Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с использованием сетевых форм реализации образовательных программ



страница1/4
Дата26.06.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4
Методические рекомендации

по организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях с использованием сетевых форм реализации образовательных программ

Методические рекомендации составлены по материалам «Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015г. №АК-2563/05)* и с использованием опыта регионов по реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций (ПОО), представителям предприятий и их объединений, принимающих участие в разработке, реализации и оценке сформированности компетенций студентов как результата освоения реализуемых с использованием сетевой формы образовательных программ.


  1. Общие подходы к использованию сетевых форм реализации образовательных программ

Реализация ФГОС среднего профессионального образования создает предпосылки для сетевой формы реализации образовательных программ. Этому способствует структурирование основных профессиональных образовательных программ по профессиональным модулям, соответствующим виду профессиональной деятельности в составе профессии / специальности.

Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, использования современных образовательных технологий и средств обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при сетевой форме реализации образовательных программ, представлены пятью обобщенными группами: кадровые, информационные, материально-технические, учебно-методические, социальные:



  • кадровые ресурсы – преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; специалисты в области теории и методики профессионального образования, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций и качества профессионального образования;

  • информационные ресурсы – базы данных, аккумулирующие информацию о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в различных областях производства товаров и услуг; о региональных рынках труда и тенденциях их развития; актуальных и перспективных требованиях работодателей к качеству профессиональной подготовки в конкретных сегментах рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.

  • материально-технические ресурсы – лабораторная база, специализированные помещения (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, в том числе реальное производственное оборудование, используемое в образовательных целях, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, проэмуляторы и т.д.);

  • учебно-методические ресурсы – основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, программы профессиональных модулей по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для преподавателей и студентов и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения общих и профессиональных компетенций; компьютерные обучающие и диагностирующие программы;

  • социальные ресурсы – налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей различных сегментов рынка труда, профессиональных сообществ и т.д.

При рассмотрении сетевой формы реализации образовательных программ будем использовать следующие понятия:

- Академическая мобильность – перемещение обучающегося на определенный период (до одного года) в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, после чего обучающийся возвращается в образовательную организацию.



- Базовая образовательная организация – образовательная организация, в которую зачислен обучающийся, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность и реализующая образовательные программы в сетевой форме.

- Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

- Ресурсная организация – организация образования, науки, культуры, спорта или иная организация, обладающая ресурсами, необходимыми для реализации образовательной программы в сетевой форме, и предоставляющая их для обучения, проведения учебной и производственной практик и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных данной образовательной программой.

- Организация-партнер - организация, привлекаемая к реализации образовательных программ в сетевой форме.

- Сетевая деятельность - совместная деятельность нескольких образовательных организаций, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д.

- Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность образовательных организаций, обеспечивающая возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.



- Совместная образовательная программа – образовательная программа, разработанная и реализуемая двумя и более образовательными организациями, имеющими лицензию, подтверждающую наличие права ведения образовательной деятельности по направлению.
- Учебный план - документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. Перспективным является создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации. Сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.



  1. Нормативное регулирование разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме

При реализации образовательных программ с использованием сетевой формы согласно статье 15 Федерального закона следует различать два варианта:

1. Реализация образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.

2. Реализация образовательных программ с использованием ресурсов иных организаций.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Федеральный закон не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме (далее - организация-партнер). Образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования выпускников, а значит, и ответственность за качество образовательной программы и должный уровень ее реализации, включая ту часть (части) образовательной программы, которую реализует организация-партнер, несет образовательная организация.

Реализация образовательных программ с использованием сетевых форм требует нормативного регулирования взаимоотношений участников взаимодействия. Федеральный закон не устанавливает особых полномочий федеральным органам исполнительной власти по нормативному правовому регулированию разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме и установлению особенностей таких программ в зависимости от области профессиональной деятельности.

В то же время, программы, реализуемые в сетевой форме, требуют отдельного регулирования на уровне образовательной организации поскольку используемый ресурс иной организации, в том числе осуществляющей образовательную деятельности, находится вне пределов образовательной организации, в которую поступил обучающийся. Это означает, что обучающийся должен быть своевременно осведомлен об особенностях освоения такой образовательной программы, чтобы правильно оценить собственные возможности при поступлении в образовательную организацию и на период освоения образовательной программы.

Исходя из статьи 15, статьи 30 и иных статей Федерального закона, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, возможность разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме обеспечивается внесением соответствующих позиций в локальные акты образовательных организаций, регулирующие:



  • правила приема на обучение по соответствующей образовательной программе;

  • порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, в том числе порядок ликвидации академической задолженности, условного перевода на следующий курс;

  • порядок отчисления и восстановления для продолжения освоения образовательной программы;

  • порядок и основания перевода;

  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся;

  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение;

  • участие студентов в формировании содержания своего профессионального образования;

  • порядок освоения студентами наряду с дисциплинами (модулями) осваиваемой программы иных дисциплин (модулей) в данной или иной образовательной организации, одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ;

  • порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимся дисциплин (модулей), практики в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

  • порядок организации и проведения практики;

  • образцы и порядок выдачи справок об обучении, периоде обучения;

  • порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта образовательной организации, а также в иные локальные акты, затрагивающие вопросы образовательной деятельности.

Указанными документами рекомендуется урегулировать следующие вопросы:

  • уведомления абитуриентов о том, что образовательная программа реализуется в сетевой форме (с указанием организации-партнера);

  • подтверждения согласия обучающегося на освоение программы в сетевой форме;

  • предоставления условий для обучения с учетом особенностей психофизиологического развития и состояния здоровья обучающихся в организации-партнере;

  • особенностей освоения образовательной программы в сетевой форме при условии обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренному обучению;

  • организации академической мобильности (в том числе порядка перевода студента в организацию-партнер для освоения части (частей) образовательной программы);

  • зачета образовательной организацией части (частей) образовательной программы, освоенной в образовательной организации - партнере (в том числе порядок признания этих результатов без проведения процедуры переаттестации);

  • формы, содержания и порядка выдачи справки об обучении, подтверждающей результаты освоения части (частей) образовательной программы в образовательной организации - партнере, периоде обучения;

  • предоставления доступа к библиотечно-информационным ресурсам организации-партнера;

  • пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта организации-партнера в период освоения в ней части (частей) образовательной программы;

  • предоставления общежития в период освоения части (частей) образовательной программы в организации-партнере, а также иные вопросы, связанные с особенностями реализации образовательной программы совместно с организацией-партнером.

В случае реализации образовательной программы в сетевой форме совместно с образовательной организацией-партнером, образовательными организациями должен быть также установлен порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы (часть 2 статьи 15 Федерального закона). Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.

Помимо указанных статей Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» правовые основы сетевого взаимодействия заложены на федеральном уровне в следующих документах:


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница