Методические рекомендации по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны г. Москва 2008 г



страница1/7
Дата26.06.2016
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный инспектор

Российской Федерации

по пожарному надзору

генерал-полковник Г.Н. Кириллов
«______» ________________________ 2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

г. Москва 2008 г.
Содержание

I. Общие положения.


II. Порядок исполнения государственной функции по осуществлению надзора в области гражданской обороны.
III. Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны.
IV. Требования к подготовке и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, в организациях и на объектах.
V. Требования нормативных правовых актов при выполнении задач гражданской обороны.
VI. Перечень законодательных и нормативных правовых актов, определяющих надзор в области гражданской обороны.
VII. Приложения.

I. Общие положения

1.1 В Рекомендациях излагается порядок организации должностными лицами центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России государственного надзора за соблюдением норм и правил гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая объекты, являющиеся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями (далее – организации).



1.2 Общие понятия и термины, используемые в настоящих Рекомендациях:

Государственный надзор – осуществление субъектом надзора проверки выполнения объектами надзора при осуществлении их деятельности обязательных требований норм, правил, стандартов, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами с применением при соответствующих обстоятельствах к объектам надзора мер административного принуждения.

Мероприятие по надзору - совокупность действий должностных лиц органов государственного надзора, связанных с проведением проверки выполнения обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Предписание письменное распоряжение должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, содержащее обязательный для исполнения в назначенные сроки перечень мероприятий по устранению нарушений правил гражданской обороны;

Правонарушение - это виновное поведение право - и дееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой административную ответственность.

Административное правонарушение (часть 1 статьи 2.1 КоАП) - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность – одна из форм юридической ответственности должностных, юридических лиц за совершенное административное правонарушение (за административные правонарушения применяются установленные Кодексом меры административного наказания в виде предупреждения, административного штрафа и пр.). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4. КоАП).

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Оборона и безопасность (пункт “м” статьи 71 Конституции Российской Федерации) - предмет ведения Российской Федерации. Правовое регулирование общественных отношений в области гражданской обороны, в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Конституции, осуществляется только нормативными правовыми актами федерального уровня.

Гражданская оборона (Федеральный закон от 12.02.1998г. № 28-ФЗ«О гражданской обороне»;) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны – комплекс мероприятий, осуществляемых государством заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система управления гражданской обороны (ГОСТ 222.0.22–86) - это составная часть общегосударственной системы управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления во всех её звеньях, а также органов управления, систем связи и оповещения гражданской обороны.

Система связи гражданской обороны (ГОСТ 22.0002-86) - это организационно-техническое объединение общегосударственных и ведомственных сил и средств связи, сил и средств связи штабов, соединений и частей гражданской обороны, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороны.

Система оповещения гражданской обороны (ГОСТ 22.0.002–86) - организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для передачи сигналов гражданской обороны и специальной экстренной информации населению и силам гражданской обороны.

Убежище (ГОСТ Р 22.02.02.-94 пункт 2.3.11) - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.

Противорадиационное укрытие (ГОСТ Р 22.02.02.-94 пункт 2.3.12) - защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии.

Средство индивидуальной защиты населения (ГОСТ Р 22.0.02.-94 пункт 2.3.14) - предмет или группа предметов, предназначенных для защиты человека или животного от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Нештатные аварийно-спасательные формирования, (далее НАСФ) - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор в области гражданской обороны - вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в целях проверки выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Объект надзора в области гражданской обороны - объекты защиты, для которых законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены обязательные требования в области гражданской обороны, которые отнесены к компетенции надзорных органов МЧС России.

Орган надзора - структурные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и его территориальные органы.
II. Порядок исполнения государственной функции по осуществлению надзора в области гражданской обороны.

Мероприятия по государственному надзору в области гражданской обороны осуществляются за выполнением правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны (далее – объекты надзора).

Предметом мероприятия по надзору в области гражданской обороны является проверка соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, а также должностными лицами требований в области гражданской обороны.

Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны проводят мероприятия по надзору за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Организация и проведение мероприятий по надзору в отношении должностных лиц осуществляются в соответствии с принципами законности.

Устанавливается следующая компетенция органов государственного надзора в области гражданской обороны:

Должностные лица центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) – организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора, в том числе федеральных органов исполнительной власти.

Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации – организуют и проводят мероприятия по надзору на объектах надзора, в том числе в органах местного самоуправления, организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Должностные лица структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Должностные лица структурных подразделений региональных центров МЧС России осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

выдавать руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Должностные лица структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:

осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые документы для проверки выполнения органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;

выдавать руководителям органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.

Осуществление государственного надзора в области гражданской обороны осуществляется на безвозмездной основе и является расходным обязательством Российской Федерации.

III. Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны.

Статья 19 федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» устанавливает, что неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Данная статья носит в основном информационно-ознакомительный характер. При этом она вводит в сложный механизм отношений института ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны. Ее реализация возможна лишь в итоге обеспечения взаимосвязи этой статьи с нормами, закрепленными в других статьях того же нормативного правового акта или других нормативных правовых актов. С одной стороны, они гарантируют соблюдение норм, закрепленных федеральным законом «О гражданской обороне», должностными лицами и гражданами, а с другой - отсылают к специальным нормативным правовым актам, регламентирующим состав правонарушения и объем ответственности.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим состав административных правонарушений и административную ответственность за невыполнение или нарушение должностными и юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами обязанностей в области гражданской обороны, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Основанием для возложения административной ответственности за нарушения правил гражданской обороны служит факт нарушения правил должностными лицами, отвечающими за соответствующие вопросы в области гражданской обороны.

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны - статьей 20.7 Кодекса «Нарушение правил гражданской обороны».

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 28.3 Кодекса вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса, должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 1 статьи 23.1 Кодекса только судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5, 20.7 Кодекса.

На основании статьи 13 Федерального закона «О гражданской обороне» на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, возлагаются осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868, установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Следовательно, ни одному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», положениями о них, кроме МЧС России, такого права по осуществлению надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны не предоставлено.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Перечень должностных лиц МЧС России, обладающих полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.7 Кодекса, установлен Приказом МЧС России от 22.08.2006 N 491 "Об утверждении Перечня должностных лиц центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 сентября 2006 г., регистрационный N 8216) и Приказом МЧС России от 04.09.2007 N 472 "О внесении изменений в Приказ МЧС России 22.08.2006 N 491" (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 сентября 2007 г. N 10172). В данный перечень включены соответствующие должностные лица главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение правил гражданской обороны, предоставлено право руководствоваться следующими статьями Кодекса:

Часть 1 статьи 19.4. «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)



Часть 1 статьи 19.5. «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница