Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины д 1 Актуальные проблемы психологии



Скачать 259.33 Kb.
Дата26.06.2016
Размер259.33 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ4.1 Актуальные проблемы психологии

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)


Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению
подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования
(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)
очная форма обучения



Составитель:

Храпенко И.Б., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Оконешникова О.В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии




1.Наименование дисциплины (модуля).

Б3.ДВ4.1 Актуальные проблемы психологии


2. Аннотация к дисциплине.

Целью освоения дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы психологии» является формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей развития в условиях современной социальной и культурной среды, а также обучение навыкам устной и письменной речи в профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Основные задачи курса: сформировать у студентов знание об основных закономерностях развития человека в современной социальной и культурной среде; сформировать у студентов понимание основных закономерностей профессионального развития и профориентационной деятельности; сформировать у студентов правильные ориентиры профессионального мышления психолога в профориентационной консультации; передать студентам знания и умения в области профориентационного консультирования, в использовании активных методов консультирования; сформировать у студентов рефлексию относительно собственного профессионального самоопределения; сформировать у студентов навыки устной и письменной речи в учебной и профессиональной деятельности.

Дисциплина относится к циклу «По выбору». Она осваивается студентами в начале профессиональной подготовки совместно с дисциплинами профессионального цикла. Одновременно читаются дисциплины из первого модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и из третьего модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».



Данная дисциплина является пропедевтической и задает основу для понимания многих профессиональных дисциплин, в частности, дисциплин второго модуля «Психология и педагогика развития детей». Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук.
3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-l)


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

14

Практическое занятие № 1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

2

Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

16

Практическое занятие № 2. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений

3

Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

14

Практическое занятие № 3. Развитие личности. Дисгармонии личности и особенности их формирования проявления в различных социальных условиях

4

Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

12

Практическое занятие № 4. Акцентуации личности: основные характеристики; особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях; диагностика акцентуаций

Практическое занятие № 5. Самосознание личности. Защиты и копинги и методы их изучения.



5

Особенности профессионального развития личности.

12

Практическое занятие № 6. Профессиональное самоопределение и методы его изучения.

6

Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

12

Практическое занятие № 7. Профессиональное консультирование.

Практическое занятие № 8. Профессиональное консультирование. Активные методы профессионального консультирования.






Всего

80





Вопросы к зачету

  1. Задачи и содержание деятельности практического психолога.

  2. Основные проблемы практической деятельности психолога.

  3. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности.

  4. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ.

  5. Рисуночные тесты. «Рисунок человека». «Нарисуй свою семью».

  6. Психологические практики: психологическая диагностика, психологическое консультирование; психологическая профилактика; информационно-просветительская работа; коррекционная и психотерапевтическая работа.

  7. Направления психотерапии и психокоррекции (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, транзактный анализ, системный семейный анализ).

  8. Этика и профессиональные позиции психолога при работе с клиентом.

  9. Определение индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

  10. Характеристика субъекта деятельности.

  11. Понятие группы и малой группы. Фазы развития группы.

  12. Семья как малая группа. Структура семьи. Коммуникация в семье. Динамика развития семьи. Функции-роли в семье.

  13. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия «Родитель-Взрослый-Ребенок».

  14. Определение дисгармонии личности. Разновидности дисгармоний личности.

  15. Типы характера и акцентуации.

  16. Типы личностных реакций человека. Патологические и непатологические реакции.

  17. Факторы формирования акцентуаций личности.

  18. Классификация акцентуаций по А. Е. Личко.

  19. Классификация акцентуаций по К. Леонгарду.

  20. Методы изучения акцентуаций.

  21. Возможности адаптации акцентуированной личности в учебе, труде, общении.

  22. Фрустрация. Психологическая защита. Функции и классификация психологических защит.

  23. Копинг (стратегия совладания). Классификации копингов.

  24. Групповые психологические защиты и копинги. Поиск козла отпущения как групповая и семейная психологическая защита.

  25. Методы изучения психологических защит.

  26. Иррациональные установки человека. Семейные мифы.

  27. Факторы развития личности ребенка.

  28. Семейное воспитание. Влияние структуры семьи и констелляции на формирование личности ребенка.

  29. Тип коммуникации и типы власти в семье. Патриархальная, матриархальная и биархальная семья. Авторитарная семья. Эгалитарная семья.

  30. Стили семейного воспитания.

  31. Самосознание личности. Самооценка, уровень притязаний личности, их роль в адаптации человека.

  32. Выбор профессии и профессиональное самоопределение.

  33. Профессиональные планы, методы диагностики.

  34. Профессиональное консультирование: формы (индивидуальная и групповая; диагностическая и развивающая); мотивы обращения оптанта и основные принципы консультирования.


5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература:

  1. Актуальные проблемы психологии в образовании : мат-лы асерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием 4-6 апреля 2011 года : в 2-х т. / ред. И.А.Синкевич, Т.В.Тучкова, А.В.Науменко, Ю.В.Орябинская ; отв. ред. И. А.Синкевич. - Мурманск : МГГУ, 2012. .

  2. Большой психологический словарь / Сост. и общая ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009. (и др. издания)

  3. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2009.

  4. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

  5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. – М. : Акад. Проект, 2009.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы практической психологии : в 2 т. : сб. материалов регион. науч.-практ. конференции / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. и сост. Е. Б. Петрушихина]. - Мурманск : МГПУ, 2006.Т. 1. - 2006. - 99 с.

  2. Актуальные проблемы практической психологии : в 2 т. : сб. материалов регион. науч.-практ. конференции / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [науч. ред. и сост. Е. Б. Петрушихина]. - Мурманск : МГПУ, 2006.Т. 2. - 2006. - 130 с.

  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб. (Любое издание).

  4. Грановская Р. М., Никольская И.М. Защита личности. (Любое издание).

  5. Добрович А. Б. Искусство быть собой. (Любое издание)

  6. Добрович А. Б. Искусство быть другим. (Любое издание)

  7. Использование современных психокоррекционных технологий в практической деятельности работников общего и специального образования : материалы всерос. науч.-практ. конференции, апрель 2007. Ч. 2 / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Н. И. Кривошеева. - Мурманск: МГПУ, 2007.

  8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М. : Медпресс, 2007.

  9. Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М. : ПЕР СЭ, 2003.

  10. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.

  11. Клиническая психология. Учебник / под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб. : Питер, 2007.

  12. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

  13. Крэйн У. Теории развития : Секреты формирования личности. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

  14. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб. : Речь, 2001.

  15. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб.: СПбГУ, 2000.

  16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002.

  17. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб. : Питер, 2002.

  18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психол. журн. – 2001. – № 1.

  19. Пантилеев С. Р., Жилина Е. Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2009. – № 1.

  20. Первин Л., Джон О. Психология личности. – М. : Аспект Пресс, 2000.

  21. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.

  22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  23. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н. А. Сирота [ и др.]. – М. : Генезис, 2001.

  24. Психотерапия / под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб. : Питер, 2000.

  25. Ученые записки МГПУ. Психологические науки : сб. науч. ст. / М-во образования РФ. - Мурманск : МГПУ, 2003 -.Вып. 3 / науч. ред. Г. А. Урунтаева, И. А. Синкевич. - 2003. - 82 с. Вып. 4 / науч. ред. Г. А. Урунтаева. - 2003. - 108 с. - ISBN 5-88476-637-8 : 23-73. Вып. 5 / науч. ред. И. А. Синкевич, Е. И. Скиотис. - 2005. - 98 с. .Вып. 6 / отв. ред. Г. А. Урунтаева. - 2006. - 127 с.

  26. Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психол. журн. – 2001.


6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:


  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  3.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  4.  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  5. http://polpred.com/ База данных polpred

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  15. www.//flogiston.ru


7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).Планы практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1

Задачи и содержание деятельности практического психолога.

Основные практики, техники и модели психологической помощи

План:


1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.

2. Предварительное тестирование знаний по психологии личности.



Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы и задачи практического психолога.

  2. Основные психологические практики.

  3. Психологическая диагностика как практика.

  4. Психологическое консультирование.

  5. Психологическая профилактика. Коррекционная и психотерапевтическая работа.

  6. Основные модели психологических практик.

  7. Содержание деятельности психолога.

  8. Человек как объект психологической практики. Понятие об индивиде, личности, субъекте, индивидуальности.

  9. Группа и семья как объект психологической практики. Структура группы, фазы развития группы.

  10. Понятие о техниках консультирования. Основные техники консультирования (психоанализ, гуманистическая и экзистенциальная психология, бихевиоральный подход, когнитивный подход, транзактный анализ).

  11. Этические принципы и позиции профессионального психолога.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

  2. Составить краткий конспект по работе Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (нарисовать схемы индивида, личности, субъекта и индивидуальности и комментарии к ним).

  3. Выписать определения основных психологических практик и техник, используя «Психологический словарь» и по работе Слободчикова и Исаева «Психология человека» (или по работе Гриншпун «Введение в психологию», или по работе Оконешниковой «Методология и методика психологического исследования»).

  4. Подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов.

Примечание: задания выполнить в письменном виде, Не рекомендуется использовать Википедию и электронные словари из Интернета.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009)

  3. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  4. Оконешникова, О.В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  2. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  3. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с. – Глава 10.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов (любое издание).

  5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Этические принципы и правила работы психолога (С. 545-552).


Практическое занятие № 2

Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений

План:

1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.



2. Самодиагностика по методикам: «Нарисуй человека», «Тест Вартегга», «Моя семья», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», тест М.Люшера.

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация методов Б.Г.Ананьева.

  2. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности.

  3. Требования к диагностическим методам. Валидность, надежность, репрезентативность.

  4. Диагностические методы, используемые для консультирования. Формализованные и неформализованные методы диагностики.

  5. Протокол исследования. Требования к протоколу. Учет особенностей испытуемого, ситуации тестирования, особенностей исследователя.

  6. Сущность механизма проекции. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ и психоаналитическое интервью. Тест Люшера. Рисуночные тесты. «Нарисуй человека». «Рисунок человека».

  7. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия: «Родитель-Взрослый-Ребенок».

  8. Общая характеристика методов изучения личности. Методы изучения личностных черт. 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Личностный опросник Г.Айзенка. Методы изучения темперамента. Методы изучения характера. Методы изучения мотивации поведения.

  9. Проективные методы в диагностике коммуникации в семье.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы.

  2. Выписать классификацию методов Б.Г.Ананьева.

  3. Выписать характеристики «Родителя», «Взрослого» и Дитя», ориентируясь на работу Э. Берна. Выписать характеристики сценария.

  4. Подготовиться к тестированию по рисуночным тестам (взять бумагу формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, резинку).

  5. Провести самодиагностику по личностному опроснику Р.Кеттелла (на бланке), используя «Практикум» или любой сборник тестов. Оформить протокол, сделать выводы и рекомендации.

Примечание: самодиагностика должна проводиться на бланке, а не в электронном виде.

Основная литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009

  3. Берн Э. Игры, в которые играют игры. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. (любое издание)

  4. Бурлачук Морозов Словарь-справочник по психологической диагностике. (Любое издание).

  5. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  6. Немов Р. С. Психология. В 3-х тт. Т. 3 / Р. С. Немов (любое издание).

  7. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Знание, 1999. (и др. издания)

  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  3. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев. – М., 1995.

  4. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.


Практическое занятие № 3

Развитие личности. Дисгармонии личности и особенности их формирования проявления в различных социальных условиях

План:

  1. Выступление с докладами.

  2. Конференция: развитие личности.

  3. Тестирование знаний.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика основных теорий развития ребенка: психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Э. Эриксона); бихевиористские теории; экологические теории (У. Бронфенбреннер); гуманистические подходы (А. Маслоу, К. Роджерс).

  2. Основные факторы развития личности.

  3. Роль культуральных факторов в развитии личности. Проблема социализации человека в современном обществе. Факторы социализации.

  4. Личность как система отношений. Нарушения значимых отношений личности.

  5. Невроз как нарушение значимых отношений личности. Основные типы внутренних конфликтов при неврозах (истерии, неврастении, неврозе навязчивых состояний). Невротическое развитие личности.

  6. Патологическое развитие личности: этиология и разновидности.

Задания для самостоятельной работы:

1) подготовиться к ответам на вопросы;

2) выписать основные факторы воспитания в различных теориях развития ребенка;

3) подготовить презентацию по одному из вопросов темы.



Основная литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009

  2. Гуревич П.С. Психология : учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.]. - М. : Юрайт, 2012. - 607 с

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура Р. Уолтерс. – М.: Апрель-Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000.

  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  3. Диксон У. 20 великих открытий в детской психологии / У. Диксон. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.

  4. Корнилова Т.В. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

  5. Крэйн У. Теории развития: Секреты формирования личности / У. Крэйн. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

  6. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2007.

  7. Немов Р. С. Психология. / Р. С. Немов (любое издание).

  8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб. : Питер, 2002.

  9. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. (и др. издания)

  10. Первин, Л. Психология личности / Л. Первин, О. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2000.

  11. Прайер К. Не рычите на собаку / К. Прайер. (любое издание)

  12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  13. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. / Л. Б. Шнейдер. – М. : Акад. Проект, 2006.


Практическое занятие № 4

Тема: Акцентуации личности: основные характеристики; особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях; диагностика акцентуаций

План:

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие акцентуаций личности.

  2. Роль семьи в развитии личности и формировании характера.

  3. Стили воспитания. Принятие ребенка как важнейший фактор воспитания. Контроль за ребенком. Гиперпротекция и гипопротекция. Характеристики стиля воспитания, по Эйдемиллеру и Юстицкису.

  4. Диагностика стилей воспитания. Методика АСВ и методика Варга-Столина в диагностике.

  5. Личностные реакции детей и подростков: характерологические и патохарактерологические.

  6. Личность как система отношений. Значимые отношения человека и их отражение в методике ПДО (патохарактерологический диагностический опросник).

  7. Акцентуации личности (по А.Е.Личко и по К.Леонгарду).

  8. Влияние акцентуации характера на социальную адаптацию и на успешность в учебной и профессиональной деятельности.

  9. Коррекция акцентуаций характера.

Задания для самостоятельной работы:

1) Выполнить бланковый вариант методики ПДО, обработать результаты диагностики; сделать выводы о типе личности и прогноз ее развития; разработать рекомендации по коррекции поведения (использовать работу В.Д. Менделевича «Клиническая и медицинская психология»).

Представить протокол исследования в виде таблицы, обработать результаты, представить профиль личности по шкалам, сделать выводы. Оценить риски дезадаптации.

2) Выписать типы акцентуаций по А.Е. Личко и по К.Леонгарду, дать их характеристику в виде таблицы.

3) Выписать в виде таблицы рекомендации по коррекции каждого типа акцентуации, ориентируясь на работу Прутченкова и Сиялова.

4) Выписать стили воспитания по Эйдемиллеру и Юстицкису; стили воспитания по Гиндикину; стили воспитания по Столину и связать их с акцентуациями личности.



6) Подготовиться к тестированию по теме «Акцентуации и условия их формирования».

Основная литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009

  2. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.. - М.: Юрайт, 2012. - 607 с

  3. Оконешникова О.В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Клиническая психология: учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. (и др. издания)

  5. Немов Р.С. Психология. / Р. С. Немов (любое издание).

  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005.

  7. Шнейдер Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. / Л. Б. Шнейдер. – М. : Акад. Проект, 2006.


Практическое занятие № 5

Тема: Самосознание личности. Защиты и копинги и методы их изучения.

План:

  1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.

  2. Самодиагностика по методике Келлермана-Плутчика и методике Грановской.

  3. Анализ ролевых ситуаций (на материале методики Розенцвейга).

  4. Самодиагностика по методике Куна-Макпартленда «Кто Я?».

Вопросы для обсуждения:

  1. Самосознание личности и интропсихические механизмы адаптации.

  2. Образ Я, самооценка, уровень притязаний: общая характеристика, методы диагностики и их роль в адаптации личности.

  3. Общая характеристика психологических защит. История развития понятия. Трактовка психологических защит в рамках современного психоанализа и гештальтпсихологии.

  4. Проекция и интроекция как психологические защиты. Проективные методы: рисуночные тесты; методика ТАТ и САТ; пятна Роршаха; тест фрустрации Розенцвейга.

  5. Индивидуальные и групповые психологические защиты.

  6. Методы изучения психологических защит. Методика Келрмана-Плутчека: теоретическая модель психологической защиты.

  7. Копинг-стратегии личности. Классификации копинг-стратегий.

  8. Методы изучения копингов. Методика Грановской-Никольской.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать определения: «самосознание личности», «образ Я», «самооценка», «уровень притязаний»

  2. Выписать определения психологической защиты и копинг-стратегий личности.

  3. Выписать характеристики основных психологических защит, используя работу Менделевича, Мак-Вильямс и др. (но не из электронных словарей).

  4. Выписать классификации копингов.

  5. Провести самодиагностику по методике Керлмана-Плутчека (ориентируясь на работу Пантилеева и Жилиной) и методике Грановской-Никольской. Сделать выводы. Оформить протоколы исследования.

  6. Подготовиться к тестированию знаний по теме «Самосознание, психологические защиты и копинг-стратегии личности».


Основная литература

  1. Гуревич П.С. Психология : учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.]. - М. : Юрайт, 2012. - 607 с

  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн.: Кн.1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 383 с.

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология / В. М. Боков, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. (о проективных методах).

  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – СПб. (Любое издание).

  5. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  6. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  7. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008.

  8. Пантилеев, С. Р. Методика диагностики защитных механизмов личности / С. Р. Пантилеев, Е. Ю. Жилина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2009. – № 1.

  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  10. Немов, Р. С. Психология. / Р. С. Немов (любое издание).

  11. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н. А. Сирота [ и др.]. – М. : Генезис, 2001.

  12. Штроо, В.А. Исследование групповых защитных механизмов / В. А. Штроо // Психол. журн. – 2001. – №

  13. Якимчук, О. В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью / О. В. Якимчук // Психол. журн. – 2001. – № 2.

Практическое занятие № 6

Профессиональное самоопределение и методы его изучения.

План:

    1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы.

    2. Диагностика профессионального самоопределения и обсуждение результатов, полученных по методикам ДДО Климова, карты интересов Голомштока, методики Холланда и анкеты оптанта. Можно ли говорить о сформированном профессиональном плане, учитывая полученные результаты?

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема выбора профессии.

  2. Мир профессий: основные классификации.

  3. Требования к профессии. Профессиограмма и психограмма.

  4. Стадии профессионального становления (Т.В. Кудрявцев).

  5. Профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Понятие личностного и профессионального самоопределения.

  6. Этапы профессионального самоопределения (Е.А.Климов).

  7. Мотивы выбора профессии. Внешние и внутренние мотивы. Роль ценностных ориентаций и смысловых установок. Смыслообразующие мотивы (избегание неудачи и достижение успеха). Роль самооценки и уровня притязаний. Виды мотивов выбора профессии.

  8. Восемь сторон (аспектов) ситуации выбора профессии (Е.А. Климов).

  9. Понятие личного профессионального плана. Основные компоненты профессионального плана.

  10. Методики изучения профессионального самоопределения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. выполнить на себе методики: ДДО Климова, карту интересов Голомштока, методику Холланда, используя «Практикум» (или любой сборник тестов); оформить протокол, обработать полученные результаты, сделать выводы;

  2. выполнить на себе методику КОС (изучение коммуникативных и организаторских способностей); оформить протокол, обработать полученные результаты, сделать выводы;

  3. выписать термины: «профессиограмма», «психограмма», «профессиональное самоопределение», «профессиональный план»;

  4. подготовиться к тестированию знаний по пройденному материалу;

  5. подготовить презентацию по одному из вопросов пройденного материала.

Основная литература

  1. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров: учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.. - М.: Юрайт, 2012. - 607 с

  2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн.: Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009 - 383 с.

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009


Практическое занятие № 7

Тема: Профессиональное консультирование.

План:

1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы.

2. Обсуждение результатов профориентационного консультирования.

Вопросы для обсуждения:


  1. Понятие профориентационного консультирования.

  2. Фазы (факторы) профориентационной работы. Первичная и углубленная профориентационная консультация.

  3. Методы диагностики профессиональных намерений.

  4. Типы профессиональной консультации: диагностическая, воспитательная, психоаналитическая, гуманистическая, активизирующая (развивающая).

  5. Мотивы обращения в консультацию и ситуации выбора профессии. Мотив неопределенности. Мотив альтернативного выбора. Конфликтная ситуация. Мотив подтверждения профессионального выбора. Мотив самопознания. Тактики консультирования в различных ситуациях выбора профессии.

  6. Принципы профориентации.

Задания для самостоятельной работы:

1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) провести профориентационное консультирование оптанта в возрасте от 14 до 25 лет; оформить протоколы; сделать выводы и рекомендации.

Примечание: все методики должны быть выполнены на бланке, Интернет-тестирование не принимается.

Проведенная работа должна быть оформлена в напечатанном виде как творческое задание.



Рекомендуемые методики:

  • анкета оптанта

  • методика ДДО Климова

  • карта интересов Голомштока

  • методика Холланда

  • методика ПДО Личко (или методика Кеттелла, или методика Шмишека)

  • интеллектуальные задания (например, по книге Айзенка «Проверьте свои способности»)

  • методика КОС

Основная литература

  1. Гуревич П. С. Психология : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.]. - М. : Юрайт, 2012. - 607 с

  2. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009


Практическое занятие № 8

Тема: Профессиональное консультирование. Активные методы профессионального консультирования.

План:

1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы.

2. Апробация активных методов профессионального консультирования.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое активные методы консультирования?

2. Цели и задачи активных методов профессионального консультирования.

3. Средства группового консультирования. Групповые механизмы психотерапевтического воздействия на личность.

4. Фазы развития группы.

5. Роли консультанта и членов группы в процессе группового консультирования.

6. Проблема эффективности индивидуального и группового консультирования: критерии оценки эффективности.

Задания для самостоятельной работы:

1) выписать из работы К.Рудестам «Групповая психотерапия» характеристику ролей участников терапевтической группы;

2) подготовить ответы на вопросы;

3) подготовиться к тестированию знаний по пройденному материалу.



Основная литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2009

  2. Гуревич П.С. Психология : учебник для бакалавров : [учебник для студ. вузов, обуч. по непсихол. направл. и спец.]. - М. : Юрайт, 2012. - 607 с

  3. Оконешникова О. В. Методология и методика психологического исследования. – М. : ИПКиППРО, 2011.

Дополнительная литература

  1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Глава XI. Психолого-педагогическая диагностика (занятие 11.7 ; 11.8 ; 11.9 ; 11.10 ; 11.11 ; 11.12 ; 11.13). – С. 374-406.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница