Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины дв11. 1 Дети с трудностями в обучении



Скачать 333.65 Kb.
Дата06.06.2016
Размер333.65 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ11.1 Дети с трудностями в обучении

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


заочная форма обучения

Составитель:

БАРЫШЕВА Т.Д., старший преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВО МГГУ






  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3. ДВ11.1 Дети с трудностями в обучении

  1. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины «Дети с трудностями в обучении» - формирование общих представлений у студентов об особенностях развития неуспевающих детей, о методах воздействия на них и способах организаций работы с ними, стимулирование интереса к работе с неуспевающими учащимися. специфике развития личности и познавательных процессов в школьном возрасте. В процессе изучения дисциплины студенты уточняют систему основных понятий психологии детей школьного возраста, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами изучения психики и личности школьника с психологических позиций, с методами и формами взаимодействия специалистов, занимающихся профилактикой и коррекцией проблем обучения детей.

Учебный курс «Дети с трудностями в обучении» относится к дисциплинам по выбору студентов. Изучение данного курса базируется на предшествующем освоении материала по диагностическим дисциплинам, по педагогическим дисциплинам, по курсу «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» и на опыте прохождения студентом производственных и учебных практик в образовательных учреждениях.

На дневном отделении возможна организация учебных занятий с применением технологии смешанного обучения и использованием обучающей оболочки LMS MOODLE.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК- 5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСПП-1)


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


п/п


Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование
учебно-методического обеспечения

1

Подходы к изучению школьной дезадаптации и затруднений в обучении

20

Подготовка к практическим занятиям

Собеседование, проверка эссе,



2

Психологические особенности личности и познавательной сферы детей с трудностями в обучении.

20

Подготовка к практическим занятиям

Защита реферата Собеседование,



3

Психолого-педагогическая диагностика дезадаптированности школьников

18

см. Темы для сам.изучения

Проверка контрольной работы,



4

Методы психологического изучения школьника с трудностями в обучении.

18

см. Темы для сам.изучения

Выполнение тестов,

Проверка решения психологических задач, конспектов


5

Опыт работы с дезадаптированными школьниками в зарубежной психологии и педагогике

18

см. Темы для сам.изучения

Заслушивание сообщения

Защита реферата

Проверка аннотации, Интернет-тренажер.



АСТ-тестирование




Всего

94






Вопросы к зачету/экзамену

  1. Социально-историческая природа детства.

  2. Значение психологических знаний о развитии детей школьного возраста для педагогической деятельности.

  3. Методологические основы организации исследований в психологии школьника.

  4. Требования к методам изучения детей с проблемами в обучении. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации.

  5. Эксперимент и его виды. Лабораторный и естественный эксперимент.

  6. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы.

  7. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.

  8. Социометрический метод в исследовании межличностных отношений.

  9. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе.

  10. Проективные тесты в возрастной психологии.

  11. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.

  12. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности школьника.

  13. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

  14. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

  15. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

  16. Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

  17. Способы диагностики психологической готовности к обучению.

  18. Адаптация к школьному обучению.

  19. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

  20. Учебная деятельность как ведущая деятельность школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития.

  21. Формирование и динамика мотивов учения у школьника с трудностями в обучении.

  22. Роль учебной деятельности в психическом развитии школьников.

  23. Типы неуспевающих учеников

  24. Начало формирования универсальных учебных действий.

  25. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  26. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности.

  27. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения.

  28. Интеллектуальное развитие в школьном возрасте.

  29. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже).

  30. Развитие житейских и научных понятий (Л.С.Выготский).

  31. Особенности развития воображения в школьном возрасте.

  32. Произвольность и осознанность всех психических процессов в школьном возрасте.

  33. Развитие личности школьников с трудностями в обучении.

  34. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения.

  35. Эмоционально-волевые особенности школьников с трудностями в обучении.

  36. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

  37. Компетентность и неполноценность в школьном возрасте (Э.Эриксон).

  38. Личностная и ситуативная тревожность школьника. Школьная тревожность.

  39. Особенности взаимоотношения школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями).

  40. Общение школьника со сверстниками.


5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  2. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом [Электронный ресурс] / О.В. Анисимович. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 160 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57520

  3. Асеева, И. Еще один ребенок в семье [Электронный ресурс] / И. Асеева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 80 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57578

  4. Афанасьева, Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11лет: МД -решетка Шмальта [Электронный ресурс] / Н.В. Афанасьева. - М. : Когито-Центр, - 59 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144843

  5. Белопольская, Н.Л. Такие неformatные дети [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  6. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  7. Безбородова, М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] - М.: Флинта, 2012. - 208 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book_view&book_id=93364

  8. Белопольская, Н.Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, - 16 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=144849

  9. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2010. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  10. Гордон, Т. Как привить ребенку дисциплину [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 336 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73992

  11. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2009. - 512 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73991

  12. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

  13. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  14. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  15. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  16. Золотарева, К.В. Методы диагностики в психологии [Электронный ресурс] / К.В. Золотарева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 26 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389

  17. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  18. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011. [Гриф]

  19. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

  20. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников : 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2002.

  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб., 2008.

  3. Бурменская Г.В., Карабанова О.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование (проблемы психического развития детей) - М., 2006.

  4. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  5. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста - М. : Академия, 2009. [Гриф]

  6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  7. Дети группы социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М.Шипицыной. - СПб., 2003.

  8. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  9. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / науч. ред. Н. В. Серебрякова. - СПб. : КАРО, 2005.

  10. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. [Гриф]

  11. Зверева Н. В. и др. Патопсихология детского и юношеского возраста / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. - М. : Академия, 2008 [Гриф]

  12. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  13. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  14. Косякова О. О. Возрастные кризисы. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

  15. Круглова Н. Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : учеб.-метод. пособие / Круглова Н. Ф. ; под общ. ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2004.

  16. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости - М. : ТЦ Сфера, 2004; 2005.

  17. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб., 2009.

  18. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером - М. : Академия, 2007.

  19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М., 2004.

  20. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  21. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М., 2008. - Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология.

  22. Педагогическая психология : [учеб. пособие] / под ред. И. Ю. Кулагиной. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

  23. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010.

  24. Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Полонская Н. Н. - М. : Академия, 2007.

  25. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008.

  26. Практическая психология образования : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология" / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  27. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007.

  28. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2003.

  29. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. [Гриф УМО]

  30. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  31. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

  32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2010.

  33. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб., 2009.

  34. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

  35. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  36. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. М. Семенюк ; - 3-е изд., испр. - М. : МПСИ, 2006.

  37. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

  38. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПБ., 2003.


6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Хрестоматия.- М., // http://www.koob.ru/bolotova_a_k/psihologiya_razvitiya

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

  3. Диксон Уоллес 20 великих открытий в детской психологии//

http://www.koob.ru/dixon/twenty_stydies

  1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития //

http://www.koob.ru/kraig_bokum_1/kraig_bokum_psihologia_razvitija

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении // http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога // http://www.koob.ru/malkina/vozrastnie_krizisi_spravochnik_prakticheskogo_psihologa

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//

http://www.koob.ru/muhina_v_s/developmental_psychology

  1. Пиаже Жан Речь и мышление ребенка //

http://www.koob.ru/piaget/rech_i_mishlenie_rebenka

  1. Реан А.А. Психология детства //

http://www.koob.ru/rean_a_a/psihologiya_detstva

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология //

http://www.koob.ru/ribalko_e_f/vozr_i_differ_psih_ribalko

  1. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии //

http://www.koob.ru/feldshtein_d_i/hrestomatiya_po_vozrastnoy_psihologii_feldsh

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология //

http://www.koob.ru/shapovalenko_i/vozrastnaya_psihologiya_1

  1. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология //

http://www.koob.ru/shuare_m_o/vozrastnaya_pedagogich_psihologiya

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Официальный сайт МГГУ / Учебный портал - www.mshu.edu.ru

  2. Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

  3. htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

  4. htpp://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека

  5. htpp://psi.lib.ru - библиотека психологической литературы по детской психоло­гии

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1.

Теоретическая и практическая значимость изучения развития детей с трудностями в обучении.

Вопросы для обсуждения

  1. Методологические принципы изучения проблем развития ребенка.

  2. Основные исследовательские методы психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

  3. Особенности диагностики проблем развития ребенка.

  4. Стратегии исследования детского развития.

  5. Подходы к изучению школьной дезадаптации и затруднений в обучении

Литература

Основная -

  1. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  2. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010.

  3. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  3. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  4. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, метод экспертных оценок.

  2. Составить таблицу «Специфика методов психологии для изучения проблем развития школьника».

Наименование метода, его определение

Виды

Специфика применения в возрастной психологии

Специфика применения в общей психологии



Практическое занятие 2.

Структура учебной деятельности у детей с проблемами в обучении

Вопросы для обсуждения

  1. Становление элементов учебной деятельности. Начало формирования системы универсальных учебных действий.

  2. Школьник как субъект учебной деятельности. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Развитие мотивов учения.

  3. Становление универсальных учебных действий у школьника с проблемами в обучении.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  4. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  5. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность, субъект деятельности, универсальные учебные действия.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009. (выписки)

  3. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005.- №2. - С.217-222 (доклад).

  4. Асмолов, А.Г. Развивающий потенциал стандартов общего образования – универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Направление III, IV. – М.: ФПОР, 2008. – С. 264-266. – (составить схему УУД).

  5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59(доклад).


Практическое занятие 3.

Психологические особенности личности и познавательной сферы детей

с трудностями в обучении

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы в школьном возрасте.

  2. Развитие познавательных процессов у школьника с проблемами в обучении.

  3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в школьном возрасте.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  3. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  4. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  5. Белопольская, Н.Л. Такие неformatные дети [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 241 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56529

  6. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  7. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  8. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  9. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

  10. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.


Практическое занятие 4.

Психолого-педагогическая диагностика дезадаптированности школьников

Вопросы для обсуждения

  1. Методы психологического изучения школьника с трудностями в обучении.

  2. Установление контакта с детьми, имеющими затруднения в обучении.

  3. Взаимодействие психолога и педагога в работе с дезадаптировнными детьми.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56507

  3. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

  4. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  5. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  6. Загвязинский В. И. Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования - М. : Академия, 2010. [Гриф]

  7. Золотарева, К.В. Методы диагностики в психологии [Электронный ресурс] / К.В. Золотарева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 26 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=87389

  8. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

Дополнительная -

  1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  2. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие – М., 2004.

  3. Психология человека от рождения до смерти : полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - М. : Олма-Пресс, 2005.

  4. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  5. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.

  3. Подобрать литературу к вопросу 3 и составить алгоритмы взаимодействия специалистов


Темы для самостоятельного изучения

Тема 1. Общая характеристика школьного возраста

Вопросы для обсуждения

  1. Структура школьного возраста.

  2. Социальная ситуация развития в школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

  3. Значение разных видов деятельности для психического развития школьника.

  4. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в школьном возрасте, ее особенности и динамика.

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

Дополнительная -

    1. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

    2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.


Тема 2. Психологическая готовность к школьному обучению
и варианты ее несформированности как причины трудностей в обучении


Вопросы для обсуждения

  1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

  2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная ( мотивационная ) готовность;

б) коммуникативная готовность;

в) развитие произвольности поведения;

г) интеллектуальная готовность.



  1. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

  2. Проблемы учения школьника

Литература

Основная -

  1. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009.

  2. Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : [учеб. пособие] / [отв. ред. Шадриков В. Д.] ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. - М. : Академ. Проект, 2009.

  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология - М. : Юрайт, 2011 ; : МГППУ, 2011.

  4. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника - М. : Академия, 2009.

Дополнительная -

  1. Вьюнова Н. И. и др. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. - 2-е изд. - М. : Академ. Проект : Константа, 2005. [Гриф МО РФ]

  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - СПб. : Питер, 2007. - 208 с. [Гриф]

  3. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  4. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. - М. : Академия, 2008.

  5. Костяк Т. В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст - М. : Академия, 2008.

  6. Начальное образование : психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2008.

  7. Хозиев В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников - М. : Академия, 2002. [Гриф]

  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М. : Гардарики, 2007.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

  2. Ермолаева М. В. и др. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) : графический материал : учеб.-метод. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002. - (доклад).


Тема 3. Опыт работы с дезадаптированными школьниками
в отечественной и зарубежной психологии и педагогике



  1. Практический опыт работы с дезадаптированными школьниками в России.

  2. Методы изучения школьника с трудностями в обучении и работа с ними в зарубежных странах.

  3. Взаимодействие психолога с родителями детей с трудностями в обучении.

Литература

Основная

  1. Алмосов, С.М. Проблема тревожности в современной психологии [Электронный ресурс] / С.М. Алмосов. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 91 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141488 (ПОДРОСТКИ, МЕТОДИКА ФИЛЛИПСА, ПРОФИЛАКТИКА)

  2. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом [Электронный ресурс] / О.В. Анисимович. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 160 с. -http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57520

  3. Асеева, И. Еще один ребенок в семье [Электронный ресурс] / И. Асеева. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 80 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=57578

  4. Гордон, Т. Как привить ребенку дисциплину [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 336 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73992

  5. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности [Электронный ресурс] / Т. Гордон. - М. : "Ломоносовъ", 2009. - 512 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73991

  6. Гринспен, С. Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов [Электронный ресурс] / С. Гринспен. - М. : "Ломоносовъ", 2010. - 464 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=73998

Дополнительная -

  1. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания: Руководство [Электронный ресурс]. - М. : Когито-Центр, 2002. - 24 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book_view&book_id=144849

  2. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

  3. Долгова, А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Профилактика, диагностика, коррекция [Электронный ресурс]. - М. : Генезис, 2009. - 213 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view &book_id=236541

  4. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников : диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград : Учитель, 2012.

  5. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет : диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. - Волгоград : Учитель, 2009.

  6. Самосознание проблемных подростков [Электронный ресурс] / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 332 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=86916

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы.

  2. Сделать выписки из литературы и подготовить краткие сообщения.

  3. Подобрать литературу к вопросу 3 и составить алгоритмы взаимодействия специалистов с родителями.


Примерная тематика контрольных работ:

  1. Зарубежные теории психического развития.

  2. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

  3. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

  4. Движущие силы и закономерности психического развития.

  5. Роль деятельности ребенка в психическом развитии.

  6. Влияние общения на психическое развитие.

  7. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

  8. Роль разных видов деятельности в психическом развитии школьника.

  9. Развитие познавательных процессов в школьном возрасте.

  10. Развитие самосознания и самооценки у школьника с проблемами в обучении.

  11. Усвоение моральных норм и правил поведения школьником с проблемами в обучении.

  12. Развитие эмоционально-волевой сферы школьника с проблемами в обучении.

  13. Общение со взрослыми и сверстниками ребенка с проблемами в обучении.

  14. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни.

  15. Сформированность форм общения детей с проблемами в обучении.

  16. Особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения детей с проблемами в обучении.

  17. Социальная ситуация развития детей с проблемами в обучении.

  18. Формирование и динамика развития мотивов учения у детей с проблемами в обучении.

  19. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения у детей с проблемами в обучении.

  20. Особенности взаимоотношения школьника с проблемами в обучении со взрослыми.





База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница