Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины д 1 Социально-психологическое обучение



Скачать 274.49 Kb.
Дата03.05.2016
Размер274.49 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М2.ДВ4.1 Социально-психологическое обучение

участников образовательного процесса

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

профиль ««Психология организационно-управленческой деятельности»»

(код и наименование направления подготовки магистратуры указанием


названия магистерской программы)

заочная форма обучения


Составитель:

Тузова О.Н., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

Оконешникова О.В., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии


1.Наименование дисциплины (модуля).

М2.ДВ4.1 Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса


2. Аннотация к дисциплине.

Целями освоения дисциплины «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения социально-психологических знания (теоретического и практического) в области психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ и технологий профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование систематических знаний о психологических основах социально-психологического обучения и их применение к решению практических задач;

  • ознакомить студентов с целями и содержанием социально-психологического обучения;

  • ознакомление студентов с методами диагностики и развития психологической культуры и социально-психологической компетентности;

  • ознакомление студентов с методикой социально-психологического обучения;

  • способствовать развитию у студентов способностей осуществлять самостоятельную практическую работу в области социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору. Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими дисциплинами: «Социальная психология образования», «Организация деятельности психолого-педагогического направления», «Психология делового общения», «Технологии деятельности психолога в образовании», «Инновационные процессы в образовании», «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании». Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-педагогической и научно-исследовательской практикой.
3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями:



  • готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

  • способностью организовать межпрофессиональное взаимодействие специалистов образовательного учреждения (ПКОУ-3);

  • способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);

  • способностью к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10);

  • способностью оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

  • способностью определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10);

  • уметь оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-8);

  • способностью консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях (ПКСПП-9)



4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Тема 1: Задачи и место дисциплины в процессе подготовки магистров.

14

Практ. занятие № 1. Написание эссе на тему: «Психологический портрет современного журналиста»


2.

Тема 2: Преподавание психологии как учебного предмета.

14

Практ занятие № 2-3. Реферат на одну из тем списка.

3.

Тема 3:

Цели социально-психологического обучения участников образовательного процесса.



14

Практ занятие № 4-5. Разбор кейс-заданий (см. метод. указания)

4.

Тема 4: Содержание социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

14

Практ занятие № 6-7. Реферат на одну из тем списка.

5.

Тема 5: Формы социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

14

Практ занятие № 8-9. Реферат на одну из тем списка.

6.

Тема 6: Учет характеристик субъектов участников образовательного процесса в процессе социально-психологического обучения.

10

Практ занятие № 10. Реферат на одну из тем списка.




Итого

80





Вопросы к зачету

    1. Задачи и место дисциплины «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса» в процессе подготовки магистров по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности».

    2. Понятие психологической подготовки участников образовательного процесса.

    3. Понятие социально-психологической компетентности. Составляющие социально-психологической компетентности. Понятие психологической культуры.

    4. Психология как учебный предмет, формирующий психологическую культуру, социально-психологическую компетентность и профессионально важные качества.

    5. Роль психологических дисциплин в формировании социальной компетентности.

    6. Профессиональная деятельность преподавателя среднего образовательного учреждения и высшего учебного заведения.

    7. Проблема педагогического мастерства преподавателя.

    8. Цели социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

    9. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

    10. Цели преподавания психологии: психология для профессионалов и для представителей других профессий.

    11. Цели преподавания психологии для школьников.

    12. Определение цели и способов обучения в традиционной и развивающей модели обучения. Действия педагога и учащегося в традиционной и развивающей модели обучения.

    13. Коммуникативные модели обучения.

    14. Развивающая модель обучения. Развивающий характер активных методов обучения.

    15. Содержание социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

    16. Обучение как формирование знаний, умений и навыков.

    17. Обучение как формирование компетенций.

    18. Обучение как формирование умственных действий и деятельности (жизнедеятельности).

    19. Обучение как формирование личности участника образовательного процесса.

    20. Методология и методы социальной психологии образования.

    21. Обучение как формирование знаний в области социальной психологии.

    22. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

    23. Методы активного социально-психологического обучения в психолого-педагогической деятельности. Классификация методов активного обучения и инновационных образовательных технологий.

    24. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

    25. Диагностика и развитие личности участников образовательного процесса.

    26. Формы социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

    27. Формы организации обучения в высшей школе.

    28. Формы организации обучения в среднем образовательном учреждении.

    29. Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

    30. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

    31. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

    32. Классификация методов активного обучения.

    33. Учет характеристик субъектов участников образовательного процесса в процессе социально-психологического обучения.

    34. Психологическая характеристика основных возрастных особенностей субъектов высшего образования.

    35. Психологическая характеристика личности педагога: общая характеристика.

    36. Психологические проблемы, возникающие у педагогов в процессе профессиональной педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание. Профессиональные деформации.

    37. Психология педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности и педагогического общения.

    38. Психология педагогического коллектива.


Примерная тематика рефератов

  1. Понятие социально-психологической компетентности. Составляющие социально-психологической компетентности.

  2. Понятие психологической культуры. Составляющие психологической культуры, ее формирование.

  3. Психология как учебный предмет, формирующий психологическую культуру, социально-психологическую компетентность и профессионально важные качества.

  4. Роль психологических дисциплин в формировании социальной компетентности.

  5. Проблема педагогического мастерства преподавателя.

  6. Цели социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

  7. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

  8. Определение цели и способов обучения в традиционной и развивающей модели обучения. Действия педагога и учащегося в традиционной и развивающей модели обучения.

  9. Коммуникативные модели обучения.

  10. Развивающая модель обучения. Развивающий характер активных методов обучения.

  11. Содержание социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

  12. Обучение как формирование знаний, умений и навыков.

  13. Обучение как формирование компетенций.

  14. Обучение как формирование умственных действий и деятельности (жизнедеятельности).

  15. Обучение как формирование личности участника образовательного процесса.

  16. Методология и методы социальной психологии образования.

  17. Обучение как формирование знаний в области социальной психологии.

  18. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

  19. Методы активного социально-психологического обучения в психолого-педагогической деятельности. Классификация методов активного обучения и инновационных образовательных технологий.

  20. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

  21. Диагностика и развитие личности участников образовательного процесса.

  22. Формы социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

  23. Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста.

  24. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

  25. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

  26. Классификация методов активного обучения.

  27. Учет характеристик субъектов участников образовательного процесса в процессе социально-психологического обучения.

  28. Психологическая характеристика личности педагога: общая характеристика.

  29. Психологические проблемы, возникающие у педагогов в процессе профессиональной педагогической деятельности.

  30. Психология педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности и педагогического общения.


5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология" / Андреева Г. М. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2010 ; 2008. - 362, [1] с. : ил.

  2. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по Волков, В. Б. Тренинг социальной активности / В. Б. Волков. - СПб. : Речь, 2005. - 184 с.

  3. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Б. Ц. Бадмаев. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

  4. Барышева, Т. Д. Психология : методика преподавания и проведения психологических занятий : учеб.-метод. пособие / Т. Д. Барышева ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2008. – 99 с.

  5. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : Учеб.пособие для вузов, обуч.по спец."Психология" / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2001. - 301 с.  

  6. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М., 2002.

  7. Волков, В. Б.  Тренинг социальной активности / В. Б. Волков. – СПб. : Речь, 2005. - 184 с.

  8. Гибсон, Д. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Д. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Д. Х. Донелли. – М.: ИнфраМ, 2000.

  9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2006. - 480 с.

  10. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб., 2000.

  11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007. (14 экз.)

  12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002.

  13. Колмогорова, Л. С. Практическое пособие для школьных психологов. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. – М. ; Владос, 2002.

  14. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. – М. : Академия, 2008. - 160 с.

  15. Лысенко, Е. М. Индивидуальное психологическое консультирование : краткий курс лекций / Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.

  16. Майерс, Дэвид. Социальная психология / Д. Майерс ; пер.с англ.В.Гаврилова и др. - 6 изд.,перераб.и доп. - СПб. : Питер, 2003. - 752 с.

  17. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 224 с.

  18. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 224 с.

  19. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2003. - 448 с.

  20. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2003. - 448 с.

  21. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика (ДПП.Ф.03 - Пед. технологии) / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 176 с.

  22. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории /Б. Д. Парыгин. - М., 1971. С. 310—311.

  23. Парыгин, Б. Д. Руководство и лидерство / Б. Д. Парыгин / Руководство и лидерство. - Л., 1973.

  24. Пахальян, В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования : учеб. пособие / В. Э. Пахальян. - М. : ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.

  25. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. - СПб., 2000.

  26. Практическая психология образования : Учеб.пособие для студ.,обуч.по спец.031000 "Педагогика и психология" / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др.; Под ред.И.В.Дубровиной. - М. : Просвещение, 2003. - 480 с.

  27. Психологические портреты персонала: типология и диагностика / под ред. Ю. П.Платонова. – СПб. : Речь, 2003.

  28. Ребус, Б. М. Психологические основы делового общения / Б. М. Ребус. – М. - Ставрополь, 2001.

  29. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы : метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. - 4.изд.,стер. - М. : Академия, 2000. - 160 с.

  30. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинги / Н. В. Самоукина. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 244 с.

  31. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. вузов пед. профиля / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - Изд. 3-е., стер. - М. : Академия, 2004. - 480 с.

  32. Снетков, В. М. Психология коммуникации в организации / В. М. Снетков. – СПб., 2000.

  33. Социальная психология : [учеб. пособие для студ. вузов по направл. и спец. психологии] / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 599, [1] с.

  34. спец. "Соц. педагогика", "Педагогика и психология", "Соц. психология", "Педагогика" / Е. В. Андриенко ; под ред. В.А. Сластенина ; Междунар. акад. пед. образования. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 262, [1] с. (и др. изд.)

  35. Технологии в изучении психологии : Учеб.пособие для студ.вузов,обуч.по спец.031000-педагогика и психология / Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В.и др. - М. : Пед. о-во России, 2003. - 256 с.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:



  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  3.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  4.  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  5. http://polpred.com/ База данных polpred

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  15. www.//flogiston.ru


7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Планы практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1.

Задачи и место дисциплины в процессе подготовки магистров по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности».

Вопросы для обсуждения:



    1. Понятие психологической подготовки участников образовательного процесса.

    2. Понятие социально-психологической компетентности.

    3. Составляющие социально-психологической компетентности: социальная компетентность, коммуникативная компетентность, рефлексия, эмпатия, способность разрешать конфликты.

  1. Понятие психологической культуры.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д.Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О.В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Бекоева, Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

Задание:

1) подготовиться к дискуссии на тему «Психологическая культура и психологическая компетентность участников образовательного процесса»;

2) подготовить презентацию на тему дискуссии.
Практическое занятие 2.

Преподавание психологии как учебного предмета.

Вопросы для обсуждения:



    1. Задачи преподавания психологии.

    2. Роль психологических дисциплин в формировании социальной компетентности

    3. Профессиональная деятельность преподавателя среднего образовательного учреждения и высшего учебного заведения.

  1. Проблема педагогического мастерства. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии.

  2. Психология организации учебной деятельности и воспитания личности в среднем учебном заведении и в высшем учебном заведении.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Бекоева, Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2008. - 160 с.

  3. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра : введение в интерактивные методы обучения : [пособие] / Д. Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

Задание:

1) подготовиться к дискуссии на тему «Проблема педагогического мастерства»;

2) подготовиться к дискуссии на тему «Цели преподавания психологии», сделать выписки по литературе.
Практическое занятие 3.

Цели социально-психологического обучения участников образовательного процесса.


    1. Различие гуманитарного и естественнонаучного познания.

    2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

    3. Цели преподавания психологии: психология для профессионалов; для представителей других профессий; для школьников.

  1. Определение цели и способов обучения в традиционной и развивающей модели обучения. Действия педагога и учащегося в традиционной и развивающей модели обучения.

  2. Коммуникативные модели обучения.

  3. Параметры для сравнения традиционной и развивающей модели обучения.

  4. Развивающая модель обучения.

  5. Развивающий характер активных методов обучения.

  6. Развивающие модели обучения: теория учебной деятельности Эльконина-Давыдова, трансформировавшаяся в "теорию развивающего обучения Эльконина-Давыдова-Репкина; проблемное обучение. Развивающее обучение в концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова-Репкина. Достоинства концепции. Ограниченность подхода.


Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Бекоева, Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

Задание:

1) подготовиться к дискуссии на тему «Психологические модели обучения»;



2) подготовить презентацию на тему дискуссии.
Практическое занятие 4.

Содержание социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

  1. Обучение как формирование знаний, умений и навыков.

  2. Обучение как формирование компетенций.

  3. Обучение как формирование умственных действий и деятельности (жизнедеятельности).

  4. Обучение как формирование личности участника образовательного процесса.

  5. Методология и методы социальной психологии образования.

  6. Обучение как формирование знаний в области социальной психологии.

  7. Психология общения и социального взаимодействия в образовании (проблема коммуникации, взаимодействия и понимания человека человеком).

  8. Социальная психология личности (проблема социализации, социальных установок и социальных качеств).

  9. Психология малой группы в образовании (структурные и процессуальные характеристики группы).

  10. Психология больших социальных групп.

  11. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

  12. Методы активного социально-психологического обучения в психолого-педагогической деятельности. Классификация методов активного обучения и инновационных образовательных технологий.

  13. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

  14. Практикум по применению инновационных образовательных технологий в образовательной среде.

  15. Диагностика и развитие личности участников образовательного процесса.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Бекоева, Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра : введение в интерактивные методы обучения : [пособие] / Д. Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. :АПКиППРО, 2011.

  4. Оконешникова О. В. Политическая психология. – М. :АПКиППРО, 2009.

Задание:

1) подготовить презентацию по одной из тем социальной психологии;

2) подготовиться к обсуждению вопросов темы.
Практические занятия 5-6.

Формы социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:



  1. Понятие о методах и формах обучения.

  2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические методы (письменные упражнения, лабораторные работы и практикумы, работа на тренажерах). Методы контроля и оценки знаний.

  3. Форма как внешнее выражение какого-либо содержания. Формы обучения.

  4. Формы организации обучения в школе: классно-урочная система обучения; практикумы, семинары, факультативы, экскурсии, домашние работы.

  5. Формы организации обучения в высшей школе.

  6. Требования к лекции и практическому занятию. Современные формы и методы обучения, их роль в активизации учебной деятельности студентов.

  7. Традиционные формы обучения.

  8. Реализация принципов развивающего обучения в обучении школьников и студентов: использование активных методов обучения; творческих заданий; проблемности.

  9. Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

  10. Психологические механизмы эффективности деловых учебных игр.

  11. Принципы организации учебных деловых игр.

  12. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

  13. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

  14. Классификация методов активного обучения.

  15. Практикум по применению активных методов социально-психологического обучения в образовательной среде.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра : введение в интерактивные методы обучения : [пособие] / Д. Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

  2. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. :АПКиППРО, 2011.

Задание:

1) подготовиться к дискуссии на тему «Психологическое обоснование активных методов обучения»;

2) подготовить презентацию на тему дискуссии.

Практические занятия 7-9.

Формы социально-психологического обучения участников образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:



  1. Понятие о методах и формах обучения.

  2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский): словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические методы (письменные упражнения, лабораторные работы и практикумы, работа на тренажерах). Методы контроля и оценки знаний.

  3. Форма как внешнее выражение какого-либо содержания. Формы обучения.

  4. Формы организации обучения в школе: классно-урочная система обучения; практикумы, семинары, факультативы, экскурсии, домашние работы.

  5. Формы организации обучения в высшей школе.

  6. Требования к лекции и практическому занятию. Современные формы и методы обучения, их роль в активизации учебной деятельности студентов.

  7. Традиционные формы обучения.

  8. Реализация принципов развивающего обучения в обучении школьников и студентов: использование активных методов обучения; творческих заданий; проблемности.

  9. Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

  10. Психологические механизмы эффективности деловых учебных игр.

  11. Принципы организации учебных деловых игр.

  12. Технологии создания тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.

  13. Средства оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

  14. Классификация методов активного обучения.

  15. Практикум по применению активных методов социально-психологического обучения в образовательной среде.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра : введение в интерактивные методы обучения : [пособие] / Д. Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

  2. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. :АПКиППРО, 2011.

Задание:

1) подготовить программу социально-психологического тренинга, провести ее презентацию в группе в режиме демо-версии;

2) подготовить рефлексию по социально-психологическому тренингу;

3) сделать выписки по вопросам практического занятия.


Практическое занятие 10.

Учет характеристик субъектов участников образовательного процесса в процессе социально-психологического обучения.

Вопросы для обсуждения:



    1. Психологическая характеристика основных возрастных особенностей субъектов высшего образования.

    2. Психологическая характеристика личности педагога: общая характеристика.

    3. Психология личности педагога: профессиональная направленность, педагогические способности и профессионально-важные качества личности.

  1. Психологические проблемы, возникающие у педагогов в процессе профессиональной педагогической деятельности.

  2. Эмоциональное выгорание. Профессиональные деформации.

  3. Психология педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности и педагогического общения.

  4. Психология педагогического коллектива.

Литература:

Основная

  1. Бекоева Д. Д.  Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Д. Д. Бекоева. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]. Учебно-методическое пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90804&sr=1

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования : [монография] / Оконешникова О. В. ; М-во образования и науки РФ, Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования (АПКиППРО). - М. : АПКиППРО, 2011. - 319 с.

Дополнительная

  1. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра : введение в интерактивные методы обучения : [пособие] / Д. Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

  2. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. :АПКиППРО, 2011.

Задание:

1) подготовиться к дискуссии на тему «Учет характеристик субъектов участников образовательного процесса в процессе социально-психологического обучения»;



2) подготовиться к тестированию.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница