Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 17 Социально-психологический тренинг



Скачать 441.01 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер441.01 Kb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.17 Социально-психологический тренинг

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)


образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль: психология образования

(код и наименование направления подготовки с указанием профиля)


очная форма обучения


Составитель:

Тарасова С.М.

старший преподаватель кафедры психологии




  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3.В.17 Социально-психологический тренинг


  1. Аннотация к дисциплине.

Одним из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия, и направленного на повышение компетентности в сфере общения и личностного становления является социально-психологический тренинг (СПТ).

Цель дисциплины «Социально-психологический тренинг» – повышение уровня личностной зрелости студентов-бакалавров, а так же их профессиональной компетентности в области применения групповых методов психологического воздействия с целью личностного роста потребителей образовательных и социальных услуг в будущей практической деятельности.



Дисциплина обеспечит знакомство студентов с основами психологических знаний в области социально-психологического тренинга, подходами, концепциями и видами социально-психологического тренинг как активного метода обучения, технологиями и принципами разработки и проведения социально-психологического тренинга, существующими направлениями практической работы с использованием метода социально-психологического тренинга. Особое внимание уделено практическим аспектам использования данного метода. Программа дисциплины «Социально-психологический тренинг» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

  • способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4)



  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

Раздел 1. СПТ как метод практической психологии

1

Общее представление о психологическом тренинге

8

Задания семинарского занятия

2

Теоретические основы активного социально-психологического обучения

8

Задания семинарского занятия

Раздел 2. Психологические вопросы организации тренинговой группы

3

Психологические вопросы организации тренинговой группы

8

Задания семинарского занятия

4

Фазы развития группы тренинга

8

Задания семинарского занятия

5

Руководитель тренинговой группы и его функции. Личность и профессиональные навыки руководителя группы

18

Задания семинарского занятия

Раздел 3. Особенности разных направлений СТП

6

Тренинги личностного роста.

16

Задания семинарского занятия

7

Поведенческие тренинги.

8

Задания семинарского занятия

8

Групповая дискуссия

8

Задания семинарского занятия

9

Имитационные игры

8

Задания семинарского занятия




Всего

92





Вопросы к зачету


  1. Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина

  2. Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения

  3. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения

  4. Социально-психологический тренинг и его виды

  5. Механизмы и методы психологического воздействия наличность

  6. Основные теоретические понятия активного социально-психологического обучения

  7. Тренинговая группа и ее особенности

  8. Фазы развития группы тренинга

  9. Руководитель тренинговой группы и его функции

  10. Личность и профессиональные навыки руководителя группы

  11. Общая характеристика тренингов личностного роста. Особенности тренинговой работы в Т-группах

  12. Группы встреч (Е-группы)

  13. Группы гештальт-ориентации

  14. Группы тренинга трансактного анализа

  15. Теоретические основы поведенческих тренингов

  16. Приемы и упражнения, используемые в групповых поведенческих тренингах

  17. Направления работы в поведенческих тренингах

  18. Общая характеристика групповой дискуссии

  19. Основные цели и психологические эффекты групповой дискуссии

  20. Условия успешности групповой дискуссии

  21. Психологические эффекты игровой деятельности

  22. Классификация имитационных игр

  23. Психодрама

  24. Деловая игра.



  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная литература

  1. Мосина Е. С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей / Е. С. Мосина. - М.: Генезис, 2012. – 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871&sr=1

  2. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  3. Роговик Л. С. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика / Роговик Л. С. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

  4. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  5. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  6. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная литература

  1. Алексеева А. А. Социально-психологический тренинг для педагогов "Шаги к профессиональному совершенству" как метод, способствующий эффективной социальной адаптации учащихся в образовательном учреждении / Алексеева А. А. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 4 - С. 3-8.

  2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Анн Л. Ф. - СПб. : Питер, 2003. - 271 с.

  3. Бекоева Д.Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  4. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь, 2005. - 283с.

  5. Волков В.Б. Тренинг социальной активности / Волков В. Б. - СПб. : Речь, 2005. - 184 с.

  6. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  7. Доронина Н. Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения / Доронина Н. Н. // Социология образования. - 2011. - № 3. - С. 31-38.

  8. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.

  9. Зверева Н. Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями / Зверева Н. Ю. - СПб. : Речь, 2008. - 174 с.

  10. Игровая терапия : основная образоват. программа подгот. специалиста по спец. 31900 "Специальная психология", 031700 "Олигофренопедагогика", 032000"Специальная дошкольная психология и педагогика" / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Н. Краснова, М. Ю. Двоеглазова]. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 26 с.

  11. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

  12. Кисляк Ю. Ф. Формирование внутренней учебной мотивации студентов вузов / Кисляк Ю. Ф. // Психология обучения. - 2010. - № 2. - С. 87-91.

  13. Колмакова И. Г. Психологический тренинг с элементами психодрамы "ЕГЭ : с чувством, с толком, с расстановкой" / Колмакова И. Г. // Психология и школа. - 2009. - № 3. - С. 3-14.

  14. Кононович К. Игры в тренинге для ума и тела / Кононович К. - СПб. : Речь, 2010. - 126, [1] с.

  15. Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / Клюева Н. В., Субботина Л. Ю., Драпак Е. В., Маркова Е. В. ; под ред. Н. В. Клюевой. - СПб. : Речь, 2008. - 206 с.

  16. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками : учеб. пособие для студ., обуч. по психолог. спец. / Лидерс А. Г. - М. : Академия, 2003. - 256 с.

  17. Макарова М. Л. Социально-психологические тренинги в работе с военнослужащими и членами их семей / Макарова М. Л. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - № 1. - С. 22-37.

Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. - М.: Когито-Центр, 2001. – 251 с.

  1. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр", 2001.

  2. Методы активного социально-психологического обучения : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  3. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  4. Науменко Т. Ю. Имитационная деловая игра "Жить или выживать?" / Науменко Т. Ю. // Биология в школе. - 2009. - № 7. - С. 26-35.

  5. Нелидов А.П. Краткосрочный тренинг личностного роста подростков / Нелидов А. П. // Классный руководитель. - 2008. - № 3. - С. 55-67.

  6. Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса : методическое пособие / Орешкин В. Г. - СПб. : Речь, 2008. - 174, [2] с.

  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512с.

  8. Павлов И. В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия / Павлов И. В. - М. : Сфера, 2008. - 86 с.

  9. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни : тренинг разрешения конфликтов / Пезешкиан Н. ; [пер. с нем. Ю. С. Наумовой]. - СПб. : Речь, 2004. - 288 с.

  10. Петров В.Н. Игровые формы семинарских занятий / Петров В.Н., Куликов Е.М.
    // СОЦИС. - 2010. - № 5. - С. 128-133.

  11. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С.В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  12. Петухов В.Э. Когда психологический тренинг становится опасным / Петухов В.Э.
    // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 66-74.

  13. Психологическая подготовка к педагогической деятельности : практикум : учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений / Борисов В. Н., Ковалев О. Г., Лузгин С. А., Ушатиков А. И. - М. : Академия, 2002. - 144 с.

  14. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия: (пособие для психологов и психосоциальных работников) / Беличева С.А. , Елизаров А. Н. , Линде Н. Д., Раскин В. Н. , Цветкова Н. А. ; [под ред. С. А. Беличевой] ; М-во здравоохранения и соц. развития РФ, Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию. - М. : Ред.-изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2005. - 213 с.

  15. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь, 2005.-224с.

  16. Ральникова И. А. Социально-психологический тренинг развития коммуникативно-организаторских умений как способ психологического сопровождения / Ральникова И.А. // Психология обучения. - 2009. - № 4. - С. 92-98.

  17. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В.Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  18. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- СПб: питер.2004.- 176с.

  19. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  20. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / Ромек В. Г. - СПб. : Речь, 2008. - 174, [1] с.

  21. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. - СПб.: Речь,2003.- 160с.

  22. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Самоукина Н. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 244 с.

  23. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция// Вопросы психологии. -2004.- № 5.- С.63-71.

  24. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе: [практ. руководство] / Старшенбаум Г.В. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.

  25. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  26. Тимофеева С. Яблоки счастья: [тренинг общения и личностного роста] / Тимофеева С. // Обруч. - 2007. - №1. - С. 14 - 16.

  27. Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация / Тощенко Ж.Т.
    // СОЦИС. - 2012. - № 12. - С. 23-36.

  28. Тренинг по сказкотерапии : сб. программ / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2004. - 254 с.

  29. Тудупова Т. Ц.Этнопсихологический тренинг общения в воспитательном процессе / Тудупова Т. Ц., Сингадиев Ч. Ц. // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 46-51.

  30. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер.с нем.- М.: Генезис, 2003.-160с.

  31. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-изд.- М.: Генезис, 2004.-267с.

  32. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб. : Речь, 2008. - 126, [1] с.

  33. Шейнис Г. В. Социально-психологический тренинг личностного роста подростка / Шейнис Г. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №3. - С. 25 - 43.

  34. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов / Шепелева Л. Н. - СПб. : Питер, 2008. - 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86238&sr=1



  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

htpp://www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Федерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психотерапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тренингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.

http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений

http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
Психологические тесты и методики:

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные материалы по психологии

htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психологии

htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.



  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий
Тема 1. Общее представление о психологическом тренинге

План:

  1. Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина.

  2. Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения.

  3. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

  4. Социально-психологический тренинг и его виды.

Задания для самостоятельной работы:

1. Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:

- возрастание активности группы;

- возрастание активности руководителя группы;

- увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;

- возрастание интенсивности формирования личностных качеств.



2. Проведите наблюдение за ходом учебного занятия по любой дисциплине и тренингового занятия в группе, затем сделайте их сравнительный психолого-педагогический анализ по следующей схеме.

  • Результаты (уровень) усвоения учебного материала.

  • Результаты усвоения умений и навыков.

  • Отношение членов группы (учащихся) к учебной деятельности.

  • Отношения между участниками (учащимися), между участниками и руководителем (преподавателем).

  • Общая оценка развивающего и воспитательного эффекта занятия.

Литература:

Основная

  1. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  2. Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с.http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69871&sr=1

Дополнительная

  1. Бекоева Д.Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Матяш Н. В. Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология / Матяш Н. В., Павлова Т. А. - М. : Академия, 2007. - 96 с.

  3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  4. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –512с.

  6. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с. 5

  7. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С. В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  8. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь, 2005.-224с.

  9. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  10. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  11. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе / Г. В. Старшенбаум. - М.: Издательство института психотерапии, 2005. – 298 с.

  12. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.

  13. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб. : Речь, 2008. - 126, [1] с.

  14. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов / Шепелева Л. Н. - СПб. : Питер, 2008. - 160 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534&sr=1



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница