Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 3 Психология детей младшего школьного возраста



Скачать 329.24 Kb.
Дата30.04.2016
Размер329.24 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.3.3 Психология детей младшего школьного возраста
(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)



образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)
(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)
очная форма обучения



Составитель:

БАРЫШЕВА Т.Д.,

старший преподаватель

кафедры психологии






  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.Б.3.3 Психология и педагогика развития детей: Психология детей младшего школьного возраста


  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Психология детей младшего школьного возраста» - формирование у обучающихся системы представлений о специфике развития личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. В процессе изучения дисциплины студенты осваивают систему основных понятий психологии детей младшего школьного возраста, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами изучения младшего школьника с психологических позиций.

Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач: описать особенности развития в младшем школьном детстве, установив взаимосвязь между возрастными периодами; раскрыть закономерности, принципы, предпосылки, источник, факторы, условия и движущие силы психического развития детей; сформировать представление о социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, об особенностях развития мотивационно-потребностной сферы, специфике развития познавательной сферы, самосознания и эмоционально-волевой сферы у детей младших школьников, о специфике общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Указываются компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВО (ВПО): ПКПП-6, ПКНО-4, ПКНО-6

  • способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

  • готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

  • готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6).




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/п


Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование
учебно-методического обеспечения

1

Предмет и задачи психологии младшего школьника

17

см. Тема 1 для сам.изучения

2

Методы психологии младшего школьника

17

см. Тема 2 для сам.изучения

3

Психологическая готовность детей 6 лет к обучению в школе

17

см. Тема 3 для сам.изучения

4

Психологические особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте

17

см. Практические занятия 1-3

Выполнение тестов, проверка решения психологических задач, конспектов



5

Психологические особенности развития личности младшего школьника

17

см. Практическое занятие 4

Заслушивание сообщения, защита реферата, проверка аннотации, АСТ-тестирование (или тренажер www.i-exam.ru)






Итого

85





Вопросы к зачету/экзамену

  1. Предмет психологии младшего школьника.

  2. История становления психологии младшего школьника.

  3. Социально-историческая природа детства.

  4. Актуальные проблемы современной психологии младшего школьника.

  5. Связь психологии младшего школьника с другими науками.

  6. Психология младшего школьника в системе научных психологических исследований.

  7. Разделы психологии младшего школьника.

  8. Значение психологических знаний о развитии детей младшего школьного возраста для педагогической деятельности.

  9. Теоретические и практические задачи психологии младшего школьника.

  10. Методологические основы организации исследований в психологии младшего школьника.

  11. Требования к методам психологии младшего школьника.

  12. Стратегии исследования в психологии младшего школьника: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный).

  13. Кросс – культурные и биографические исследования.

  14. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации.

  15. Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент.

  16. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы.

  17. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.

  18. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений.

  19. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе.

  20. Проективные тесты в возрастной психологии.

  21. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

  22. Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период.

  23. Основные достижения и противоречия этого периода.

  24. Формирование новой внутренней позиции.

  25. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка.

  26. Кризис 7 лет.

  27. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

  28. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

  29. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

  30. Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

  31. Способы диагностики психологической готовности к обучению.

  32. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника.

  33. Адаптация к школьному обучению.

  34. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

  35. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития.

  36. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника.

  37. Роль учебной деятельности в психическом развитии младших школьников.

  38. Начало формирования универсальных учебных действий.

  39. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  40. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности.

  41. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения.

  42. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте.

  43. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже).

  44. Развитие житейских и научных понятий (Л.С.Выготский).

  45. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

  46. Произвольность и осознанность всех психических процессов в младшем школьном возрасте.

  47. Развитие личности младших школьников.

  48. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения.

  49. Эмоционально-волевые особенности младших школьников.

  50. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

  51. Компетентность и неполноценность в школьном возрасте (Э.Эриксон).

  52. Личностная и ситуативная тревожность младшего школьника. Школьная тревожность.

  53. Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями).

  54. Общение младшего школьника со сверстниками.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная литература

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников : 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  3. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста - М. : Академия, 2009. [Гриф]

  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  6. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  7. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / науч. ред. Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО, 2005.

  9. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  10. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. [Гриф]

  11. Зверева Н. В. и др. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. - М. : Академия, 2008 [Гриф]

  12. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  13. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  14. Косякова О. О. Возрастные кризисы. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

  15. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : учеб.-метод. пособие / Круглова Н. Ф. ; под общ. ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2004.

  16. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005.

  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2004.

  18. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  19. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером - М. : Академия, 2007.

  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М., 2004.

  21. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  22. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2008. - Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология.

  23. Немов Р.С. Психология.- Кн. 2.- М., 2008.

  24. Педагогическая психология : [учеб. пособие] / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

  25. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Полонская Н. Н. - М. : Академия, 2007.

  26. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008.

  27. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  28. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

  29. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  30. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003.

  31. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. [Гриф УМО]

  32. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  33. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

  34. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  35. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк ; - 3-е изд., испр. - М. : МПСИ, 2006.

  36. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., 2006 // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  3. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//

http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка //

http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  1. Реан А.А. Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  1. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  3. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  4. htpp://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека

  5. htpp://psi.lib.ru - библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
Тема 1. Предмет и задачи психологии младшего школьника

  1. Предмет психологии младшего школьника.

  2. История становления психологии младшего школьника.

  3. Социально-историческая природа детства. Актуальные проблемы современной психологии младшего школьника.

  4. Связь психологии младшего школьника с другими науками.

  5. Психология младшего школьника в системе научных психологических исследований.

  6. Разделы психологии младшего школьника.

  7. Значение психологических знаний о развитии детей младшего школьного возраста для педагогической деятельности.

  8. Теоретические и практические задачи психологии младшего школьника.

  9. Требования к развитию выпускника начальной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом общего образования. Концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов).

Основные понятия: психология младшего школьника, предмет, задачи, объект.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  4. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  4. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  6. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.


Тема 2. Методы психологии младшего школьника

  1. Методологические основы организации исследований в психологии младшего школьника. Требования к методам психологии младшего школьника.

  2. Стратегии исследования в психологии младшего школьника: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, комбинированный (когортно-последовательный). Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс – культурные и биографические исследования.

  3. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации.

  4. Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент.

  5. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы.

  6. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений.

  7. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.

  8. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

Основные понятия: беседа, изучение продуктов деятельности, методология, метод, наблюдение, его виды, психологическое исследование, принцип, эксперимент, его виды, тест.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  4. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  6. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  7. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.


Тема 3. Психологическая готовность детей 6 лет к обучению в школе

  1. Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период.

  2. Основные достижения и противоречия этого периода.

  3. Формирование новой внутренней позиции.

  4. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис 7 лет.

  5. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

  6. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

  7. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

  8. Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.


Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.


Тема 4. Психологические особенности развития познавательных процессов

в младшем школьном возрасте

  1. Особенности социальной ситуации развития младшего школьника.

  2. Адаптация к школьному обучению.

  3. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

  4. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития.

  5. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника.

  6. Роль учебной деятельности в психическом развитии.

  7. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  9. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности.

  10. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения.

  11. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте.

  12. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже).

  13. Развитие житейских и научных понятий (Л.С.Выготский).

  14. Особенности развития воображения. Произвольность и осознанность всех психических процессов.

Основные понятия: внутренний план действий, произвольность, учебная деятельность, словесно-логическое мышление, универсальные учебные действия.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.



Тема 5. Психологические особенности развития личности младшего школьника

  1. Развитие личности младших школьников.

  2. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения.

  3. Эмоционально-волевые особенности младших школьников.

  4. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

  5. Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями).

  6. Общение со сверстниками.

Основные понятия: рефлексия, школьная зрелость, чувство компетентности.

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.


Темы для самостоятельной работы
Тема 1-2. Предмет, задачи и методы психологии младшего школьника.

Вопросы для обсуждения

  1. Предмет и задачи психологии младшего школьника.

  2. Место психологии младшего школьника в системе научного знания, связь ее с другими науками.

  3. Методологические принципы психологии младшего школьника.

  4. Основные исследовательские методы психологии младшего школьника: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

  5. Особенности диагностики в психологии младшего школьника.

  6. Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии.

  7. Стратегии исследования детского развития в психологии младшего школьника

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  3. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  4. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: возрастная психология, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.

  2. Составить таблицу «Специфика методов психологии младшего школьника по сравнению с методами общей психологии».

Наименование метода, его определение

Виды

Специфика применения в возрастной психологии

Специфика применения в общей психологии


Тема 3. Психологическая готовность к школьному обучению

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

  2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная ( мотивационная ) готовность;

б) коммуникативная готовность;

в) развитие произвольности поведения;

г) интеллектуальная готовность.



  1. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  6. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  7. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

  2. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - (доклад).



Тема 4-5. Общая характеристика младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

  2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

  3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика.

  4. Становление элементов учебной деятельности. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  5. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Развитие мотивов учения.

  6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

  7. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

  8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

Литература

Основная -

  1. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  5. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  7. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  8. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  9. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М.: Академия, 2002. [Гриф]

  10. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность, субъект деятельности, универсальные учебные действия.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009. (выписки)

  3. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005.- №2. - С.217-222 (доклад).

  4. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59(доклад).

  6. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников Психологического института // Вопросы психологии. - 2004.- №2.-С.54-63.

  7. Резванцева М.О. Развитие социальной мотивации к учению как фактор субъектности младших школьников // Мир психологии.- 2005.- №2. - С.249-255 (доклад).

  8. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии.- 2004.-№1.- С.137-144 (выписки).



Примерная тематика контрольных работ

  1. Актуальные проблемы психологии младшего школьника.

  2. Стратегии исследования в психологии младшего школьника.

  3. Методы исследования в психологии младшего школьника.

  4. Зарубежные теории психического развития.

  5. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

  6. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

  7. Движущие силы и закономерности психического развития.

  8. Роль деятельности ребенка в психическом развитии.

  9. Влияние общения на психическое развитие.

  10. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

  11. Психологическая готовность детей 6 лет к школьному обучению.

  12. Социальная ситуация развития младшего школьника.

  13. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

  14. Роль разных видов деятельности в психическом развитии младшего школьника.

  15. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  16. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

  17. Усвоение моральных норм и правил поведения младшим школьником.

  18. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

  19. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

  20. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни.

  21. Кризис 7 лет.

  22. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

  23. Интеллектуальная готовность детей 6 лет к обучению в школе.

  24. Социально-психологическая и коммуникативная готовность детей 6 лет к обучению в школе.

  25. Сформированность форм общения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

  26. Личностная и волевая готовность детей 6 лет к обучению в школе.

  27. Особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения детей шестилетнего возраста.

  28. Социальная ситуация развития детей младшего школьного возраста.

  29. Адаптация первоклассников к школьному обучению.

  30. Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста.

  31. Формирование и динамика развития мотивов учения у детей младшего школьного возраста.

  32. Роль учебной деятельности в психическом развитии младших школьников.

  33. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  34. Особенности развития внимания детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.

  35. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения.

  36. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте.

  37. Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

  38. Произвольность и осознанность всех психических процессов в младшем школьном возрасте.

  39. Развитие личности младших школьников.

  40. Общение младшего школьника со сверстниками.

  41. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения.

  42. Эмоционально-волевые особенности младших школьников.

  43. Психологические особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста.

  44. Особенности взаимоотношения младшего школьника со взрослыми.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница