Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины д 1 Психология общих способностей образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата



Скачать 388.49 Kb.
страница1/2
Дата03.05.2016
Размер388.49 Kb.
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.ДВ1.1 Психология общих способностей
образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования

(квалификация (степень) «бакалавр»)

очная форма обучения



Составитель:

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии







  1. Наименование дисциплины: Б3.ДВ1.1 Психология общих способностей

  2. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Психология общих способностей» - реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающих:

  • проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

  • организацию коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

  • работу с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

  • создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

  • помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

  • участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.




  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • ПКПП-7: способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;

  • ПКНО-3: способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

  • ПКНО-5: готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ.




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Проблемы психологии способностей

6

Практ. занятие № 1. Вопросы для самостоятельного изучения; составление библиографического списка на тему: «Психология общих способностей» .

2.

Общие интеллектуальные способности

6

Практ. занятие № 2. Работа с составлением глоссария. Проведение эмпирического исследования общих способностей.

3.

Диагностика интеллекта

6

Практ. занятие № 3. Составить сравнительную таблицу когнитивных моделей интеллекта.


4.

Развитие интеллекта

6

Практ. занятие № 4. Работа с глоссарием. Составление расширенной аннотации на книгу.

5.

Интеллект в структуре психики

6

Практ. занятие № 5. Подобрать диагностические методики интеллектуальных способностей.

Составить тезисы по книге.



6.

Субъективная парадигма в исследовании способностей. Имплицитные теории способностей.

8

Практ. занятие № 6. Подготовить сообщение на тему: «История формирования представлений о природе способностей».


7.

Общие творческие способности.

8

Практ. занятие № 7. Подготовить реферативный обзор статей по материалам научной конференции Института психологии РАН. Проведение эмпирического исследования творческих способностей.

8.

Развитие творческих способностей.

8

Практ. занятие № 8. Подготовить сообщение по теме: «Роль биологических и социальных факторов в развитии творческих способностей»

9.

Структура общих способностей.

8

Практ. занятие № 9. Составить схему

взаимосвязи общих и профессиональных способностей. Подготовить сообщение по книге.






Всего

70






Вопросы к зачету/экзамену

Вопросы к зачету по курсу «Психология общих способностей»

  1. История исследований психологии способностей.

  2. Основные проблемы и методические подходы психологии способностей.

  3. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).

  4. Классификация факторных моделей интеллекта.

  5. Модель Ч. Спирмена.

  6. Модель Л. Терстоуна.

  7. Модель Дж. Гилфорда.

  8. Модель Р.Б. Кэттелла.

  9. Иерархические модели интеллекта С. Барта, Д. Векслера, Ф. Вернона.

  10. Монометрический подход к интеллекту (Г.Ю. Айзенк).

  11. Когнитивные модели интеллекта. Модель Р. Стернберга.

  12. Модель интеллекта Х. Гарднера.

  13. Модель А. Деметриу, А Эфклидиса, М. Плачидова.

  14. Концепция ментального опыта М. А. Холодной.

  15. Прогрессивные матрицы Дж. Равена.

  16. Тест Д. Векслера.

  17. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

  18. Тесты DAT и GATB.

  19. Психогенетика общих способностей.

  20. Влияние среды на развитие интеллекта.

  21. Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в онтогенезе.

  22. Психофизиология интеллекта.

  23. Психофизиологическая теория интеллекта А.Н. Лебедева.

  24. Функциональная асимметрия головного мозга и способности.

  25. Способности мужчин и женщин.

  26. Личность и интеллект.

  27. Обыденные теории личности и представления об интеллекте.

  28. Исследования обыденных представлений о способностях.

  29. Психосемантическая модель репрезентации способностей в сознании.

  30. Проблема способности к творчеству. Концепция редукции творчества к интеллекту.

  31. Креативность и ее диагностика.

  32. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.

  33. Концепция креативности М. Воллаха и Н. Когана.

  34. Концепция С. Медника.

  35. «Теория инвестирования» Р. Стернберга.

  36. Подход к креативности В.Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой.

  37. Психогенетика креативности.

  38. Формирование креативности и обучаемость.

  39. Общий интеллект и школьная успеваемость.

  40. Общий интеллект и профессиональная деятельность.

  41. Общий интеллект и креативность.

  42. «Одномерная модель».

  43. Структура общего интеллекта. Импликативная модель.

  44. Четырехмерная модель.

  45. Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей.




  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Волкова Е.В. Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86273.

  2. Золотарева К.В. Методы диагностики в психологии. – М.: Лаборатория книги, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389.

  3. Кючюккескин М.М. Проблема классификации способностей. – М.: Лаборатория книги, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141428.

  4. Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.Л. Пономарева и В.Н. Дружинина. ИП РАН, 7-8 октября, 2010. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87516.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=236544.

  6. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. М.: Директ-Медиа, 2014. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=226381.

  7. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86263.

  8. Начало формы

Дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Директ-Медиа, 2008. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=39123.

  2. Батаршев, А.В.   Тестирование : Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М. : Дело, 2001.

  3. Бодалев, А. А.   Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Изд-во"Речь", 2003.

  4. Бурлачук, Л. Ф.   Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2005.

  5. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=223234.

  6. Дружинин В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86934.

  7. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки. – М.: Прометей, 2013. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=212628.

  8. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56464.

  9. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86295.

  10. Ушаков Д.В. Интеллект:структурно-динамическая теория. – М.: Институт психологии РАН, 2003. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86450.

  11. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. – М.: Университетская книга, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84786.

  12. Шевандрин, Н. И.   Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  2. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  3. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  4. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  5. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  6. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  7. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  8. www.//flogiston.ru

Высшие учебные заведения и факультеты психологии:

  1. htpp://www.psy.msu.ru-факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

  2. htpp://www.psy.pu.ru/-факультет психологии Санкт-Петербургского государствен­ного университета

  3. htpp://www.nsu.ru/psych/- Центр психологии Новосибирского государственного университета

  4. htpp://www.umn.edu- факультет психологии Миннесотского университета (США)

  5. htpp://www.harvard.edu/Harvard Psychology- факультет психологии Гарвардского университета (США)

  6. htpp://www.stanford.edu- факультет психологии Стэнфордского университета (Ве­ликобритания)

  7. htpp://www.strath.ac.uk/psychology- факультет психологии Стратклайдского уни­верситета (Великобритания)

  8. htpp://www.rnd.runnet.ru/ - факультет психологии Ростовского государственного университета

  9. htpp://www.kcn.ru/tat_ru/unuversitet/F17/main.ruh.tml — факультет психологии Ка­занского государственного университета

  10. htpp://www.flogiston.ru — факультет психологии МГУ

Психологические журналы и периодика:

  1. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

  2. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

  3. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»



  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).


Планы практических и лабораторных занятий

Занятие №1

Тема: Проблемы психологии способностей

Вопросы для обсуждения

  1. История исследований психологии способностей.

  2. Основные проблемы и методологические подходы в психологии способностей.

  3. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность).

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: гениальность, задатки, интеллект, креативность, обучаемость, одаренность, способности, способности общие, способности специальные.

  2. Составить библиографию по курсу.

Основная литература

  1. Волкова Е.В. Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86273.

  2. Золотарева К.В. Методы диагностики в психологии. – М.: Лаборатория книги, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389.

  3. Кючюккескин М.М. Проблема классификации способностей. – М.: Лаборатория книги, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141428.

  4. Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.Л. Пономарева и В.Н. Дружинина. ИП РАН, 7-8 октября, 2010. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87516.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=236544.

  6. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. М.: Директ-Медиа, 2014. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=226381.

  7. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86263.

Дополнительная литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Директ-Медиа, 2008. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=39123.

  2. Батаршев, А.В.   Тестирование : Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М. : Дело, 2001.

  3. Бодалев, А. А.   Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Изд-во"Речь", 2003.

  4. Бурлачук, Л. Ф.   Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2005.

  5. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=223234.

  6. Дружинин В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86934.

  7. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки. – М.: Прометей, 2013. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=212628.

  8. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56464.

  9. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86295.

  10. Ушаков Д.В. Интеллект:структурно-динамическая теория. – М.: Институт психологии РАН, 2003. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86450.

  11. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. – М.: Университетская книга, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84786.

  12. Шевандрин, Н. И.   Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001.


Практическое занятие № 2.

Тема: Факторные модели интеллекта.

Вопросы для обсуждения

  1. Классификация факторных моделей интеллекта.

  2. Модель интеллекта Ч. Спирмена.

  3. Модель интеллекта Л. Терстоуна.

  4. Модель интеллекта Дж. Гилфорда.

  5. Модель интеллекта Р. Б. Кэттелла.

  6. Иерархические модели интеллекта С. Барта, Д. Векслера, Ф. Вернона.

  7. Монометрический подход к интеллекту (Г. Ю. Айзенк).

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: академический интеллект, биологический интеллект, вербальный интеллект, визуализация, групповые факторы интеллекта, дивергентное мышление, интеллект, интеллект кристаллизованный («связанный интеллект»), интеллект общий, интеллект социальный, интеллект текучий («свободный», «флюидный»), конвергентное мышление, математический интеллект, модель интеллекта, мультифакторные модели интеллекта, невербальный интеллект, парциальные факторы, пространственный интеллект, психометрический интеллект, структура интеллекта, фактор «когнитивной сложности», фактор «скоростного интеллекта», фактор общей «умственной энергии», «числовой» (формально-символический) фактор (Литература: Дружинин В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86934).

  2. Проведение эмпирического исследования общих способностей в студенческой группе.

Основная литература

  1. Волкова Е.В. Психология специальных способностей. Дифференционно-интеграционный подход. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86273.

  2. Золотарева К.В. Методы диагностики в психологии. – М.: Лаборатория книги, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389.

  3. Кючюккескин М.М. Проблема классификации способностей. – М.: Лаборатория книги, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141428.

  4. Психология интеллекта и творчества. Традиции и инновации. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.Л. Пономарева и В.Н. Дружинина. ИП РАН, 7-8 октября, 2010. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87516.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=236544.

  6. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. М.: Директ-Медиа, 2014. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=226381.

  7. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86263.



Дополнительная литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Директ-Медиа, 2008. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=39123.

  2. Батаршев, А.В.   Тестирование : Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие / А. В. Батаршев. - 2.изд. - М. : Дело, 2001.

  3. Бодалев, А. А.   Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Изд-во"Речь", 2003.

  4. Бурлачук, Л. Ф.   Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2005.

  5. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=223234.

  6. Дружинин В.Н. Психология способностей. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86934.

  7. Кузьменко Г.А. Развитие интеллектуальных способностей в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки. – М.: Прометей, 2013. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=212628.

  8. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56464.

  9. Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2011. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86295.

  10. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. – М.: Университетская книга, 2010. Электр. ресурс: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=84786.

  11. Шевандрин, Н. И.   Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2001.


Практическое занятие № 3.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница