёрами и в различных ситуациях общения и деятельности

  17. Понятие и средства вербального общения

  18. Понятие коммуникативного воздействия; приёмы и механизмы информирования убеждения, внушения, подражания

  19. Диалогическая организация коммуникативного воздействия.

  20. Особенности построения коммуникативного воздействия и диалога в различных ситуациях, общения и деятельности

  21. Психологические особенности управления процессом общения. Прямое и косвенное управление в общении

  22. Самоуправление в общении

  23. Приёмы и механизмы установления и поддержания рамок общения, управления инициативой и дистанцией, позиционно – ролевого управления, рефлексивного управления

  24. Особенности управления общением в ситуациях контакта с «трудными» собеседниками и в экстремальных ситуациях.

  25. Психологически безопасное взаимодействие в образовательной среде.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Алдошин, П.И. Социальные установки и их влияние на взаимодействие людей [Электронный ресурс] / П.И. Алдошин. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 85 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php ?page=book_view&book_id=142643 - С. 3-25

  2. Алтунина И. Р. Социальная психология: учебник для бакалавров [учебник для студ. психол. фак. вузов] / под ред. Р. С. Немова. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2011.

  3. Анцупов А. Я. Конфликтология. Новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: [учебник для вузов] / Анцупов А. Я., Шипилов А. И. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011.

  4. Баева И. Психологическая безопасность образования глазами учителя: принимаем адекватные управленческие решения / И. Баева, Е. Лактионова // Воспитательная работа в школе. - 2010. - N 1. - С. 43-50.

  5. Барабанщиков, В.А. Экспрессии лица и их восприятие [Электронный ресурс] / В.А. Барабанщиков. - М. : Институт психологии РАН, 2012. - 352 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book _view&book_id=221210

  6. Будинов, Р.М. Психология человеческих взаимоотношений [Электронный ресурс] / Р.М. Будинов. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 209 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_ view&book_id=89563

  7. Бедрина В. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия / В. В. Бедрина, А. В. Личутин // Преподаватель XXI век. - 2010. - N 2, ч. 1. - С. 157-169.

  8. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  9. Деловое общение: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. О. П. Беспалая]. - Мурманск: МГПУ, 2010.

  10. Дусенко С. В. Профессиональная этика и этикет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012.

  11. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010

  12. Лебедева М. М. Технология ведения переговоров / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2010.

  13. Мананикова Е. Н. Деловое общение - М. Дашков и К, 2010.

  14. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  15. Руланн, Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга [Электронный ресурс] / Э. Руланн. - М. : Генезис, 2012. - 264 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=236325

  16. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. [Гриф]

  17. Семечкин, Н.И. Психология социального влияния [Электронный ресурс] / Н.И. Семечкин. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 396 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=236495

  18. Тарасова С. М. Психолого-педагогический практикум по наблюдению и наблюдательности: учеб.-метод. пособие [для студ. пед. вузов] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2012.

  19. Шарухин А. П. Психология делового общения: учебник для студ. вузов / Шарухин А. П., Орлов А. М. - М.: Академия, 2012.

  20. Шейнов В. П. Психология манипулирования. Тайное управление людьми / Шейнов В. П. - 2-е изд. - Минск: Харвест, 2010.

Дополнительная литература

  1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: [кн. для родителей] - М.: Академия, 2008.

  2. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица [Электронный ресурс] / В.А. Барабанщиков. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - 448 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book _view&book_id=87254

  3. Бекоева Д. Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М.: Академия, 2009.

  4. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология / Матяш Н. В., Павлова Т. А. - М. : Академия, 2007.

  5. Рамендик Д. М.Общая психология и психологический практикум : учеб. пособие для студ. вузов / Д. М. - М. : ФОРУМ, 2009.

  6. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Анцупов А. Я., Баклановский С. В. - СПб.: Питер, 2006.

  7. Барышева Т. Д. Подготовка психолога к работе в системе среднего профессионального образования (СПО): рефлексивная модель обучения: [монография] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2011.

  8. Барышева Т. Д. Психология: методика преподавания и проведения психологических занятий: учеб.-метод. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2008.

  9. Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств / Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. - СПб.: Питер, 2007.

  10. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  11. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. – М., 2010.

  12. Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма / Власова Т. И., Шарухин А. П., Данилова М. М. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

  13. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009.

  14. Волков В. Б. Тренинг социальной активности / Волков В. Б. - СПб.: Речь, 2005.

  15. Гафаров В. В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога: [монография] / Гафаров В. В., Громова Е. А., Кабанов Е. А., Гагулин И. В.; науч. ред. Е. В. Акимов; - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.

  16. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  17. Дубина, Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации [Электронный ресурс] / Л.В. Дубина. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 175 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=140945

  18. Журавлева Г. "Эмоциональное выгорание" в педагогической деятельности и способы его профилактики // Народное образование. - 2008. - N 5. - С. 114-120.

  19. Занкова Т. Профессиональное "выгорание" руководителей / Т. Занкова, А. Огнев // Управление персоналом. – 2003. - N 11. – С. 20-22.

  20. Знаков, В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии [Электронный ресурс] / В.В. Знаков. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 480 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86494

  21. Знаков, В.В. Психология понимания. Проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / В.В. Знаков. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 447 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86462

  22. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

  23. Кузнецов М. А. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему : учеб. - практ. пособие / Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. - М. : РИП - холдинг, 2007.

  24. Мананикова Е. Н. Психология управления: учеб. пособие - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  25. Методы практической социальной психологии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004.

  26. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб., 2010.

  27. Налчаджян А. А. Агрессивность человека / Налчаджян А. А. - СПб.: Питер, 2007.

  28. Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания: практико-ориентированный семинар / Н. Осухова, В. Кожевникова // Школьный психолог: прил. к газ. "Первое сентября" - 2006. - N 16. - С. 17-32.

  29. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2007.

  30. Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве: материалы I Всерос. виртуал. науч.-практ. конф., 1-30 нояб. 2010 г. / [редкол.: М. Ю. Двоеглазова (отв. ред.) и др.]. - Мурманск : Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2011.

  31. Психосоциальное благополучие детей Арктики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. А. М. Сергеев; авт.-сост. И. В. Рыжкова]. - Мурманск: МГПУ, 2008.

  32. Пугачева М. Профессиональное выгорание: многое зависит от руководителя / М. Пугачева // Директор школы. - 2011. - N 3. - С. 41-45.

  33. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

  34. Технологии гармонизации межвозрастных отношений: учеб.-метод. комплекс: эксперимент. учеб.-метод. пособие для науч.-пед. работников и студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [Т. А. Барышева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

  35. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: учеб.-метод. комплекс: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [И. А. Баева, Л. А. Гаязова, Е. Б. Лактионова] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

  36. Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей "группы риска" : эксперим. учеб.-метод. пособие науч.-пед. работников и студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [Е. В. Алексеева и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

  37. Технологии управления репутацией : учеб.-метод. комплекс : эксперимент. учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [Валицкая А. П. и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

  38. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Хасан Б. И., Сергоманов П. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

  39. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов - СПб.: Питер, 2008.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  2. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  3. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  4. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  5. www.//flogiston.ru

  6. Мирошниченко А. А. Деловое общение [Электронный ресурс] : практическое руководство для менеджера / Мирошниченко А. А. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск. - (Электронный справочник профессионала). - Систем. требования: Windows 2000/XP; Pentium II ; ОЗУ 256 Мб; CD привод 24х.

  7. Переговоры без проигравших [Электронный ресурс]: бизнес-курс / [разработчики "1С", "Кордис & Медиа"]. - М. : 1С-Паблишинг, 2007. - 1 электрон. опт. диск : зв., цв. - Миним. систем. требования: MS Windows; Pentium II; ОЗУ 32 Мб; видеокарта 8 Мб; SVGA монитор 800х600; CD-ROM; зв. карта.

  8. Психология [Электронный ресурс] : подготовка к экзамену, семинары, практикумы, справ. материалы / [сост. О. В. Васильева, Т. Н. Подюкова]. - Волгоград : Учитель, 2010. - 1 электрон. опт. диск. - (Студентам, аспирантам, преподавателям). - Миним. систем. требования: Windows 98/NT/2000/XP/Vista; Pentium II; ОЗУ 256 Мб; 24х CD-ROM; 100 Мб свободного места на жестком диске.

  9. Резепов И. Ш. Общая психология [Звукозапись] : курс лекций : аудиокнига mp3 / Резепов И. Ш. - М. : КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (MP3) : зв. - Систем. требования: любые аудиосистемы с поддержкой mp3 файлов.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  3. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  4. htpp://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека

  5. htpp://psi.lib.ru - библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

















  9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).


Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие 1.

マ硴褌û и технология общения

ツⅰ для обсуждения:

  1. Роль общения в современном мире, повседневной жизни людей, деятельности преподавателей.

  2. Понятие общения: функции, механизмы, средства, структура, виды.

  3. Концепции и модели общения.

  4. Технологический подход к общению.

  5. Навыки владения техниками общения. Умение строить общение в различных ситуациях деятельности и жизнедеятельности.

Литература:

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  2. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  3. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. [Гриф]

Дополнительная литература:

  1. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008.

  2. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / Реан А. А. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2008,

  3. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Подготовить сообщения по источникам 2,4,5.


Практическое занятие 2.

Психологический контакт в общении

ツⅰ для обсуждения:

  1. Понятие и психологическая характеристика контакта в общении.

  2. Психологические механизмы установления контакта.

  3. Особенности установления психологического контакта с разными партнёрами и в разных ситуациях деятельности.

Основная литература:

  1. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  2. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. [Гриф]

  3. Шарухин А. П. Психология делового общения: учебник для студ. вузов / Шарухин А. П., Орлов А. М. - М.: Академия, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Журавлев А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. - М. : ФОРУМ, 2006.

  2. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

  3. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Баева И. Психологическая безопасность образования глазами учителя: принимаем адекватные управленческие решения / И. Баева, Е. Лактионова // Воспитательная работа в школе. - 2010. - N 1. - С. 43-50. (конспект)

  3. Проанализировать и провести тренинг различных приемов установления и поддержания психологического контакта в общении:

  • Техника самоподачи коммуникатора.

  • Приёмы вовлечения в общение.

  • Техника создания и использования оптимальной обстановки в общении.

  • Приёмы мотивирования партнёра.

  • Техника эмоционального влияния.

  • Приёмы налаживания взаимопонимания.

  • Техника доверительного общения.


Практическое занятие 3 (часть1). Коммуникативное влияние и диалог

ツⅰ для обсуждения:

  1. Психологическая характеристика вербального общения. Голос, слово, высказывания, текст как единицы речевого общения.

  2. Понятие коммуникативного воздействия.

  3. Диалогическая организация коммуникативного воздействия.

  4. Особенности использования приёмов воздействия и диалога в различных ситуациях общения.

Литература:

Основная

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология. Новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: [учебник для вузов] / Анцупов А. Я., Шипилов А. И. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011.

  2. Мананикова Е. Н. Психология управления: учеб. пособие - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2010.

  3. Лебедева М. М. Технология ведения переговоров / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2010.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб., 2010.

  5. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

Дополнительная

  1. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Хасан Б. И., Сергоманов П. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

  2. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов - СПб.: Питер, 2008.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Дать развернутую характеристику приемов коммуникативного воздействия:

  • Приёмы вербального воздействия.

  • Приёмы информирования.

  • Психологический механизм убеждения и его приёмы.

3. Провести анализ приемов диалогического взаимодействия:

  • Техника постановки вопросов и ответов на них.

  • Приёмы введения спора, дискуссии.

  • Приёмы критики.


Практическое занятие 3 (часть2). Управление общением

ツⅰ для обсуждения:

  1. Психологическая характеристика управления процессом общения.

  2. Прямое и косвенное управление. Управление поведением партнёра и самоуправление в общении.

  3. Особенности управления общением в ситуациях контактов с трудными собеседниками. 4.Приёмы управления общением в экстремальных коммуникативных ситуациях.

Литература:

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  2. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  3. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

Дополнительная

  1. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008.

  2. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Охарактеризовать различные техники общения:

  • Техника установления и поддержания рамок общения.

  • Техника управления инициативой и дистанцией в процессе общения.

  • Приёмы позиционно-ролевого управления.

  • Техника рефлексивного управления.


Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема 1. Диагностика коммуникативной компетентности

ツⅰ для обсуждения:

  1. Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативные качества личности педагога.

  2. Способы и приёмы диагностики компетентности в общении.

  3. Понятие и характеристика стиля общения.

  4. Механизмы развития стиля общения.

  5. Пути овладения культурой общения.

  6. «Я – концепция» коммуникативного потенциала личности.

Литература:

  1. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  2. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012.

  3. Шарухин А. П. Психология делового общения: учебник для студ. вузов / Шарухин А. П., Орлов А. М. - М.: Академия, 2012.

Дополнительная

  1. Журавлев А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. - М. : ФОРУМ, 2006.

  2. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008.

  3. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Провести самодиагностику и самоанализ компетентности в общении.

  3. Провести работу по построению коммуникативного автопортрета.


Тема 2. Невербальное общение

ツⅰ для обсуждения:

  1. Соотношение вербального и невербального общения.

  2. Основные средства невербального общения: мимика, взгляд, улыбка, жесты, поза, дистанция.

  3. «Чтение» невербальных признаков в общении.

  4. Использование невербальных средств в различных ситуациях общения.

  5. Психологическая наблюдательность коммуникатора.

  6. Техника невербального общения и способы овладения ею.

Основная литература:

  1. Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие: [монография]; РАН, Ин-т психологии, Моск. гор. психол.-пед. ун-т. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

  2. Тарасова С. М. Психолого-педагогический практикум по наблюдению и наблюдательности: учеб.-метод. пособие [для студ. пед. вузов] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск: МГГУ, 2012.

  3. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  4. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. [Гриф]

Дополнительная литература:

  1. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 050700 "Педагогика" / Регуш Л. А. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Проанализировать и провести тренинг различных приемов невербального общения.


Тема 3. Ролевое общение

ツⅰ для обсуждения:

  1. Ролевая природа, структура и механизмы общения.

  2. Психологическая характеристика коммуникативных ролей и позиций. Трансактный анализ Э. Бёрна.

  3. Уровни общения и особенности ролевого взаимодействия.

  4. Восприятие и понимание ролевых параметров коммуникатора.

  5. Игры и манипуляции в общении.

Основная литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология. Новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: [учебник для вузов] / Анцупов А. Я., Шипилов А. И. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2011.

  2. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  3. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

  4. Самыгин С. И. Деловое общение / Самыгин С. И., Руденко А. М. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. [Гриф]

  5. Шарухин А. П. Психология делового общения: учебник для студ. вузов / Шарухин А. П., Орлов А. М. - М.: Академия, 2012.

  6. Шейнов В. П. Психология манипулирования. Тайное управление людьми / Шейнов В. П. - 2-е изд. - Минск: Харвест, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Социальная психология: практикум: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

  2. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования / [под ред. В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Книжный Дом, 2008.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Проанализировать и провести тренинг различных приемов ролевого общения.


Тема 4. Активное слушание

ツⅰ для обсуждения:

  1. Ситуации общения и их типология. Понятие ориентировки в ситуации общения.

  2. Мотивационно-целевой контекст общения, пространственно-временные условия и личностные особенности партнёра.

  3. Типология собеседников.

  4. Умение слушать и понимать собеседника.

Основная литература:

  1. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. - М.: Юрайт, 2012.

  2. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. – М., 2010.

  3. Лебедева М. М. Технология ведения переговоров / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2010.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб., 2010.

  5. Недосека О.Н., Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации – Мурманск, МГПУ: 2010.

Дополнительная литература:

  1. Волков В. Б. Тренинг социальной активности / Волков В. Б. - СПб.: Речь, 2005.

  2. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология / Матяш Н. В., Павлова Т. А. - М. : Академия, 2007.

Задания для выполнения:

  1. Составить словарь понятий по теме.

  2. Проанализировать и провести тренинг различных приемов слушания и понимания собеседника.



Примерная тематика контрольных работ

  1. Информативность невербального общения.

  2. Общение в системе детско-родительских отношений.

  3. Критика процессе общения.

  4. Общение в студенческой группе как фактор развития личности

  5. Коммуникативные особенности вашей группы.

  6. Пути разрешения конфликтов.

  7. Влияние индивидуальных особенностей на поведение в конфликте.

  8. Современные средства общения: плюсы и минусы.

  9. Примитивные межличностные реакции и их предпосылки.

  10. Этика общения.

  11. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения.

  12. Возрастные особенности мотивации общения.

  13. Трудность в общении как один из симптомов аутизма

  14. Особенности супружеских коммуникаций

  15. Семейный конфликт.

  16. Толерантность как основа общения

  17. Модели общения.

  18. Влияние эмоциональных реакций на общение.

  19. Общение на разных стадиях взаимоотношений

  20. Ассертивность: за и против.

  21. Построение образа партнера по общению.

  22. Искусство ведения переговоров.

  23. Интерпретация невербальной информации в деловом общении.

  24. Особенности речевого поведения партнера.

  25. Методы познания личности партнера.

  26. Гендерные различия в деловом общении.

  27. Имидж делового человека.

  28. Самопрезентация.

  29. Психологические особенности спора, дискуссии, полемики, дебатов, прений.

  30. Культура спора.

  31. Психологические приемы убеждения в споре

  32. Стрессовые сценарии.

  33. Коммуникативная агрессия.

  34. Принцип справедливости в общении.

  35. Выслушивание партнера как психологический прием.

  36. Техника и тактика аргументирования.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница