Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины кпв «психолого-педагогические основы развивающего обучения»



Скачать 257.93 Kb.
Дата30.04.2016
Размер257.93 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

КПВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»


050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Главная цель курса – непосредственное знакомство студентов с процессом развивающего обучения как целостной системы.

Основные задачи курса:


  • помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности;

  • раскрыть специфику современных подходов к организации учебной деятельности;

  • показать типологию уроков в системе РО;

  • научить анализировать и проектировать уроки в системе РО.

В результате изучения курса студенты:

должны знать:



  • основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и психического развития;

  • психологические механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • сущность и особенности систем развивающего обучения.

должны уметь:

  • определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

  • определять факты, механизмы, закономерности развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

  • определять уровни усвоения знаний, сформированности умений и навыков;

  • конструировать, проектировать и анализировать уроки в системе развивающего обучения.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Раздел 1. Сущность развивающего обучения.

План:

1. Содержание понятия развивающего обучения.

2. Проблема отношения обучения и развития.

3. Основные характеристики развивающего обучения.

Основные понятия:

Обучение, развитие, развивающее обучение, учение, знания, умения, навыки, «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».



Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.




Раздел 2. Система развивающего обучения (СРО) Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

План:

1. Предпосылки создания СРО Д.Б.Элькониным-В.В.Давыдовым

2. Эмпирическое и теоретическое мышление.

3. Особенности СРО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Основные понятия:

Эмпирическое мышление, теоретическое мышление, эмпирические знания, теоретические знания, обобщение.



Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Раздел 3. Дидактическая система развивающего обучения Л.В.Занкова

План:

1. Предпосылки создания дидактической СРО В.В.Занковым

2. Принципы дидактической СРО В.В.Занкова.

3. Особенности внедрения СРО В.В.Занкова в практику.

Основные понятия:

Принципы, высокий уровень трудности в обучении, сознательность и осознанность в обучении, учебная задача.



Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.



Раздел 4. Проектирование и анализ уроков в системе РО

План:

1. Типология уроков в системе РО

2. Анализ уроков в СРО.

Основные понятия: модели организации уроков.

Урок постановки учебной задачи;

Урок анализа и решения учебной задачи;

Урок конкретизации открытого способа действий (урок решения частных задач);

Урок контроля и оценки.

Литература основная:


  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Практические занятия

Тема: Психолого-педагогические основы технологии обучения в начальном



образовании

План:


1. Эволюционный анализ понятия «педагогическая технология».

2. «Педагогическая технология и «технология обучения».

3. Инновационные технологии и инновационная деятельность в системах

развивающего обучения.



Вопросы для обсуждения:

  • Понятие и определения педагогической технологии. История понятия

  • «технология».

  • Аспекты и уровни педагогической технологии.

  • Методологические требования к педагогической технологии.

  • Соотношение «технологии» и других педагогических понятий: система, методика.

  • Методика предметного преподавания и технология.

Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  1. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  2. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  3. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Сущность технологии обучения

План:


1. Понятие, цель, предмет, существенные признаки технологии обучения.

2. Структура педагогической системы – системообразующий фактор

технологии обучения.

3.Слагаемые педагогической технологии.



Вопросы для обсуждения:

  • Технология развивающего обучения, как система упорядоченных процедур образовательного процесса, обеспечивающих достижение заданного результата.

  • Инновации в целостном педагогическом процессе (понятие об инновационной деятельности; содержание и методы деятельности организатора инноваций; критерии педагогических инноваций).

  • Сравнительный анализ традиционного и инновационного обучения.

  • Отношение учителей к педагогическим технологиям.

  • Актуальные проблемы внедрения педагогических технологий.

Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Конструирование технологии обучения

План:


1. Разработка основ педагогической технологии.

1. Разработка основ технологии обучения.

2. Постановка диагностических целей образования.

3. Проектирование содержания обучения.

4. Моделирование структуры технологии обучения.

5. Обратная связь: контроль и оценка.



Вопросы для обсуждения:

  • Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Сущность и специфика педагогической задачи.

  • Виды педагогических задач по временному признаку: стратегические задачи, тактические задачи, оперативные задачи.

  • Виды педагогических задач по состоянию профессиональной готовности педагога: типовые, нештатные, творческие, импровизационные.

  • Проектирование, этапы и процесс решения педагогических задач. Оценка выбора педагогических задач.

  • Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач.

  • Технология решения педагогических задач.

  • Алгоритм постановки и анализа решения педагогических задач.

Литература основная:

  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Сущность развивающего обучения

План:


1. Что такое развивающее обучение?

2. Характеристика сущностных признаков развивающего обучения.

3. Авторские технологии развивающего обучения в начальной школе.

Вопросы для обсуждения:


  • Классификации педагогических технологий по разным основаниям (Г.К Селевко).

  • Характеристика технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью (В.П.Беспалько).

  • Характеристика технологий по позиции ребёнка в образовательном процессе. Характеристика технологий по содержанию модернизаций и модификаций традиционной системы.

Подготовка докладов о различных авторских технологиях. Классификация образовательной технологии:

а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений – педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков), гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; природосообразные технологии – воспитания грамотности А.М. Кушнира, саморазвития М. Монтессори; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина и др.;

б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – проблемное обучение, игровые технологии, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, технология организации развивающих видов деятельности школьников (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.В.Репкин, И.П. Волков, И.П. Иванов, И.С. Якиманская, Г.К. Селевко и др.), технология организации коллективной творческой деятельности (М.Д.Виноградова, И.Б.Первин, В.В.Рубцов, В.П.Тарантей и др.), коммуникативное обучение Е.И. Пассова, мультимедийные технологии, технология «Портфель достижений» и др.;

в) педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения – программированное обучение (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик, И.Н.Закатова, В.П. Беспалько), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, групповые и коллективные способы обучения (И.Б.Первин, А.Г. Ривин, В.К.Дьяченко), технологии уровневой дифференциации (на основе обязательных результатов В.В.Фирсова), информационные технологии (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина)

и др.;

г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала – интегральная технология П.М.Эрдниева, технология «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), поэтапное формирование умственных действий (М.Б. Волович); технологии концентрированного обучения – модель суггестивного погружения (М.П.Щетинин, А.В.Хуторский, А.Н.Тубельский); модель временного погружения М.П.Щетинина; технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев), технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев); технология "Экология и диалектика" Л.В.Тарасова; частнопредметные педагогические технологии (Р.Г. Хазанкин, А.А. Окунев, Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев) и др.



д) педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений – технология адаптивной школы (Б.А. Бройде), здоровьесберегающие технологии (Б.П. и Л. А. Никитины, В.Ф. Базарный, Г.П. и Е. В. Воронковы, А.Ф. Пазухин, Л.Е.Бычкова и др.), технологии свободного образования;

е) технологии на основе усиления социально-воспитательных функций педагогических процессов - технологии организации досуговой деятельности, технологии формирования образовательной среды, технологии воспитания, коллективное творческое дело (И.П. Иванов), шоу-технологии,

технология «Информационное зеркало» и др.;

ж) альтернативные технологии – вальдорфская педагогика Р.Штайнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка, технология коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий, К.Я. Вазина), технология учебного проектирования, технология педагогических мастерских и др.;

з) целостные авторские школы – «Школа самоопределения» (А.Н.Тубельской), «Русская школа» (И.Ф. Гончаров – Л.Н. Погодина), «Школа для всех» (Е.А. Ямбург), школа – парк (М.А. Балабан); агрошкола (А.А. Католиков); школа XXI века (Д. Ховард), общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса (авторская школа В.А. Караковского) и др.

Литература основная:


  1. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

  2. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

  3. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

  4. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Теория развивающего обучения П. Я. Гальперина

План:


1. Умственное развитие ребенка.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

3. Теория П. Я. Гальперина о типах учения.

Вопросы для обсуждения:


  • Многообразие педагогических технологий: уровень применения, характер содержания, организационные формы, специфика применяемых приемов и методов и т.д. Критерии выбора технологии обучения в начальной школе.

  • Общепедагогические и частно-методические технологии начальной школы:

  • - традиционное обучение;

  • - технологии обучения;

  • - технологии воспитания;

  • - игровые технологии;

  • - технологии проблемного обучения;

  • - технологии развивающего обучения;

  • - альтернативные технологии;

  • - другие технологии.

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.



  1. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Система развивающего обучения Л.В. Занкова

План:


1. Теоретические положения концепции Л.В. Занкова: закон развития от

общего к частному, принцип дифференциации.

2. Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова.

3. Отличительные особенности системы развивающего обучения Л.В.

Занкова.

4. Методические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова.



Вопросы для обсуждения:

  • Идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и др.

  • Развитие в культурно-исторической традиции. Развитие как присвоение социально-исторического опыта, универсальных человеческих способностей; как процесс интериоризации, как взаимодействие уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, как единство внешних и внутренних условий (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

  • Сущность и содержание развивающего обучения в отечественной психологии. Понятие развивающего обучения в авторских системах Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Ш.А. Амонашвили, В.С. Библера – С.Ю. Курганова.

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.



  1. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

План:


1. Основные положения концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина

– В.В. Давыдова.

2. Учебная деятельность и младший школьник.

3. Связь учебной деятельности с построением учебных предметов и

управлением педагогического процесса.

23

4. Развитие психических процессов школьников в условиях системы



развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

Вопросы для обсуждения:

  • Причины выделения развивающего обучения в самостоятельный вид обучения.

  • Основные системообразующие компоненты развивающего обучения:

  • цель обучения − концепция развития ребенка в процессе обучения − содержание обучения − технология обучения (ведущий тип учения, управление процессом учения).

  • Целеполагание в системах развивающего обучения. Специфика целеобразования в развивающем обучении: координация конечной цели и ближайших задач, их иерархия, множественность и многокомпонентность педагогических целей.

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.



  1. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Технология межпредметных связей в обучении (координированное

обучение)

План:


1. Теоретические основы межпредметных связей (понятие, система, структура).

2. Функции межпредметных связей (диалектическая, логическая,психологическая функции, укрупнение единицы знаний).

3. Типы межпередметных связей (исходные, параллельные, встречные, обратные).

4. Виды межпредметных связей (информативные, временные, функциональные, операционные).

5. Пути осуществления межпредметных связей (информационные,

репродуктивные, исследовательские).

6. Условия оптимальной организации межпредметных связей в начальном обучении (объективные, субъективные условия).

Вопросы для обсуждения:


  • Содержание обучения в развивающих системах.

  • Различные подходы к структурированию содержания.

  • Эмпирическое и теоретическое обобщение как основа построения содержания школьного обучения.

  • Учение в структуре развивающего обучения.

  • Философско-логическая основа теорий учения. В. В. Давыдов об основных теориях учения: ассоциативно-рефлекторная (Д.Б. Богоявленский, Н.А. Менчинская, И.Я. Лернер, И.Я. Краевский), деятельностная (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов, М.Н. Махмутов, В.С. Библер и др.).

  • Особенности управления учением школьников (преподавание), взаимодействия участников образовательного процесса в системах развивающего обучения. Результативность развивающего обучения.

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.



  1. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Проблемное обучение

План:


1. Понятие проблемного обучения.

2. Дидактические основы проблемного обучения.

3. Проблемная ситуация.

4. Организация учебного познания в проблемном обучении.

5. Методика управления проблемным обучением.

Вопросы для обсуждения:


  • История развития проблемного обучения.

  • Научная и учебно-познавательная проблема. Уровни проблемности.

  • Типы проблемных ситуаций.

  • Приемы создания проблемных ситуаций в начальной школе.

  • Проблемный урок. Проблемная беседа. Последовательность шагов в проблемном обучении.

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

5.Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.


Тема: Педагогика сотрудничества

План:


1. Педагогика сотрудничества – эффективная дидактическая модель

современной начальной школы.

2. Психологические основы сотрудничества как одна из определяющих основ

современного обучения.

3. Идеи педагогики сотрудничества

Вопросы для обсуждения:


  • Виды взаимодействия ребенка и взрослого: непосредственно-эмоциональное (коммуникативное), конкретно-практическое (предметно-действенное), учебное.

  • Учебное сотрудничество как особая форма освоения содержания образования и фактор (условие) психического развития школьников.

  • Типы соорганизации совместной деятельности: ученик-учитель, ученик-ученик-учитель, ученик-ученик (с самим собой). Взаимообучение (статические ППС - пары постоянного состава, динамические ПСС – пары сменного состава). Учебный диалог, учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций, учебные игры − основные методы организации учебного сотрудничества в развивающем обучении. Коллективный способ обучения (КСО) как технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Групповые технологии обучения (обучение в малых группах; система бригадно-индивидуального обучения).

Литература основная:

1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: Учебное пособие/П.Я.Гальперин – М.: Книжный

дом «Университет», 2007. – 400 с.

2. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения [Текст]: /Д.Г.Левитес. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: издательство: Модэк, 2003. – 320с.

3. Левитес, Д.Г. Образовательсные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. [Текст] /Д.Г.Левитес – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. – 145с.

4. Развивающее обучение в начальной школе: специфика учебной деятельности, проекты уроков [Текст]:/автор-составитель Г.В. Шакина. – Волгоград: изд-во учитель, 2009. – 147с.

5. Хуторской, А.В. современная дидактика [Текст]: учебник для вузов./А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

Литература дополнительная:

1. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 3. Технологии развивающего обучения: (Полный курс лекций) [Текст]: Учеб. пособие./В.Е.Пешкова – Майкоп: ООО «Аякс», 1997. – 160 с.

2. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е. – М.: Академия, 2008. – 566 с.

3. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007. – 360с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

5. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 320с.

6. Потеев, М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование [Текст] /М.И.Потеев - СПб.: ГИТМО (ТУ). 2000. – 228 с.








База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница