Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в20 Тренинговая работа с детьми



Скачать 282.42 Kb.
Дата27.06.2016
Размер282.42 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В20 Тренинговая работа с детьми

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

образовательной программы
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)


44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология образования

(код и наименование направления подготовки

с указанием профиля (наименования магистерской программы))
очная форма обучения

Составитель: Тарасова С.М.

старший преподаватель


  1. Наименование дисциплины (модуля).

Б3. В20 Тренинговая работа с детьми


  1. Аннотация к дисциплине.

Анализ психологических особенностей детей дошкольного возраста (значимость принятия сверстников; появление достаточно устойчивой самооценки; умение проявлять сопереживание и сочувствие другому), позволяет прийти к выводу, что тренинговая работа - наиболее эффективный способ воздействия и взаимодействия с дошкольниками.

Цель изучения дисциплины заключается в повышение уровня личностной зрелости студентов-бакалавров, а так же их профессиональной компетентности в области групповой и индивидуальной (тренинговой) работы с детьми.

В процессе изучения дисциплины студенты-бакалавры познакомятся с основными методами психологического воздействия на детей – их целями, формами, содержанием, механизмами, эффектами; научатся понимать природу, закономерности и механизмы эффективного психологического воздействия на детей; сумеют закрепить полученные представления о методах психологического воздействия путем самостоятельной проработки научной литературы и обсуждения прочитанного материала и собственного опыта взаимодействия в форме групповых дискуссий, сформируют навыки владения тренинговой работой с детьми.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

Основные компетенции уровня бакалавриата:

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);



В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

• способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);



способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5)


  1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).




№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

1

Общее представление о психологическом тренинге

10

По материалам практических занятий

2

Теоретические основы активного социально-психологического обучения

10

По материалам практических занятий

3

Психологические особенности возраста.

6

По материалам практических занятий

4

Технология проведения тренинга с детьми.

6

По материалам практических занятий

5

Разработка программы. Общая процедура тренинга с детьми.

6

По материалам практических занятий

6

Состав участников.

6

По материалам практических занятий

7

Руководитель группы.

6

По материалам практических занятий

8

Тренинг личностного роста.

4

По материалам практических занятий

9

Тренинг искусства общения и межличностных отношений.

6

По материалам практических занятий

10

Тренинг эмоциональной стабильности.

6

По материалам практических занятий

11

Тренинг снижения агрессивности.

4

По материалам практических занятий

12

Тренинг снижения страха и тревожности.

6

По материалам практических занятий







76







  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля).

Основная

  1. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  2. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534&sr=1

  3. Соснова М. Л. Тренинг коммуникативного мастерства. Учебно-практическое пособие / М.Л. Соснова. - М.: Академический проект, 2010. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

  5. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

Дополнительная

  1. Бекоева Д. Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006

  3. Вайнер И. Основы психотерапии / Вайнер И. ; пер. с англ. Е. Антоновой, В. Белоусова. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

  4. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  5. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.

  6. Игровая терапия : основная образоват. программа подгот. специалиста по спец. 31900 "Специальная психология", 031700 "Олигофренопедагогика", 032000"Специальная дошкольная психология и педагогика" / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Н. Краснова, М. Ю. Двоеглазова]. - Мурманск : МГПУ, 2007. - 26 с.

  7. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2003.

  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПБ, 2005

  9. Карабанова О.И. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 2007.

  10. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей и детей. – Спб, 2005

  12. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей и детей. – Спб, 2005

  13. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  14. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  15. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  16. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  17. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С. В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  18. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – Спб, 2005

  19. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.

  20. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  21. Рамендик Д.М. Рамендик М.Г. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование. – М., 2001.

  22. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  23. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  24. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  25. Роговик Л. С. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика / Роговик Л. С. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

  26. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

  27. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.

  28. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  29. Тимофеева С. Яблоки счастья : [тренинг общения и личностного роста] / Тимофеева С. // Обруч. - 2007. - №1. - С. 14 - 16.

  30. Тренинг по сказкотерапии : сб. программ / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2004. - 254 с.

  31. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб. : Речь, 2008. - 126, [1] с.




  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля):

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  1. http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

  2. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  3. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  4. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  5. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  6. www.//flogiston.ru


Научные учреждения и общества психологов

htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН

htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО

htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество

htpp://www.rospsy.ruФедерация психологов образования России

htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество

htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов

htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)

htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Федерация

htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига

htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Учреждения дополнительного психологического образования:

htpp://imaton.ru — Институт практической психологии «Иматон»

htpp://www.igisp.ru — Институт групповой и семейной психологии и психотерапии

htpp://www.ipd.ru — Институт развития личности

htpp://www.gestalt.ru — Московский Гештальт Институт

htpp://www.psyinst.ru — Институт психотерапии и клинической психологии
Психологические журналы и периодика:

htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»

htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»

htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»

htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа

htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа

htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»

htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»

htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации

htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал

htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
Психологические сайты:

htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.

htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь

htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.

htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты.

htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тренингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации

htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов

htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.

http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений

http://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.htmlМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы

Психологические тесты и методики:

htpp://psiholognew.narod.ru — психологические тесты для обследования детей дошкольного и школьного возраста, профориентационные методики

htpp://www.psitest.ru — популярные психологические тесты

htpp://tests.holm.ru - популярные психологические тесты

htpp://www.ctest.ru — подборка тестов личности

htpp://test.msk.ru - тесты и психологические консультации, научно-популярные материалы по психологии

htpp://testforall.narod.ru — психологические тесты, рисуночные тесты для детей, статьи по психологии
Электронно-библиотечные системы (ЭБС),

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений

htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психологии

htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.

http://polpred.com/ База данных polpred

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал

http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека Online


  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Планы практических занятий

Тема 1. Общее представление о психологическом тренинге.

План:

  1. Методы активного социально-психологического обучения как учебная дисциплина.

  2. Цели и задачи изучения методов активного социально-психологического обучения.

  3. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

  4. Социально-психологический тренинг и его виды.

Задания:

1. Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:

- возрастание активности группы;

- возрастание активности руководителя группы;

- увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;

- возрастание интенсивности формирования личностных качеств.

2. Проведите наблюдение за ходом учебного занятия по любой дисциплине и тренингового занятия в группе, затем сделайте их сравнительный психолого-педагогический анализ по следующей схеме.


  • Результаты (уровень) усвоения учебного материала.

  • Результаты усвоения умений и навыков.

  • Отношение членов группы (учащихся) к учебной деятельности.

  • Отношения между участниками (учащимися), между участниками и руководителем (преподавателем).

  • Общая оценка развивающего и воспитательного эффекта занятия.


Литература:

Основная

  1. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  2. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  3. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

  4. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

Дополнительная

  1. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  4. Петрушин С. В. Большая контактная группа : монография / Петрушин С. В. - СПб. : Речь, 2010. - 255 с.

  5. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.

  6. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  7. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста / Шевцова И. В. - СПб. : Речь, 2008. - 126, [1] с.

Тема 2. Теоретические основы активного социально-психологического обучения.

План:

  1. Основные социально-психологические механизмы психологического воздействия:

а) заражение

б) внушение

в) подражание

г) убеждение.



  1. Основные теоретические понятия активного социально-психологического обучения. Понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная ситуация».


Задание:

1. Определите, какие социально-психологические механизмы воздействия на личность работают в описанных ситуациях.



  • Ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, хотя и не получает от него никаких прямых указаний, касающихся плохого или хорошего выполнения заданий.

  • Подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг.

  • Женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после того как продавец объяснил ей достоинства модели другой фирмы.

  • Когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в клас¬се почувствовали смущение и вину.

  • Служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает.

2. Рассмотрите ситуацию.

Б., сотрудник одного из отделов, столкнулся с трудностями при составлении отчета, и в дружеской беседе, после его жалоб, ему посоветовали обратиться к В., служащей из соседнего отдела, которая уже выполняла подобную работу. Вернувшись на рабочее место, Б. позвонил В. Представившись, он спросил, чем В. в данный момент занята. В. ответила, что выполняет обычную работу. Тогда Б. сказал: «Через 10 минут попрошу зайти ко мне» и повесил трубку.

- Какова будет реакция В. на эту просьбу?

- Каково содержание коммуникативной компетентности у сотрудника Б.?

- Какова структура данной коммуникативной ситуации?

3. Проанализируйте элементы коммуникативной ситуации для следующих ситуаций:

а) ситуации общения людей в очереди;

б) ситуация первого свидания;

в) ситуации сдачи экзамена.



4. Опишите любую ситуацию межличностного взаимодействия (из художественного произведения, кинофильма, реальную жизненную ситуацию) и проанализируйте ее по следующей схеме.

  • Проявление механизмов межличностного влияния, преобладающий тип воздействия у каждого из персонажей.

  • Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками.

Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная

  1. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  5. Раскин В. Н. Структура и методика проведения социально-психологического тренинга / Раскин В. Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - №1. - С. 14 - 38.

  6. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 320 с.


Раздел II. Особенности тренинговой работы с детьми.
Тема 3. Психологические особенности возраста.

План

  1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

  2. Моделирующий характер деятельности в дошкольном возрасте.

  3. Основные достижения в личностной и познавательных сферах психики дошкольника.

  4. Произвольное поведение как итог психического развития с 3 до 7 лет.


Вопросы по теме

  1. Дайте характеристику социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

  2. Назовите главные потребности дошкольного возраста.

  3. Дайте краткую характеристику особенностям развития деятельности в дошкольном возрасте.

  4. Охарактеризуйте основные достижения в личностной и познавательных сферах психики дошкольника.


Задания для самостоятельной работы

    1. Подготовить конспекты по источникам.


Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная литература

  1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Мухина В. С. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004. - 456 с.

  2. Немов Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. : Кн.3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Немов Р. С. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 640 с.

  3. Поддъяков Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 68 – 75.э

  4. Психология детства : от рождения до 11 лет : учебник / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.


Тема 4. Технология проведения тренинга с детьми.

План.

    1. Общее представление о групповом тренинге как методе работы

    2. Проблемы применения тренинга

    3. Типы тренинговых групп

    4. Разработка программы. Общая процедура тренинга с детьми.

    5. Фазы групповой работы

    6. Состав участников и руководитель группы.

Задание для самостоятельной работы



        1. Сделать выписки по основным вопросам, используя предложенную литературу

        2. Подобрать упражнения для каждой из фаз развития группы.


Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная

  1. Бекоева Д. Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Диденко К. В. Все, что нужно знать тренеру : методическое пособие / Диденко К. В. - СПб. : Речь, 2007. - 155, [3] с.

  3. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.



Тема 5. Тренинг личностного роста.

Цель: Знакомство и практическое освоение приемов работы в тренинге личностного роста для детей.

Структура занятия:

              1. Приветствие «Танцкласс»

              2. Упражнение «Горячий стул»

              3. Игра «Три желания»

              4. Ролевая игра «Шаг в будущее»

              5. Упражнение «Мудрец»

              6. Обратная связь

Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1


Дополнительная

  1. Карабанова О.И. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 2007.

  2. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей и детей. – Спб, 2005

  4. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  5. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  6. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. "Социальная работа" / Рамендик Д. М. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФОРУМ, 2012. - 184 с.

  7. Рамендик Д.М. Рамендик М.Г. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование. – М., 2001.

  8. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

  10. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.

  11. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  12. Тимофеева С. Яблоки счастья : [тренинг общения и личностного роста] / Тимофеева С. // Обруч. - 2007. - №1. - С. 14 - 16.

  13. Тренинг по сказкотерапии : сб. программ / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2004. - 254 с.


Тема 6. Тренинг искусства общения и межличностных отношений.

Цель: Знакомство и практическое освоение приемов работы в тренинге по развитию умений быть коммуникабельными, открытыми, избегать конфликтов и взаимодействовать с окружающими.

Структура занятия:

    1. Приветствие «Потирушки»

    2. Упражнение «Телефонный разговор»

    3. Упражнение «Троллейбус» (работа в парах)

    4. Игра «Концертный номер»

    5. Игра «Сказка»

    6. Упражнение «Исполнение роли»

    7. Обратная связь

Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1


Дополнительная

  1. Бекоева Д. Д. Практическая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. "Психология" и психол. спец. / Бекоева Д. Д. - М. : Академия, 2009. - 192 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006

  3. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  4. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  5. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  6. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  8. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – Спб, 2005

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

  10. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.

  11. Тренинг по сказкотерапии : сб. программ / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2004. - 254 с.


Тема 7. Тренинг эмоциональной стабильности.

Цель: Знакомство и практическое освоение приемов работы в тренинге по развитию эмоциональной стабильности.

Задачи:

        1. учить правильно выражать свои чувства, не бояться их показывать;

        2. учить разбираться в переживаемых эмоциях, на их основе строить процесс общения и взаимодействия с окружающими.

Структура занятия:

        1. Приветствие

        2. Упражнение «Катя, иди ко мне»

        3. Дискуссия «Плохие и хорошие эмоции»

        4. Рисование

        5. Упражнение «Приятное воспоминание»

        6. Упражнение «Бумагопад»

        7. Обратная связь


Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1


Дополнительная

  1. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.

  2. Карабанова О.И. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 2007.

  3. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  4. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  5. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  6. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  8. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  9. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.


Тема 8. Тренинг снижения агрессивности.

Цель: Знакомство и практическое освоение приемов работы в тренинге по снижению агрессивности.

Задачи:

              1. формировать умение контролировать свою агрессию,

              2. давать ей более позитивный и созидательный выход

Структура занятия:

              1. Приветствие

              2. Проигрывание сценок

              3. Ирга «Новая Золушка»

              4. Упражнение «Связанные руки»

              5. Этюд «Прощение»

              6. Обратная связь

Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная

  1. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  4. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  6. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  7. Роговик Л. С. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика / Роговик Л. С. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

  8. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

  9. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с.



Тема 9. Тренинг снижения страха и тревожности.

Цель: Знакомство и практическое освоение приемов работы в тренинге по снижению тревожности и страхов.



Структура занятия:

        1. Приветствие

        2. Упражнение «На берегу моря…»

        3. Рисование страхов

        4. Упражнение «Страшный рассказ»

        5. Аутотренинг «Я все смогу, я все сумею!»

        6. Обратная связь


Литература:

Основная

  1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236508&sr=1

  2. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья. Учебное пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. - СПб: СпецЛит, 2010. – 303 с.

  3. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе : развитие и реализация новых возможностей / Стишенок И. В. - СПб. : Речь, 2012. - 229 с.

  4. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. – 272 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56452&sr=1

Дополнительная

  1. Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога / Ежова Н. Н. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 314, [1] с.

  2. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031000 (050706) — Педагогика и психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — М. : Академия, 2007. — 96 с.

  3. Методы активного социально-психологического обучения [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Лозгачева, Е. Н. Рыбакова ; Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. — Екатеринбург : [б. и.], 2008. — 220 с.

  4. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители / Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. - СПб. : Речь, 2013. - 224 с.

  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2012. –512с.

  6. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 430 с.

  7. Роговик Л. С. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика / Роговик Л. С. - СПб. : Речь, 2010. - 252 с.

  8. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. ; пер. с англ. А. Голубева. - 2-е междунар. изд. - СПб. : Питер, 2001. - 384 с.

  9. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе : [практ. руководство] / Старшенбаум Г. В. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. - 320 с


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница