Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования в Краснодарском крае Нормативно-правовая база



Скачать 133.46 Kb.
Дата29.06.2016
Размер133.46 Kb.


Руководителю муниципального органа управления образованием

09.11.2011 № 47-17958/11-14

О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях

Департамент образования и науки направляет для работы Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования в Краснодарском крае. Методические рекомендации составлены с учетом опыта пилотных школ по введению ФГОС НОО.

Просим довести Методические рекомендации до руководителей общеобразовательных учреждений.


Руководитель департамента Т.П. Хлопова

Шипулина Н.А., 2344611


Приложение
к письму департамента образования и науки
от 09.11.2011 № 47-17958/11-14
Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования в Краснодарском крае

Нормативно-правовая база.

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 08.09.2011 г. №47-13816/11-14. «Об отдельных вопросах финансового обеспечения введения (ФГОС)»

Письмо департамента образования и науки от 14.09.2011 г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Содержание, задачи, формы внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности и учебный план образовательного учреждения являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на ступень обучения. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются в пояснительной записке основной образовательной программы. План внеурочной деятельности включается отдельным разделом в основную образовательную программу. Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности включается в раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов». Особенности внеурочной деятельности должны быть отражены в Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:



  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • закрепить и научить использовать на практике отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов;

  • способствовать благоприятной адаптации ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Направления внеурочной деятельности определяются в соответствии с направлениями развития личности. Среди них:

  • спортивно-оздоровительное

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, викторины, олимпиады, конкурсы, элементы поисковой деятельности, общественно полезные практики, игры, досуговое общение, художественное творчество, трудовая деятельность, туристско-краеведческие мероприятия и т.д.

Формы организации внеурочной деятельности и чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования каждое образовательное учреждение выбирает самостоятельно.

При планировании внеурочной деятельности необходимо учитывать конкретную образовательную ситуацию в школе и региональные особенности. Применительно к Краснодарскому краю ими могут стать:



  • многонациональный и многоконфессиональный характер населения;

  • сельскохозяйственный потенциал, имеющий общероссийское значение;

  • наличие казачьих кадетских корпусов и классов казачьей направленности;

  • развитие курортной и туристической сфер;

  • пограничное геополитическое положение;

  • наличие портовой инфраструктуры;

  • активная практическая реализация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта;

  • экологическое просвещение;

  • комфортные климатические условия.

Исторически Кубань воспринимается как казачий край. Наличие системы казачьих учебных заведений и классов казачьей направленности в Краснодарском крае составляет главную региональную особенность. Знакомство с историей и традициями кубанских казаков, изучение основ православной культуры могут составить содержание внеурочной деятельности обучающихся.

Учитывая, что с древнейших времен на Кубани происходили сложнейшие этнические процессы, взаимодействие и взаимопроникновение культур, а в настоящее время в нашем крае проживает около 120 этносов, особую важность приобретает поликультурный подход в воспитании. Желательно уже в начальной школе разработать систему поликультурного развития и воспитания используя взаимосвязь уроков кубановедения с внеурочной деятельностью. По выбору ОУ, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в школе, возможно сотрудничество с народными мастерами декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, с местным музеем с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую и поисковую деятельность. По мере готовности необходимо предоставлять возможность младшим школьникам принимать участие в социально значимых проектах, нацеленных на поддержание межнационального мира на Кубани.

В зависимости от экономической специализации территорий возможен ориентир на привлечение учащихся к сельскохозяйственному труду, их ранняя профориентация. Вполне органичными могут стать эколого-биологические и краеведческие программы и общественно полезные практики.

Приграничное расположение региона актуализирует военно-патриотическое и спортивное воспитание с учетом традиций, сложившихся в крае по защите отечества на базе классов казачьей направленности, кадетских корпусов, морских школ и т.д.

Одним из приоритетных направлений является практическая реализация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта. Краевая целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани», рассчитанная на 2009 – 2011 г., предполагает проведение массовых спортивных мероприятий и приобщение детей и молодежи Кубани к здоровому образу жизни.

Комфортные климатические условия Краснодарского края позволяют круглогодично организовывать активные формы внеурочной деятельности на свежем воздухе.

Особое внимание рекомендуется уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения, без которого не возможно сохранение уникального природного своеобразия нашего края.

Организационные модели внеурочной деятельности



Исходя из задач, форм, содержания внеурочной деятельности, и учитывая опыт пилотных школ Краснодарского края возможно использование следующих моделей организации внеурочной деятельности.


  1. Модель «школы полного дня»

(с участием воспитателей групп продленного дня).

Требования:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

Преимущества:

  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей,

  • активная поддержка детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;

  • создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание;

  • сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.



  1. Оптимизационная модель

(на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Требования:

  • обязательное участие всех педагогических работников данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие);

  • координирующая роль классного руководителя, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения.

Преимущества:

  • создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.




  1. Модель, осуществляемая классным руководителем

(экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.)

Требования:

  • ведущая роль классного руководителя, который организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • создание системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Преимущества:

  • создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.




  1. Инновационно-образовательная модель

(на основе деятельности инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении).

Требования:

  • разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности;

  • тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимущества:

  • высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности;

  • научно-методическое сопровождение их реализации;

  • уникальность формируемого опыта.




  1. Смешанная модель

В соответствии с конкретными условиями, имеющимися в общеобразовательных учреждениях, возможна произвольная компановка структурных элементов любой из перечисленных моделей. При этом сохраняют свою актуальность соответствующие требования и преимущества.
Независимо от выбранной модели необходимо соблюдать следующие условия и рекомендации:

– содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовать возрастным возможностям младших школьников;

– внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций;

– название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;

– объём аудиторной работы с младшими школьниками доведен до мимимума;

– планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы, соответственно содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;

– структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (методический конструктор внеурочной деятельности школьников);

– прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы, т.к. иногда темы и содержание кружковой, клубной, студийной работы и т.д. идентичны;

– предлагаемые формы контроля результатов не должны являться формами контроля учебных достижений; предпочтительно учитывать спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;

– в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

– разработан определенный режим и расписание проводимых занятий;

- помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками – «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии и т.д.). Возможно часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, педагогическими кадрами школы.

Режим внеурочных занятий в отдельно взятых классах, в смешанных группах, а также расписание проведения «интенсивов» (если есть) могут отличаться в каждом отдельном образовательном учреждении.

В общеобразовательных учреждениях возможно использование линейного и нелинейного расписания урочных и внеурочных занятий. При линейном расписании учебного процесса внеурочные занятия проводятся до или после уроков. При нелинейном – уроки чередуются с занятиями по внеурочной деятельности.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается руководителем образовательного учреждения.
Способы реализации модели внеурочной деятельности.

ОУ в зависимости от конкретных условий и возможностей, в соответствии с общеобразовательной программой, с учетом пожеланий родителей и обучающихся выбирает способы реализации модели внеурочной деятельности.



Первый способ - предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Преимущества первого способа:

  • создание условий младшим школьникам для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;

  • обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальной школы);

  • обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Второй способ – основан на использовании метода проектов. Содержательные аспекты метода выбираются в соответствии с основными направлениями развитии личности, традициями образовательного учреждения, региональными особенностями условиями осуществления образовательного процесса. Например, «Стану олимпийцем», «Семейные традиции народов Кубани», «Земля отцов – моя земля», «Кубань – многонациональный край» и др.

Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее значимых (общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное). Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов.

Необходимо особо обратить внимание на организационные аспекты:


  1. проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года;

  2. время для реализации проектов, в том числе каникулярное (или в выходные дни, если пятидневная учебная неделя), определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов;

  3. проекты могут быть реализованы как в первый год обучения школьников, так и спроектированы в целом на первую ступень общего образования;

  4. проект предназначается, как для классов, так и для групп детей;

  5. организацию внеурочной деятельности осуществляют: классный руководитель, учителя предметники, заместитель директора по ВР, педагог-организатор, школьный психолог, педагоги дополнительного образования данного образовательного учреждения (школы), социальные педагоги и старший вожатый.

Преимущества второго способа:

  • учет различных условий организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов образовательных учреждений (прогимназии, гимназии, лицеи);

  • обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальной школы);

  • обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Шипулина Н.А., главный-специалист эксперт отдела общего образования департамента образования и науки

Галутво Л.М., проректор по научной и проектной деятельности
ГОУ ККИДППО

Мекерова Г.Г., профессор кафедры начального образования


ГОУ ККИДППО

Кирюхин О.А., и.о. заведующего кафедрой начального образования


ГОУ ККИДППО



База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница