Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий в апреле мае 2015 года, посвященных Дню славянской письменности и культуры и Году литературы



Скачать 456.48 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер456.48 Kb.
  1   2   3

БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат»

Коробкина Ирина Анатольевна,

учитель истоков и ОПК


Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий в апреле - мае 2015 года, посвященных Дню славянской письменности и культуры и Году литературы

«Древнерусская литература в культурном сознании эпохи»
Введение

Русской литературе около тысячи лет. Из них семьсот лет принадлежат древнерусской литературе, воспитательный потенциал которой велик и многогранен. Особую значимость ей придают высокая гражданственность, истинный патриотизм, целомудренная чистота и благородство идеалов. Несмотря на драматизм сюжета многих произведений, им присущ жизнеутверждающий оптимизм. Древнерусские писатели наглядно демонстрируют широту русской души, способной не только терпеть и уважать обычаи и верования других народов, но и сочувствовать врагам, признавать их достоинства. «Древнерусскую литературу, - писал Д. С. Лихачев, - можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни [16, 2]». Древнерусская литература рассказывает не о придуманном, а о реальном. Она вплоть до XVII века почти не знает условных персонажей. Это лица, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Владимир Мономах и другие.

Видим, что роль древнерусских текстов в воспитании человека, в формировании его ценностного мира огромна, но в программы по литературе включены только отдельные произведения, ограничено количество часов на их изучение, поэтому предлагаем на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности, обратиться прежде всего к произведениям древнерусской литературы.

Анализ произведений древнерусской литературы показывает, что у нее всегда были особенные внутренние цели: не достижение какого-то земного, материального идеала, а вопросы вечные – жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, смирения и гордости, вопросы духовного совершенствования человека. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. «Проблемы философские, этические, эстетические, социальные, политические, связанные с проявлением русского характера, отечественной культуры и истории, прослежены в русской литературе едва ли не досконально [23, 36]». Но где взять ту точку опоры в изучении древнерусского текста, которая могла бы сделать уроки жизненно важными?

Предлагаем в качестве основы при изучении произведений древнерусской литературы в школе использовать основное направление преподавания литературы с точки зрения культурологического подхода - включение историко-культурного контекста в процесс изучения литературного произведения. При этом «культуру» необходимо рассматривать как сознание, миросозерцание. Культурологический подход служит осмыслению социокультурной реальности и проблем цели и смысла жизни, любви, мудрости, красоты, истины, добра и зла, совести, выбора и ответственности. Ориентация личности на культуру и общечеловеческие ценности усиливает стремление к пониманию и осознанию своих мыслей, слов, действий, их соотнесению и оцениванию с этических, духовно-нравственных позиций. С. Экзюпери писал: «Главного не увидишь глазами, главное увидишь только сердцем [18, 74]».

При изучении текста древнерусской литературы на уроке необходимо сохранить целостное восприятие произведения, его единство, воспитательное воздействие, поэтому следует особое внимание обратить на анализ художественного текста, работе со словом, важно активизировать знания обучающихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки, широко использовать наглядные материалы и компьютерные технологии.

Любое древнерусское творение несет в себе назидательность, значит, оно воспитывает интерес к нравственным проблемам. Предлагаем в этом году, посвященному святому равноапостольному князю Владимиру, обратиться к следующим произведениям: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского».

В «Сказании о Борисе и Глебе» повествуется о вероломном убийстве Святополком братьев Бориса и Глеба из-за желания единолично властвовать после смерти отца - князя Владимира. Борис и Глеб, предупрежденные о готовящемся убийстве, предпочитают умереть, но не поднимать руку на старшего брата. Они живут по заповеди любви, которая превыше всего. Юные князья кротко претерпевают страдания. Вера их велика, она дает им мужество молиться за своих врагов. Поражает огромная внутренняя сила персонажей, глубина их смирения перед лицом смерти. Проникновенный стиль сказания заставляет обучающихся сострадать героям, помогает понять, что есть истинное добро и зло, особенно при сопоставлении с другим персонажем – Святополком окаянным, братом-убийцей. Ложь, властолюбие, самонадеянность, злодейство, трусость ведут к духовной смерти еще при жизни, Святополк – Каин, он проклят потомками. Очень важно задуматься над этой мыслью еще в детстве.

«Житие Александра Невского» учит широкому и глубокому взгляду на весь мир, внутренний и внешний, пониманию того, что человек хоть и малая, но очень важная часть его, поэтому необходимо жить ради Отечества. Огромный патриотический заряд несет в себе это произведение. «Житие Александра Невского» - замечательный пример княжеского служения – мирского служения Богу, суть которого - защита Отечества, православной веры и своего народа.

Не оставит равнодушными обучающихся «Житие Сергия Радонежского», который показал нам настоящий подвиг смирения, терпения, любви, молитвы и поста, показал путь духовного совершенствования человека, подвиг во имя духовного возрождения Русской земли, родного народа, подвиг во имя любви, добра и мира. Преподобный Сергий Радонежский - вдохновитель и духовный организатор освобождения Руси от татаро-монгольского рабства и создания Московского государства, оставшийся при этом скромным и смиренным человеком.

Основная мысль всех рассматриваемых произведений – «добротою, терпимостью, любовью скрепляйте жизнь свою, а любовь и согласие дадут начало любви в княжестве и в государстве [21, 68]». Основной призыв – призыв к объединению русских земель, прекращению междоусобных войн, призыв к миру, любви и согласию.

Изучение древнерусской литературы помогает понять, какие духовные ценности сохранила и развила позже русская литература, как протекал литературный процесс, каким образом одно направление сменяло другое. В Древней Руси было особое отношение к слову. Оно воспринималось как величайшая тайна, как дар. Древнерусская литература исходила из следующих понятий о творчестве: исполнение общественного долга, служение; благодатность; молитвенность; исповедальность; поиск пути к спасению; соборность (произведение создается не только данным конкретным автором, но коллективным разумом); сознательная анонимность.

Важнейший характер древнерусской литературы – религиозный характер реальности. Главной темой древнерусской литературы становится противоборство двух стремлений: к сокровищам небесным и к сокровищам земным. Человек обречен на выбор: что для него важнее. Для литературы Древней Руси выбор четко определен – это путь духовного совершенствования человека.

При рассмотрении произведений древнерусской литературы в историко-культурном контексте целесообразно использовать следующие виды деятельности обучающихся:

1. Установление значений, символики имен, прозвищ персонажей.

Задание побуждает к чтению, вызывает ассоциативные связи - это своеобразная игра знаков языка, символов. При этом используется исследовательский метод, самые разнообразные приемы: учитель может дать группам работать с символикой имен или отдельным ученикам, указать источники или самостоятельно найти их; составить таблицу (карточку), опорный конспект.

2. Поиск ответа на проблемный вопрос.

Например, чтобы раскрыть смысл эпиграфа, предлагается вопрос: почему путь преподобного Сергия можно считать подвигом? Данный метод позволяет проследить за логикой рассуждений, за движением мыслей (гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений).

3. Работа обучающихся с комментариями к художественному произведению.

Используется исследовательский метод в сочетании с эвристическим. Ученик в процессе работы ставит систему взаимосвязанных вопросов на основе анализа художественного произведения, ищет ответы.

4. Сравнение иллюстраций, фильмов, репродукций картин, иконописи с художественным произведением.

Этот вид деятельности дает возможность ученику выявить особенности индивидуального взгляда художника, иконописца, режиссера на то или иное произведение. Используется исследовательский метод в сочетании с другими. Интересным будет, например, сравнение картины П. Корина «Александр Невский» с изображением князя на иконе и на портрете. Метод помогает формировать черты поисковой творческой деятельности, способствует формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.

5. Осмысление художественного произведения через музыкальную интерпретацию.

Способствует развитию творческих способностей обучающихся.

6. Театрально-игровая деятельность.

Дает возможность ученику войти в культуру той или иной эпохи (сочетание исследовательского метода с творческим).

7. Анализ эпизода (фрагмента) художественного текста.

Одна из форм деятельности обучающихся (письменная или устная). Читательская интерпретация является условием и источником развития навыка и умения наблюдать за речью писателя, художественной деталью, исторической обстановкой, тончайшими нюансами психологической мотивировки образа, характера, личности героя. Например, сравнительный анализ князей Бориса, Глеба и Святополка.

8. Биографический анализ художественного произведения.

Позволяет ученикам успешно выйти на осмысление культурологического аспекта в произведении (используется эвристический метод во взаимосвязи с исследовательским).

9. Контроль чтения. Словарная работа.

Служит основой для умения наблюдать за речью писателя, художественной деталью, готовит обучающихся к анализу художественного произведения.

Изучая произведения древнерусской литературы необходимо использовать следующие средства обучения: учебник, наглядные пособия, карточки, таблицы, компьютерные презентации, фильмы. Вместе с материальными средствами обучения используются и «идеальные» - это приобретенные ранее знания и умения, которые учителя и обучающиеся применяют для усвоения новых знаний: речь, письмо, произведения искусства.

Как стать человеком, каким быть человеку? – вот вопросы, которые волнуют авторов многих произведений Древней Руси. Идеал древнерусской литературы – человек духовно-нравственный, устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему». Герои произведений отличаются по своему социальному положению: князья, святые-подвижники, воины, реже – дружинники, ремесленники, купцы, крестьяне. Каждый из них человек с ярко и живо выписанным характером: мудрые политики и крепкие семьянины князья Ярослав и Владимир Мономах, безрассудный в своих поступках князь Игорь, лукавые и коварные в язычестве и достойные в христианстве великие князья Ольга и Владимир, знаменитые своими походами и воинской доблестью «вещий» Олег и Святослав, предатель «окаянный» Святополк, «ангел земной» Сергий Радонежский, нежные, кроткие и мужественные князья-братья, «страстотерпцы» Борис и Глеб; ласковые и до конца преданные своим мужьям Ярославна, Ефросинья, Феврония. Образы не похожи один на другой, но одновременно схожи в главном: это русские люди, со своим характером, со своими убеждениями, со своей верой.

Изучая эти произведения, обучающиеся знакомятся с каноном древнерусской литературы, ее жанрами, убеждаясь в процессе работы в «монументальности и величии целого [21, 21]» - словесного искусства древних русичей, основанного святыми Кириллом и Мефодием - учителями славянскими.

История русской словесности насчитывает более тысячи лет. Литература каждой эпохи имеет свой особый характер, из которого выходят определенные темы и жанры. Древняя русская литература, даже судя по тем немногочисленным произведениям, которые сохранились до наших дней, - явление замечательное. Она богата памятниками самых разнообразных жанров и стилей. Несмотря на некоторое заимствование, даже самые древние произведения поражают самобытностью и глубиной мысли.



Древнерусская литература началась и развивалась в трудную, переломную эпоху русской истории. Она имела поучительный характер, помогала укреплению государственности. Наше время во многом созвучно древнерусскому. И литература прошлого послужит юношеству верным ориентиром в духовно-нравственном становлении личности.

Список литературы

  1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.

  2. Библер В. С. О произведении. – М., 1997. – Available at: http://www.bibler.ru.

  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2012.

  5. Волкова Н.П. Житие Александра Невского // Литература в школе. - 2007. - № 1.

  6. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 2002.

  7. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Учебное пособие для учащихся среднего возраста. Сер.: Древнерусская литература в школе. – М., 1992.

  8. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М., 2004.

  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1 - 4. – М., 1978.

  10. Древнерусская литература. – М., 1996.

  11. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII – XX веках. – М., 2003.

  12. Екишева Е.А. Вводный урок по древнерусской литературе. «Житие свв. Бориса и Глеба» // Уроки литературы. - 2005. - № 2.

  13. История русской литературы X – XVIII вв. / Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1980.

  14. Колпачева О.Ю. Воспитательный потенциал русской литературы и его реализация педагогами дореволюционной России // Литература в школе. - 2004. - № 4.

  15. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе: 8 – 11 кл.: Пособие для учителя и учащихся / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2001.

  16. Лихачев Д.С. О мире древнерусской литературы // Уроки литературы. - 2005. - № 2.

  17. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

  18. Луганская Г.Б. Культурологические аспекты подготовки учителя. – М., 2005.

  19. Православная культура в школе: уроки русской литературы // Духовные истоки воспитания. - 2003. - № 3-4.

  20. Путь на Маковец: Читаем «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого: Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста / Сост. Н.В.Давыдова. – М., 1993.

  21. Слово и дух: антология русской духовной поэзии (X – XX вв.). / Сост. И.А.Чароты. – Мн., 2005.

  22. Стожкова А.Л. Изучение «Сказания о Борисе и Глебе» // Уроки литературы. - 2005. - № 2.

  23. Тюрморезова С.А. Возвращение к духовным истокам // Литература в школе. - 2006. - № 2.

  24. Холодяков И.В. Духовные ценности русской классической литературы // Литература в школе. - 2005. - № 4.


Путь преподобного Сергия Радонежского

(«Житие Сергия Радонежского»)

Цели урока: обучение элементам анализа художественного произведения, воспитание интереса к пути духовного совершенствования человека

Задачи.

Образовательные: обучать навыкам стилистического анализа произведения, показать путь духовного совершенствования человека.

Воспитательные: воспитывать качества характера учащихся на примере образа преподобного Сергия Радонежского, воспитывать любовь к слову.

Развивающие: повышать речевую культуру обучающихся, совершенствовать их творческие способности



Оборудование: мультимедиа проектор, карточки.

Словарь.

Акафист – церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и святым.

Апостол – ученик и последователь Иисуса Христа.

Архиерей – епископ.

Блаженный – благополучный, благоденствующий, счастливый; угодник Божий, законно живущий.

Богоявление – явление человеку Бога на земле; Крещение.

Десница – правая рука.

Епитрахиль – одно из облачений священника, надеваемое на шею, под ризою.

Иерей – священник.

Канон – правило.

Клирос – место, где находится церковный хор.

Лихолетье – лихая година, бедственная пора, голод, мор.

Молебен – короткое богослужение, в виде благодарности или просьбы.

Ночва – сосуд, имеющий форму корыта.

Панихида – краткая заупокойная служба.

Патерик – сборник повествований о христианских подвижниках какой-либо местности или монастыря.

Перст – палец.

Подвиг – движение, стремление; путь, путешествие; доблестный поступок, дело, или важное славное деяние.

Просфора – хлеб, который вкушался во время и после Литургии.

Путь – дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа; сама езда, ходьба; способ или средство, образ достижения чего-либо, направление.

Радонеж – небольшой городок на северо-востоке от Москвы.

Ризы (фелонь) – одежды священника.

Скипетр (посох) - символ царской власти.

Трапеза – стол с едой.

Хоругвь – икона на материи и металле.

Часовня – молитвенный дом, храм без алтаря, где можно служить только часы; отдельное маленькое строение с иконами и лампадой.

«Часы» - молитвы.

(Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля).


Ход урока.

Спасает тысячи жизней

Подвиг русского инока.

Ин. Всеволод Филипьев.

1. Стихотворение Александра Солодовникова «Преподобный Сергий». Читает ученик.

Нас излечит не подъем энергии,

А молитвенно-глубокий взлет.

В чудотворце Радонежском Сергии

Положил я свой оплот.

Черпать воду чашей берестовою,

Сытым быть от малого ломтя,

Чтоб открылась пред душою новою

Глубина и высота.

Как с живыми, говорить с березками

И с лесным медведем, как с ручным.

Сделать руки грубыми и жесткими,

Сердце – нежным и большим.

2. Фильм «Преподобный Сергий Радонежский». Часть 1.

3. Задание 1. Контроль чтения.

(Обучающимся выдаются карточки со слайдами).

Выберите слайды, рассказывающие об основных событиях жизни преподобного Сергия, поставьте их в хронологическом порядке.

4. Задание 2. Страницы истории.

Вопрос: что известно вам о том времени, когда совершал свой жизненный путь преподобный Сергий?

Предполагаемый ответ.

В начале 60-х годов XIV века Золотая Орда раскололась на две враждующие части. Границей между ними стала Волга. В левобережной Орде происходили бесконечные усобицы с частой сменой правителей. Долгое время власть была неустойчива и в правобережной Орде. Однако в 60-х гг. усобицы в правобережной Орде прекратились. Ее постоянным фактическим правителем стал темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и изворотливый, он был настоящим средневековым властителем. Лишь одно не позволяло стать ханом: он не был чингизидом, в его жилах не текла «царская» кровь. Почувствовав ослабление Орды, московский князь Дмитрий Иванович перестал выполнять ее требования. Постепенно он становился верховным защитником Русских земель. Назревали решающие события. Готовясь к решительной схватке с Русью, Мамай не ограничился силами одной Орды. Он нанял тяжелую «дряжскую» (итальянскую) пехоту в генуэзских колониях Крыма и заключил союз с великим князем литовским Ягайло.

Монголы в это время приняли ислам.

Готовилась и Москва. Перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение Сергия Радонежского, По просьбе великого князя, Сергий послал с ним «помощь небесную», двух иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с монгольским богатырем Челубеем и началась битва на Куликовом поле. Победа, одержанная на поле Куликовом, не освободила Русь от монгольского ига полностью, но показала силу Руси и вселила веру и надежду.

5. Задание 3. Путь.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы рассмотрим путь преподобного Сергия Радонежского, к которому обращался Дмитрий Донской за благословением.

Категория пути – важнейшая в древнерусской житийной литературе. Жанр жития повествует о пути нравственного, духовного совершенствования человека, дает образец такого пути на конкретном примере жизни святого.

Вопросы и задания.

1/ Раскройте значения слова «путь».

2/ В чем различие географического и духовного пути человека?

Предполагаемый ответ.

Путь – это и движение человека по тропам-дорогам – движение внешнее, географическое, и изменение людей внутреннее, духовное. Человек может всю жизнь прожить в одной деревне, в одном городе, но при этом совершить важный внутренний путь – путь духовного совершенствования: от глупости к мудрости, от трусости к храбрости, от обыкновенной земной жизни к святой, небесной.

3/ В «Житии» отсутствует захватывающий, занимательный сюжет, событий происходит очень мало. О чем подробно рассказывает автор «Жития»? Почему?

Предполагаемый ответ.

В «Житии» мало происходит событий – все поучения, наставления, размышления, молитвы. Для автора важна на занимательность, не стремительность повествования. Важность событий оценивается их значительностью для духовной жизни человека. Из этих духовно значимых эпизодов складывается главная сюжетная линия повествования – это молитвы, нравственные наставления преподобного Сергия братии, размышления повествователя об уроках, которые можно извлечь из поступков, жизни святого.

Подробно описаны монашеский постриг (важнейшее событие духовной жизни), чудеса, совершенные святым, явление преподобному Богородицы, видение Божественного огня.

4/ Какой эпизод жизни преподобного Сергия Радонежского можно считать началом его духовного пути?

6. Задание 4. «Плетение словес».

Вопросы и задания.

1/ Игра «Плетение словес». Найдите сравнения, эпитеты, метафоры. Приведите примеры употребления книжных и разговорных слов.

2/ С какой целью автор применяет слова высокого стиля, говорит, словно «кружево», словесную ткань плетет долгими бесконечными предложениями?

Предполагаемый ответ.

Недопустимо было одними и теми же фразами говорить о житейских делах и о «жизни святого речь вести». Разговорные слова не подходили для литературного, житийного повествования. «В литературном языке и слова были будто другие – больше возвышенных, церковнославянских, слова древние», которые дают возможность соприкоснуться с глубиной явлений и одновременно постичь их высокий смысл. Слова в житии несли особый, духовный смысл, выбор их зависел от цели и предмета повествования. Прочитать житие – означает постичь духовный смысл слов, событий жизни святого.

7. Задание 5. Рассказ.

Вопросы и задания.

1/ Составьте план и подготовьте рассказ на тему: «Духовный путь преподобного Сергия Радонежского».

Предполагаемый ответ.

«Путь Сергия Радонежского начался до его рождения: находясь в утробе матери, он трижды прокричал в церкви во время Богослужения. Это был не простой случай, а Божественное знамение – начало пути святого. Трижды в церкви прокричал младенец – это означало, что суждено ему служить Святой Троице, дать миру пример истинного служения.

Уже в младенчестве он ограничивает себя в пище, «поститься начинал».

Отрочество. Прилежный и послушный отрок Варфоломей в училище не успевал, и книжное знание ему не давалось. Со слезами молил он Бога научить его грамоте. И был послан ему ангел в облике старца, через которого и постиг отрок всю премудрую науку.

После смерти родителей Варфоломей решает полностью посвятить себя христианскому служению. Со старшим братом Стефаном пошел он искать пустынное место для жительства. Не выдержал брат трудностей и ушел в Москву. А Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и остался жить в лесном уединении, отказавшись от наследства, дома, званий ради духовного богатства. Дать людям пример жизни, в основе которой лежат любовь, смирение, бескорыстие, терпение, вопреки ненависти, нетерпимости этого мира – вот путь монаха Сергия, его подвиг.

Преподобный Сергий принимал всех, приходящих к нему, выполнял их просьбы, давал советы. Будучи игуменом монастыря, он строил жизнь обители на духовных началах: любви, терпении, смирении, послушании; сам был нищим из неимущих, нужду терпел со всеми и трудился не покладая рук.

Ни разу не отступил преподобный от заветов любви и добра. Уже при жизни достиг он святости и творил чудеса: исцелил слепого крестьянина, спас бесноватого вельможу, воскресил ребенка.

Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского перед решающей битвой на поле Куликовом, молился за его победу. Грамота, посланная игуменом, подняла дух русским воинам в решающий миг сражения.

Он укрепил свою обитель и основал с учениками много новых монастырей. С Сергия Радонежского широко началось на Руси движение пустынножительства. Около уединенных монастырей со временем расселялись люди, возникали селения – осваивались необжитые земли.

Преподобный Сергий много трудился, служил Святой Троице, всему миру, каждому человеку».

После рассказа демонстрируется слайд-фильм.

2/ В чем видит автор «Жития» значение преподобного Сергия для Русской земли и для каждого человека?

Предполагаемый ответ.

«Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». Это возрождение и это правило, положенное в живую душу народа, - самые драгоценные вклады преподобного Сергия для Русской земли и для каждого человека.

3/ Чем было полезно чтение «Жития Сергия Радонежского»?

8. Задание 6. Подвиг.

Познакомьтесь со значениями слова «подвиг». Почему путь преподобного Сергия можно считать подвигом? Раскройте смысл эпиграфа.

9. Задание 7. Завещание.

Вопрос: какой духовный путь завещал нам преподобный Сергий Радонежский?

Работа с текстом.

единомыслие друг с другом»

«чистота душевная и телесная» Г

«любовь нелицемерная» И

«страннолюбие» В

«смирением украшать себя» Д

«противоречия уклоняться» О


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница