Методические рекомендации по организации изучения дисциплины дв 1 дифференциация и индивидуализация обучения



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации изучения дисциплины

М2.ДВ.6.1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ОБУЧЕНИЯ
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки

050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа «Образовательный менеджмент»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики ППИ

(протокол № 1 от 09 сентября 2013 г.)


Зав. кафедрой

___________________Рычкова Н.А.




Автор-составитель: Шиян Наталья Васильевна, д.п.н., профессор кафедры педагогики
Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Дифференциация и индивидуализация обучения»

является – создание условий для приобретения магистрами компетентности в области современной теории и практики дифференцированного обучения.


Задачи дисциплины:

  • формирование у магистров знаний

– о современных тенденциях развития дифференцированного и индивидуального обучения и об актуальных направлениях педагогических исследований в этих областях;

– о теоретических основах дифференцированного и индивидуального обучения;

– о методике реализации дифференцированного и индивидуального обучения в образовательной практике;

– об организации дифференцированного и индивидуального обучения в зарубежной школе;



  • формирование у магистров умений

– использовать полученные знания при обосновании предлагаемых ими решений выявленных и поставленных в ходе проведения исследований проблем дифференцированного и индивидуального обучения (обоснование концепций, моделей, методических подходов и пр.);

  • формирование у магистров готовности

– к решению актуальных проблем педагогической науки и практики в области дифференцированного обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Магистерская программа Образовательный менеджмент):



Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-2: готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общепрофессиональными (ОПК)

  • ОПК-2: способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности (ПК):

  • ПК-1: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • на дидактическом уровне

– нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс обучения в общеобразовательной школе;

– теоретические основы дифференцированного и индивидуального обучения;

– формы дифференцированного и индивидуального обучения;

– тенденции развития дифференцированного и индивидуального обучения в отечественной и зарубежной школе;

– теоретические основы проектирования учебного процесса;

– основные принципы конструирования содержания учебных предметов в условиях профильного обучения;

– особенности реализации педагогических технологий в условиях дифференцированного обучения;

– содержание и формы предпрофильной подготовки учащихся;

- систему диагностики достижений учащихся в условиях дифференцированного и индивидуального обучения;

– направления исследований в области дифференцированного и индивидуального обучения;



  • на общеметодическом уровне:

– сущность теории педагогической интеграции и возможности ее отражения в преподавании интегрированных курсов в условиях профильного обучения;

– возможности реализации межпредметных связей в преподавании предметов естественно-математического и гуманитарного циклов, а также роль математики в естественнонаучном и гуманитарном образовании;



  • на частно-методическом уровне:

методические основы уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации при обучении конкретному предмету;

– теоретические основы проектирования УМК по основным и элективным курсам в условиях профильного обучения;

– особенности содержания соответствующих предметов для классов разных профилей и специфику технологий обучения учащихся классов разных профилей;

уметь:

– исходя из полученных теоретических знаний обосновать предложенные им решения выявленных и поставленных в ходе проведения исследований проблем в области дифференцированного и индивидуального обучения (моделей, методических подходов и пр.);

– определить вклад предложенных им теоретических решений поставленной исследовательской проблемы, связанной с дифференцированным и индивидуальным обучением в развитие педагогической теории;
владеть:

– умениями применять полученные знания к решению актуальных проблем дифференцированного и индивидуального обучения в теории и образовательной практике;

– основными методами обработки информации.

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1

Психолого-педагогические основы дифференцированного и индивидуального обучения


4

4




-

20

2

Особенности реализации дифференцированного и индивидуального обучения в различных областях знаний.

6




6

-

20

3

Методика дифференцированного и индивидуального обучения конкретным предметам

4




4

-

18




ИТОГО:

14

4

10

-

58



Содержание разделов дисциплины:


  1. Раздел 1. Психолого-педагогические основы дифференцированного и индивидуального обучения.

Введение. Дифференцированное обучение как одно из направлений реализации личностно ориентированной парадигмы образования. Нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процессов современной школе.

Теоретические основы дифференцированного обучения. Сущность понятия «дифференцированное обучение». Дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении. Психологические основы дифференцированного обучения: общие и специальные способности, интересы. Номенклатура профилей обучения, подходы к ее определению. Проблемы психологического тестирования. Профессиональные намерения учащихся; методы их диагностики.

История дифференцированного обучения в отечественной школе. Дальтон-план, бригадный метод, профуклоны.

Формы дифференцированного обучения: индивидуальный подход к учащимся, уровневая дифференциация, элективные курсы и факультативные занятия, выбор предметов на базе инвариантного ядра, внеклассная работа, профильное обучение, обучение в школах и классах с углубленным изучением предметов. Общая характеристика форм дифференцированного обучения. Подходы к определению профиля обучения, адекватного способностям и возможностям учащихся. Предпрофильная подготовка учащихся. Диагностика достижений учащихся основной школы (новая форма итоговой аттестации, портфолио).

Дифференцированное обучение физике в зарубежной школе. Система образования в странах Восточной Европы и направления решения проблемы учета индивидуальных особенностей учащихся при обучении. Система образования в США, Великобритании, Франции, Японии. Реализация дифференцированного обучения в школах этих стран.


  1. Раздел 2. Особенности реализации дифференцированного и индивидуального обучения в различных областях знаний.

Часть 1. Специфика реализации дифференцированного обучения естественно-математическим предметам.

Дифференцированное обучение естественно-математическим предметам. Учебный план для классов гуманитарного профиля. Специфика учебно-познавательной деятельности гуманитариев. Содержание интегрированного курса естествознания для классов гуманитарного профиля. Особенности технологии обучения естествознанию учащихся классов гуманитарного профиля.

Физика и математика в классах гуманитарного профиля. Учебный эксперимент в курсах физики для гуманитариев. Задачи при обучении гуманитариев физике и математике. Формирование интереса к физике и математике у учащихся классов гуманитарного профиля.

Интеграция естественно-математического и гуманитарного образования в классах гуманитарного профиля.


Часть 2. Педагогические и психологические основы дифференциации и индивидуализации обучения.

Основные понятия дифференциации и индивидуализации обучения. Обучение и развитие. Активизация учащихся в процессе обучения. Учет психических особенностей учащихся как психологическая основа дифференциации и индивидуализации обучения. Сущность и цели дифференциации обучения.



Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в отечественной и зарубежной педагогике. История развития идей дифференцированного обучения. Исследовательская работа в области дифференциации и индивидуализации обучения в отечественной педагогике. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в зарубежной педагогике.

Формы и методы организации дифференцированного обучения. Дифференциация как система. Типы дифференциации. Формы дифференциации. Классификация форм дифференцированного обучения в современной практике. Методы организации дифференцированного обучения. Технология модульного обучения.

Специфика гуманитарных предметов и дифференциация обучения. Гуманизация и гуманитаризация образования. Особенности обучения гуманитарным предметам. Работа с первоисточниками. Специфика работы с текстами. Особенности комментирования и интерпретации текстов. Виды и сущность дифференцированных заданий при изучении гуманитарных предметов.

Методические основы дифференциации обучения при изучении предметов гуманитарного цикла. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении и организация урока. Профильная и уровневая дифференциация. Индивидуальные особенности учащихся и их учет в процессе дифференцированного обучения на уроках гуманитарного цикла. Новые образовательные технологии. Организация контроля учебно-познавательной деятельности в условиях уровневой и профильной дифференциации.

Дифференцированное обучение как средство повышения эффективности изучения гуманитарных предметов. Дифференциация обучения как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при изучении гуманитарных предметов.


  1. Раздел 3. Методика дифференцированного и индивидуального обучения конкретным предметам.

Основы дифференциации обучения в теории и методике урока. Технология дифференцированного обучения. Основы дифференциации обучения в теории и методике урока, самостоятельной работы учащихся, развивающего обучения, современных образовательных технологиях. Сущностные характеристики дифференцированного обучения на уроке, его структурные компоненты.

Литературоведческие основы дифференциации обучения в процессе преподавания литературы. Проблемы восприятия и понимания литературы в контексте дифференциации обучения. Теория и история литературы как основы реализации дифференцированного подхода к обучению литературе. Учет жанровой природы произведения дифференцированном обучении.

Методические основы дифференциации обучения на уроках литературы. Читательское восприятие школьников и дифференциация обучения литературе: историко-методический аспект. Методические аспекты литературного развития школьников в контексте дифференциации обучения. Методические основания дифференцированного подхода в школьном литературном образовании: этапы, методы и приемы обучения литературе; особенности изучения произведений разных родов и жанров; специфика работы над литературной темой. Методика организации урока литературы в контексте проблем дифференциации обучения.

Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения на уроках литературы. Этапы повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Методика дифференцированного обучения литературе в основной школе: на вводных уроках; на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических произведений; на уроках анализа лирических произведений; на уроках сопоставительного анализа стихотворений. Методика дифференциации обучения литературе в старших классах: на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения сочинениям; на уроках внеклассного чтения. Организация этапов промежуточного и итогового контроля уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Дифференцированный контроль уровня литературного развития учащихся: сочинения, контрольные работы по литературе.
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела, темы

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Психолого-педагогические основы дифференцированного и индивидуального обучения.

Темы:

История дифференцированного обучения в отечественной школе. Дальтон-план, бригадный метод, профуклоны.

Диагностика достижений учащихся основной школы (новая форма итоговой аттестации, портфолио).


Составление конспекта

20

Опрос, проверка конспектов

2

Особенности реализации дифференцированного и индивидуального обучения в различных областях знаний.

Темы:

Физика и математика в классах гуманитарного профиля. Формирование интереса к физике и математике у учащихся классов гуманитарного профиля.

Интеграция естественно-математического и гуманитарного образования в классах гуманитарного профиля.

Методические основы дифференциации обучения при изучении предметов гуманитарного цикла. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении и организация урока. Новые образовательные технологии. Организация контроля учебно-познавательной деятельности в условиях уровневой и профильной дифференциации.




Составление конспекта

20

Опрос, проверка конспектов

3

Методика дифференцированного и индивидуального обучения конкретным предметам.

Темы:

Литературоведческие основы дифференциации обучения в процессе преподавания литературы. Проблемы восприятия и понимания литературы в контексте дифференциации обучения. Теория и история литературы как основы реализации дифференцированного подхода к обучению литературе. Учет жанровой природы произведения в дифференцированном обучении.



Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения на уроках литературы. Дифференцированный контроль уровня литературного развития учащихся: сочинения, контрольные работы по литературе.


Составление конспекта

18

Тестирование, проверка конспектов




ИТОГО:

58





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Задания для самостоятельной работы (темы рефератов):

  1. Проблема способностей в психологии.

  2. Диагностика общих и специальных способностей учащихся.

  3. Психолого-педагогические проблемы формирования у учащихся познавательного интереса.

  4. Система профильной и профессиональной ориентации учащихся.

  5. Диагностика достижений учащихся основной школы.

  6. Диагностика достижений учащихся старшей школы.

  7. Дифференцированное обучение в отечественной дореволюционной школе.

  8. Дифференцированное обучение в отечественной школе (послереволюционный период).

  9. Дифференцированное обучение в США.

  10. Дифференцированное обучение в Англии.

  11. Дифференцированное обучение во Франции.

  12. Дифференцированное обучение в Японии.

  13. Дифференцированное обучение в Германии.

  14. Вариативное обучение на уроках литературы.

  15. Литературная игра для старшеклассников как форма дифференцированного контроля литературной .подготовки школьников.

  16. Структура опытно-экспериментальной модели повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения на уроках литературы.

  17. Этапы повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения.

  18. Психолого-педагогические основы читательского восприятия школьников в контексте проблем дифференцированного обучения литературе.

  19. Специфика читательского восприятия школьников разного возраста и проблемы дифференциации обучения.

  20. Учет жанровой природы произведения в дифференцированном обучении.

  21. Методические основы дифференцированного подхода в школьном литературном образовании.

  22. Организация промежуточного и итогового контроля уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения.

  23. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками.

  24. Дифференцированное обучение в условиях современной школы.




  1. История дифференцированного обучения физике в школе.

  2. Факультативные и элективные занятия по физике: история их становления.

  3. Естественнонаучное мышление и учет его особенностей при организации дифференцированного обучения физике.

  4. Система уровневых задач по физике для основной школы. / Система уровневых задач по физике в старшей школе.

  5. Формирование у учащихся основной школы экспериментальных умений в условиях уровневого обучения физике.

  6. Формирование у учащихся старшей школы экспериментальных умений в условиях уровневого обучения физике.

  7. Индивидуализация обучения физике в основной школе. / Индивидуализация обучения физике в старшей школе.

  8. Одаренность и способности к изучению физике и их развитие в процессе.

  9. Элективные курсы по физике в основной школе как средство предпрофильной подготовки учащихся.

  10. Математические способности. Использование математических задач различных типов как средства выявления и развития способностей учащихся.


Пр. № 1. Поиск, отбор и анализ учебной информации по теме «Дифференциация образования» в сети Интернет

Темы для обсуждения:



  1. Краткая аннотация диссертаций, посвященных общетеоретическим проблемам дифференцированного обучения.

  2. Подходы ученых-педагогов к толкованию терминов «дифференциация», «дифференциация обучения» и «дифференциация образования».


Пр. № 2. Изучение нормативных документов, регламентирующих дифференцированное обучение в современной школе.

Темы для обсуждения:



  1. Нормативные документы, регламентирующие дифференцированное обучение в современной школе.

  2. Анализ базисных учебных планов образовательных учреждений общего среднего образования

  3. Номенклатуру профилей образования в ОУ.


Пр. № 3. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в отечественной педагогике

Темы для обсуждения:



  1. История развития идей дифференцированного обучения в отечественной школе.

  2. Дальтон-план, бригадный метод, профуклоны.

  3. Дифференцированное обучение в концепции Н.К.Гончарова

  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

  5. Исследовательская работа в области дифференциации и индивидуализации обучения в отечественной педагогике.


Пр. № 4. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в зарубежной педагогике

Темы для обсуждения:



  1. Дифференцированное и индивидуальное обучение в США.

  2. Дифференцированное и индивидуальное обучение в Англии.

  3. Дифференцированное и индивидуальное обучение во Франции.

  4. Дифференцированное и индивидуальное обучение в Японии.

  5. Дифференцированное и индивидуальное обучение в Германии.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница