Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»



страница1/7
Дата29.04.2016
Размер1.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
М.2.Б.1 Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)


050400.68 Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа

«Психология организационно-управленческой деятельности»

(квалификация (степень) «магистр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)
Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич

2012


1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»
2. Автор программы: Оконешникова О. В., канд. психол. наук, доцент
4. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности в учреждениях образования» являются: развитие профессиональной компетентности магистра посредством освоения практических научно-методических знаний в области психологии образования, ведущих к научному осмыслению и пониманию ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.


5. Место дисциплины «Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности в учреждениях образования» в структуре ООП магистратуры.
Данная учебная дисциплина является дисциплиной базовой части профессионального цикла и читается на первом году магистерского обучения в весеннем семестре.

Изучение данной дисциплины тесно связано со следующими, как и предшествующими дисциплинами: «Организация деятельности психолого-педагогического направления»; «Социальная психология образования»; «Социально-психологическое обучение участников образовательного процесса».

Дисциплина также тесно связана с рядом дисциплин из вариативной части профессионального цикла, а также научно-исследовательской и производственной практикой, научно-исследовательской работой в семестре и подготовкой магистерской диссертации. В основе отбора содержания и выбора логики построения курса лежат следующие принципы: научности, культуросообразности, взаимосвязи между отдельными дисциплинами, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, воспитывающего характера обучения, доступности обучения (соответствия возрастным возможностям обучающихся). Отбор методов преподавания согласован с принципами сознательности и активности обучаемых, принципом сочетания различных методов обучения (проблемных, поисковых, творческих), принципом прочности, осознанности и действенности результатов образования.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по курсу «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями:



общепрофессиональными компетенциями (ОПК)

использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

владеть современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

способностью применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8);
В научно-исследовательской деятельности (ПКНИ):

способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

способностью выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);

способностью критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

готовностью использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);

способностью разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПКНИ-5);

способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6);

способностью выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7);

способностью представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8);

способностью выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).


Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • методологию современной науки;

  • основные методологические принципы научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • методы количественных и качественных исследований в области психологии и образования;

  • нормативно-правовую основу и этические требования к научным исследованиям в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Уметь:

  • выделять проблемы образования, цели и задачи психолого-педагогического исследования;

  • выделять объект и предмет исследования, строить содержательные модели и гипотезы научного исследования в деятельности психолого-педагогического направления;

  • строить дизайн научного исследования в области психологии образования;

  • подбирать методики диагностики развития и обучения учащихся с учетом методологических оснований современной науки.

Владеть:

  • методами организации научного исследования в психологии и педагогике;

  • методами количественного и качественного исследования в области профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

  • методами обработки данных психолого-педагогического исследования;

  • методами интерпретации психолого-педагогического исследования;

  • методологией и методами психолого-педагогического обследования с учетом задач практики.


10. Темы для самостоятельного изучения

№п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

Работы


Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методология психолого-педагогического исследования

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


14

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов



2

Методы исследовательской и диагностической работы психолога в образовании

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


12

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов



3

Разработка программы и планирование научно-исследовательской работы.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


12

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов


4

Анализ результатов психолого-педагогического исследования. Составление отчета о научно-исследовательской работе.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


12

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов


5

Проведение научно-исследовательской работы.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование

- контрольные работы




12

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ




6

Практические исследования в области образования.

Нормативно-правовые и этические вопросы научной деятельности в образовании.



- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- тестирование


24

- балльная оценка подготовки к занятию

- выполнение тестов

- защита рефератов




11. Образовательные технологии
Интерактивные формы занятий:



Наименование раздела (темы)

Формы

1

Методология психолого-педагогического исследования

дискуссия,

работа в группах



2

Методы исследовательской и диагностической работы психолога в образовании

дискуссия,

кейс-метод (решение ситуационных задач),

работа в группах,

интервью


3

Разработка программы и планирование научно-исследовательской работы.

дискуссия,

кейс-метод (решение ситуационных задач),

работа в группах,

интервью


4

Анализ результатов психолого-педагогического исследования. Составление отчета о научно-исследовательской работе.

дискуссия, (обсуждение докладов о научном исследовании)

работа в группах




5

Проведение научно-исследовательской работы.

Дискуссия,

презентации,

выступление с докладом на конференции


6

Практические исследования в области образования.

Нормативно-правовые и этические вопросы научной деятельности в образовании.



Дискуссия,

кейс-метод (решение ситуационных задач),



работа в группах


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика семинарских и практических занятий
Тема 1. Методология психолого-педагогического исследования.
Вопросы для обсуждения:

  1. Индуктивные и дедуктивные методы в науке. Эмпирическое исследование и теоретический анализ в психологии.

  2. Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Специфические черты психического отражения разных уровней. Психофизическая и психофизиологическая проблемы.

  3. Основные положения, касающиеся природы человека.

  4. Категория «личности» в психологии, узкая и широкая интерпретация понятия.

  5. Критерии оценки теорий личности.

  6. Основные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип деятельности: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности.

  7. Принцип детерминизма как ведущий принцип психологии.

  8. Принцип развития в психологии. Основные характеристики процесса развития. Проблема стихийного и управляемого развития. Сущность генетического метода в психологии.

  9. Системный подход в психологии. Основные понятия и уровни системного анализа. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальтпсихологии, принцип системного строения высших психических функций (Л. С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А. Р. Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж. Пиаже) и др. Психика как системное качество.

  10. Основные методологические проблемы психологии. Проблема объективного метода в психологии. Субъективистский и объективистский подходы к изучению психического.

Литература:

  1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

  2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М. : Академический Проект, Фонд Мир, 2005. - 352 с.

  3. Горбатков, А. А. Закон Йеркса-Додсона: проблема содержания переменных / А. А. Горбатков // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 63-80.

  4. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии : от понимания к технологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Я. Дорфман. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 288 с.

  5. Загвязинский, В. И.   Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с.

  6. Знаков, В. В. Три традиции психологических исследований – три типа понимания / В. В. Знаков // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 14-23.

  7. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2006.

  8. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

  9. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : ИНФРА-М, 1998.

  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002.

  11. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. – М. : Смысл, 1997.

  12. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1997.

Задание:


1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) сделать выписки по основным категориям психологии: психическое отражение; сознание; деятельность; личность; общение;

3) выписать положения, касающиеся природы человека, и критерии оценки теорий личности (используя работу Хьелла и Зиглера «Теории личности»

4) сделать выписки по основным методологическим принципам психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип деятельности (активности, субъектности): принцип единства сознания и деятельности, принцип системности.


Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику методологии психологической науки; различие принципа верифицируемости и фальсифицируемости.

Следует ориентироваться на монографию Оконешниковой О.В. «Методология и методика психологического исследования», учебное пособие Оконешниковой О. В. «Методологические основы психологии» и пособие Оконешниковой О.В. «Политическая психология».
Тема 2. Методы исследовательской, диагностической и практической деятельности психолога в образовании.
Вопросы для обсуждения:


  1. Идеографический и номотетический подходы к исследованию. Гуманитарная и естественнонаучная методология: методология и методы.

  2. Количественные и качественные методы исследования: сравнительный анализ.

  3. Описательные, естественнонаучные и практические методы психологии: сравнительный анализ.

  4. Основные группы методов (по Б. Г.Ананьеву).

  5. Характеристика основных методов сбора эмпирической информации. Требования к исследовательским и диагностическим методам.

  6. Наблюдение: общая характеристика, требования, виды.

  7. Тестовые методы.

  8. Опросные методы: беседа, интервью, анкетирование: требования и виды.

  9. Анализ документов (контент-анализ). Методология контент-анализа.

  10. Практические методы (практики и технологии) психолога в образовании.

  11. Диагностическая практика психолога в образовании.

  12. Чем отличаются методы психологии от методов педагогики?

Литература:



  1. Абрамова, Г. С. Практикум по психологическому консультированию / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1995.

  2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 1999.

  3. Айламазян, А. М. Метод беседы в психологии / А. М. Айламазян. – М. : Смысл, 1999.

  4. Альманах психологических тестов. – М. : «КСП», 1995.

  5. Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз / А. Ф. Ануфриев. – М. : «Ось-89», 2006.

  6. Белановский, С. А. Глубокое интервью / С. А. Белановский. – М. : Николо-М, 2001.

  7. Богомолова, Н. Н. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии / Н. Н. Богомолова, Н. Г. Стефаненко. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1992.

  8. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 320 с.

  9. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер Ком, 1999. (и др. издания)

  10. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М. : Академический Проект, Фонд Мир, 2005. - 352 с.

  11. Горбатков, А. А. Закон Йеркса-Додсона: проблема содержания переменных / А. А. Горбатков // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 63-80.

  12. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1982.

  13. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. – М. : Межд. пед. академия, 1994.

  14. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии : от понимания к технологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Я. Дорфман. - М. : Смысл : Академия, 2005. - 288 с.

  15. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с.

  16. Загвязинский, В. И.   Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / В. И. Загвязинский. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с.

  17. Знаков, В. В. Три традиции психологических исследований – три типа понимания / В. В. Знаков // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 14-23 .

  18. Коржуев, А. В.   Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика : [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М. : Академ. Проект : Трикста, 2008. - 287 с.

  19. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : теория и методы : учеб. для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 384 с.

  20. Кузнецов, И. Н.   Научное исследование : методика проведения и оформление / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2004. - 432 с.

  21. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – М. : Прогресс, 1980.

  22. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий : учеб.-метод. пособие для рук. и науч.-пед. работников вузов / [под науч. ред. В. В. Лаптева] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Акад. Исслед. Культуры, 2008. - 174 с.

  23. Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л. : ЛГУ, 1977.

  24. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов вузов и практ. работников / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 2000. - 448 с.

  25. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

  26. Оконешникова, О. В. Психологические исследования / О. В. Оконешникова. – Мурманск : НОУ МГИ, 2010.

  27. Оконешникова, О. В. Психологическое исследование / О. В. Оконешникова. – Мурманск : НОУ МГИ, 2003.

  28. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб. : Питер, 2000.

  29. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2001.

  30. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005 (и др. издания).

  31. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2010. - 350 с. (и др. издания)

  32. Слободчиков, В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. : Школа-Пресс, 1995.

  33. Улановская, А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы / А. М. Улановская // Психол. журн. – 2009. – № 2. – С. 18-28.

  34. Учебно-научная работа студентов психологического факультета / авт.-сост. О. В. Оконешникова, И. Б. Храпенко. – Мурманск : НОУ МГИ, 2007.

  35. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Психотерапия, 1999.

  36. Чернов, А. Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов / А. Ю. Чернов // Методология и история психологии. – 20007. – Т. 2. – Выпуск 1. – С. 118-129.

  37. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. - М. : Академия, 2002. - 272 с.

  38. Эденборо, Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование / Р. Эденборо. – СПб. : Питер, 2003.

  39. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. – М. : Добросвет, 1998.

Задание:


1) подготовиться к обсуждению вопросов;

2) выписать классификации методов психологического исследования;

3) выписать основные практические методы психологии;

4) выписать характеристики качественных методов психологии


Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику методологии психологической науки; различие принципа верифицируемости и фальсифицируемости.



Следует ориентироваться на монографию Оконешниковой О.В. «Методология и методика психологического исследования», учебное пособие Оконешниковой О. В. «Методологические основы психологии» и пособие Оконешниковой О.В. «Политическая психология».
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница