Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б. 2 Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании



Скачать 367.15 Kb.
Дата27.04.2016
Размер367.15 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход
в психологии и образовании

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием


названия магистерской программы)


Составитель:

Оконешникова О.В., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент




1.Наименование дисциплины (модуля)

М2.Б.2 Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании


2. Аннотация к дисциплине

Целями освоения дисциплины «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения методологического знания в области культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса.

Задачи курса:

1. Ознакомить студентов с историей становления и развития культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии.

2. Ознакомить студентов с методологией культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии образования.

3. Определить взаимодействие исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени (возрастной и педагогической психологией, психологией личности, патопсихологией, психолингвистикой, социальной психологией).

4. Показать основные закономерности сравнительной, возрастной, педагогической психологии и патопсихологии в контексте исторического и деятельностного подходов.

Данная учебная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла и читается на первом году магистерского обучения в осеннем семестре.

Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими как предшествующими дисциплинами: «Организация деятельности психолого-педагогического направления»; «Социальная психология образования»; «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»; «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса».
3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными компетенциями (ОК)

  • способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

  • владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК)

  • способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития (ОПК-1);

  • использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

  • способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

  • владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

  • способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Тема 1: Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании

8

Практическое занятие 1. История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций

2.

Тема 2: Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

8

Практическое занятие 2. Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула

3.

Тема 3: Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

8

Практическое занятие 3 Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах

4.

Тема 4: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности

8

Практическое занятие 4 Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского.

5.

Тема 5: Историческая психология.

9

Практическое занятие 5: Историческая психология.

6.

Тема 6. Деятельностно-ориентированные теории

9

Практическое занятие 6-7. Деятельностно-ориентированные теории. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций

7

Тема 7. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

9

Практическое занятие 6-7. Деятельностно-ориентированные теории. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций

8.

Тема 8. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

9

Практическое занятие 8-9. Функционально-генетические исследования, пато- и нейропсихологические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

9.

Тема 9. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

9

Практическое занятие 8-9. Функционально-генетические исследования, пато- и нейропсихологические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

10.

Тема 10:Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

9

Практическое занятие 10. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.







86





Примерная тематика рефератов

  1. Психоаналитические теории развития личности.

  2. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

  3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления и работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.

  4. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

  5. Роль активности ребенка в психическом развитии.

  6. Роль общения в психическом развитии человека.

  7. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

  8. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онто-тогенезе.

  9. Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.

  10. Факторы риска в психическом развитии ребенка.

  11. Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.

  12. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.

  13. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.

  14. Закономерности речевого развития в онтогенезе.

  15. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

  16. Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.

  17. Развитие Я-концепции в онтогенезе.

  18. Роль семьи в психическом развитии ребенка.

  19. Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.

  20. Психологические особенности младшего школьника.

  21. Проблемы развивающего обучения.

  22. Теории подросткового возраста.

  23. Развитие личности в подростковом возрасте.

  24. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.

  25. Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.

  26. Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.

  27. Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.


Вопросы к зачету

  1. Исторический очерк становления культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании.

  2. Актуальные проблемы современной психологии развития.

  3. Психологический возраст как «единица» анализа психического pазвития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.

  4. Естественно-научный и гуманитарный подходы к проблемам исторической психологии.

  5. Методы и технологии исследовательской и диагностической и деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах.

  6. Характеристика основных методов естественно-научной парадигмы. Эксперимент. Обучающий эксперимент.

  7. Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.

  8. Кросскультурные исследования в исторической психологии. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.

  9. Методы гуманитарной парадигмы: методы понимания.

  10. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.

  11. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил психического развития человека в онтогенезе.

  12. Критика биогенетического направления в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции.

  13. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме.

  14. Теории развития как научения.

  15. Проблема психического развития ребенка в психоанализе.

  16. Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика в отечественной и зарубежной психологии.

  17. Операциональная концепция развития интеллекта Ж.Пиаже.

  18. Современные исследования школы Ж.Пиаже. Их критика в отечественной и зарубежной психологии.

  19. Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.

  20. Теория культурно-исторического развития психики Л С.Выготского.

  21. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского.

  22. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С.Выготского.

  23. Роль наследственности и среды в психическом развитии в онтогенезе.

  24. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

  25. Роль общения в психическом развитии человека. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе.

  26. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

  27. Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.

  28. Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.

  29. Основные теоретические подходы к проблеме возрастной периодизации. Теории периодизации.

  30. Кризисы в психическом развитии, их роль и значение.

  31. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

  32. Значение игры для психического развития ребенка. Теории детской игры.

  33. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.

  34. Проблема формирования элементов научного мышления в младшем школьном возрасте.

  35. Основные подходы к периодизации зрелого возраста. Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни.

  36. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах.

  37. Психологические проблемы старения и старости. Варианты траекторий развития в поздних возрастах.

  38. Теория М. Вебера о влиянии протестантизма на формирование рациональности в поведении человека Нового времени.

  39. Теория первобытного мышления Леви-Брюля.

  40. Историко-психологический аспект генетической психологии Ж.Пиаже.

  41. Культурно-историческая теория Л. Выготского и А.Лурия.

  42. Культурно-историческая теория М. Коула.

  43. Теория пассионарности Л. Гумилева. Культурологические концепции в трактовке исторического развития (Й.Хейзинга, Ю.Лотман и др.).

  44. Концепция суггестии Б. Поршнева.

  45. Методология культурно-исторического и деятельностного подходов.

  46. Принцип историзма в отечественной психологии. Филогенетическое и онтогенетическое направление в культурно-исторической психологии.

  47. Развитие культурно-исторической психологии в работах отечественных авторов. Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

  48. Принцип единства сознания и деятельности в трактовке С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

  49. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии

  50. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение.

  51. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций.

  52. Проблема обучения в развитии ребенка.

  53. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

  54. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека.

  55. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Учение А. Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

  56. Типы содержания и структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

  57. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

  58. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец).

  59. Теория учебной деятельности. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

  60. Развитие идей деятельностного подхода в школе С. Л. Рубинштейна (К.А.Абульханова-Славская, А. В.Брушлинский).

  61. Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.

  62. Проблема возникновения сознания (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).

  63. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.).

  64. Развитие мышления в филогенезе.

  65. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования.

  66. Историческая психология: предмет и методы.

  67. Предмет исторической психологии. Методы исторической психологии.

  68. Основные подходы в исторической психологии.

  69. Психическая жизнь человека различных культурно-исторических эпох. Психическая жизнь индустриального и постиндустриального общества.

  70. Принципы психобиографии. Психологические типы личностей в трудах Фрейда, Фромма, Эриксона, Хорни, Личко.

  71. Деятельностно-ориентированные теории развития и обучения.

  72. Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина.

  73. Теория развивающего обучения В. В. Давыдова.

  74. Теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.

  75. Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности: А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Н.А. Бернштейн и др.

  76. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода.

  77. Пато- и нейропсихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности.

  78. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.


5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 1995.

  2. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертика­ли сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психо­логии: школа А.Н Леонтьева / Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М.: Смысл, 1999. (Сер. «Фундаментальная психология»).

  3. БрунерДж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

  4. Л. С. Выготский / Л. С. Выготский. Собр. соч. : В 6 т. – М. : Педагогика, 1984.

  5. Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К.Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика. Т. 1. - С. 196-209.

  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: Изд-во Моск. ун-та, 1976 или в изд.: П.Я.Гальперин. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 94-228. "

  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  9. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, ДАЛеонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

  10. Жан Пиаже : Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф.Обуховой, I It Бурменской. М.: Гардарики, 2001.

  11. Зарецкий, В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / В. К. Зарецкий / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  12. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – М. : Тривола, 1994.

  13. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  14. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М. : Тривола, 1994.

  15. Коул, М. Культурно-историческая психология / М. Коул. – М. : Когито-центр, 1997.

  16. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999. Ч. I.

  17. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

  18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

  19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - Об историческом подходе в изучении психики человека (С. 350-409); Развитие высших форм запоминания (С. 436-480); Психологические основы дошкольной игры (С. 481-508).

  20. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990.

  21. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

  22. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.

  23. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. (Сер. «Фундаментальная психология»).

  24. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото ; пер. с англ. Голубевой О. и др. - 3-е междунар. изд. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с.

  25. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

  26. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002.

  28. Соколова Е. Е. Школа А.Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 80-103.

  29. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:





  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  3.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  4.  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  5. http://polpred.com/ База данных polpred

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  15. www.//flogiston.ru


7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Тематика семинарских и практических занятий
Практическое занятие №1.

Тема: История становления и методология культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии и образовании. Параллелограмм развития высших психических функций

Вопросы для обсуждения:

  1. «Параллелограмм развития» А. Н. Леонтьева как квинтэссенция культурно-исторического подхода.

  2. Психологические школы о проблемах исторической психологии

  3. Принцип историзма в отечественной психологии.

  4. Понятие высших психических функций. Учение Л.С.Выготского о развитии высших психических функций.

  5. Культурно-историческая теория Л. Выготского и А.Лурия.

  6. Филогенетическое и онтогенетическое направление в культурно-исторической психологии.

  7. Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

  8. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для возрастной психологии. Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

  9. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека.

  10. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для педагогической психологии психологии. Интеллектуальные и коммуникативные модели обучения.

  11. Зависимость развития от планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

  12. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

  13. Теория планомерного развития умственных действий П. Я. Гальперина. Учение А. Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Мещеряков Б. Г. Анализ концепции Л. С. Выготского // Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С. 3-15.

  2. Мещеряков Б. Г., Моисеенко Е. В., Конторина В. К. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Психол. журн. Международного института [электр. ресурс].

  3. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  4. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М. : Тривола, 1994.

  6. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997. – 432 с.

Задание:

1) подготовиться к ответам на вопросы;



2) оформить представления о параллелограмме развития в виде реферата.
Практическое занятие №2.

Тема: Сравнительный анализ культурно-исторической теории Л.С.Выготского и М. Коула

Вопросы для обсуждения:

  1. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории.

  2. Биография М. Коула. Теоретические и практические предпосылки для возникновения культурно-исторической теории человеческой практики. Французская социологическая школа, работы социологов и этнографов.

  3. Психологические школы о проблемах исторической психологии

  4. Сравнительный анализ треугольников, характеризующих различные подходы к культурно-исторической трактовке развития психики.

  5. Проект «Новая математика».

  6. Проект обучения чтению.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Мещеряков Б. Г. Анализ концепции Л. С. Выготского // Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С. 3-15.

  2. Мещеряков Б. Г., Моисеенко Е. В., Конторина В. К. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения // Психол. журн. Международного института [электр. ресурс].

  3. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  4. Давыдов В.Б. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отраже

  5. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, ДАЛеонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

  6. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  7. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М. : Тривола, 1994.

Задание:

1) подготовиться к ответам на вопросы;

2) используя схему треугольника дать характеристику взглядов Выготского и и Коула;

3) подготовить доклады и рефераты по теме.



Практическое занятие №3

Тема: Методы и технологии исследовательской и практической деятельности в культурно-историческом и деятельностном подходах

Вопросы для обсуждения:

  1. Естественно-научный и гуманитарный подходы к проблемам исторической психологии.

  2. Характеристика основных методов естественно-научной парадигмы.

  3. Эксперимент. Обучающий эксперимент. Формирующий эксперимент.

  4. Тестовые методы.

  5. Кросскультурные исследования в исторической психологии.

  6. Методы гуманитарной парадигмы: методы понимания. Включенное наблюдение, интервью, герменевтика.

  7. Качественные методы в психологии.

  8. Контент-анализ. Методология контент-анализа.

  9. Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

  10. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (любое изд.)

  2. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  5. Вагнер В.А. Сравнительная психология. М.; Воронеж: МОДЭК, 1998.

  6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

  7. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 3-13.

  8. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, ДАЛеонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

  9. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  10. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М. : Тривола, 1994.

  11. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

  12. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999. Ч. I.

  13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

  14. Марюков А. М. Деятельностный подход к исследованию поступка // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 3-12.

  15. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

  16. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  17. Оконешникова О. В. Методология и методы психологического исследования. - М. : АПКиППРО, 2011.

  18. Оконешникова О. В. Политическая психология. – М. : АПКиППРО, 2009.

  19. Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология. – СПб., 2012.

  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2002.

  21. Соколова Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 80-103.

Задание:

1) подготовить ответы по вопросам;



2) составить список основных методов культурно-исторического и деятельностного подхода.
Практическое занятие №4

Тема: Филогенетические и социогенетические исследования развития психики, сознания и деятельности. Сравнительный анализ теории Ж. Пиаже и Л.С.Выготского.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Основные понятия: схемы, ассимиляция и аккомодация.

  2. Фило- и социогенез мышления. Развитие мышления в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

  3. Развитие речи в теории Ж. Пиаже и в теории Выготского.

  4. Антропологические исследования в конкретно-психологическом плане: проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин).

  5. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.).

  6. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования. Требования к процедурам кросскультурных исследований интеллектуальных процессов. Мышление как составляющая менталитета.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (любое изд.)

  2. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  3. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. : Ин-т практич. Психологии, 1996.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  5. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  6. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 3-13.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  8. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  9. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во Моск ун-та, 1999.

  10. Жан Пиаже : Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф.Обуховой, I It Бурменской. М.: Гардарики, 2001.

  11. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.

  12. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999. Ч. I.

  13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

  15. Леонтьев А.Н. О системном анализе в психологии // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №4.

  16. Марюков А. М. Деятельностный подход к исследованию поступка // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 3-12.

  17. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

Задание:

1) подготовить ответы на вопросы;



2) подготовить доклады и рефераты.

Практическое занятие №5

Тема: Историческая психология.

Вопросы для обсуждения:

  1. Социогенетические исследования: различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, М.Р.Лурия, М. Коул и др.).

  2. Фило- и социогенез мышления.

  3. Культурно-историческая концепция развития мышления человека. Психологическая характеристика «первобытного», архаического мышления. Специфика «античного» и «средневекового» мышления.

  4. Роль культуры в развитии мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования. Требования к процедурам кросскультурных исследований интеллектуальных процессов. Мышление как составляющая менталитета.

  5. Историческая психология. Предмет исторической психологии.

  6. Методы исторической психологии.

  7. Теории Леви-Брюля, Поршнева, Пиаже, Лурия, Выготского.

  8. Теории архетипа Юнга.

  9. Этнографический подход к исторической психологии (Тейлор, Фрейзер, Коул).

  10. Культурологический подход (Хейзинга, Лотман).

  11. Теория этногенеза Л.Гумилева.

  12. Психическая жизнь первобытного общества, европейской античности, Средневековья и Ренессанса. Психическая жизнь Нового времени. Психическая жизнь индустриального и постиндустриального общества.

  13. Продуктивные и непродуктивные (невротические) эпохи.

  14. Принципы психобиографии. Психологические типы личностей в трудах Фрейда, Фромма, Эриксона, Хорни, Личко.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (любое изд.)

  2. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  5. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 3-13.

  6. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: Аспект Пресс, 2001.

  7. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000.

  8. Леонтьев А.Н. Эволюция психики // Избран, психол. труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

  9. Почебут Л.Г. Кросскультурная и этническая психология. – СПб., 2012.

Задание:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) подготовить доклады и рефераты по теме.
Практическое занятие№6-7.

Тема: Деятельностно-ориентированные теории. Психолого-педагогические исследования развития высших психических функций

Вопросы для обсуждения:

1. Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина.

2. Теория развивающего обучения В. В. Давыдова.

3. Теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.

4. Теория планомерного развития умственных действий П. Я. Гальперина.

5. Учение А. Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

6. Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях.

7. Развитие мышления как высшей психической функции.

8. Развитие речи как высшей психической функции.

9. Проблема порождения и понимания речевого высказывания.



Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (любое изд.)

  2. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  5. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 3-13.

  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н Леонтьева / Под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. М.: Смысл. 1999. (Сер. «Фундаментальная психология»).

  7. Марюков А. М. Деятельностный подход к исследованию поступка // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 3-12.

  8. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

  9. Соколова Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 80-103.

Задание:

1) подготовить ответы на вопросы;



2) подготовить доклад и рефераты по теме.
Практическое занятие №8-9.

Тема: Функционально-генетические исследования, пато- и нейропсихологические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика функционально-генетических исследований на основе принципа единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.).

  2. Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к изучению мышления.

  3. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация. Функции мотивов.

  4. Экспериментальные исследования влияния мотивации на процесс и результаты решения задач.

  5. Мышление и целеобразование. Развитие мотивации в процессе решения задачи.

  6. Эмоции и мышление. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности.

  7. Патосихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности (Б. В.Зейгарник).

  8. Нейросихологические исследования роли деятельности в развитии и коррекции распада психической деятельности (Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова).

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания (любое изд.)

  2. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  5. Воробьева Л. И. Феномен субъектности в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 3-13.

  6. Жан Пиаже : Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф.Обуховой, I It Бурменской. М.: Гардарики, 2001.

  7. Завершнева Е. Ю. Исследование рукописи Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 119-137.

  8. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  9. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Академия, 2006.

  11. Марюков А. М. Деятельностный подход к исследованию поступка // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 3-12.

  12. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

  13. Соколова Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 80-103.

  14. Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2000.

Задание:

    1. подготовить примеры реализации принципа единства сознания и деятельности в различных теоретических и практических подходах;

    2. подготовить доклады и рефераты по теме.


Практическое занятие №10.

Тема: Методы построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся.

Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие идей Л. С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития в отечественной психологии.

  2. Обученность-обучаемость-самообучаемость и воспитанность-воспитуемость-самовоспитуемость в оценке развития младшего школьника.

  3. Применение идей Л. С. Выготского в оценке развития взрослого человека.

  4. Анализ, прогнозирование и профилактика рисков образовательной среды.

  5. Теория планомерного развития умственных действий П. Я. Гальперина. Учение А. Г. Асмолова об универсальных умственных действиях.

  6. Развитие идей деятельностного подхода в школе С. Л. Рубинштейна (К.А.Абульханова-Славская, А. В.Брушлинский).

  7. Обучающий эксперимент.

Литература:

Основная

  1. Боровских А. В. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика / А. В. Боровских, Н. Х. Розов. - М. : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

  2. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2011. - 414 с.

  3. Канке В.А. История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. и спец. / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М. : Юрайт, 2014. - 487 с.

  4. Маланов С.В. Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: объяснительные принципы и теоретические положения: монография / С.В. Маланов ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 496 с.

  5. Оконешникова, О. В. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании. – Мурманск: МГГУ, 2014. – 150 с.

  6. Почебут, Л. Г. Кросскультурная и этническая психология / Л. Г. Почебут. – СПб., 2012.

Дополнительная

  1. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2002.

  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

  4. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» / Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 13-25.

  5. Морозов С. М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. – М. : МГППУ, 2007.

  6. Мясоед П. А. История, логика и психология «параллелограмма Леонтьева» // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 113-125.

  7. Соколова Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Моск. ун-та. – 2007. – № 2. – С. 80-103.

Задание:

    1. подготовить ответы на вопросы;

    2. подготовить доклады и рефераты по вопросам.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница