Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины дв13. 2 Сказкотерапия шифр дисциплины и название в строгом соответствии



страница1/4
Дата03.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ13.2 Сказкотерапия

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения

Составитель:

Синкевич И.А.,

доцент, канд. педагог. наук, доцент,

зав. кафедрой психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»








  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.ДВ13.2 Сказкотерапия

  1. Аннотация к дисциплине.

Указываются цели освоения дисциплины по выбору (модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВО. Программа курса разработана в соответствии с ФГОС.

Цель освоения дисциплины «Сказкотерапия» - познакомить студентов с основами новой психолого-педагогической технологии – комплексной сказкотерапии, направленной на коррекцию обучения и развития и помощь в кризисных ситуациях. Цель данной дисциплины может быть определена как комплекс приобретенных в процессе ее изучения новых способностей. Основные задачи дисциплины «Сказкотерапия»:



  • познакомить студентов с историческими аспектами развития сказкотерапии, с фундаментальными понятиями сказкотерапии, основными теоретическими направлениями и подходами и видов сказок;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • дать студенту общие представления о проблемах сказкотерапии, методах их изучения, возможности использования данной психологической техники в современной психологической практике;

  • познакомить студентов с основными проблемами взаимодействия личности, культуры и видов творчества;

  • сформировать представления о практическом инструментарии сказкотерапевта;

  • способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к сказкотерапии, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их художественно-творческого развития и др.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1).


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Терапия сказками как древний в человеческой цивилизации способ практической психологии

12

Смотри задания к СРС по теме:

Обсуждение вопросов на семинаре



2.

Понятие комплексной сказкотерапии

12

Смотри задания к СРС по теме:

Обсуждение на занятиях



3.

Характеристика сказочной терапии

12

Смотри задания к СРС по теме:

Доклады, проверочные работы



4.

Многообразие сказочных форм. Виды сказок

12

Смотри задания к СРС по теме:

Обсуждение вопросов



5.

Коцептуальные источники и принципы сказкотерапии.

12

Смотри задания к СРС по теме:

Написание эссе



6.

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.

12

Смотри задания к СРС по теме:

Проверка конспектов



7.

Моделирование тематических занятий.

12

Смотри задания к СРС по теме:

Презентация кейс-заданий



8.

Постановка сказок.

10

Смотри задания к СРС по теме:

Обсуждение трудных случаев работы с клиентом






Всего

94





Перечень вопросов по дисциплине «Сказкотерапия»

  1. Предмет и объект сказкотерапии.

  2. Понятие комплексной сказкотерапии.

  3. Основные задачи сказкотерапии.

  4. Источники концепции комплексной сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).

  5. Базовые принципы сказкотерапевтической психодиагностики и коррекции.

  6. Легенды, сказы, мифы, былины, притчи как сказочные формы.

  7. Психологические особенности народных сказок.

  8. Авторские сказки.

  9. Классификация сказок по действующим лицам и сюжетам, их психологические особенности, возрастная адресованность.

  10. Специфические виды сказок: дидактические.

  11. Психокоррекционные сказки.

  12. Психотерапевтические сказки.

  13. Сказки-медитации.

  14. Анализ сказок с детьми.

  15. Работа по анализу сказок с подростками.

  16. Психологический анализ полной сюжетной линии волшебной сказки.

  17. Интерпретация сказок. Архетипическая природа сказочных смыслов (К.Г. Юнг, М.Л. фон Франц).

  18. Понятие и особенности библеотерапии.

  19. Процедура библеотерапии.

  20. Решение сказочных задач: правила формулирования, требования, предъявляемые к сказочным задачам.

  21. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа в процессе решения сказочных задач.

  22. Рассказывание сказок. Психодиагностический и психокоррекционный смысл индивидуального рассказывания.

  23. Групповое рассказывание.

  24. Сочинение сказок. Приемы, стимулирующие сочинение сказок. Моделирование сказки.

  25. Отражение актуальной проблемы клиента в сказке.

  26. Анализ линии главного героя.

  27. Интерпретация сказки клиента.

  28. Переписывание или дописывание сказок.

  29. Схема размышления над сказками.

  30. Сказочная куклотерапия: психологические смыслы изготовления и «оживления» кукол.

  31. Постановка сказок.

  32. Сказочные медитации.

  33. Понятие имидж-терапии.

  34. Сказочное рисование: виды, задачи.

  35. Техники арт-терапии в психодиагностике: семейная серия.

  36. Техники арт-терапии в психодиагностике: личная серия.

  37. Техники арт-терапии в практике психокоррекции: спонтанное рисование.

  38. Техники арт-терапии в практике психокоррекции: техники «мертвой и живой» воды.

  39. Телесно-ориентированные техники в сказкотерапии: психодинамические медитации.

  40. Организация сказочного занятия, основные принципы построения.

  41. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

  42. Сказкотерапевтические программы и игры.

  43. Песочная терапия на современном этапе.

  44. Общие условия организации песочной сказочной терапии.

  45. Индивидуальная проективная диагностика в песочнице.

  46. Диагностика стилей ситуативной коммуникации в песочнице.

  47. Индивидуальная форма психокоррекции в песочнице.

  48. Групповая форма психокоррекции в песочнице.

  49. Психопрофилактика, развитие и обучение в песочнице.

  50. Техники абсурда в сказкотерапии.

Мы рекомендуем студентам при подготовке к зачету использовать краткие схемы или планы ответов на вопросы. Обязательное условие применения таких «шпаргалок» на зачете - самостоятельное составление их студентами.



Примерная схема ответа на вопрос:

  1. Определение предмета разговора.

  2. Структурные компоненты.

  3. Особенности или специфика структурных компонентов.

  4. Примеры из практики (если уместны).

  5. Резюме.

При написании подобного рода подсказок включаются механизмы логической памяти, которые позволяют на зачете, опираясь на сжатую схему, развернуть информацию симультанно, т.е. представить ее одновременно и целостно. При этом, даже если незначительная часть информации утеряна, главный смысл остается понятен, что обеспечивает качественный ответ студента на зачете.
6.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... - М.: Генезис, 2011. – 288 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236300&sr=1

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.   Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - СПб. : Речь, 2013.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Она и Он. Тайный шифр сказки отношений иев: Мультимедийное Издательство Стрельбицкого, 2013. - 133 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234108&sr=1

  4. Ломакина Г.Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем - М.: Центрполиграф, 2010. – 180 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=218843&sr=1

  5. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2012. – 16 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236539&sr=1

  6. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012. – 288 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236507&sr=1

  7. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  8. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

  9. Стишенок И. В.Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. - М.: Генезис, 2012. - 368 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236540&sr=1

Дополнительная литература

  1. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. - СПб., 2001.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.   Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов. - СПб. : Речь, 2004. - 144 с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия как историческая форма передачи жизненного опыта // Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под ред. О.В. Защиринской. - СПб., 2001.Аллахвердов А. Сознание как парадокс. - СПб., 2000.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Практикум по креативной терапии. - СПб., 2002.

  5. Лабиринт души: Терапевтические сказки / под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е.; науч.-внедрен. лаб. психопедагогики образования. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2003. - 176 с.

  6. Олифирович Н. И. Сказочные истории глазами психотерапевта / Н. И. Олифирович, Г.И. Малейчук. - СПб.: Речь, 2013.

  7. Погосова Н. М. Погружение в сказку : сказкотерапевтические программы / Н. М. Погосова. - М. : Сфера, 2008 ; СПб. : Речь, 2008. - 198, [1] с

  8. Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия: учебник для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. - М. : КноРус, 2011.

  9. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. Педагогическая библиотека.

  2. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=142643 - Университетская библиотека ONLAIN

  3. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  4. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  5. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  6. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  7. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

  1. htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

  2. htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

  3. htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

  4. www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

  5. htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

  6. htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

  7. htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

  8. htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Фе­дерация

  9. htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтиче­ская лига

  10. htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения


Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://mgppu.ru- Московский городской психолого-педагогический университет

  4. htpp://psychol.ru- Институт практической психологии и психоанализа

  5. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  6. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  7. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  8. htpp://www.stanford.edu - факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  9. htpp://www.strath.ac.uk/psychology - факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  10. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  11. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  12. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ


Учреждения дополнительного психологического образования:

  1. htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

  2. htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психо­терапии

  3. htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

  4. htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии



Психологические журналы и периодика:

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

  4. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психо­анализа

  5. htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

  6. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

  7. psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

  8. htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

  9. htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциа­ции


Психологические сайты:

  1. htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психоло­гии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

  2. htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

  3. htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

  4. htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации пси­холога. Книги и статьи. Психологические тесты.

  5. htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия

  6. htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тре­нингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница