Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины дв11. 2 Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости



Скачать 351.34 Kb.
Дата03.05.2016
Размер351.34 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ11.2 Психолого-педагогические проблемы
неуспеваемости

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения

Составитель:

БАРЫШЕВА Т.Д., старший преподаватель

кафедры психологии






  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.ДВ11.2 Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости


  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости» - формирование общих представлений у студентов об особенностях развития неуспевающих детей, о методах воздействия на них и способах организаций работы с ними, стимулирование интереса к работе с неуспевающими учащимися. специфике развития личности и познавательных процессов в школьном возрасте. В процессе изучения дисциплины студенты уточняют систему основных понятий психологии детей школьного возраста, знакомятся с методами изучения психики и личности школьника с психологических позиций, выявляют причины возникновения неуспеваемости, осваивают способы профилактики и коррекции проблем неуспеваемости.

Учебный курс «Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости» относится к дисциплинам по выбору студентов. Изучение данного курса базируется на предшествующем освоении материала по диагностическим дисциплинам, по педагогическим дисциплинам, по курсу «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и на опыте прохождения студентом производственных и учебных практик в образовательных учреждениях.

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  1. общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

  • готов организовывать различные виды деятлеьности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5)

  1. В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1)

3) В образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

  • способен организовать на уроках совместную и самостоятельную, учебную деятельности, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1)


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/п


Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование
учебно-методического обеспечения

1

Подходы к изучению и коррекции неуспеваемости

20

Подготовка к практическим занятиям

Собеседование, проверка эссе,



2

Психологические особенности личности и познавательной сферы неуспевающих школьников.

18

Подготовка к практическим занятиям

Защита реферата Собеседование,



3

Психолого-педагогическая диагностика неуспеваемости школьников

18

Подготовка к практическим занятиям

Проверка контрольной работы,



4

Методы психологического изучения неуспевающего школьника.

18

см. Темы для сам.изучения

Выполнение тестов, выполнение модулей Moodle

Проверка решения психологических задач, конспектов


5

Опыт работы с неуспевающими в зарубежных странах

20

см. Темы для сам.изучения

Заслушивание сообщения

Защита реферата

Проверка аннотации, выполнение модулей Moodle.



АСТ-тестирование




Всего

94





Вопросы к зачету/экзамену

  1. Социально-историческая природа детства.

  2. Значение психологических знаний о развитии детей школьного возраста для педагогической деятельности.

  3. Методологические основы организации исследований в психологии школьника.

  4. Требования к методам изучения детей с проблемами в обучении.

  5. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации.

  6. Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент.

  7. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы.

  8. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.

  9. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений.

  10. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе.

  11. Проективные тесты в возрастной психологии.

  12. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

  13. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности школьника.

  14. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

  15. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

  16. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

  17. Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

  18. Способы диагностики психологической готовности к обучению.

  19. Адаптация к школьному обучению.

  20. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

  21. Учебная деятельность как ведущая деятельность школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития.

  22. Формирование и динамика мотивов учения у неуспевающих школьников.

  23. Роль учебной деятельности в психическом развитии неуспевающих школьников.

  24. Типы неуспевающих учеников.

  25. Начало формирования универсальных учебных действий.

  26. Развитие познавательных процессов в школьном возрасте.

  27. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности.

  28. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения у неуспевающих..

  29. Интеллектуальное развитие в школьном возрасте.

  30. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже).

  31. Развитие житейских и научных понятий (Л.С.Выготский).

  32. Особенности развития воображения в школьном возрасте.

  33. Произвольность и осознанность всех психических процессов в школьном возрасте.

  34. Развитие личности неуспевающих школьников.

  35. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения детьми.

  36. Эмоционально-волевые особенности неуспевающих школьников.

  37. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика у неуспевающих.

  38. Компетентность и неполноценность в школьном возрасте (Э.Эриксон).

  39. Личностная и ситуативная тревожность школьника. Школьная тревожность неуспевающих школьников.

  40. Особенности взаимоотношения неуспевающего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями).

  41. Общение неуспевающего школьника со сверстниками.


5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  2. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом [Электронный ресурс] / О.В. Анисимович. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 160 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57520

  3. Асеева, И. Еще один ребенок в семье [Электронный ресурс] / И. Асеева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 80 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57578

  4. Афанасьева, Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11лет: МД -решетка Шмальта [Электронный ресурс] / Н.В. Афанасьева. - М. : Когито-Центр, 2010 - 59 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144843

  5. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  6. Безбородова, М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  7. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2012. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  8. Гордон, Т. Как привить ребенку дисциплину [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 336 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73992

  9. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2009. - 512 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73991

  10. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

  11. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  12. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  13. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  14. Золотарева, К.В. Методы диагностики в психологии [Электронный ресурс] / К.В. Золотарева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 26 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389

  15. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  16. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  17. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

  18. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников : 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002.

  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.

  3. Белопольская, Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2008. - 16 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144849

  4. Белопольская, Н.Л. Такие неformatные дети [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  5. Бурменская Г.В., Карабанова О.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей) - М., 2006.

  6. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  7. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста - М. : Академия, 2009. [Гриф]

  8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  9. Дети группы социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб., 2003.

  10. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / науч. ред. Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО, 2005.

  12. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. [Гриф]

  13. Зверева Н. В. и др. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. - М. : Академия, 2008 [Гриф]

  14. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  15. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  16. Косякова О. О. Возрастные кризисы. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

  17. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : учеб.-метод. пособие / Круглова Н. Ф. ; под общ. ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2004.

  18. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005.

  19. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб., 2009.

  20. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером - М. : Академия, 2007.

  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М., 2004.

  22. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  23. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2008. - Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология.

  24. Педагогическая психология : [учеб. пособие] / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

  25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  26. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Полонская Н. Н. - М. : Академия, 2007.

  27. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008.

  28. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  29. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  30. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003.

  31. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. [Гриф УМО]

  32. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  33. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

  34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2010.

  35. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб., 2009.

  36. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

  37. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  38. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк ; - 3-е изд., испр. - М. : МПСИ, 2006.

  39. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М. // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  3. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//

  4. http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

  6. http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  8. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

  10. http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  11. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка //

  12. http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  13. Реан А.А. Психология детства //

  14. http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

  16. http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  17. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

  18. http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

  20. http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  21. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

  22. http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  3. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  4. htpp://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека

  5. htpp://psi.lib.ru - библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1.

Психологическая готовность к школьному обучению
и варианты ее несформированности как причины неуспеваемости в школе


Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

  2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная ( мотивационная ) готовность;

б) коммуникативная готовность;

в) развитие произвольности поведения;

г) интеллектуальная готовность.



  1. Проблемы обучения детей в раннем возрасте.

  2. Проблемы учения неуспевающего школьника.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  4. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

Дополнительная -

  1. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  6. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  7. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

  2. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - (доклад).


Практическое занятие 2.

Структура учебной деятельности у неуспевающих учеников


  1. Становление элементов учебной деятельности. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  2. Школьник как субъект учебной деятельности.

  3. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Развитие мотивов учения у неуспевающих.

  4. Становление универсальных учебных действий у неуспевающего школьника.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266.

  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  5. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность, субъект деятельности, универсальные учебные действия.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009. (выписки)

  3. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005.- №2. - С.217-222 (доклад).

  4. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59(доклад).


Практическое занятие 3.

Психолого-педагогическая диагностика причин неуспеваемости школьников


  1. Методы психологического изучения школьника с трудностями в обучении.

  2. Установление контакта с детьми, имеющими затруднения в обучении.

  3. Взаимодействие психолога и педагога в работе с дезадаптировнными детьми.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  3. Белопольская, Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2010. - 16 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144849

  4. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  5. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

  6. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  7. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  8. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  9. Золотарева, К.В. Методы диагностики в психологии [Электронный ресурс] / К.В. Золотарева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 26 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389

  10. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

Дополнительная -

  1. Афанасьева, Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11лет: МД -решетка Шмальта [Электронный ресурс] / Н.В. Афанасьева. - М. : Когито-Центр, 2008. - 59 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144843

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : учеб.-метод. пособие / Круглова Н. Ф. ; под общ. ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2004.

  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  5. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  6. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  7. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.

  3. Подобрать литературу к вопросу 3 и составить алгоритмы взаимодействия специалистов.


Практическое занятие 4.

Психологические особенности личности и познавательной сферы неуспевающих учеников


  1. Развитие эмоционально-волевой сферы в школьном возрасте.

  2. Развитие познавательных процессов у школьника с проблемами в обучении.

  3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в школьном возрасте.

  4. Психологический портрет неуспевающего ученика.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  3. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  4. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  5. Белопольская, Н.Л. Такие неformatные дети [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  6. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  7. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  8. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  9. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

  10. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.

  3. Составить психологический портрет типа личности неуспевающего ученика.


Темы для самостоятельного изучения
Тема 1. Теоретическая и практическая значимость изучения проблем неуспеваемости детей.

Вопросы для обсуждения

  1. Методологические принципы изучения проблем развития ребенка.

  2. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

  3. Особенности диагностики проблем развития ребенка.

  4. Стратегии исследования детского развития.

  5. Подходы к изучению неуспеваемости в педагогике.

  6. Подходы к изучению неуспеваемости в психологии.

итература

Основная -

  1. Белопольская, Н.Л. Такие неformatные дети [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  3. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010.

  4. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  3. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  4. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.

  2. Составить таблицу «Специфика методов психологии для изучения проблем развития школьника».

Наименование метода, его определение

Виды

Специфика применения в возрастной психологии

Специфика применения в общей психологии

Тема 2. Общая характеристика школьного возраста

Вопросы для обсуждения

  1. Структура школьного возраста.

  2. Социальная ситуация развития в школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

  3. Значение разных видов деятельности для психического развития школьника.

  4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в школьном возрасте, ее особенности и динамика.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

    1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

    2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.


Тема 3. Опыт работы с неуспевающими школьниками
в
отечественной и зарубежной психологии и педагогике

  1. Практический опыт работы с неуспевающими школьниками в России.

  2. Методы изучения неуспевающих школьников и работа с ними в зарубежных странах.

  3. Взаимодействие психолога с родителями неуспевающих детей.

Литература

Основная -

  1. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  2. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом [Электронный ресурс] / О.В. Анисимович. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 160 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57520

  3. Асеева, И. Еще один ребенок в семье [Электронный ресурс] / И. Асеева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 80 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57578

  4. -Центр, 2007. - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  5. Гордон, Т. Как привить ребенку дисциплину [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 336 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73992

  6. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2009. - 512 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73991

  7. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

Дополнительная -

  1. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  4. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

  5. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

  6. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.

  3. Подобрать литературу к вопросу 3 и составить алгоритмы взаимодействия специалистов с родителями неуспевающих учеников.


Примерная тематика контрольных работ:

  1. Зарубежные теории психического развития.

  2. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

  3. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

  4. Движущие силы и закономерности психического развития.

  5. Роль деятельности ребенка в психическом развитии.

  6. Влияние общения на психическое развитие.

  7. Социальная ситуация развития неуспевающих учеников.

  8. Особенности взаимоотношения неуспевающего школьника со взрослыми.

  9. Общение со взрослыми и сверстниками ребенка с проблемами в успеваемости.

  10. Сформированность форм общения неуспевающих школьников.

  11. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

  12. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения у детей с проблемами в успеваемости.

  13. Роль разных видов деятельности в психическом развитии школьника.

  14. Развитие познавательных процессов в школьном возрасте.

  15. Развитие самосознания и самооценки у неуспевающих школьников.

  16. Усвоение моральных норм и правил поведения неуспевающим школьником.

  17. Развитие эмоционально-волевой сферы неуспевающих школьников.

  18. Проблема адаптации неуспевающих учеников к школьной жизни.

  19. Формирование и динамика развития мотивов учения у неуспевающих.

  20. Особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения неуспевающих учеников.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница