Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины дс. 9 Технические методы и средства защиты информации



Скачать 269.09 Kb.
Дата30.04.2016
Размер269.09 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ДС.9 Технические методы и средства защиты информации

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

со специализацией «Информационная безопасность»




Автор программы: Канаев Алексей Алексеевич - старший преподаватель кафедры ФКСиБЖД
Пояснительная записка:
Программа специального курса "Технические средства и методы защиты

информации" составлена в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специализации 050104 «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «информационная безопасности» Современный человек живет в мире природных, техногенных, социальных, информационных и прочих опасностей, которые постоянно угрожают его здоровью и жизни. Знание причин возникновения и характера ЧС, заблаговременное принятие мер защиты, решительные и грамотные действия в случаях реальной угрозы позволяют в значительной мере снизить все виды опасностей. Поэтому подготовка студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях является необходимой, своевременной и актуальной.

В процессе изучения курса дать студентам, будущим учителям ОБЖ, систему

знаний касающихся обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения, учащимся и работникам образовательных учреждений во время их учебной деятельности на основе использования современных достижений науки и техники


Целью данного спецкурса является:

  • ознакомление с различными видами угроз информационным ресурсам, каналами утечки информации, моделью нарушителя и его потенциальными возможностями по несанкционированному доступу и съему информации определяет перечень изучаемых технических средств и методов защиты информации.

  • ознакомить с формами информации и защиты; документальная, акустическая(речевая) и телекоммуникационная и т.п.


Задачи дисциплины:

1. Раскрыть содержание законодательных и нормативно- правовых актов РФ.

2. Ознакомить с фактическим состоянием и организационно-функциональной системой обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях России.

3.Научить прогнозировать, своевременно выявлять и нейтрализовать потенциальные и реальные внутренние и внешние угрозы, особенности построения периметровой охраны.

4. Сформировать у будущих учителей навыки и умения организации мероприятий информационной обеспечения во время учебного процесса, а также ликвидации их последствий.
Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения дисциплины студенты в области обеспечения информационной безопасности образовательных учреждений должны: приобрести навыки и умение ориентироваться при выборе тех или иных методов и средств защиты информации, а также их применения.


Знать:

  1. Требования законодательных и иных нормативных правовых актов;

  2. Теоретические основы ее комплексного обеспечения;

  3. Потенциальные и реальные внутренние и внешние угрозы;

  4. Методы организации работы и современные технические средства, физические методы ее комплексного обеспечения;

  5. Организационные основы и принципы построения, механизма управления системой информационной безопасности в образовательного пространства;

  6. Перечень необходимых документов в области информационной безопасности.


Уметь:

  1. Составлять мероприятия по обеспечения информационной безопасности во время учебного процесса, используя технические средства и методы защиты

  2. Оперировать соответствующим понятийным аппаратом;

  3. Своевременно обнаружить угрозы документальной, акустической(речевой), телекоммуникационной и объектов охраны образовательного учреждения;

  4. Принимать необходимые меры по предупреждению утечки информации, нейтрализации возникших угроз самостоятельно и во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охранно-сыскных структур, пожарными и МЧС;

  5. Документировать важные процессы и события в указанной сфере при повседневном функционировании, возникновении угроз и организации мероприятий по противодействию им;

  6. Уметь методически правильно составлять необходимую документацию по обеспечению информационной безопасности в образовательном учреждении;


Владеть:

Практическими навыками по применению технических методов и средств мер защиты учащихся и персонал образовательного учреждения от негативных факторов во время учебного процесса, а также ликвидации их последствий.


Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

п/п





Шифр и наименование специальности


Курс



Семестр



Виды учебной работы в часах

Вид

итогового

контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа


1.


050104-Безопасность

Жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность



5

10




30


10


20


-


100


Экзамен



Темы для самостоятельного изучения.

п/п



Наименование раздела

Тема.


Форма

самостоятельной

работы


Кол-во

часов



Форма контроля

выполнения

самостоятельной работы

1


Правовые основы обеспечения

информационной безопасности



Изучить нормативно- правовую систему в области ИБ

Реферат

8/16


Заслушивание и

обсуждение реферата.


2


Технические средства безопасности ОУ

Тема:1.Средства обеспечения информационной безопасности и ёе элементы.

2. Тех. средства видеонаблюдения.

3. Приборы и средства пожарно- охранной сигнализации.

4. Тех. средства охраны внутреннего и внешнего наблюдения.


Реферат.
.

8/12

Заслушивание и

обсуждение реферата

3.


Технические и средства методы защиты текстовой и компьютерной информации.

1.Средства защиты текстовой информации

2. Средства защиты компьютерной информации.

3. Организация работы и методы защиты информации.


Реферат


8/16

Заслушивание и

обсуждение реферата



4


Технические средства защиты речевой информации.

1.Устройства защиты речевой информации.

2 Особенности работы и основные характеристики аппаратура защиты речевой информации.

3.Защита речевой информации в помещениях.

4.Методы борьбы с утечкой информации

5.Оперативные и технические возможности злоумышленника по перехвату речевой информации.


Реферат

8/16


Заслушивание и

обсуждение реферата

5


Охрана периметра и методы защиты.

1.Классификация охраны периметра.

2.Видеоприемные устройства, видеомагнитофоны.

3.Модель нарушимтеля.

Реферат




8/12


Заслушивание и

обсуждение реферата

6.


Безопасность учащихся

при использовании информационных технологий.

1.Компьютер и зрение.

2.Профилактика заболеваний при работе за компьютером.

3. Техника безопасности в компьютерном классе.

Мобильные телефоны и здоровье.


Реферат


6/16


Заслушивание и

обсуждение

реферата





Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Тема 1. Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения
План

  1. Законодательство РФ в области информационной безопасности.

  2. Понятия: «информационная безопасность», «защита информации в КС». «организационные меры защиты» «организационно-технические меры защиты» «технические (программно-технические) меры защиты» «Объект защиты в КС».


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие Вы знаете основные законодательные акты, обеспечивающие основу информационной безопасности в образовательном учреждении?

  2. Какие направления рассматривается в ФЗ « Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

  3. Какие направления рассматривается в ФЗ « О персональных данных» от 27.07.2006 г.№ 152 – ФЗ.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составить структуру « Доктрины информационной безопасности в РФ, утвержденную Президентом РФ от 9.09. 2000 г. Пр. № 1895

  2. Составить структуру ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

  3. от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

  4. Составить структуру ФЗ« О персональных данных» от 27.07.2006 г.№ 152 – ФЗ.

  5. Изучить понятийный аппарат и выделить основные направления в нем: «информационная безопасность», «защита информации в КС». «организационные меры защиты» «организационно-технические меры защиты» «технические (программно-технические) меры защиты» «объект защиты в КС».


Литература

Основная

  1. Каторин Ю.В., Куренков Е.В., Лысов А.В., Остапенко А.Н. Энциклопедия про­мышленного шпионажа. – Санкт-Петербург, «Полигон», 1999.

  2. Хорев А.А. Способы и средства защиты информации. – М.: МОРФ, 1998

  3. Ярочкин В.И. Технические каналы утечки информации. – М.: ИПКИР, 1994.

  4. Вартанесян В.А. Радиоэлектронная разведка. – М., Воениздат, 1991.

  5. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М., МИФИ, 1997.

  6. Халяпин Д.Б. Вас подслушивают? Защищайтесь! – М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2001:, – 308 с.

  7. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя / сост. Н.В. Андреева [и др.] под общей, ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Айрис-пресс, 2005.

  8. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред.. докт. пед. наук, проф. Л.Я. Олиференко. - М.: Айрис-пресс, 2006.


Дополнительная литература

 


  1. Журнал «Защита информации. Конфидент». – С.-Петербург: ООО «Конфидент». 1998–1999.

  2. Журнал «Системы безопасности связи и телекоммуникации». – М.: «Гротек», 1998–1999.

  3. Каталог ресурсов российской части Интернет hyperlinie Lttp:// counter-windows-1251.rambler.ru/top100/security/, раздел «Безопасность».

  4. Технические описания и инструкции к используемой технике и приборам.

 
Тема 2. Технические средства безопасности ОУ

План

  1. Охранно- пожарная сигнализация.

  2. Средства и системы связи.

  3. Техническое обеспечение иных видов безопасности.

  4. Интегрированные системы безопасности.


Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Какие требования предъявляются к охранно-пожарной сигнализации?

    2. У Вас в школе была охранно-пожарная сигнализация?

    3. Какие Вы знаете средства обнаружения и средства связи?


Задания для самостоятельной работы

      1. Изучить и законспектировать охранные датчики: контактные и бесконтактные.

      2. Изучить и законспектировать датчики пожарной сигнализации.


Литература

Основная

  1. Пожарная безопасность: Научно-технический журнал. - М.: ООО «Информост», 2001-2002.

  2. Федоткин С. Н. Основы охранной деятельности. Практическое пособие для сотрудников негосударственных охранных организаций. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

Дополнительная

  1. Письмо Минобразования РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572 « Об обеспечении безопасности в образовательном учреждениях».

  2. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях: Практ. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. - (Серия «ЧП»).



Тема 3. Технические и средства методы защиты текстовой и компьютерной информации

План
  1. Классификации угроз безопасности КС.
  2. Каналы, способы и средства воздействия угроз.
  3. КС и их компоненты как объект защиты.
  4. Объекты защиты в КС.

  5. Системные принципы информационной безопасности.

  6. Направления применения методов и средств ЗИ.

  7. Методика построения защищенных КС.

  8. Разработка системы программно-технических мер защиты КС.

  9. Технические средства защиты КС от НСД.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Раскройте классификацию угроз безопасности КС.
  2. Какие Вы знаете каналы, способы и средства воздействия угроз?.
  3. Какие объекты защиты в КС. Вы знаете?

  4. Перечислите технические средства защиты КС от НСД.

  5. Раскройте системные принципы информационной безопасности.


Задания для самостоятельной работы
  1. Составить классификации угроз безопасности КС.
  2. Составьте каналы, способы и средства воздействия угроз.

  3. Составьте программно-технических меры защиты КС.


Литература

Основная

  1. Каторин Ю.В., Куренков Е.В., Лысов А.В., Остапенко А.Н. Энциклопедия про­мышленного шпионажа. – Санкт-Петербург, «Полигон», 1999.

  2. Хорев А.А. Способы и средства защиты информации. – М.: МОРФ, 1998

  3. Ярочкин В.И. Технические каналы утечки информации. – М.: ИПКИР, 1994.

  4. Вартанесян В.А. Радиоэлектронная разведка. – М., Воениздат, 1991.

  5. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М., МИФИ, 1997.

  6. Халяпин Д.Б. Вас подслушивают? Защищайтесь! – М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2001:, – 308 с.

  7. Зайцев А.П., Шелупанов А.А. Технические средства и методы защиты информации. Часть 1. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2005.

  8. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями). Приложения: 1. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. 2. Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности. 3. Перечень видов вооружения охранников. 4. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств.



Дополнительная литература

  1. Журнал «Защита информации. Конфидент». – С.-Петербург: ООО «Конфидент». 1998–1999.

  2. Журнал «Системы безопасности связи и телекоммуникации». – М.: «Гротек», 1998–1999.

  3. Каталог ресурсов российской части Интернет hyperlinie Lttp:// counter-windows-1251.rambler.ru/top100/security/, раздел «Безопасность».


Тема 4. Технические средства защиты речевой информации.
План

  1. Технические каналы утечки речевой информации.

  2. Технические каналы утечки информации, обрабатываемой ТСПИ и передаваемой по каналам связи.

  3. Комплекс для выявления каналов утечки речевой информации.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Раскройте технические каналы утечки речевой информации.

  2. Какие средства утечки информации передаваемой по каналам связи Вы знаете?

  3. Перечислите комплексы для выявления каналов утечки речевой информации.


Задания для самостоятельной работы
  1. Составьте методы каналов утечки речевой информации
  2. Составьте классификацию технических средств утечки речевой информации.

  3. Раскройте комплекс защиты от каналов утечки речевой информации.


Литература

Основная

  1. Каторин Ю.В., Куренков Е.В., Лысов А.В., Остапенко А.Н. Энциклопедия про­мышленного шпионажа. – Санкт-Петербург, «Полигон», 1999.

  2. Хорев А.А. Способы и средства защиты информации. – М.: МОРФ, 1998

  3. Ярочкин В.И. Технические каналы утечки информации. – М.: ИПКИР, 1994.

  4. Вартанесян В.А. Радиоэлектронная разведка. – М., Воениздат, 1991.

  5. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М., МИФИ, 1997.

  6. Халяпин Д.Б. Вас подслушивают? Защищайтесь! – М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2001:, – 308 с.

  7. Зайцев А.П., Шелупанов А.А. Технические средства и методы защиты информации. Часть 1. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2005.

  8. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями). Приложения: 1. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. 2. Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности. 3. Перечень видов вооружения охранников. 4. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств.


Дополнительная литература

  1. Журнал «Защита информации. Конфидент». – С.-Петербург: ООО «Конфидент». 1998–1999.

  2. Журнал «Системы безопасности связи и телекоммуникации». – М.: «Гротек», 1998–1999.

  3. Каталог ресурсов российской части Интернет hyperlinie Lttp:// counter-windows-1251.rambler.ru/top100/security/, раздел «Безопасность».



Тема 5. Охрана периметра и методы защиты

План

  1. Классификация объектов охраны.

  2. Общие принципы обеспечения безопасности объектов.

  3. Периметр – линия защиты.

  4. Функциональные зоны охраны.

  5. Средства защиты.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Составьте классификация объектов охраны

  2. Составьте общие принципы обеспечения безопасности объектов

  3. Какие средства защиты периметра Вы знает?

  4. Составьте функциональные зоны охраны.


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте классификация объектов охраны.

  2. Перечислите общие принципы обеспечения безопасности объектов.

  3. Составьте классификацию охраны периметра.

  4. Составьте средства защиты периметра охраны.


Литература

Основная

  1. Каторин Ю.В., Куренков Е.В., Лысов А.В., Остапенко А.Н. Энциклопедия про­мышленного шпионажа. – Санкт-Петербург, «Полигон», 1999.

  2. Хорев А.А. Способы и средства защиты информации. – М.: МОРФ, 1998

  3. Ярочкин В.И. Технические каналы утечки информации. – М.: ИПКИР, 1994.

  4. Вартанесян В.А. Радиоэлектронная разведка. – М., Воениздат, 1991.

  5. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. – М., МИФИ, 1997.

  6. Халяпин Д.Б. Вас подслушивают? Защищайтесь! – М.: Издательский дом «Мир безопасности», 2001:, – 308 с.

  7. Зайцев А.П., Шелупанов А.А. Технические средства и методы защиты информации. Часть 1. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2005.


Дополнительная литература

  1. Журнал «Защита информации. Конфидент». – С.-Петербург: ООО «Конфидент». 1998–1999.

  2. Журнал «Системы безопасности связи и телекоммуникации». – М.: «Гротек», 1998–1999.

  3. Каталог ресурсов российской части Интернет hyperlinie Lttp:// counter-windows-1251.rambler.ru/top100/security/, раздел «Безопасность».


Тема 6. Безопасность учащихся при использовании информационных технологий.

План.

  1. Компьютер и здоровье.

  2. Техника безопасности в компьютерном классе.

  3. Мобильные телефоны и здоровье.

  4. Официальная позиция Всемирной Организации Здравоохранения.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какие меры безопасности при использовании компьютера Вы знаете?

  2. Расскажите общие требования безопасности во время работы на компьютере?


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить и законспектировать действия электромагнитных полей на организм человека.

  2. Изучить и законспектировать СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам» и организационные мероприятия с ЭВМ.


Литература

Основная

  1. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (с изменениями). Приложения: 1. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. 2. Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности. 3. Перечень видов вооружения охранников. 4. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств.

  2. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам», ЭВМ и организация работы.

  3. ГОСТ Р50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования к производственной среде. Методы измерения.

  4. ГОСТ Р50949-01. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерения и оценки эргономических параметров и параметров безопасности.

  5. Масленников М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных кабинетов информатики. М.: Аркти, 2006.

  6. Осокин А.М. Система безопасности образовательных учреждений // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. — № 11.

  7. Петров СВ. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.


Дополнительная

  1. Шумилин В.К. Краткий курс безопасности. М.: Соуэло, 2004 г.

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (утверждены Главным государственным са­нитарным врачом РФ 30 мая 2003 г., введены в действие с 30 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. №118).




Примерный перечень контрольных вопросов.


  1. Какие Вы знаете опасные ситуации природного характера?

  2. Какие Вы знаете законодательные акты, обеспечивающие основу безопасности в образовательном учреждении?

  3. Перечислите основные статьи в Конституции РФ гарантирующие безопасность работников и обучающихся в образовательном учреждении?

  4. Как Вы понимаете «опасность», « чрезвычайное происшествие», « безопасность образовательного учреждения»?

  5. Какие причины являются основными факторами, влияющими на безопасность образовательного учреждения?

  6. Какие основные элементы системы безопасности образовательного учреждения Вы знаете?

  7. Какие уровни управления в системе безопасности образовательного учреждения Вы знаете?

  8. На основании каких мер осуществляется безопасность?

  9. На основании каких документов был введен паспорт безопасности?

  10. Какие инструктажи по охране труда Вы знаете?

  11. Какие ФЗ Вы знаете, которые являются основой борьбы с терроризмом?

  12. Какие Вы знаете Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в борьбе с терроризмом?

  13. Что включает в себя понятие террористическая деятельность?

  14. Какие причины пожаров в образовательном учреждении Вы знаете?

  15. Какие неотложные меры необходимо применить при появлении очага пожара?

  16. Что Вы знаете об эвакуации в образовательном учреждении?

  17. К техническим причинам относится исправность механизмов, а к организационным причинам что?

  18. Что называется Концепцией?

  19. С кем необходимо взаимодействовать в организационных вопросах по безопасности образовательного учреждения?

  20. Какие структуры в обеспечении безопасности относиться к Федеральным органы исполнительной власти?

  21. Какие структуры в обеспечении безопасности относятся к органам исполнительной власти субъектов РФ.?

  22. Какие виды терроризма Вы знаете?

  23. Какие взрывчатые вещества Вы знаете?

  24. Где террорист может оставлять взрывчатые вещества?

  25. Какие действия при обнаружении взрывчатых веществ «ВВ» Вы должны выполнить?

  26. Какие меры безопасности необходимо выполнить при обнаружении «ВВ» в образовательном учреждении?

  27. Как необходимо себя вести, когда Вы оказались заложником?

  28. Какие средства защиты от электротока Вы знаете?

  29. Какие сроки проверки Вы знаете для индивидуальных средств защиты от электротока?


Примерный перечень вопросов к экзамену.



  1. Основные законодательные акты, обеспечивающие основу безопасности образовательного учреждения.

  2. Основные статьи, в конституции РФ гарантирующие безопасность работников и обучающихся в образовательном учреждении.

  3. Раскрыть понятия: «опасность», « чрезвычайное происшествие»,

«безопасность образовательного учреждения».

  1. Причины, влияющие на безопасность образовательного учреждения.

  2. Основные элементы системы безопасности образовательного учреждения.

  3. Уровни управления в системе безопасности образовательного учреждения.

  4. Основные меры, обеспечивающие безопасность образовательного учреждения.

  5. Паспорт безопасности и его краткая характеристика.

  6. Виды инструктажей по охране труда в образовательном учреждении и их краткая характеристика.

  7. Основные инфекционные болезни обучающихся.

  8. Характеристика фаз и механизм передачи инфекции.

  9. Раскройте понятия – патогенность

13. Раскройте понятия: инфекционная болезнь, эпидемический процесс, эпидемическая заболеваемость, эпидемия.

  1. Комплекс основных мероприятий по противоэпидемическому обеспечению.

  2. Основные критерии разумной кадровой политики.

  3. Требования, предъявляемые к преподавателю-организатору ОБЖ.

  4. Раскройте понятия: «профессиональная этика», «этика», «честь», «достоинство», «кодекс чести» сотрудника охраны образовательном учреждении?

  5. Федеральные законы по борьбы с терроризмом.

  6. Федеральные органы исполнительной власти участвующие в борьбе с терроризмом.

  7. Раскройте понятия: террористическая и антитеррористическая деятельность.

  8. Требования, предъявляемые к охраннику.

  9. Требования предъявляются к охранно- пожарной сигнализации.

  10. Основные причины пожаров в образовательном учреждении.

  11. Неотложные меры обучающихся и персонала при появлении очага возгорания в образовательном учреждении.

  12. Основные причины травматизма электротоком.

  13. Основные средства индивидуальной защиты от электротока и их сроки проверки.

  14. Основные мероприятия при поражении электротокам.

  15. Меры безопасности при использовании компьютера.

  16. Требования безопасности время работы на компьютере.

  17. Причины аварийности на автомобильном транспорте.

  18. Меры безопасности при посадке на грузовой транспорт.

  19. Причины аварийности на железнодорожном транспорте.

  20. Меры и правила безопасности при следовании в пассажирском

поезде.

  1. Методы и виды снятия стрессов у учащихся после ЧС.

  2. Краткая характеристика педагогической психогигиены и психотерапии.

  3. Внутренние и внешние угрозы субъектом обеспечения безопасности в образовательном учреждении.

  4. Сущность и основные положения «Концепции безопасности образовательного пространства».

  5. Роль и место преподавателя – организатора ОБЖ в обеспечении безопасности образовательного учреждения.

  6. Основы охранной деятельности. Правовой статус службы безопасности.

  7. Основные положения должностной инструкции лица, отвечающего за безопасность образовательного учреждения.

  8. Профилактика правонарушений в образовательном учреждении.

  9. Предупредительные мероприятия антитеррористической и антиэкстремисткой защиты образовательного учреждения.

  10. Алгоритм мероприятий по противодействию терроризма в образовательном учреждении.

  11. Законодательные и нормативно-правовые документы по организации пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  12. Противопожарный режим в школе. Типовые правила пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  13. Пожарная безопасность в школьных кабинетах, лабораториях и мастерских.

  14. Современные средства пожаротушения в школе, их характеристика и принцип действия.

  15. Последовательность действий администрации, персонала, порядок эвакуации из образовательного учреждения при пожаре.

  16. Понятие гигиены детей и подростков.

  17. Санитарно- гигиенические требования к зданиям и к содержанию образовательного учреждения.

  18. Понятия « школьные болезни». Их краткая характеристика.

  19. Организационные меры профилактики несчастных случаев и травматизма в образовательном учреждении.

  20. Правовые гарантии охраны духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних.

  21. Психолого- педагогическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.

  22. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении.

  23. Понятие: «культура безопасности», «устойчивость личности». Мировоззренческая устойчивость и ее значения для формирования личности учащегося.

  24. Формирования культуры безопасности в процессе педагогической деятельности.


Примерная тематика рефератов.


  1. Перечень законодательных и нормативно-правовых актов в РФ по безопасности.

  2. Перечень правового обеспечения безопасности молодежи.

  3. Роль и место преподавателя – организатора ОБЖ в обеспечении безопасности образовательного учреждения.

  4. Система безопасности ОУи ее элементы.

  5. Перечень видов ответственности работников, обучающихся и их родителей.

  6. Перечень вопросов относящихся к управлению безопасностью в образовательного учреждения.

  7. Разработать и составить характеристику паспорта безопасности образовательного учреждения.

  8. Перечень объектов подлежащих аттестация рабочих мест в образовательном учреждении..

  9. Основные требования охраны труда в кабинетах: физики, химии и технологии.

  10. Основные мероприятия по подготовке работников к действиям в опасных ситуациях.

  11. Меры защиты применяемые при осуществлении террористических актов в образовательном учреждении.

  12. Составить схему системы управления системой безопасности в образовательного учреждения.

  13. Профилактика правонарушений и социально-педагогическая работа в образовательном учреждении.

  14. Организация охраны образовательного учреждения и ее документация.

  15. Составить перечень по техническому обеспечению видов безопасности?

  16. Составить план тренировки по проведению эвакуации?

  17. Составить план эвакуации в образовательном учреждении?

  18. Должностных обязанности преподавателя- организатора ОБЖ.

  19. Последовательность действий администрации, персонала при пожаре, порядок эвакуации из образовательного учреждения.

  20. Санитарно- гигиенические требования к зданиям и к содержанию образовательного учреждения.

  21. Понятия « школьные болезни». Их краткая характеристика.

  22. Организационные меры профилактики несчастных случаев и травматизма в образовательном учреждении.

  23. Правовые гарантии охраны духовно-нравственной и информационной безопасности несовершеннолетних.

  24. Психолого- педагогическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.

  25. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении.

  26. Понятие «культура безопасности», «устойчивость личности».Мировоззренческая устойчивость и ее значения для формирования личности учащегося.

  27. Формирования культуры безопасности в процессе педагогической деятельности.


Словарь терминов
Опасность - воздействие или угроза иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество поражающего (деструктивно­го) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, и окружающую среду.
ЧП (чрезвычайное происшествие) - обиходный разговорный тер­мин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие лю­бого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.
Безопасность – состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.
Безопасность ОУ - состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод, имущества, окружающей среды и законных интере­сов обучаемых и работников ОУ от каких-либо опасностей (угроз) в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности в образова­тельном пространстве. Определение безопасности как «отсутствие опасности» неверно: в реальной жизни трудно найти ситуацию, в ко­торой бы полностью отсутствовали опасности. К сожалению, и в до­машней постели, и в чреве матери, и в классе, и за обеденным столом могут возникнуть неблагоприятные факторы и явления, влекущие ущерб для здоровья, нравственности или имущества человека.
Риск - вероятность наступления неблагоприятных последствий (потерь, разрушений, травм); мера оценки опасности ситуации, на­дежности проекта, решения, поведения. Различают риски индиви­дуальные, групповые, допустимые, недопустимые (например, пере­возка учащихся через водоем в перегруженной лодке без средств спасения). Моделирование и оценка рисков стали важным сред­ством планирования мер безопасности.
Этика - наука о морали и нравственности, о моральных оценках поведения человека. Основную функцию этики можно определить как формирование определенных правил поведения в обществе, ко­торые способствуют взаимопониманию между людьми в процессе общения.
Кодекс чести сотрудника охраны ОУ. Накопленный опыт воспита­ния кадров, понимание важности профессиональной чести и досто­инства способствовал созданию в среде сотрудников охранных под­разделений своеобразного Кодекса чести. Приведем некоторые его положения, которые могут быть отражены в контракте.
План эвакуации учреждения – заранее подготовленный документ, определяющий порядок действий при эвакуации работников учреждений.
Информационная безопасность – комплекс действий, направленных на сохранение в тайне сведений о человеке, его образе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут представлять интерес для преступников.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница