Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины б б. 8 Риторика



Скачать 37.48 Kb.
Дата30.04.2016
Размер37.48 Kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Б.3.Б.8 РИТОРИКА


  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами эффективной речи, направленной на формирование профессионально-ориентированных речевых знаний и умений, навыков публичного общения с аудиторией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: риторические приемы и основные правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации.

2) Уметь: взаимодействовать с аудиторией; логически верно, аргументировано и ясно строить речь.

3) Владеть: навыками публичного общения для решения коммуникативных задач устной и письменной речи.

Данная дисциплина (модуль) относится к профессиональному циклу. Дисциплина связана с такими дисциплинами, как «Теория коммуникаций», «Теория межкультурной коммуникации».




  1. Структура курса (содержание разделов дисциплины)

Тема 1: Речь как сфера общения

Коммуникативный, информативный и психологический аспекты речи. Сферы функционирования риторики в обществе. Устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. Прагматические установки воздействия.



Тема 2: Социально ориентированный диалог. Современный публичный монолог

Публичная коммуникация и ее формы. Современная практика публичных дебатов. Речь политического оратора, проповедь, судебная речь, лекция, выступление журналиста, рекламного агента и др. Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере журналистской деятельности. Российская политическая речь.



Тема 3: Взаимодействие с аудиторией

«Открытая аудитория», ее особенности и коммуникативные возможности. Групповое внушение. Эффект подражательства. Типы аудитории и типы ораторов. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Изучение аудитории. Выбор темы и ее уместность. Варианты установок публичной речи. Определение цели и характера выступления. Подготовка выступления. Работа с фактами. Работа с тезисами и «конструирование». Введение вспомогательного и иллюстративного материала, примеров, сравнений, ссылок и т.п. Классическая риторика и литературная обработка речи. Риторические фигуры. Стилистические приемы усиления эмоциональности. Разные способы выступления. Убеждение и демонстрация убежденности. Приемы концентрации внимания и его поддержания. Приемы эмоционального восприятия. Демонстрация потребности поделиться мыслями. Соотнесение темы с личным опытом оратора и слушателей. Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки. Поведение в трудных ситуациях. Преодоление критических установок аудитории. Искусство попутной реплики. Юмор в публичной речи. Тональность выступления.



Тема 4: Публичные дебаты и полемика

Критическая риторика. Стратегия поведения. Выбор роли. Типы дебатирующих риторов. Речевое поведение на разных этапах публичного спора. Способы опровержения. Доказательства от противного. Общение с аудиторией через общение с собеседником. Эмоциональные факторы полемики. Понятие коммуникативного согласия. Самозащита и самоконтроль в процессе полемики.



Тема 5: Ошибки публичного выступления

Демагогия и манипулирование. Уровень современной культуры дискуссии. Речевой этикет. Этика в публичном выступлении.



Тема 6: Риторика массовых коммуникаций

Специфика ее проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.




  1. Методические рекомендации по изучению дисциплины

В процессе изучения дисциплины магистранты должны получить представление об основных правилах речевого поведения в определенных условиях коммуникации. Вначале рекомендуется познакомиться с программой курса, составить представление о его целях и задачах, о характере, объеме и тематическом спектре материала, подлежащего усвоению.

При изучении материала каждого занятия следует познакомиться с его планом, проработать рекомендуемую литературу, выполнить задания. При этом следует специально отмечать места, вызвавшие вопросы или затруднения, чтобы впоследствии обсудить их с преподавателем и другими студентами на занятии. В результате работы необходимо составить словарь основных понятий по каждой теме.




  1. Список рекомендованной литературы:

Основная литература:

  1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

  2. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

  3. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002. С. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2007. С. 545-575.

  4. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М.: ИД «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2003.

Дополнительная литература:

  1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

  2. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002. С. 107-298.

  3. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики: 4-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2005.

  4. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2006.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница