Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3. ДВ.4 Актуальные проблемы психологии
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования

(квалификация: Психолог образования «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)


Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)


2012
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии


2. Автор программы: Оконешникова О.В., канд. психол. наук, доцент
4. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы психологии» является формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей развития в условиях современной социальной и культурной среды, а также обучение навыкам устной и письменной речи в профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у студентов знание об основных закономерностях развития человека в современной социальной и культурной среде.

  2. Сформировать у студентов понимание основных закономерностей профессионального развития и профориентационной деятельности.

  3. Сформировать у студентов правильные ориентиры профессионального мышления психолога в профориентационной консультации.

  4. Передать студентам знания и умения в области профориентационного консультирования, в использовании активных методов консультирования.

  5. Сформировать у студентов рефлексию относительно собственного профессионального самоопределения.

  6. Сформировать у студентов навыки устной и письменной речи в учебной и профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

  1. Основные понятия психологии труда и психологии профессионального консультирования, а также связанных с ними других прикладных областей психологии.

  2. Цели, задачи, проблемы, стоящие перед профессиональным консультантом.

  3. Основные методические подходы и методы психологии в области профессионального консультирования.

  4. Акцентуации характера, особенности их формирования и их роль в социально-психологической и профессиональной адаптации человека.

  5. Закономерности профессионального становления человека.

  6. Закономерности развития группы, роли участников и ведущих психокоррекционных групп.

Уметь:

  1. Работать с письменными источниками (книгами, журналами), правильно оформлять материалы источников и делать обобщения.

  2. Готовить доклады (презентации) и публично выступать.

  3. Организовывать взаимодействие с другими людьми в профессиональных целях.

  4. Использовать приемы работы с группой для самопрезентации и обучения группы.

  5. Применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики и конкретной социальной и культурной ситуации.

  6. Применять базовые психологические знания в практической работе консультирования с различными (возрастными, социальными) категориями подростков и юношей.

  7. Применять знания психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

  8. Применять диагностические методики в профориентационной работе с оптантами.

Владеть:

  • основными понятиями психологии труда и профессионального консультирования;

  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

  • приемами работы в группе и команде (в том числе и приемами воздействия на группу);

  • основными представлениями о методологии планирования, проведения, оформления протоколов и обработки результатов психологического исследования;

  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная реабилитация).


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина относится к циклу «По выбору». Она осваивается студентами в начале профессиональной подготовки совместно с дисциплинами профессионального цикла. Одновременно читаются дисциплины из первого модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и из третьего модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

Фактически данная дисциплина является пропедевтической и задает основу для понимания многих профессиональных дисциплин, в частности, дисциплин второго модуля «Психология и педагогика развития детей».
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук.


Основные компетенции уровня бакалавриата:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):



  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:



В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).


В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2).


10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

Работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




14

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




16

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


3

Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




14

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


4

Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


5

Особенности профессионального развития личности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


6.

Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование




12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ





Всего




80





11. Образовательные технологии: выполнение индивидуальных творческих заданий; подготовка групповых проектов и их защита; конференции по теме курса (интерактивная форма).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее _____% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более _____% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)

Формы

1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

Групповая дискуссия по теме

2. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.




3. Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

4. Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

5. Особенности профессионального развития личности.

Кейс-задания и их публичная защита.

6. Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Практическое занятие № 1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

План:

1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.

2. Предварительное тестирование знаний по психологии личности.

Вопросы для обсуждения:


  1. Проблемы и задачи практического психолога.

  2. Основные психологические практики.

  3. Психологическая диагностика как практика.

  4. Психологическое консультирование.

  5. Психологическая профилактика. Коррекционная и психотерапевтическая работа.

  6. Основные модели психологических практик.

  7. Содержание деятельности психолога.

  8. Человек как объект психологической практики. Понятие об индивиде, личности, субъекте, индивидуальности.

  9. Группа и семья как объект психологической практики. Структура группы, фазы развития группы.

  10. Понятие о техниках консультирования. Основные техники консультирования (психоанализ, гуманистическая и экзистенциальная психология, бихевиоральный подход, когнитивный подход, транзактный анализ).

  11. Этические принципы и позиции профессионального психолога.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

  2. Составить краткий конспект по работе Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (нарисовать схемы индивида, личности, субъекта и индивидуальности и комментарии к ним).

  3. Выписать определения основных психологических практик и техник, используя «Психологический словарь» и по работе Слободчикова и Исаева «Психология человека» (или по работе Гриншпун «Введение в психологию», или по работе Оконешниковой «Методология и методика психологического исследования»).

  4. Подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.



Методические рекомендации по работе с темой:

При анализе нарушений следует опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского и Лурия, структурно-функциональную модель А.Р.Лурия и деятельностный подход А. Н. Леонтьева.



Примечание: задания выполнить в письменном виде, Не рекомендуется использовать Википедию и электронные словари из Интернета.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  3. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  4. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с. – Глава 10.

  5. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Этические принципы и правила работы психолога (С. 545-552).

  7. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев. – М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Знание, 1999. (и др. издания)

  2. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов (любое издание).

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 1998. – С. 217-219 (копинг-механизмы); С. 231-239 (личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова); С. 239-241 (личностный подход в психотерапии); С. 408-412 (психологическая защита); С. 413-415 (психологическое консультирование); С. 412-413 (психологическая коррекция); С. 413-415 (психологическое консультирование); С. 417-418 (психопрофилактика); С. 447-453 (психотерапия); С. 455-458 (психотерапия в медицине катастроф); С. 487-488 (психотерапия кризисных состояний); С. 596-601 (стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перрецу); С. 332-339 (оценка эффективности психотерапии).



Практическое занятие № 2

Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений

План:

    1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.

    2. Самодиагностика по методикам: «Нарисуй человека», «Тест Вартегга», «Моя семья», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное», тест М.Люшера.

Вопросы для обсуждения:

  1. Классификация методов Б.Г.Ананьева.

  2. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности.

  3. Требования к диагностическим методам. Валидность, надежность, репрезентативность.

  4. Диагностические методы, используемые для консультирования. Формализованные и неформализованные методы диагностики.

  5. Протокол исследования. Требования к протоколу. Учет особенностей испытуемого, ситуации тестирования, особенностей исследователя.

  6. Сущность механизма проекции. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ и психоаналитическое интервью. Тест Люшера. Рисуночные тесты. «Нарисуй человека». «Рисунок человека».

  7. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия: «Родитель-Взрослый-Ребенок».

  8. Общая характеристика методов изучения личности. Методы изучения личностных черт. 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Личностный опросник Г.Айзенка. Методы изучения темперамента. Методы изучения характера. Методы изучения мотивации поведения.

  9. Проективные методы в диагностике коммуникации в семье.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы.

  2. Выписать классификацию методов Б.Г.Ананьева.

  3. Выписать характеристики «Родителя», «Взрослого» и Дитя», ориентируясь на работу Э. Берна. Выписать характеристики сценария.

  4. Подготовиться к тестированию по рисуночным тестам (взять бумагу формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, резинку).

  5. Провести самодиагностику по личностному опроснику Р.Кеттелла (на бланке), используя «Практикум» или любой сборник тестов. Оформить протокол, сделать выводы и рекомендации.

Примечание: самодиагностика должна проводиться на бланке, а не в электронном виде.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  4. Берн, Э. Игры, в которые играют игры. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. (любое издание)

  5. Бурлачук, Морозов Словарь-справочник по психологической диагностике. (Любое издание).

  6. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  7. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. Т. 3 / Р. С. Немов (любое издание).

  8. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  10. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев. – М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Знание, 1999. (и др. издания)

  2. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.



Методические рекомендации по работе с темой:
Приложение 1: образец протокола и отчета о проведенном исследовании

Протокол

Дата: 20.02.13.

Испытуемый: Лена И., студентка 2 курса ППИ МГПУ. Возраст – 19 лет.

Исследователь: Иванова Е.В., студентка 2 курса ППИ.

Цель: изучение личностных черт оптанта с целью прогноза профессионального самоопределения.

Стимульный материал: личностный опросник Р.Кеттелла 16-PF, форма С, бланковый вариант.

Условия исследования: в домашней обстановке, задание выполняется индивидуально, на бумаге, помехи отсутствуют.
Бланк ответов

(в бланке должны быть представлены галочками выбранные варианты ответов)






а

б

в




а

Б

в




а

б

в




а

б

в




а

б

в




а

б

в




а

б

в

1










18










35










52










69










86










103










2










19










36










53










70










87










103










3










20










37










54










71










88










104










4










21










38










55










72










89










105










5










22










39










56










73










90






















6










23










40










57










74










91






















7










24










41










58










75










92






















8










25










42










59










76










93






















9










26










43










60










77










94






















10










27










44










61










78










95






















11










28










45










62










79










96






















12










29










46










63










80










97






















13










30










47










64










81










98






















14










31










48










65










82










99






















15










32










49










66










83










100






















16










33










50










67










84










101






















17










34










51










68










85










102























Обработка результатов: представить данные по 16 факторам опросника Кеттелла.

Описание полученных результатов: в виде столбчатой диаграммы и комментариями.



Анализ результатов: выводы относительно характерных личностных черт.

Выводы и рекомендации: какие профессии соответствуют личностным особенностям, и какие не подходят.


Практическое занятие № 3

Развитие личности. Дисгармонии личности и особенности их формирования проявления в различных социальных условиях

План:

  1. Выступление с докладами.

  2. Конференция: развитие личности.

  3. Тестирование знаний.

Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика основных теорий развития ребенка: психоаналитические теории (З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Э. Эриксона); бихевиористские теории; экологические теории (У. Бронфенбреннер); гуманистические подходы (А. Маслоу, К. Роджерс).

  2. Основные факторы развития личности.

  3. Роль культуральных факторов в развитии личности. Проблема социализации человека в современном обществе. Факторы социализации.

  4. Личность как система отношений. Нарушения значимых отношений личности.

  5. Невроз как нарушение значимых отношений личности. Основные типы внутренних конфликтов при неврозах (истерии, неврастении, неврозе навязчивых состояний). Невротическое развитие личности.

  6. Патологическое развитие личности: этиология и разновидности.

Задания для самостоятельной работы:

1) подготовиться к ответам на вопросы;

2) выписать основные факторы воспитания в различных теориях развития ребенка;

3) подготовить презентацию по одному из вопросов темы.



Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.



Методические рекомендации по работе с темой:

При анализе нарушений следует опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского и Лурия, структурно-функциональную модель А.Р.Лурия и деятельностный подход А. Н. Леонтьева.



Основная литература

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  2. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  4. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. (и др. издания)

  5. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону, 1997. (и др. издания)

  6. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – М. : ЭКСМО ПРЕСС, 1999. (и др. издания)

  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005.

  8. Прутченков, А. С. Эй ты, параноик!!! / А. С. Прутченков, А. А. Сиялов. – М., 1994.

  9. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-ое изд. / Л. Б. Шнейдер. – М. : Акад. Проект, 2006.

Дополнительная литература

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : изд-во Эксмо, 2006.

  2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Знание, 1999. (и др. издания)

  3. Бандура, А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М. : Апрель-Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000.

  4. Диксон, У. 20 великих открытий в детской психологии / У. Диксон. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.

  5. Кемпински, А. Психопатология неврозов / А. Кемпински. – Варшава, 1975.

  6. Клайн, В. Как подготовить ребенка к жизни / В. Клайн. – Л., 1991.

  7. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М. : Медицина, 1979. (и др. издания)

  8. Корнилова, Т. В. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. – 2001. – № 1.

  9. Крэйн, У. Теории развития : Секреты формирования личности / У. Крэйн. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002.

  10. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М. : Медицина, 1977.

  11. Немов, Р. С. Психология. / Р. С. Немов (любое издание).

  12. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. – СПб. : Питер, 2002.

  13. Первин, Л. Психология личности / Л. Первин, О. Джон. – М. : Аспект Пресс, 2000.

  14. Прайер К. Не рычите на собаку / К. Прайер. (любое издание)

  15. Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 1998.

  16. Семья в психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : Педагогика, 1989.

  17. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев. – М., 1995.

  18. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка /. - М.: Педагогика, 1989.

  19. Хьелл, Д. Теории личности / Д. Хьелл, Л. Зиглер. – СПб. : Питер, 1997.

  20. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 1999.

  21. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л. : Медицина, 1990.


Практическое занятие № 4

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница