Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины д 2 Психология профессиональной деятельности менеджера образования



страница1/4
Дата28.06.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

М2.ДВ1.2 Психология профессиональной деятельности

менеджера образования

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки магистра

по направлению подготовки магистратуры
44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки

с указанием наименования магистерской программы)
очная форма обучения

Составитель:

Синкевич И.А.,

доцент, канд. педагог. наук, доцент,

зав. кафедрой психологии ФГБОУ ВО «МГГУ»





  1. Наименование дисциплины (модуля).

М2.ДВ1.2 «Психология профессиональной деятельности менеджера образования»

  1. Аннотация к дисциплине.

Изучение дисциплины «Психология профессиональной деятельности менеджера образования» способствует овладению знаниями об успешном профессиональном становлении менеджера, определяет факторы эффективности профессиональной деятельности и уровень психологической готовности к профессии менеджера образования. Раскрывает способы разработки методического инструментария необходимого для работы менеджера образования в сферах профессиональной деятельности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что изучение и понимание психологии профессиональной деятельности менеджера образования через осмысление связи человека и профессии является актуальной задачей для будущих менеджеров образования. Этот факт объясняет необходимость создания и внедрения учебной программы, обучающей технологиям психологического изучения человека в профессиональной деятельности.

Дисциплина «Психология профессиональной деятельности менеджера образования» разработан на основе положений ФГОС ВО и государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование» Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности».

Необходимость освоения данной дисциплины «Психология профессиональной деятельности менеджера образования» обусловлена как социально-экономическими изменениями в обществе, в связи с которыми появились новые профессии и формы профессиональной деятельности, так и потребностью в психологическом сопровождении профессиональной деятельности с целью повышения её эффективности.

Цели освоения дисциплины «Психология профессиональной деятельности менеджера образования»:


  • подготовка магистров к пониманию специфики теоретической и практической основы изучаемого предмета;

  • знакомство с основными понятиями и теориями психологии профессиональной деятельности менеджера образования и формирование практических умений и навыков изучения человека в профессиональной деятельности и психологического сопровождения.

  • формирование у студентов системных представлений о психологических аспектах руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения, т.е. психологических особенностях управленческих отношений.

В основе курса лежат идеи субъектно-деятельностного подхода о том, человек как субъект труда, актуализирует личностные качества в профессиональной деятельности.

Реализация на практике данных целей предполагает решение следующих основных задач:



  1. Содействие усвоению основных понятий и теорий психологии профессиональной деятельности.

  2. Приобщение студентов к овладению основными методами и психологическими методиками изучения профессиональной деятельности.

  3. Формирование умений и навыков психологического анализа и изменения профессиональной деятельности в целях её оптимизации.

  4. Обеспечение знаниями о человеке как субъекте труда, особенностей его функциональных состояний, индивидуального стиля деятельности, профессионально важных качеств, работоспособности, стадиях развития как профессионала, кризисов профессионального становления и профессиональных деструкциях.

  5. Изучение профессиональной деятельности психолога, его профессиональной компетентности и профессиональной культуры.

  6. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с поиском смысла в труде и повышением чувства собственного достоинства через профессиональную деятельность.

  7. Содействие повышению интереса, профессионализма и мотивации к будущей профессиональной деятельности.

Курс «Психология профессиональной деятельности менеджера образования» продолжает изучение основ управления и призван интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений. Изучение курса позволяет сформулировать у студентов знания, необходимые для профессиональной деятельности в сфере педагогического труда и связанных с этим управленческих отношений. Курс базируется на знании философии, логики, общей, социальной и юридической психологии, социологии управления, основ управления. Курс направлен на формирование у студентов способности выделять психологическую составляющую процесса управления; основные ключевые понятия психологии управления; выявлять и анализировать психологические особенности эффективности управления.

В процессе итогового проверяются: знание основных понятий и психологических теорий профессиональной деятельности, а также методов её изучения и преобразования; умение применить знания и навыки па практике.

Практические занятия решают следующие задачи:


  • закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях;

  • формирование практических навыков профессиографирования;

  • формирование профессионально ориентированных умений;

  • овладение различными способами взаимодействия с миром профессий;

  • повышение профессиональной культуры у студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает:

  • самостоятельное изучение тем курса;

  • написание рефератов по теме;

  • выполнение заданий, предусматривающих самостоятельное создание психотехнологий профессиографирования.

Структура учебного курса представлена лекционными, практическими и лабораторными занятиями.

Требования к знаниям и умениям по курсу:



  • знание теоретических понятий психологии профессиональной деятельности;

  • знание положений деятельностного и личностно-ориентированного подходов в изучении предмета;

  • знание способов разработки методического инструментария необходимого для работы психолога в сферах профессионального труда.

Качественное усвоение курса оценивается измерением выходного уровня теоретических знаний и практических умений магистров в области психологии профессиональной деятельности и зачетом.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), обучающийся по дисциплине М2.ДВ1.2 «Психология профессиональной деятельности менеджера образования» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

  • уметь организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

  • готовностью использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5);




  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1.

Теоретические и методологические основы психологии профессиональной деятельности менеджера образования как самостоятельная отрасль знания

3

Смотри задания к практическому занятию:

Конкурс рефератов

2.

Психологические основы профессионального становления менеджера образования.

3

Смотри задания к практическому занятию: Конкурс рефератов

3.

Психология профессиональной мотивации менеджера образования. Внедрение инноваций в образование.

4

Смотри задания к практическому занятию: Выступление с докладом

4.

Перцептивные процессы в управленческой деятельности

4

Смотри задания к практическому занятию: База тестовых заданий, кейс-стади.

5.

Мнемические и мыслительные процессы в профессиональной деятельности менеджера образования. Специфика интеллектуальных качеств менеджера образования

4

Смотри задания к практическому занятию: Конкурс рефератов

6.

Регулятивные процессы в профессиональной деятельности менеджера образования

4

Смотри задания к практическому занятию: Подготовка доклада

7.

Коммуникативные процессы в управленческой деятельности

4

Смотри задания к практическому занятию: Написание эссе

8.

Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности.

4

Смотри задания к практическому занятию: Конкурс рефератов

9.

Способности к профессиональной деятельности менеджера образования.

4

Смотри задания к практическому занятию: Педагогическая рефлексия

10.

Педагогический коллектив как объект управления. Командные принципы организации труда в образовании.

4

Смотри задания к практическому занятию: Подготовка доклада

11.

Психологические особенности принятия управленческих решений. Психологические барьеры профессионального развития менеджера образования.

4

Смотри задания к практическому занятию: Конкурс рефератов


12.

Организация здоровьесберегающего пространства в педагогическом коллективе менеджером образования

4

Смотри задания к практическому занятию: Презентация кейс-заданий

13.

Психологические особенности личности менеджера образования. Психология самореализации личности руководителя в сфере образования

4

Смотри задания к практическому занятию: Подготовка доклада Участие в заседании круглого стола




Всего:

50






Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)


  1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов менеджера образования.

  2. Управленческая деятельность менеджера образования как сложное, многофакторное явление, подходы к ее изучению.

  3. Психологическая структура профессиональной деятельности и ее взаимосвязь со структурой личности.

  4. Понятия "руководство" и "лидерство": единство и различие. Автори­тет, лидер, стратег, изгой, деятель, организатор и прочие внутригрупповые позиции.

  5. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства.

  6. Стиль деятельности менеджера образования; изучение черт личности эффективного руководителя; модель современного менеджера.

  7. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности менеджера образования.

  8. Стадии освоения профессиональной деятельности менеджера образования.

  9. Структура профессиональной компетентности менеджера образования. Формирование профессиональных компетенций менеджера образования.

  10. Структурные компоненты нормативно-уровневую модель профессиональной деятельности: цель, проект, план, результат.

  11. Мотивация профессиональной деятельности менеджера образования. Потребности как основа мотивации профессиональной деятельности менеджера образования.

  12. Профессиональная деятельность менеджера образования как фактор мотивации. Понятие внешней и внутренней мотивации профессиональной деятельности менеджера образования.

  13. Мотивация принятия управленческих решений менеджера образования. Виды управленческих решений.

  14. Психологические факторы инновационного процесса и причины сопротивления инновациям в образовании. Специфика и особенности управления нововведениями в образовании.

  15. Понятие, сущность и специфика перцептивных процессов в профессиональной деятельности менеджера образования. Факторы, определяющие социальную перцепцию в управленческой деятельности.

  16. Механизмы социаль­ной перцепции профессиональной деятельности менеджера образования.

  17. Имидж личности менеджера образования как воспринимаемый и передаваемый образ.

  18. Эффекты социальной перцепции профессиональной деятельности менеджера образования: эффект ореола, первичности и новизны.

  19. Особен­ности формирования социальных установок в управленческой деятельности.

  20. Понятие социального стереотипа в профессиональной деятельности менеджера образования.

  21. Понятие и сущность мнемических процессов в управленческой деятельности.

  22. Специфика оперативной и долговременной памяти в деятельности менеджера образования.

  23. Личный профессиональный опыт как регулятор профессиональной деятельности менеджера образования.

  24. Понятие и сущность мыслительных процессов в профессиональной деятельности менеджера образования. Основные свойства практического мышления профессиональной деятельности менеджера образования.

  25. Понятие интеллекта в психологии. Интеллект и управленческой деятельности. Специфика интеллектуальных качеств и эффективность профессиональной деятельности менеджера образования.

  26. Общая характеристика регулятивных процессов, направленных на построение, организацию и регуляцию профессиональной деятельности менеджера образования.

  27. Личностный смысл деятельности как результат соотнесения цели с системой мотивов личности.

  28. Формы и уровни строения интегральных процессов прогнозирования и антиципации.

  29. Эффективность планирования в профессиональной деятельности менеджера образования.

  30. Виды и уровни самоконтроля профессиональной деятельности менеджера образования.

  31. Коммуникативное поведение руководителя. Коммуникативные явления, процессы и барьеры в управленческой деятельности менеджера образования.

  32. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности менеджера образования, феномены меж­личностного влияния.

  33. Специфика межличностного ин­формационного обмена субъектов образовательного пространства

  34. Характеристика авторитарной и диалогической коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образования.

  35. Механизмы коммуникативного влияния в управленческой деятельности менеджера образования.

  36. Влияние коммуникативной культуры на профессиональную деятельность менеджера образования.

  37. Роль эмоций в профессиональной деятельности. Факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Проблема управления эмоциями.

  38. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний.

  39. Стресс и управление им в профессиональной деятельности менеджера образования. Синдром эмоционального выгорания менеджера образования.

  40. Классификация способностей: общие и специальные; учебные и творческие.

  41. Качественная и количественная характеристика способностей.

  42. Структура способностей, их виды и уровни.

  43. Склонности. Способности. Одаренность. Талант. Гениальность.

  44. Проблема диагностики способностей.

  45. Определение состава управленческих способностей.

  46. Общеорганизаторские способности в профессиональной деятельности менеджера образования.

  47. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой.

  48. Командные принципы организации труда в образовании. Коллективистское самоопределение в педагогическом коллективе.

  49. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Классификация коллективообразования.

  50. Функции принятия управленческих решений в профессиональной деятельности менеджера образования.

  51. Организационные факторы управленческих решений менеджера образования.

  52. Нормативная структура процесса принятия управленческих решений менеджера образования. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним.

  53. Психологические барьеры профессионального развития менеджера образования и способы их преодоления.

  54. Здоровьесберегающее пространство как социально-системное явление.

  55. Принципы организации здоровьесберегающего пространства в педагогическом коллективе менеджером образования.

  56. Психологическая культура менеджера образования как важнейшее условие создания и поддержания здоровьесберегающего пространства в педагогическом коллективе. Уровни и компоненты психологической культуры менеджером образования.

  57. Принципы моделирования и механизмы обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды.

  58. Личность как объект и субъект управления. Индивидуальные особенности личности менеджера образования.

  59. Черты личности эффективного менеджера образования. Способности и роли личности менеджера образования.

  60. Личность руководителя в организационных структурах. Самореализация личности менеджера образования.

Примерная тематика рефератов

  1. Теоретические основы психологии профессиональной деятельности менеджера образования.

  2. Основные системообразующие элементы менеджера образования.

  3. Управленческая деятельность менеджера образования как многофакторное явление.

  4. Психологическая структура профессиональной деятельности менеджера образования и ее взаимосвязь со структурой личности.

  5. Единство и различие понятия "руководство" и "лидерство".

  6. Исследование особенностей стиля деятельности менеджера образования.

  7. Исследование черт личности эффективного руководителя;

  8. Модель современного менеджера образования.

  9. Психологические основы профессионального становления менеджера образования

  10. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности менеджера образования.

  11. Формирование профессиональных компетенций менеджера образования.

  12. Психология профессиональной мотивации менеджера образования.

  13. Внедрение инноваций в образование.

  14. Мотивация профессиональной деятельности менеджера образования.

  15. Потребности как основа мотивации профессиональной деятельности менеджера образования.

  16. Профессиональной деятельности менеджера образования как фактор мотивации.

  17. Понятие внешней и внутренней мотивации профессиональной деятельности менеджера образования.

  18. Методы стимулирования профессиональной деятельности менеджера образования.

  19. Мотивация принятия управленческих решений менеджера образования.

  20. Инновационные процессы и особенности управления нововведениями в образовании.

  21. Подходы к анализу многоаспектности инновационного феномена в образовании.

  22. Причины сопротивления инновациям в образовании: экономические, личностные, социально-психологические.

  23. Психологические факторы инновационного процесса в образовании: установки, коммуникации, психологический климат, лидеры, индивидуальные особенности участников инновационного процесса.

  24. Перцептивные процессы в управленческой деятельности менеджера образования.

  25. Имидж личности менеджера образования как воспринимаемый и передаваемый образ.

  26. Особен­ности формирования социальных установок в управленческой деятельности.

  27. Понятие социального стереотипа в профессиональной деятельности менеджера образования.

  28. Мнемические и мыслительные процессы в профессиональной деятельности менеджера образования.

  29. Специфика интеллектуальных качеств менеджера образования

  30. Личный профессиональный опыт как регулятор профессиональной деятельности менеджера образования.

  31. Основные свойства практического мышления профессиональной деятельности менеджера образования.

  32. Специфика интеллектуальных качеств и эффективность профессиональной деятельности менеджера образования.

  33. Регулятивные процессы в профессиональной деятельности менеджера образования

  34. Эффективность планирования в профессиональной деятельности менеджера образования.

  35. Виды самоконтроля профессиональной деятельности менеджера образования.

  36. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности менеджера образования, коммуникативные барьеры.

  37. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности менеджера образования, феномены меж­личностного влияния.

  38. Специфика межличностного ин­формационного обмена субъектов образовательного пространства

  39. Характеристика авторитарной и диалогической коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образования.

  40. Механизмы коммуникативного влияния в управленческой деятельности менеджера образования.

  41. Влияние коммуникативной культуры на профессиональную деятельность менеджера образования.

  42. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности менеджера образования.

  43. Стресс и управление им в профессиональной деятельности менеджера образования. Синдром эмоционального выгорания менеджера образования.

  44. Стадии, условия и факторы профессионального выгорания менеджера образования.

  45. Специфика саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной деятельности менеджера образования.

  46. Профилактика эмоционального выгорания менеджера образования.

  47. Эффекты и способы саморегуляции эмоциональной напряженности менеджера образования.

  48. Способности к профессиональной деятельности менеджера образования.

  49. Общеорганизаторские способности в профессиональной деятельности менеджера образования.

  50. Педагогический коллектив как объект управления.

  51. Командные принципы организации труда в образовании.

  52. Педагогический коллектив в системе управления школой.

  53. Коллективистское самоопределение в педагогическом коллективе.

  54. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе.

  55. Психологические особенности принятия управленческих решений.

  56. Психологические барьеры профессионального развития менеджера образования и способы их преодоления.

  57. Организация здоровьесберегающего пространства в педагогическом коллективе менеджером образования

  58. Здорорьесберегающее пространство как социально-системное явление.

  59. Психологическая культура менеджера образования как важнейшее условие создания и поддержания здоровьесберегающего пространства в педагогическом коллективе.

  60. Психологические особенности личности менеджера образования.

  61. Психология самореализации личности руководителя в сфере образования.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Психология профессиональной деятельности менеджера образования»

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница