Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины



Дата30.04.2016
Размер46.4 Kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины

СД.В.1.2. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ

1. Цели и задачи дисциплины

Курс имеет целью познакомить студентов с содержанием и структурой процесса коммуникации



Задачи курса:

Курс «Теория коммуникации» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов-журналистов и связан с такими курсами, как «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности журналиста», «Социология журналистики» и «Язык и культура».

Студенты должны знать:

  • что такое коммуникация, семиотический аспект коммуникации, типы коммуникаций;

  • какова суть психолингвистического, прагмалингвистического и социолингвистического аспекта теории коммуникации;

Студенты должны уметь:

  • анализировать различные коммуникационные системы;

  • использовать на практике наиболее эффективные коммуникативные стратегии и тактики в соответствии с конкретной речевой ситуации.


2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Понятие коммуникации

Термин коммуникация. Два подхода к коммуникации. Основные задачи теории коммуникации. Междисциплинарные связи теории коммуникации.

Вербальная и невербальная коммуникации. Язык как средство коммуникации. Отличие языка от систем сигнализации в животном мире. Функции языка. Аспекты изучения коммуникации.

Семиотический аспект изучения коммуникаций

Понятие кода. Знаковая природа коммуникации. Типы семиотических систем и закономерности их функционирования. Знак, его свойства, типы знаков.

Язык как знаковая система. Концепции языкового знака в лингвистике. Типология языковых знаков. Принцип асимметрии языкового знака и его означаемого.

Психолингвистический аспект изучения коммуникаций

Психофизиологические основы порождения речи. Анализ речевого действия. Внутренняя речь и ее роль в формировании связной речи. Уровни и критерии понимания. Понимание слов и предложений. Понимание текста и подтекста. Различные типы подтекстов. Понимание в различных типах речи и разных коммуникативных ситуациях. Причины непонимания и коммуникативных неудач.

Теория языковой личности. Модель Ю. Н. Караулова. Концепт и концептосфера. Понятие прецедентного текста. Языковая личность и понятие имиджа. Имидж журналиста.

Теория речевого воздействия. Типы речевого воздействия. Внушение, убеждение, «заражение» с помощью различных языковых средств.



Прагмалингвистический аспект изучения коммуникаций

Дискурс и его компоненты. Единицы дискурса. Речевой акт и его структура. Речевая ситуация. Адресант и адресат. Понятие иллокутивной силы. Перфомативы. Типы речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты. Диалогическая коммуникация. Классификация вопросов и ответов. Типы диалогической коммуникации. Деловая коммуникация. Речевое воздействие в межличностной коммуникации. Тип установки по отношению к собеседнику. Типы диалогов. Барьеры диалогического взаимодействия. Монологическая коммуникация. Типы монологов. Понятие стратегии и тактики речевого поведения. Перлокутивные эффекты. Коммуникативный ход. Коммуникативные стратегии подчинения. Понятие коммуникативного давления. Логические аспекты речевого воздействия. Тактики уговаривания. Психологические аспекты речевой коммуникации. Основные типы коммуникабельности людей. Стратегии и тактики дискредитации. Эмоционально настраивающие тактики.



Социолингвистический аспект изучения коммуникаций

Социальная маркированность языковых единиц. Владение языком как социолингвистическая проблема. Социальный аспект речевого общения. Ролевая структура разных типов коммуникативных ситуаций.



Этический аспект теории коммуникаций

Этика и речь. Этика и сфера общения. Этика и виды речевой деятельности.



Типы коммуникаций

Межличностная, межкультурная и массовая коммуникация. Коммуникация организационная, деловая, политическая, публичная. Нравственная коммуникация. Интерперсональная коммуникация. Групповая коммуникация.



3. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, заданиями для самостоятельной работы, ориентированными на понятие «коммуникация».

В процессе изучения дисциплины студенты должны иметь представление о специфике типов коммуникации, фоновых знаниях, стереотипах.

Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники).

При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса).

При освоении курса студенту необходимо знать, каковы прикладные применения теории коммуникации, что понимается под коммуникацией в человеческом обществе, какие подходы (парадигмы) к коммуникации существовали в истории научных исследований, какова роль знаковых систем в человеческой жизни и коммуникативной деятельности, в чем суть знаковой теории и каковы разделы семиотики, каковы психофизиологические основы порождения речи, в чем суть речевого действия, каково содержание понятия «внутренняя речь», каковы единицы дискурса, в чем специфика речевой ситуации и функции адресанта и адресата, в чем суть понятия иллокутивной силы, что такое перфомативы, какова социальная маркированность фонетических явлений, акцентных явлений, словоизменительных форм, лексических значений и синтаксических конструкций, в чем состоит суть социолингвистической проблемы владения языком, в чем состоит социальный аспект речевого общения, какие традиционные типы коммуникации выделяются в научной литературе.

Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем.
4. Список рекомендованной литературы

Основная литература:

Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

Основы теории коммуникации: Учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007.

Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2003.
Дополнительная литература:

Пивонова Н. Е. Речевые и письменные коммуникации: Учебно-методическое пособие. СПБ.: ИВЭСЭП, Знание, 2005.


Учебные пособия:

Иванищева О. Н. Язык и культура: Учеб. пособие. Мурманск: МГПУ, 2007.


Словари:

Бачинин В. А. Социология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.



Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во МГУ, 2004.

Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация: Междисциплинарный словарь. СПб.: КАРО, 2006.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница