Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины дв13. 1 Игротерапия шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии



Скачать 238.58 Kb.
Дата07.06.2016
Размер238.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ13.1 Игротерапия
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология образования»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)



Составители:

Тучкова Т.В., доцент, канд.филос.наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»





1.Наименование дисциплины (модуля).

Б3.ДВ13.1 Игротерапия


2. Аннотация к дисциплине.

Цель освоения дисциплины Игротерапия - ознакомление студентов с основами игровой терапии, возможностями игротерапии в коррекции отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере детей, предполагающие:

  • проведение диагностического обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

  • проведение коррекционных занятий по рекомендованным методикам;

  • работа с педагогами с целью организации эффективного коррекционного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

  • участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Основные задачи курса "Игротерапия":

  • формирование представления об особенностях игровой терапии с детьми дошкольного и школьного возраста;

  • ознакомление с современными направлениями игровой терапии;

  • формирование представлений об особенностях применения игровой терапии в психокоррекционном процессе.


3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

  • способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1).


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Понятие игровой терапии. История становления игровой терапии.

6

Смотри задания к практическому занятию

2

Основные направления современной игровой терапии. Терапевтические ограничения в игротерапии.

8

Смотри задания к практическому занятию

3

Виды игровой терапии

8

Смотри задания к практическому занятию

4

Коррекция тревожности и застенчивости при помощи игровой терапии.

8

Смотри задания к практическому занятию

5

Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью при помощи игровой терапии.

8

Смотри задания к практическому занятию

6

Коррекция агрессивности с помощью игротерапии.

8

Смотри задания к практическому занятию

7

Возможности игровой терапии в коррекции раннего детского аутизма.

8

Смотри задания к практическому занятию

8

Коррекция задержки психического развития при помощи игровой терапии

8

Смотри задания к практическому занятию

9

Игротерапия в коррекции минимальных мозговых дисфункций.

8

Смотри задания к практическому занятию




Всего

80





Вопросы к зачету/экзамену

  1. Понятие игровой терапии.

  2. История становления игровой терапии.

  3. Основные направления современной игровой терапии.

  4. Психоаналитическое направление в игровой терапии.

  5. Гуманистическое направление в игровой терапии.

  6. Поведенческое направление в игровой терапии.

  7. Развивающая игровая терапия.

  8. Дочерняя терапия.

  9. Адлерианская игровая терапия.

  10. Терапия реальности.

  11. Транзактная, семейная, системная, общественная и экологическая терапия.

  12. Терапевтические ограничения в игротерапии.

  13. Недирективная игровая терапия.

  14. Директивная игровая терапия, ее специфика.

  15. Смешанная игровая терапия.

  16. Индивидуальная игровая терапия

  17. Групповая игровая терапия

  18. Коррекция тревожности и застенчивости при помощи игровой терапии.

  19. Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью при помощи игровой терапии.

  20. Коррекция агрессивности с помощью игротерапии.

  21. Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.

  22. Возможности игровой терапии в коррекции раннего детского аутизма.

  23. Коррекция задержки психического развития при помощи игровой терапии.

  24. Игротерапия в коррекции минимальных мозговых дисфункций.

  25. Семейная игровая терапия: история и теория.

  26. Использование психотерапевтических техник в игровой семейной терапии.


5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Богина Е.В. Игротерапия с аутистами / Богина Е. В. // Психолог в детском саду. - 2010. - № 1. - С. 86-104.

  2. Кормильчикова И.В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература:

  1. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка : учеб. пособие / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Д., Свини Д. ; пер. с англ. Л. Р. Мошинской ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : НПО "МОДЭК", 2001. - 320 с.

  2. Игровая терапия : основная образоват. программа подгот. специалиста по спец. 31900 "Специальная психология", 031700 "Олигофренопедагогика", 032000"Специальная дошкольная психология и педагогика" / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Н. Краснова, М. Ю. Двоеглазова]. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 26 с.

  3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л. М. - СПб. : Речь, 2001. - 160 с. : ил.

  4. Мустакас К. Игровая терапия / Мустакас К. ; [пер. с англ. И. Авидон]. - СПб. : Речь, 2000. - 282 с.

  5. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  6. Лесскис И. Групповая игротерапия.Рекомендации для психологов и педагогов. / Лесскис И. // Дошкольное воспитание.. - 2002.-№4.. - с.33-38.

  7. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  8. Айви А., Айви М., Саймек-Дайнинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.- М., 2000.-487 с.

  9. Александров А.А. Личностно-орентированные методы психотерапии.-СПб., 2000.

  10. Бремс К. Полное практическое руководство по детской психотерапии.- М.: ЭКСМО_Пресс, 2002.-640 с.

  11. Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми.- М.: Апрель-Пресс, 2005.-272 с.

  12. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.- СПб., 2004.-323 с.

  13. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2002.-464 с.

  14. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005.-208 с.

  15. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника.-М.: ЦГЛ, 2004.-110 с.

  16. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб.: Салит-медкнига, 2002.-128 с.

  17. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство .- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000.-100с.

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  • WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  • http://www.i-u.ru/biblio/archive/hrest_konfliktologiya/ Анцупов А.Я., Леонов Н.И. и др. Хрестоматия по конфликтологии

  • http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  •  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  •  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  • http://polpred.com/ База данных polpred

  • http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  • http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  •  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru

  • htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей до­школьного и школьного возраста, профориентационные методики

  • htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

  • htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

  • htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

  • htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные ма­териалы по психологии



7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Планы практических и лабораторных занятий

Раздел 1. Общие вопросы игровой терапии
Практическое занятие № 1

Тема 1. Понятие игровой терапии.

История становления игровой терапии

              1. Вопросы для обсуждения

  1. Понятие об игровой терапии как о форме психологической помощи детям.

  2. История становления игровой терапии:

    • З.Фрейд, А. Фрейд о важности игры для понимания ребенка;

    • теория развития личности Э.Эриксона;

    • Ж.Пиаже о применении игровых техник в детской психотерапии;

    • «освобождающая терапия» Д.Леви;

    • психотерапия отношений Отто Ранка;

    • техника «построения мира» из песка М. Ловенфельд;

    • клиент-центрированный подход В.Экслайн.

      1. Современные теории и практики игротерапии.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И.В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 1. М.,2000.

  2. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  3. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.

  4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.

Практическое занятие № 2

Тема 2. Основные направления современной игровой терапии

            1. Вопросы для обсуждения

  1. Психоаналитическое направление.

  2. Гуманистическое направление.

  3. Поведенческое направление.

  4. Развивающая игровая терапия. Дочерняя терапия.

  5. Адлерианская игровая терапия.

  6. Терапия реальности.

  7. Транзактная, семейная, системная, общественная и экологическая терапия.

                1. Задания для самостоятельной работы

  1. Провести сравнительный анализ принципов организации игротерапии различных школ.

  2. Сделать доклад: Интегративные творческие мастерские // Игровая терапия как метод интеграции и реабилитации / Сост. С.В. Колкова. – М., 2001. – С. 41-42.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2004.

  3. Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 1997.

  4. Лэндрет Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. – М., 2001.



Практическое занятие № 3

Тема 3. Виды игровой терапии

            1. Вопросы для обсуждения

  1. Недирективная игровая терапия.

    1. организация процесса недирективной игровой терапии в дошкольном образовательном учреждении и школе;

    2. стадии процесса недирективной игровой терапии.

  • Директивная игровая терапия, ее специфика.

  • Смешанная игровая терапия.

                1. Задания для самостоятельной работы

  1. Представить в виде схемы стадии недирективной игровой терапии.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб., 2001.

  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2000.

  4. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.-СПб., 2002.

  5. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. -Ростов-на Дону, 2005.



Практическое занятие № 4

Тема 4. Особенности реализации индивидуальной игровой терапии

            1. Вопросы для обсуждения

  1. Индивидуальная игровая терапия.

  2. Концептуальная модель игротерапии. Основные положения.

  3. Характеристика этапов индивидуальной игротерапии.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Лэндрэт Г. Игротерапия как способ решения проблем ребенка. – М., Воронеж.- 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. О'Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии.- СПб., 2002.

  4. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  5. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.



Практическое занятие № 5

Тема 5. Игровая терапия в группах

            1. Вопросы для обсуждения

  1. Теоретические основания для групповой игровой терапии.

  2. Принципы отбора детей в групповую терапию.

  3. Этапы групповой терапии. Группы «помощи» родителям.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Джинотт Х.ДЖ. Групповая психотерапия с детьми. - М., 2005.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.



Раздел 2. Особенности применения игровой терапии

в психокоррекционном процессе
Практическое занятие № 6

Тема 2.1. Коррекция застенчивости при помощи игровой терапии

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности детей, связанные с уровнем их застенчивости.

  2. Коррекция уровня детской застенчивости с помощью недирективного метода игровой терапии.

  3. Коррекция уровня застенчивости с помощью метода смешанной игровой терапии.

  4. Диагностика эффективности коррекции уровня застенчивости у дошкольников и школьников.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

Дополнительная литература

  1. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537



Практическое занятие № 7

Тема 2.2. Коррекция тревожности при помощи игровой терапии
        1. Вопросы для обсуждения


  1. Особенности детей, связанные с уровнем их тревожности.

  2. Коррекция уровня детской тревожности с помощью недирективного метода игровой терапии.

  3. Коррекция уровня детской тревожности с помощью директивного метода игровой терапии.

  4. Коррекция уровня тревожности с помощью смешанной игровой терапии.

  5. Эффективность коррекции уровня тревожности у дошкольников с помощью методов игровой терапии.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

  4. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

Дополнительная литература

  1. Джинотт Х.ДЖ. Групповая психотерапия с детьми. - М., 2005.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2012.


Практическое занятие № 8

Тема 2.3.Программы коррекции тревожности методами игровой терапии


Вопросы для обсуждения

  1. Программа «Сказочная шкатулка».

  2. Программа «Само-чувствие».

  3. Программа «Это Я».

  4. Использование структурированных игровых ситуаций и свободных игр ребенка.

                1. Задания для самостоятельной работы

Занятие проводится в виде круглого стола, на котором обсуждаются доклады. В конце занятия провести тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

    1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб., 2000.

    2. Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. – М.,2000.

    3. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537




Практическое занятие № 9

Тема 2.4. Коррекция синдрома дефицита внимания

с гиперактивностью при помощи игровой терапии

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие синдрома дефицита внимания.

  2. Основные проявления СДВГ у детей дошкольного и школьного возраста.

  3. Возможности игровой терапии в коррекции СДВГ.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

    1. Заваденко Н.Н. как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.-М., 2001.

  1. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

    1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.-М., 2002.



Практическое занятие № 10

Тема 2.5. Коррекция агрессивности с помощью игротерапии

            1. Вопросы для обсуждения

    1. Комплексная характеристика агрессивности у детей. Определение агрессивности.

    2. Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка.

    3. Основные проявления агрессивности у дошкольников и школьников. Виды проявлений агрессивности у ребенка. Психологическая помощь агрессивным детям с помощью игротерапии.

    4. Проявления агрессивности у родителей.

    5. Проявление агрессивности у специалиста.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Заваденко Н.Н. как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.-М., 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.-М., 2002.



Практическое занятие № 11

Тема 2.6. Направленная игротерапия агрессивности у детей

Вопросы для обсуждения

  1. Диагностика агрессивности у детей с помощью опросников.

  2. Методы и приемы коррекции поведения детей в ситуации притеснения и насилия.

  3. Игровые задачи в коррекции агрессивности детей.

  4. Педагогические рекомендации родителям и педагогам.

                1. Задания для самостоятельной работы

  • Провести опрос по методике «Ребенок глазами взрослого» родителя или педагога ребенка дошкольного возраста

  • Составить рекомендации для родителей и педагогов по коррекции агрессивности у детей

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Кравченко А.С. Мотивация демонстративного поведения. – М., 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивности у детей. – М., 2004.



Практическое занятие № 12

Тема 2.7.Игровые технологии коррекции поведения детей
        1. Вопросы для обсуждения


  1. Неконструктивное поведение детей как психолого-педагогическая проблема.

  2. Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей.

  3. Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.

  4. Специфические и неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения детей.

  5. Коррекционно-развивающая работа и ее место в режиме дня.

                1. Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: неконструктивное поведение детей, привычки, навыки, психотехнические игры, режиссерские игры, музыкотерапия, арттерапия, библиотерапия, рисуночная терапия, педагогическая поддержка.

  2. Составить тренинговое занятие для детей дошкольного возраста.

  3. Оформить методические рекомендации к работе по коррекции неконструктивного поведения детей для педагогов или родителей по книге М.Э. Вайнер. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.




Практическое занятие № 13

Тема 2.8. Возможности игровой терапии в коррекции раннего детского аутизма
            1. Вопросы для обсуждения

  1. Комплексная характеристика РДА.

  2. Особенности детей с РДА.

  3. Специфика игровой терапии с детьми с РДА.

Задания для самостоятельной работы


  1. Выписать в словарь основные понятия: синдром раннего детского аутизма, аутичный ребенок.

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

  4. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

Дополнительная литература

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.



Практическое занятие № 14

Тема 2.9. Коррекция задержки психического развития при помощи игровой терапии
            1. Вопросы для обсуждения

  1. Комплексная характеристика ЗПР детей.

  2. Особенности детей с ЗПР.

  3. Психологическая помощь в рамках игровой терапии детям с ЗПР.

                1. Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь понятия: задержка психического развития, психическое развитие, резедуальноорганический генез.

  2. Составить программу игр по коррекции психического развития ребенка (источник №2).

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.

  2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М., 2001.



Практическое занятие № 15

Тема 2.10. Игротерапия в коррекции минимальных мозговых дисфункций

Вопросы для обсуждения

  1. Комплексная характеристика ММД. Специфика проявления.

  2. Роль игровой терапии в коррекции ММД.

                1. Задание для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия: ММД, перинатальная патология, дисфункция.

  2. Составить схему «Пути оптимизации развития детей с ММД» (источник № 4).

Основная литература

  1. Джаниева Т. С. Игровая терапия в реабилитации детей с детским церебральным параличом / Джаниева Т. С. // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 42-49.

  2. Кормильчикова И. В. Игра и игротерапия и ее роль в организации психотерапевтической помощи детям / Кормильчикова И. В. // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - № 4. - С. 15-20.

  3. Млодик, И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии [Электронный ресурс] / И.Ю. Млодик. - М. : Генезис, 2014. - 192 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236430

Дополнительная литература

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб., 2001.

  2. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции [Электронный ресурс] / М. : Когито-Центр, 2007. - 479 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56537

  3. Синкевич И.А. Практикум по психологии художественного творчества: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Мурманск: МГПУ, 2009.

  4. Синкевич И.А. Психология художественного творчества: Учебное пособие. - Мурманск: МГПУ, 2008.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница