Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины дв10. 2 Психология стресса



Скачать 404.2 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер404.2 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.ДВ10.2 Психология стресса (с практикумом)

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»
(код и наименование направления подготовки бакалавриата с указанием профиля)
заочная форма обучения



Составитель:

Храпенко И.Б., доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии






1.Наименование дисциплины (модуля).

Б3.ДВ10.2 Психология стресса (с практикумом)


2. Аннотация к дисциплине.

Цель: Целью освоения дисциплины «Психология стресса (с практикумом)» является формирование у студентов знаний об основных подходах к изучению стресса, методов диагностики негативных состояний и способов преодоления стрессовых расстройств.

Задачи:

  1. Познакомить с основными концепциями и методологией современных исследований стресса, причинами возникновения и формами проявлений стрессовых состояний, влияния стресса на поведение, деятельность и психическое здоровье личности.

  2. Научить студентов пользоваться психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.

  3. Отработать практические навыки по управлению стрессом, своим поведением, по стратегии работы с «трудными» людьми

  4. Совершенствовать навыки саморегуляции и регуляции эмоционального состояния партнера по коммуникации.


3.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Курс включает в себя лекционные, практические и самостоятельные занятия. На практических занятиях студенты знакомятся с методами профилактики стресса, технологиями саморегуляции и работой с постстрессовыми состояниями. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям.



Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в вопросах к зачету.

Основные компетенции уровня бакалавриата:

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1)

  • выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК -1)

  • готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК -3)

  • способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК -12)


4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).

п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Психология и психофизиология стресса


15

Задания семинарского занятия

2

Жизненный кризис и его особенности.

15

Задания семинарского занятия

3

Посттравматическая стрессовая реакция (ПТСР) и методы ее коррекции.

16

Задания семинарского занятия

4

Прикладные аспекты управления стрессом

16

Задания семинарского занятия

5

Некоторые психические расстройства, вызванные хроническим стрессом

16

Задания семинарского занятия

6

Стресс и здоровый образ жизни.

16

Задания семинарского занятия




Всего

94





Вопросы к зачету

  1. Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в

  2. прикладных психологических исследованиях.

  3. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях.

  4. Стресс и здоровье человека. Понятие психического здоровья. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека.

  5. История развития исследований стресса в физиологии и психологии. Основные этапы.

  6. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром, основные закономерности проявлений и развития. Вклад естественнонаучной традиции в развитие психологических исследований стресса.

  7. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявлений стресса. Связь с успешностью поведенческой адаптации.

  8. Комплексный подход к анализу проявлений стресса. Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик. Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач.

  9. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика подходов.

  10. Экологический подход к изучению стресса. Трактовка понятия стресс в рамках парадигмы соответствия «личность-среда» и методология исследований.

  11. Когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса. Субъективный образ проблемной ситуации и роль механизмов когнитивной оценки в формировании стрессовых реакций.

  12. Стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса.

  13. Трансактный подход к изучению стресса. Модель Т. Кокса и возможности ее практического использования.

  14. Регуляторный подход к изучению стресса. Синдромы острого и хронического стресса, их негативные последствия.

  15. Понятие «экстремальности» и экстремальных условий деятельности. Абсолютная и относительная экстремальность. Классификация факторов прямого и опосредующего влияния на степень экстремальности ситуации.

  16. Стресс и состояния психической напряженности. Операциональная и эмоциональная напряженность, роль мотивационно-личностных факторов в их развитии. Формы проявления состояний эмоциональной напряженности.

  17. Стадии переживания критических жизненных ситуаций (модель Хоровитца). Закономерности динамики и психологическая характеристика каждой из стадий. Особенности психологической помощи на каждой из них.

  18. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса. Фиксация негативных проявлений в форме устойчивых индивидуально-личностных характеристик поведенческих нарушений.

  19. Изменения в поведении при длительном переживании стресса. Формирование поведенческих риск-факторов для здоровья человека. Типы поведения.

  20. Развитие личностных деформаций в процессе длительного переживания стресса. Синдром выгорания.

  21. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса. Посттравматический стресс.

  22. Проблема управление стрессом. Взаимосвязь диагностической и профилактической направленности работы как основа современных технологий стресс-менеджмента.

  23. Психопрофилактика и коррекция стресса. Объектная и субъектная парадигмы. Общая классификация методов борьбы со стрессом.

  24. Опосредующие методы профилактики и коррекции стресса (объектная парадигма). Примеры используемых средств.

  25. Непосредственные методы воздействия на состояние человека. «Пассивный» и активный субъект психопрофилактики. Примеры средств «внешнего» воздействие на состояние человека.

  26. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник. Программы обучения навыкам саморегуляции и управления стрессом.

  27. Организационные формы использования методов профилактики и управления стрессом в прикладных условиях. Оценка эффективности использования методов оптимизации состояния человека при проведении индивидуальной и групповой психокоррекционной работы.



5.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).
Основная литература:

    Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: учебное пособие Оренбург: ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011, 166с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259206&sr=1

  1. Виртц У. , Цобели Й. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пределы психотерапии. - М.: Когито-Центр, 2011. – 328 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=145052

  2. Гуревич П. С. Психология чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 495 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=118127

  3. Здоровьесберегающая деятельность : планирование, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова. - Волгоград : Учитель, 2012. - 205 с.

  4. Психология состояний: учебное пособие. Ред. Прохоров А.О. .: Когито-Центр, 2011, 613 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86253&sr=1

  5. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. Ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А.М.: Институт психологии РАН, 2011, 512 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86285&sr=1

  6. Фролова Ю. Г.Психология здоровья. Минск: Вышэйшая школа, 2014, 256 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235679&sr=1

Дополнительная литература

  1. Детская практическая психология : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Т. Н. Счастная [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2004.

  2. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

  3. Жигинас, Н. В. Организация деятельности службы психологического сопровождения учебного процесса : методические рекомендации / Н. В. Жигинас, М. М. Аксенов. - Томск : изд-во ТГПУ, 2008.

  4. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2006

  5. Моховиков, А. Н. Телефонное консультирование : учебное пособие для вузов / А. Н. Моховиков. - М. : Смысл, 2001.

  6. Немов, Р. С. Психология : учебник для педагогических вузов : в 3-х кн. /Р. С. Немов.-М. : ВЛАДОС. Кн. 2 : Психология образования. - 2007.

  7. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2008.

  8. Основы социальной работы : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, О. Н. Бессонова [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. - М. : Академия, 2007.

  9. Основы социальной работы : учебное пособие / авт.-сост. Г. Ю. Титова. - Томск : издательство ТГПУ. Ч. 2 : Технологии. - 2008.

  10. Пахомов, В. П. Психологическое консультирование : проблема построения профессиональной деятельности : учебное пособие / В. П. Пахомов, И. Л. Шелехов. - Томск : изд-во ТГПУ, 2009. 11. Потей, Л. В. Служба экстренной психологической помощи : учебное пособие / Л. В. Потей. - Томск : изд-во ТГПУ, 2002.

  11. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб. : Речь, 2004.

  12. Сапогова, Е. Е. Консультативная психология : учебное пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. - М. : Академия, 2008.

  13. Серебрякова, К. А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : учебное пособие для вузов / К. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2010.

  14. Современная практическая психология : учебное пособие для вузов / М. К. Тутушкина, Е. А. Соловьева, О. Б. Годлиник [и др.] ; под ред. М. К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005.

  15. Травма и психологическая помощь : руководство / Н. Сарджвеладзе, З. Беберашвили, Д. Джавахишвили и др. - М. : Смысл, 2005.

  16. Фирсов, М. В. Психология социальной работы : содержание и методы психосоциальной практики : учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М. : Академия, 2007.

  17. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию : учебное пособие для вузов / М. В. Хозиева. - М. : Академия, 2005.

  18. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2008.

  19. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова.- М. : Академия, 2007.



6.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:



  1. WWW.I-U.RU Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета.

  2. http://soc.lib.ru/ Электронная Библиотека Социологии, Психологии, Управления

  3.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  4.  http://www.psychology.ru/ Психологическая библиотека

  5. http://polpred.com/ База данных polpred

  6. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

  8.  http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online

  9. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  10. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  11. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  12. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  13. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  14. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  15. www.//flogiston.ru



7.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических и лабораторных занятий
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница