Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся



Скачать 78.29 Kb.
Дата07.06.2016
Размер78.29 Kb.


Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся

Экзаменационная работа 9 класса по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы соответствует целям обучения русскому языку в основной

школе. В основу отбора элементов содержания КИМ положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие следующие виды

компетенций:

лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем

и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.



Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – содержит тестовые задания с выбором ответа и задания с кратким ответом. Проверяется глубина и точность понимания содержания, уровень понимания школьниками культурно-ценностных категорий текста ( основной проблемы, отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи), умение проводить лингвистический анализ языковых явлений.

Часть 3 (С2.1) включает задание с развернутым ответом (сочинение - рассуждение на лингвистическую тему).

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной

речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом

грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в 2011-2012 учебном году показал, что участники экзамена в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку выпускниками с различными уровнями подготовки показал, что наибольшие трудности выпускники всех групп испытывают, применяя пунктуационные нормы в письменной речи (задания С1 и С2). Трудными для всех выпускников оказались и задания из части 2 работы, связанные с пунктуационным анализом сложноподчиненного предложения (В7) и синтаксическим анализом осложненного простого предложения (В11). В целом задания части 2 работы, связанные с лингвистическим анализом языковых явлений, предъявленных в тексте, вызвали затруднения в основном у выпускников, получивших на экзамене «2», и в меньшей степени – «3». Анализ выполнения части 3 работы обнаружил неподготовленность выпускников, получивших на экзамене отметку «2», к созданию текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Наиболее высокие показатели выпускники всех групп продемонстрировали при выполнении заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста в части 2 экзаменационной работы.

Проведенный в 2012 г. анализ результатов государственной (итоговой) аттестации

по русскому языку в 9 классе с использованием заданий стандартизированной формы позволяет дать некоторые рекомендации по организации итогового повторения в 9 классе на уроках русского языка.

Система повторения призвана знакомить с практикой экзамена по русскому языку с использованием заданий стандартизированной формы.

Системный подход к организации повторения эффективен при решении ключевых задач курса.

В ходе занятий учащиеся должны получить следующие умения и навыки:

• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

• научиться писать сжатое изложение публицистического стиля;

• владеть формами обработки информации исходного текста;

• работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

• четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания;

• самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.



На наш взгляд, целесообразно включать в каждый урок повторительно-обобщающие задания, направленные как на повторение теории (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста), так и выполнение практических упражнений (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности).

Приведем примерный план повторительно – обобщающих упражнений

Модуль 1

Система подготовки к выполнению тестовых заданий

п/п

Содержание задания

Вид деятельности обучающихся

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Работа с тестом, заполнение бланков

2.

Задание 1. Текст

Чтение текста, определение темы и идеи текста, работа с тестовыми заданиями

3.

Задание 2. Определение значения слова в тексте

Работа с тестовыми заданиями

4.

Задание 3. Систематизация знаний по теме: «Изобразительно-выразительные средства»

Повторение теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

5.

Задание 4. Систематизация знаний по теме: «Фонетика»

Повторение теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

6.

Задание 5. Совершенствование навыка правописания гласных в корнях слов

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

7.

Задание 6. Совершенствование навыка правописания приставок

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

8.

Задание 7. Совершенствование навыка правописания суффиксов

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

9.

Задание 8. Развитие знаний и умений по теме: «Стилистика»

Систематизация теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

10.

Задание 9. Систематизация знаний по теме: «Способы связи слов в словосочетании»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений

11.

Задание 10. Формирование знаний и умений по теме: «Грамматическая основа»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений

12.

Задание 11. Совершенствование навыка постановки знаков препинания при обособленных членах

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

13.

Задание 12. Совершенствование навыка постановки знаков препинания при вводных словах

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

14.

Задание 13. Совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложноподчиненном, сложносочиненном бессоюзном предложениях

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

15.

Задание 14. Развитие представлений о видах подчинения придаточных предложений

Систематизация теоретических сведений, работа с тестовыми заданиями

16.

Задание 15. Обобщение знаний по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Систематизация теоретических сведений, выполнение упражнений, работа с тестовыми заданиями

Модуль 2

Система подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему

№ п/п

Содержание задания

Вид деятельности обучающихся

1.

Задание 1. Формирование знаний и умений по теме: «Структурные особенности сжатого изложения. Понятие микротемы. Основные приёмы компрессии исходного текста»

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

2.

Задание 2. Практическое занятие « Написание сжатого изложения»

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

3.

Задание 3. Формирование знаний и умений по теме: «Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.»

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

4.

Задание 4. Формирование знаний и умений по теме: «Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему».

Формирование навыка лингвистического анализа текста. Аргументация тезиса.

5.

Задание 5. Практическое занятие «Написание сочинения-рассуждения»

Написание сочинения на лингвистическую тему.

6.

Итоговая контрольная работа с использованием заданий стандартизированной формы

Выполнение итоговой контрольной работы с использованием заданий стандартизированной формы

Образовательные электронные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Литература



  1. ЦыбулькоИ.П. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: Астрель,, 2013.

  2. Егораева Г.Т. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме).- М., «Экзамен», 2013.

  3. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Готовимся к ГИА на уроке и дома. Тренировочная тетрадь.- М., «Легион»,2013.

  4. Степанова Л.С. ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме.- М., «Астрель», 2013.

  5. Т.М.Пахомова. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  6. ФИПИ http://www.fipi.ru/

75-30-20 Мовнар И.В.



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница