Методические рекомендации по проведению родительских собраний по вопросам социально-психологического тестирования



Скачать 112.41 Kb.
Дата30.04.2016
Размер112.41 Kb.



Методические рекомендации по проведению родительских собраний по вопросам социально-психологического тестирования
План организации работы:

1. Приглашение родителей для проведения родительского собрания.

2. Привлечение педагога-психолога, социального педагога, нарколога (в качестве консультанта) для проведения родительского собрания.

3. Тиражирование памятки (Приложения 1, 3) для родителей по тестированию, формы для заключения информированного согласия родителей (детей до 15 лет) (Приложение 2).


Ход мероприятия (собрания):

  1. Информирование о цели и организации проведения тестирования.

  2. Обсуждение отношения к тестированию родителей. Ответы на возникающие вопросы.

  3. Сбор информированных согласий.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений подготовки к тестированию. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании, многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. Многие родители не учитывают тот факт, что не всегда знают, с кем общается их ребенок и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку найти адекватный выход из проблемной ситуации с наименьшими потерями.

Знания возрастных особенностей и факторов формирования зависимости в подростковом возрасте помогут родителям понять, что социально-психологическое тестирование подростков – наиболее действенный способ выявления риска вовлечения подростков в употребление ПАВ.

Родительские собрания рекомендуется проводить с использованием активных методов, поскольку основной целью собрания является формирование мотивационной готовности родителей, и традиционные методы просвещения в этом случае малоэффективны.


Материалы для проведения собрания:

  1. Информирование о цели и организации проведения тестирования.

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, не сформировалась зависимость.

В связи с этим очень важно найти средства реагирования на ранние сигналы в поведении и социальном окружении подростка, выстроить адекватную профилактическую деятельность.

Социально-психологическое тестирование проводится в Вологодской области в соответствии Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 и приказом Департамента образования Вологодской области от 26.01.2016 г. № 144 «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в 2016 г.

В тестировании участвуют обучающиеся 8-х, 9-х, 10-х классов, а также обучающиеся 1-2 курсов организаций профессионального образования. Социально-психологическое тестирование проводится с использованием электронного ресурса на сайте АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (http://viro.edu.ru) в период с 25 февраля по 25 марта 2016 г.

Тестирование направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Данный вид тестирования не выявляет учащихся, употребляющих наркотики.

Социально-психологическое тестирование (СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками, своевременно принять необходимы профилактические меры.

Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в области в целом.

После проведения тестирования у обучающихся может быть выявлено, на каком уровне находится развитие того или иного его качества, например: отношение к своему здоровью, способность к уверенному поведению, склонность к необдуманному риску, ответственность и т.д. Такое тестирование является средством развития и воспитания, а не средством контроля и угрозы.
Обеспечение соблюдения безопасных условий тестирования.

Социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:



  • в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей) (Форма Информированного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, в Приложении 2). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

  • личные данные ребенка кодируются. Данные о персональных кодах участников тестирования хранятся в образовательной организации в условиях, обеспечивающих конфиденциальность информации.

Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; за соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании результатов тестирования отвечают органы исполнительной власти.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Для этого родители могут сделать запрос в областную комиссию по социально-психологическому тестированию обучающихся.

Дети старше 15 лет могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.



  1. Обсуждение отношения к тестированию родителей. Ответы на возникающие вопросы.

Перед предложением заполнения информированного согласия, следует предложить родителям включиться в обсуждение значимости тестирования.

Возможные вопросы для обсуждения:

Как бы Вы определили свое отношение к возможностям социально-психологического тестирования?

Какие позитивные возможности в тестировании для себя и своего ребенка нашли?

Что настораживает Вас в проведении тестирования?

В чем Вы видите возможности социально-психологического тестирования в организации профилактической работы?

Ведущему надо быть готовым к тому, что родителей может беспокоить психологическая безопасность процедуры. Еще раз следует повторить, что результаты детей кодируются, и обработка проходит без персональных данных (без Ф.И.О.).
Приложение 1.

Памятка для родителей


О социально-психологическом тестировании в образовательных организациях
Уважаемые родители!
Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ-психоактивные вещества).

Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке, в сети Интернет. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость.



Социально-психологическое тестирование (далее – СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотиками.

СПТ не выявляет подростков, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ.

Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.

Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:


  • в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей). Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

  • личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации; соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут.
Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.
Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если Вы понимаете значимость этой проблемы и необходимость активных действий в этой ситуации.

Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!

Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!

Помните: чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой. Проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

Приложение 2



Форма согласия

Информированное согласие родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет
Я, нижеподписавшийся(аяся) __________________________________

добровольно даю согласие на участие моего ребенка ______________________________________________________________


возраст _________ полных лет в социально-психологическом тестировании с использованием электронного ресурса сайта АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

Я получил(а) объяснения о цели тестирования – выявление склонности к вовлечению в употребление психоактивных веществ, о его продолжительности,  а также информацию об использовании результатов тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования.

Я даю согласие на обработку персональных данных оператору – АОУ ВО «Вологодский институт развития образования» для участия в социально-психологическом тестировании. Перечень персональных данных ребенка, на обработку которых дается согласие: школа, класс, возраст, обобщенный индивидуальный показатель результатов тестирования.

Оператор имеет право на сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, а также обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Я получил(а) информацию о том, что при обработке результатов тестирования автоматизированным способом каждому участнику тестирования присваивается индивидуальный числовой код, исключающий идентификацию персональных данных.

На участие в тестировании - согласен ____________ (подпись)



- не согласен __________ (подпись)

«______» ________________ 201__ г.


Приложение 3

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ !
Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды. Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.


КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?
Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.


  • Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.



  • Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.


  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.



  • Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.


  • Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.



  • Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.



  • Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.


ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ


  • Бледность кожи

  • Расширенные или суженные зрачки

  • Покрасневшие или мутные глаза

  • Замедленная речь

  • Плохая координация движений

  • Следы от уколов

  • Свернутые в трубочку бумажки

  • Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки

  • Нарастающее безразличие

  • Уходы из дома и прогулы в школе

  • Ухудшение памяти

  • Невозможность сосредоточиться

  • Частая и резкая смена настроения

  • Нарастающая скрытность и лживость

  • Неряшливость



Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ

ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ?


  1. Не отрицайте Ваши подозрения.

  2. Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

  3. Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

  4. Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

  5. Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.




  1. Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.




  1. Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница