Методические рекомендации по подготовке и проведению Мастер-класса



Скачать 66.05 Kb.
Дата01.05.2016
Размер66.05 Kb.
Методические рекомендации

по подготовке и проведению Мастер-класса
Мастер-класс — это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов, являющееся, по сути, главным средством передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Он представляет собой интерактивное занятие практической направленности с профессиональной аудиторией, объединяющее формат тренинга и конференции для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

В мастер–классе сконцентрированы такие характеристики, как вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Основные научные идеи мастер-класса – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера.

Тематика мастер-классов включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий,
• различные аспекты и приемы использования технологий,
• авторские методы применения технологий на практике и др.

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер-класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Характерные особенности мастер-класса:


  • Передача и обмен опытом;

  • Деятельностный подход (активная деятельность участников);

  • Глубокое сочетание теории и практики;

  • Смена деятельности;

  • Наглядность;

  • Образность;

  • Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);

  • Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);

  • Нет назидательности;

  • Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;

  • Простота;

  • Доступность;

  • Творчество;

  • Инициативность;

  • Мозговой штурм;

  • Исполнение различных ролей;

  • Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;

  • Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;

  • Рефлексивная деятельность.



Алгоритм проведения мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

  • кратко характеризуются основные идеи технологии;

  • описываются достижения в работе;

  • доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

  • определяются проблемы и перспективы в работе учителя- мастера.


2. Представление системы учебных занятий:

  • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

3. Проведение имитационной игры:



  • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;

  • слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4. Моделирование:

  • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

  • учитель-мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

  • учитель-мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия



5. Рефлексия:

  • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Возможная модель проведения мастер-класса.

Этапы проведения мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).



Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.



Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.

Заключительное слово

Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.



Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Рекомендации по подготовке мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.

2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.

3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».

4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.

6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.

7. Составьте подробный план занятия.

8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.

9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.

10. Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно начинать.


Рекомендации по проведению мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).

2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.

3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.

4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.

5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).

6. Это урок не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.

7. Используйте новые информационные технологии только если они органично входят в вашу идею урока.

8. Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.

9. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.

10. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.

11. Не бойтесь задавать трудные вопросы.



12. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница