Методические рекомендации сд. 4 Физиология физического воспитания и спорта



Скачать 345.38 Kb.
Дата28.04.2016
Размер345.38 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СД.4 Физиология физического воспитания и спорта
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050720 Физическая культура со специализацией

спортивно-оздоровительный туризм
Автор программы: Ф.А. Щербина, к.м.н., профессор кафедры ФКСиБЖД

Требования к знаниям и умениям:
После изучения курса студенты должны знать:


  • физиологические основы адаптации организма человека к мышечной деятельности;

  • физиологическую характеристику состояний организма при спортивной деятельности;

  • физиологические механизмы развития физических качеств;

  • генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств;

  • физиологические основы спортивной тренировки женщин;

  • физиологические основы тренировки, спортивной ориентации и отбора юных спортсменов;

  • физиологические основы оздоровительной физической культуры

После изучения курса студенты должны уметь:


  • различать эффекты срочной и долговременной адаптации по изменениям функций при физических нагрузках;

  • анализировать особенности реакций физиологических функций при упражнениях различного характера;

  • использовать теоретические знания о влиянии генетических факторов на развитие двигательных качеств в практике спортивного отбора;

  • диагностировать состояния утомления и перенапряжения при занятиях спортом;

  • оценивать работоспособность человека в особых условиях;

  • владеть навыками сохранения и восстановления работоспособности;

  • измерять физиологические показатели у юных спортсменов в покое и при физических нагрузках;

  • планировать нагрузку и режим тренировочных нагрузок с учетом особенностей женского организма и фаз ОМЦ;

  • определять программу и организацию занятий с лицами разного возраста, пола и физической подготовленности


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. АДАПТАЦИЯ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА.
Тема 1. Спортивная физиология как прикладная наука, ее задачи, связь

с другими науками.
План:

1. История развития спортивной физиологии.

2. Методы исследования.

3. Значение спортивной физиологии для теории и практики физической культуры и

спорта.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Роль отечественных ученых в развитии физиологии спорта (Л.А.Орбели, А.Н.Крестовников, В.С Фарфель).

  2. Инструментальные методы исследования, применяемые в физиологии спорта и физической культуры.


Задание для самостоятельной работы:

Изучить методы исследования вегетативных и соматических функций у лиц различной степени адаптированности по данным исследования дыхательной системы.


Форма контроля самостоятельной работы:

Защита реферата, написание конспекта.


Литература основная:

  1. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. - С. 146-172.

  2. Дембо А.Г. Врачебный контроль. М., 1988. – С. 217-225.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 147-170.


Литература дополнительная:

  1. Куколевский Г.М., Граевская Н. Д. Основы спортивной медицины. М., 1971. – С. 218-230.

  2. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. - С. 79-85.

Тема 2. Адаптация как общебиологический закон.

Функциональные резервы организма.
План:

1. Определение понятия «адаптация». Общий адаптационный синдром (Г.Селье).

2. Индивидуальные типы адаптации. Дезадаптация, реадаптация, «цена» адаптации.

3. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам.

4. Функциональные резервы организма и их классификация.

5. Основные функциональные эффекты адаптации.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Понятие о срочном, отставленном и суммарном тренировочном эффекте.

  2. Динамика функций организма при адаптации, ее стадии.

  3. Долговременная адаптация и формирование системного структурного следа.


Задание для самостоятельной работы:

Измерить и сопоставить величины некоторых физиологических показателей (ЧСС, частота дыхания) у спортсменов с различной спортивной специализацией в состоянии оперативного покоя.


Форма контроля:

Выступить на семинарском занятии с сообщением.


Литература основная:

  1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 1. М., 1994. – С. 239-251.

  2. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991. - С. 41-52.

  3. Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995. – С. 360-376.



РАЗДЕЛ 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
План:

  1. Классификация спортивных движений по биомеханической структуре, проявлению физических качеств, режиму деятельности скелетных мышц.

  2. Характеристика циклических движений различной относительной мощности.

  3. Общая характеристика ациклических движений.

  4. Характеристика ситуационных движений.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Факторы, лимитирующие работоспособность. Основные механизмы утомления.

  2. Характеристика силовых и скоростно-силовых упражнений.

  3. Феномен статического усилия (Д. Лингард).

  4. Прицельные упражнения. Характеристика движений, оцениваемых в баллах.


Задание для самостоятельной работы:

На занятиях по избранному виду спорта выполняются задания с регистрацией доступных показателей физиологических функций при различных видах физических упражнений.




Литература основная:

  1. Физиология мышечной деятельности. Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией Я.М.Коца. М. 1983. – С. 93-129.

  2. Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995. – С. 359-376.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 513-516.


Литература дополнительная:

  1. Хоули Э. Г., Френкс Дон Б. Оздоровительный фитнесс. Киев, 2000. – С. 365.

  2. Энока Р.М. Основы кинезиологии. М., 2000. - С. 398.


РАЗДЕЛ 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ

ОРГАНИЗМА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 1. Состояние организма при спортивной деятельности.
План:

1. Предстартовое состояние. Особенности физиологических функций.

2. Врабатывание. Физиологические механизмы врабатывания функций.

3. Утомление. Определение и физиологическая сущность утомления.

4. Критерии и тесты оценки утомления.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Обоснование интервала отдыха между разминкой и соревнованием.

  2. «Мертвая точка» и «второе дыхание».

  3. Состояние устойчивой работоспособности. Истинное и ложное устойчивое состояние при циклических упражнениях разной мощности.

  4. Наиболее типичные факторы утомления при различных видах спортивных упражнений.


Задание для самостоятельной работы:

Произвести регистрацию физиологических показателей до, во время и после разминки, в процессе тренировки и при спортивной деятельности. Изучить внешние признаки утомления при различных упражнениях. Данные исследования доложить на практическом занятии.


Литература основная:

  1. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. - С. 55-79.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 73-146.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 513-525.

  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991. - С. 41-52.



Тема 2. Восстановление. Восстановительные процессы после работы.
План:

1. Кислородный голод и его компоненты.

2. Влияние тренировки на восстановительные процессы.

3. Средства повышения эффективности восстановительных процессов.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности восстановления функций.

  2. Восстановительные процессы после соревнований.

  3. Восстановление энергетических запасов в организме.

Задание для самостоятельной работы:

Апробировать средства, повышающие эффективность восстановительных процессов в своей спортивной практике.
Форма контроля:

Сделать доклад на практическом занятии.


Литература основная:

  1. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 266-392.

  2. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. М., 1981. – С. 142.

  3. Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье. М.,1999.- С. 171.

  4. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 2., СПб., 1994. – С. 363-369.


Литература дополнительная:

  1. Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовке. М., 1997. – С. 253.

  2. Верхошанский Ю.М. Программирование и организация тренировочного процесса. М., 1985.- С. 174.

  3. Эдвард Т., Хоули Б Дон Френкс. Оздоровительный фитнесс. Киев, 2000. – С. 366.



РАЗДЕЛ 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.
План:

1. Физиологические механизмы развития физических качеств.

2. Биологические факторы, определяющие развитие силы.

3. Физиологические механизмы развития скорости движений.

4. Физиологические основы развития (тренировки) скоростно-силовых качеств.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Что такое максимальная сила мышц?

  2. Какие факторы определяют максимальную произвольную силу (МПС)?

  3. Какие имеются виды гипертрофии мышц?

  4. Назовите физиологические особенности тренировки силы мышц динамическими и статическими (изометрическими) нагрузками.

Задание для самостоятельной работы:

В процессе тренировки произвести собственный расчет абсолютной и относительной силы в упражнении «жим лежа».
Форма контроля:

Данные исследования доложить на практическом занятии. Защита реферата.



Тема 2. Выносливость и ее взаимосвязь с работоспособностью и утомлением.

План:

1. Общая и специальная выносливость.

2. Роль генетических и средовых факторов в развитии различных видов выносливости.

3. Максимальная анаэробная мощность и максимальная анаэробная емкость как основа анаэробной выносливости.

4. Максимальное потребление кислорода (МПК) как интегральный показатель аэробных возможностей человека.

5. Кровоснабжение скелетных мышц и аэробная выносливость.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дать определение анаэробной и аэробной производительности.

  2. Какие имеются показатели и критерии выносливости?

  3. В каких единицах измеряется МПК?

  4. Что подразумеваем под понятием «аэробная емкость»?

  5. Что такое порог анаэробного обмена (ПАНО)?

  6. Как влияет композиция мышц на аэробную выносливость?


Самостоятельная работа:

Исследовать свой собственный максимальный темп движений и возможной длительности его удержания.


Форма контроля:

Сделать сообщение на практическом занятии.


Литература дополнительная:

  1. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М., 1988. – С. 197.

  2. Великанова Л.К., Гуминский А.А., . и др. Практические занятия по возрастной и школьной гигиене: Учебное пособие. М., 1992. – С. 129.

  3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., 2004. – С. 184.

  4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 492-501, 405-432.

  5. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 66-191.

  6. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. - С. 100-137.


Тема 3. Ловкость как проявление координационных способностей

нервной системы.
План:

1. Показатели ловкости.

2. Моторная память.

3. Особенности проявления ловкости в некоторых видах спорта.

4. Гибкость. Факторы, лимитирующие гибкость.

5. Взаимодействие двигательных качеств и двигательных навыков.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Объяснить значение сенсорных систем, основной и дополнительной информации о движениях.

  2. Координация и способность к мышечному расслаблению.

  3. Как влияют разминка, утомление, температура окружающей среды на гибкость?


Самостоятельная работа:

Подготовить тесты для изучения координационных способностей, гибкости, научиться определять МПК косвенным методом.


Форма контроля:

Доклад, защита реферата.


Литература основная:

  1. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 2002. – С. 38-45.

  2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М., 2004. – С. 28-37.

  3. Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995. – С. 108-155.

  4. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика. М., 2003. – С. 51-58.


Литература дополнительная:

  1. Физиология мышечной деятельности. Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией Г.М.Коца. М. 1982. – С. 46-63.

  2. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 2. М., 1994. – С. 55-110.



РАЗДЕЛ 5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК.
Тема 1. Классификация нагрузок по специальности, энергетической направленности

и величине.
План:

1. Физиологическое обоснование компонентов тренировочных нагрузок.

2. Физиологическое обоснование структуры многолетней подготовки.

3. Физиологическая характеристика периодизации спортивной подготовки.

4. Физиологические основы предсоревновательного этапа тренировки.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте физиологическую характеристику подготовительного, соревновательного и переходного этапов подготовки спортсменов.

  2. Каковы физиологические основы предсоревновательного этапа тренировки?

  3. Дайте классификацию нагрузок по координационной сложности.

  4. В чем заключается принцип специфичности, максимальных нагрузок, обратной связи, вариативности, обратимости, цикличности и учета фазности восстановительных процессов?


Самостоятельная работа:

Научиться оценивать индивидуальные особенности тренируемости, классифицировать тренировочные и соревновательные нагрузки, а также планировать тренировочный процесс.


Форма контроля:

Защита реферата.


Литература основная:

  1. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1980. - С. 144-180.

  2. Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995. – С. 346-376.

  3. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991. - С. 61-77, 174-188.

  4. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-535.


Литература дополнительная:

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. – С. 260-279, 359-411.

  2. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М., 1983. – С 204.



РАЗДЕЛ 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Тема 1. Физиология человека в жарком климате.
План:

1. Биоклиматические факторы жаркого климата.

2. Адаптивные реакции организма человека в жаркой среде обитания.

3. Предупреждение тепловых поражений.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Температура тела и ее регуляция при мышечной деятельности.

  2. Питьевой режим во время тренировок и подготовки к соревнованиям.

  3. Подготовка спортсмена в условиях жаркого и влажного климата.


Самостоятельная работа:

Определить индекс теплового стресса во время индивидуальной тренировки.


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 2., СПб., 1994. – С. 363-369.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 461-463.

  3. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. – СПб., 1999. – С. 160.


Литература дополнительная:

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФИС, 1983. – С. 176.

  2. Макарова Г.А., Черноусов С.В. Неотложные состояния в практике спортивной медицины: Краткий справочник для спортивных врачей. – М., 1993. – С. 40.

  3. Фомин Н.А. Физиология человека. М., 1995. – С. 277-283.


Тема 2. Физиология человека в высоких широтах, горах.
План:

1. Адаптивные реакции у мигрантов к экстремальным условиям высоких широт.

2. Адаптивные реакции человека в высокогорной гипоксии.

3. Работоспособность спортсменов во время и после пребывания в среднегорье.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы факторы, действующие на организм человека в условиях среднегорья и высокогорья?

  2. Указать типы гипоксии и дать их физиологическую характеристику.

  3. Адаптация человека к пониженному барометрическому давлению.


Самостоятельная работа.

  1. Подготовка спортсменов в условиях низкой температуры.

  2. Подготовка спортсменов в условиях среднегорья.


Форма контроля.

Защита реферата.


Литература основная:

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФИС, 1983. – С. 176.

  2. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 2. СПб., 1994. – С. 298-311, 264-278.

  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 464-468.

  4. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов. – СПб., 1999. – С. 160.

  5. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. М., 1981. – С. 140.


Литература дополнительная:

  1. Мелвин Уильямс. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. М., 1997. – С. 255.

  2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М., 2001. – С. 169.


Тема 3. Биологические ритмы человека.

Влияние водной среды на спортивную деятельность.
План:

1. Циркадные ритмы.

2. Ритмы и адаптация.

3. Динамика работоспособности в течение суток.

4. Влияние водной среды на спортивную работоспособность.

5. Энергетика плавания.

6. Особенности терморегуляции организма в воде.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Физиологические механизмы ритмогенеза.

  2. Классификация и характеристика биологических режимов.

  3. Возможности биоритмологической адаптации человека.

  4. Какие факторы действуют на организм человека в водной среде?

  5. Десинхроноз и его физиологическая характеристика.

  6. Формирование новой суточной периодики функций организма при смене временных поясов и ее фразы.


Самостоятельная работа:

Подготовить медико-биологическую технологию профилактики десинхроноза у спортсменов.


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т. 2. СПб., 1994. – С. 253-262.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. - С. 382-392.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 564-581.


Литература дополнительная:

  1. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ю.А.Ермолаев. М., 2001. – 444 с.

  2. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С.Сладков и Е.Б.Сологуб. М.: Терра-спорт, 2001. – 510 с.

  3. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры / Под общей редакцией Н.В.Зимкина. М.: ФИС, 1975. – 534 с.

  4. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М., 2001. – С. 169.



РАЗДЕЛ 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема 1. Физиологические основы здорового образа жизни.
План:

1. Диагностика здоровья.

2. Физиологические основы здоровья.

3. Влияние физической активности на резервы физиологических функций.

4. Детский, подростковый и юношеский возраст. Двигательная активность – необходимый фактор увеличения функциональных возможностей растущего организма.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Физиологическая характеристика образа жизни современного человека.

  2. Дать физиологическое обоснование критериям здоровья.

  3. Критерии физического здоровья (величина МПК; PWC 170).

  4. Факторы, определяющие и нарушающие деятельность нервно-мышечной системы.

  5. Физиологическая характеристика физического воспитания в дошкольных коллективах.


Самостоятельная работа:

Обосновать величину оптимальной двигательной активности и методики использования физических упражнений.


Форма контроля:

Сообщение на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т.2, СПб, 1994. – С. 363-369.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 199-215.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-525.

  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991. – С. 143-149.


Литература дополнительная:

  1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М., 1983. – С. 204.

  2. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Ю.А. Ермолаев. М., 2001. – 444 с.



Тема 2. Психофизиологическая характеристика лиц

зрелого и пожилого возраста.
План:

1. Влияние разных форм физической культуры на стареющий организм.

2. Обоснование оптимальных нагрузок.

3. Физиологическая характеристика использования физических упражнений в процессе производства и режима дня.

4. Врачебный контроль за лицами среднего и пожилого возраста.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Оценка уровня физической работоспособности у лиц зрелого и пожилого возраста.

  2. Влияние физических нагрузок циклического характера на стареющий организм.

  3. Физиологические механизмы влияния физической тренировки на стареющий организм.

  4. Физиологические обоснование занятий спортом лиц зрелого и пожилого возраста.


Самостоятельная работа:

Физиологически обосновать дозирование физических упражнений в зависимости от возраста и индивидуального уровня здоровья.



Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. Т.2, СПб, 1994. – С. 217-236.

  2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 216-219, 382-392.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-525.

  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1991. – С. 206-208.

РАЗДЕЛ 8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ЖЕНЩИН.
Тема 1. Влияние физических нагрузок на организм спортсменок.
План:

1. Особенности деятельности ЦНС и развития сенсорных систем в женском организме.

2. Влияние на спортивную работоспособность женщин различных фаз ОМЦ.

3. Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность женщин.

4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз ОМЦ.

5. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности двигательных и вегетативных функций и развития физических качеств у женщин.

  2. Анаэробные и аэробные возможности женщин.

  3. Функциональные особенности женского организма, благоприятствующие выполнению ряда упражнений.

  4. Перестройка гормональной активности и функционального состояния всех систем организма в различные фазы ОМЦ.


Самостоятельная работа:

Спланировать нагрузку и режим тренировочных занятий с учетом особенностей женского организма и фаз ОМЦ в избранном виде спорта.



Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 226-228.

  2. Карпман В.Л. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1980. - С. 238-247.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-525.

  4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 2001. – 444 с.


Литература дополнительная:

  1. Кулиненков О.С. Фармакология спорта. М., 2001. – 196 с.

  2. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Соколов и Е.Б. Сологуб. М.: «Терра-спорт», 2001. – 510 с.


РАЗДЕЛ 9. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ, СПОРТИВНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ И ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ.
Тема 1. Физиологические основы тренировки.
План:

1. Возрастное развитие процессов нейрогормональной регуляции структуры и функций нервно-мышечного аппарата.

2. Развитие процессов нейрогуморальной регуляции вегетативных систем в процессе онтогенеза.

3. Возрастные особенности формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств.

4. Физиологические основы дозирования тренировочных нагрузок.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Возрастные закономерности и механизмы адаптации юных спортсменов.

  2. Особенности функциональных изменений у юных спортсменов при различных физических упражнениях.

  3. Анаэробные и аэробные возможности юных спортсменов.

  4. Особенности врачебного контроля за юными спортсменами.



Самостоятельная работа:

Измерить физиологические показатели (ЧСС, дыхания) в ходе тренировочного процесса (период врабатывания, устойчивого состояния, утомления и восстановления спортсменов).


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Дубровский В.М. Спортивная медицина. М., 2002. – С. 199-215.

  2. Карпман В.Л. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1980. - С. 213-222.

  3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-525.

  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1981. – С. 22-61, 123-199.


Литература дополнительная:

  1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М., 1983. – 204 с.

  2. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. – С. 13-72, 86-203, 211-395.


Тема 2. Спортивная ориентация и отбор юных спортсменов.
План:

1. Субъективные и объективные методы отбора.

2. Генетические предпосылки успешной спортивной деятельности.

3. Психолого-педагогические критерии отбора.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Морфофункциональные критерии отбора.

  2. Модельные характеристики спортсмена. Моделирование спортивных успехов.

  3. Физиологическое обоснование спортивной ориентации и отбора и их физиологические критерии.

  4. Физиологическая характеристика возрастных этапов специализации в разных видах спорта.

  5. Тестирование юных спортсменов с целью рациональной спортивной ориентации и отбора.



Самостоятельная работа:

Подготовить тесты (наиболее информативные) для отбора перспективных юных спортсменов в избранной Вами спортивной специализации.



Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Карпман В.Л. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1980. - С. 213-222.

  2. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М., 2002. – С. 524-525.

  3. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 1981. – С. 22-61, 123-199.

  4. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. – С. 13-72, 86-203, 211-395.


Литература дополнительная:

    1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М., 2001. – С. 13-52.

    2. Ильин Е.П. Психофизиология. М., 2003. – С. 94-105, 380-390.

    3. Дубровский В.М. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 66-191, 199-200.



РАЗДЕЛ 10. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

МЫШЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Тема 1. Физиология энергетического обмена.
План:

1. Энергетический баланс организма.

2. Основной обмен.

3. Добавочный расход энергии.

4. Хемомеханические преобразования энергии в процессе мышечной деятельности.

5. Соотношение процессов аэробного и анаэробного ресинтеза АТФ в упражнениях разной мощности и длительности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Методы определения и расхода энергии.

  2. Потребление кислорода и кислородный долг.

  3. Процессы ресинтеза АТФ при мышечной работе.

  4. «Кислородный каскад» и эффективность транспорта кислорода к работающим мышцам.

  5. Систематизация упражнений по характеру энергетического обеспечения мышечной деятельности.


Самостоятельная работа:

Описать ведущие источники энергии при выполнении упражнений различной мощности в различных видах спорта.


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Я.М.Коца. М.: ФиС., 1982. – С. 93-129, 413-420.

  2. Скелетные мышцы: Учебник для вузов физического воспитания и спорта /А.Д. Мак-Космос. Киев, 2001. – 407 с.

  3. Мохан Р., Глессон, Гринхафф П.Л. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. Киев, 2001. – 286 с.

  4. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Н.В. Зимкина. М.: ФиС, 1975. – 534 с.


Литература дополнительная:

  1. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб. М.: «Терра-спорт», 2001. – 510 с.

  2. Физиология человека: в 4-х томах /Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса., М.: Мир. - Т.1, 2, 1985. – т. 3, 4, 1985.

  3. Физиология человека: Учебник для высших учебных заведений /Под ред. Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. СПб., 1996. – 423 с.

  4. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры /Ю.А. Ермолаев. М., 2001. – 444 с.



РАЗДЕЛ 11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИЕТЕТИКИ В СПОРТЕ.
Тема 1. Физиологическое значение основных пищевых нутриентов

в работоспособности спортсмена.
План:

1. Взаимосвязь обмена веществ и энергии.

2. Роль углеводов в организме. Углеводный обмен при мышечной работе.

3. Роль белков в организме. Белковый обмен во время мышечной деятельности.

4. Роль жиров в организме. Мобилизация и использование работы мышц.

5. Белки и их производные. Белковые препараты и спортивные напитки.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Принципы и особенности базового питания спортсменов.

  2. Суточные энерготраты при различных видах деятельности.

  3. Регуляция белкового, углеводного и жирового обмена.

  4. Соотношение углеводного и жирового обменов во время мышечной деятельности.

  5. Парентеральное питание.

  6. Обмен воды при мышечной деятельности. Влияние дегидратации на мышечную деятельность.

  7. Кислородный запрос, потребление кислорода и кислородный долг.


Самостоятельная работа:

Вычислить энергетическую стоимость тренировочной нагрузки в избранной Вами спортивной специализации.


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Дубровский В.М. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 341-382.

  2. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. – С. 395-407.

  3. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Я.М.Коца. М.: ФиС., 1982. – С. 361-392, 412-420.


Литература дополнительная:

  1. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков и Е.Б. Сологуб. - М.: «Терра-Спорт», 2001. – 510 с.

  2. Физиология человека: Учебник для высших учебных заведений /Под ред. Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. СПб., 1996. – 423 с.

  3. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры /Ю.А. Ермолаев. М., 2001. – 444 с.

  4. Мелвин Уильямс. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. Киев, 1997. – С. 250.


Тема 2. Оргогенетическая диететика.
План:

1. Тенденция повышения спортивной работоспособности.

2. Общая характеристика эргогенных средств.

3. Пищевые эргогенные средства.

4. Физиологические эргогенные средства.

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Эргогенетические системы и источники энергии.

  2. Эргогенные средства, используемые в спорте для борьбы с утомлением и экономного утомления энергии.

  3. Специальные пищевые эргогенные средства.

  4. Регуляция и эффективность энергетического метаболизма.

  5. Белки, белковые и аминокислотные добавки.

  6. Физиологические эргогенные средства.


Самостоятельная работа:

Рассчитать количество основных питательных веществ и пищевых добавок в суточном рационе в соответствии со спецификой спортивной деятельности и суточными энергетическими с учетом климатогеографических условий.


Форма контроля:

Доклад на практическом занятии. Защита реферата.


Литература основная:

  1. Мелвин Уильямс. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. Киев, 1997. – С. 250.

  2. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Я.М.Коца. М.: ФиС., 1982. – С. 361-392, 412-420.

  3. Дубровский В.М. Спортивная медицина. М., 1999. – С. 341-382.

  4. Физиология человека: в 4-х томах /Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса., М.: Мир. - Т.1, 2, 1985. – Т. 3, 4, 1986.


Литература дополнительная:

  1. Физиология человека: Учебник для высших учебных заведений /Под ред. Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятина. СПб., 1996. – 423 с.

  2. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры /Ю.А. Ермолаев. М., 2001. – 444 с.

  3. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Н.В. Зимкина. М.: ФиС, 1975. – 534 с.

  4. Физиология человека и животных. М., 1977. – С. 196-227.

  5. Физиология спорта и двигательной активности: Учебник для институтов физической культуры и спорта /Д.Х. Уилмор, Д.Л. Костин. Киев: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.



Примерный перечень вопросов к экзамену:


  1. Предмет и задачи спортивной физиологии.

  2. Ведущие физические качества, определяющие работоспособность в Вашем виде спорта. Физиологические методы их оценки.

  3. Максимальная произвольная сила и механизмы ее повышения в процессе тренировки. Дефицит силы и его изменения под влиянием тренировки.

  4. Физиологические механизмы взрывной силы и способы ее оценки.

  5. Мышечная композиция как фактор, определяющий двигательные качества спортсмена – влияние различных видов тренировки на свойства мышечных волокон быстрого и медленного типа.

  6. Адаптация мышечного аппарата к нагрузкам различной мощности. Рабочая гипертрофия, ее функциональное значение и способы оценки.

  7. Физиологические факторы, определяющие скоростно-силовые качества. Физиологические механизмы тренировки скоростно-силовых качеств.

  8. Двигательные навыки и механизмы их формирования. Значение двигательного динамического стереотипа в формировании двигательного навыка.

  9. Значение анализаторов и двигательной памяти в формировании двигательного навыка.

  10. Координация движений. Механизмы обратной связи и роль проприорецепторов в регуляции параметров движения.

  11. Выносливость. Виды выносливости. Физиологические механизмы развития выносливости.

  12. Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие выносливость спортсмена. Особенности проявления выносливости в Вашем виде спорта.

  13. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств.

  14. Значения различных фундаментальных систем в развитии аэробной выносливости.

  15. Кислород – транспортная система и ее значение при различных видах мышечной деятельности.

  16. Изменения в системах крови и кровообращения при тренировке аэробной выносливости спортсмена. Нагрузки, используемые для повышения аэробной выносливости.

  17. Изменения ЧСС и ее регуляция при мышечной работе. Зависимость ЧСС от мощности работы и объема работающих мышц.

  18. Спортивные изменения ЧСС во время и после статической и динамической работы.

  19. Физиологические принципы контроля интенсивности аэробных нагрузок по ЧСС. Частота сердечных сокращений как критерий тяжести мышечной работы.

  20. Кровоснабжение мышц человека при статической и динамической работе. Влияние тренировки выносливости на кровоснабжение мышц во время их сокращения в период восстановления.

  21. Изменения кислотно-основного состояния (КОС) крови при мышечной работе различной мощности. Роль буферных систем в регуляции КОС.

  22. Легочная вентиляция и газообмен при работе разной мощности. Механизмы регуляции внешнего дыхания при работе.

  23. Максимальное потребление кислорода и факторы, его определяющие. Значение величины МПК в Вашем виде спорта.

  24. Кислородный запрос в упражнениях различной мощности. Кислородный долг и его фракции.

  25. Мышечные факторы, определяющие выносливость спортсмена, и их изменения под влиянием тренировки.

  26. Физиологические механизмы долговременной адаптации к нагрузкам в Вашем виде спорта.

  27. Физиологические факторы, ограничивающие работоспособность в Вашем виде спорта. Методы оценки работоспособности.

  28. Физиологические принципы оценки состояния тренированности спортсменов.

  29. Использование дозированных и предельных нагрузок для оценки работоспособности.

  30. Физиологические механизмы общей и специальной разминки и ее влияние на работоспособность спортсмена (на примере Вашей специализации).

  31. Предстартовое состояние спортсмена.

  32. Динамика физиологических функций в период вырабатывания. Физиологическая характеристика устойчивого состояния и причины его нарушения.

  33. Механизм развития утомления. Особенности проявления утомления в Вашем виде спорта.

  34. Методы оценки утомления при мышечной работе.

  35. Характер восстановления физиологических функций после работы. Суперкомпенсация как основа повышения функциональных возможностей организма.

  36. Адаптивный отдых и его значение для повышения работоспособности.

  37. Физиологические принципы классификации спортивных упражнений.

  38. Физиологическая характеристика спортивных упражнений аэробной мощности.

  39. Физиологическая характеристика спортивных упражнений анаэробной мощности.

  40. Характеристика циклических упражнений различной относительной мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной.

  41. Возрастная периодизация развития физиологических функций в онтогенезе.

  42. Возрастные особенности развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков.

  43. Особенности развития и тренировки скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста.

  44. Особенности развития и тренировки выносливости у детей школьного возраста.

  45. Факторы, ограничивающие работоспособность юных спортсменов в Вашем виде спорта.

  46. Сенситивные периоды для развития различных двигательных качеств.

  47. Физиологические основы спортивного отбора. Критерии отбора при разных этапах спортивной подготовки.

  48. Влияние тренировки на повышение фундаментальных возможностей женского организма.

  49. Физиологическое обоснование спортивной тренировки женщин.

  50. Физиологическое обоснование мышечной деятельности в условиях повышенной температуры внешней среды. Водно-солевой режим спортсменов.

  51. Рабочая гипертермия у спортсменов.

  52. Гипоксия в условиях среднегорья и ее влияние на аэробную работоспособность.

  53. Физиологические особенности мышечной деятельности в условиях пониженной температуры (на примере лыжного и конькобежного спорта).

  54. Физиологические основы повышения аэробной выносливости при трени ровке в условиях среднего высокогорья.

  55. Физиологические реакции организма в условиях физического и психоэмоционального стресса.

  56. Гипокинезия и ее влияние на организм детей и взрослых.

  57. Физиологическое обоснование использования физических нагрузок в оздоровительных целях.

  58. Влияние физических упражнений на организм людей зрелого возраста.

  59. Физическое здоровье человека и его критерии.

  60. Физиологическое обоснование и критерии эффективности занятий лиц разного возраста в группах здоровья.

  61. Физиологические механизмы закаливания.

  62. Физиологическое обоснование занятий аэробными нагрузками с учетом возраста, пола и нагрузками с учетом индивидуальных особенностей.

  63. Физиологические особенности плавания. Плавание как средство оздоровления и закаливания.

  64. Физиологическая характеристика спортивных игр как средство массовой физической культуры.

  65. Принципы дозировки физических нагрузок для лиц, занимающихся физической культуры.

  66. Физиологические принципы и методы контроля величин нагрузок при занятиях физической культурой.

  67. Общий адаптационный синдром (Г.Селье).

  68. Основные функциональные эффекты адаптации.

  69. Особенности восстановления функций после тренировок и соревнований.

  70. Средства повышения эффективности процессов восстановления.

  71. Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО) и его применение в тренировочном процессе.

  72. Понятие о гибкости. Факторы, лимитирующие гибкость.

  73. Методы прямого и косвенного определения МПК, кислородного долга, ПАНО.

  74. Физиологические основы предсоревновательного этапа тренировки.

  75. Методы определения физической работоспособности.

  76. Биологические ритмы человека. Классификация. Десинхроноз и его физиологическая характеристика.

  77. Методы исследования вегетативных и соматических функций.

  78. Методы изучения состояния сенсорных систем, УПС и ВНД.

  79. Зоны относительной мощности в спортивных упражнениях.

  80. Физиологические основы ЗОЖ. Критерии физического здоровья (МПК, PWC 170).

  81. Физиологические механизмы долговременной адаптации к нагрузкам в вашем виде спорта.

  82. Центральные и периферические механизмы утомления. Особенности проявления утомления в Вашем виде спорта.

  83. Методы оценки физического развития (индекс Кетле, Эрисмана, Пинье, жизненный индекс, силовой индекс).

  84. Метод Розенталя, индекс Скибински..

  85. Методы оценки реакции с-с-с на дозированную физическую нагрузку (проба Мартинэ, коэффициент выносливости, проба Руфье-Диксона, Коэффициент экономичности кровообращения).

  86. Методика оценки функционального состояния нервной системы (индекс Кердо, ортостатическая проба, теппинг-тест).

  87. Механические и биомеханические эргогенные средства.

  88. Физиологические эргогенные средства. Психологические эргогенные средства.

  89. Фармакологические эргогенные средства. Контроль на половую принадлежность.

  90. Нарушения в состоянии организма. Антидопинговый контроль.



Темы контрольных работ

  1. Каковы основные показатели работы сердца как насоса? Каким образом изменяется и регулируется минутный объем крови (МОК), систолический объем (СО) и частота сердечных сокращений (ЧСС) с увеличением мощности аэробной работы?

  2. Что такое система крови? Ее основные функции. Каковы основные изменения в системе крови уже мышечной деятельности?

  3. Каковы основные функции различных отделов уже в управлении движениями?

  4. Что такое сенсорные системы? Классификация и механизмы возбуждения рецепторов. Роль сенсорных систем в формировании двигательных навыков.

  5. Что такое высшая нервная деятельность? Условные рефлексы, их роль в управлении движениями и жизнедеятельности человека.

  6. Значение АТФ в процессе сокращения мышечных волокон. Каковы энергетические системы, обеспечивающие ресинтез АТФ, их мощность и емкость?

  7. Опишите морфофункциональные особенности сердца как органа. Кровоснабжение и метаболизм мышц предсердий и желудочков во время систолы и диастолы?

  8. Дать характеристику и описать особенности нервной и гуморальной регуляции физиологических функций. В чем состоит значение различных “блоков” системы управления движениями?

  9. Каким образом ЧСС используется в качестве показателя физиологической стоимости работы? Какова взаимосвязь ЧСС с потреблением кислорода и мощностью аэробной работы?

  10. Как регулируется кровоток в различных частях тела? Как он изменяется при мышечной работе?

  11. Какие функции выполняет внешнее дыхание? Механизмы вдоха и выдоха. Минутный объем дыхания (МОД), дыхательный объем (ДО) и частота дыхания в покое.

  12. Какова взаимосвязь обмена веществ и энергии? Что такое ассимиляция, диссимиляция, анаболизм, катаболизм?

  13. Обмен белков при мышечной работе. Роль углеводов и жиров в покое и при мышечной работе. Энергетический баланс организма.

  14. Что такое физиологическое состояние организма при мышечной деятельности. Дать им физиологическую характеристику.

  15. Что такое выносливость? Виды выносливости. Аэробная выносливость. Центральные и периферические факторы, определяющие аэробную выносливость.

  16. Обоснуйте использование МПК и теста RWC 170. Для количественной оценки физического здоровья человека.

  17. Какие морфофункциональные изменения и физиологические механизмы определяют развитие силы и скоростно-силовые качества спортсмена?

  18. Физиологическая характеристика спортивных игр как средств массовой физической культуры.

  19. Физическое здоровье человека и его критерии. Физиологические основы нормирования общей физической работоспособности лиц разного пола и возраста.

  20. Что такое адаптация человека в мышечной деятельности и функциональные резервы организма? постоянство температуры тела в покое и при мышечной работе?

  21. В каком виде транспортируются кровью кислород и углекислый газ? Что определяет кислородную емкость крови?

  22. Каковы особенности женского организма, которые необходимо учитывать при планировании тренировочного процесса?

  23. Каковы основные принципы и технологии использования физических упражнений в оздоровительных целях лицами разного возраста и пола?

  24. Кислородный запрос и кислородный долг при различных видах мышечной деятельности?


Примерная тематика рефератов:


  1. Общий адаптационный синдром. Стресс и адаптация.

  2. Физиологические основы тренировки женщин.

  3. Физиологическая и энергетическая характеристика избранного вида спорта.

  4. Физиологические основы детского и юношеского спорта.

  5. Физиологические основы массовой физической культуры.

  6. Физиологические основы изменения и повышения работоспособности человека в условиях пониженного атмосферного давления.

  7. Физиологические основы повышенной и пониженной температуры окружающей среды.

  8. Физиологическая классификация спортивных упражнений.

  9. Физиологические механизмы водно-солевого обмена в покое при мышечной работе.

  10. Физиологические основы энергетического обмена. Энерготраты при различных видах мышечной деятельности.

  11. Вегетативное обеспечение мышечной деятельности.

  12. Принципы дозирования физических нагрузок, используемых в оздоровительных целях лицами разного пола, возраста, исходной подготовленности.

  13. Физиологические основы тренировки, спортивной ориентации и отбора юных спортсменов.

  14. Основные закономерности развития и тренировки двигательных навыков и физических качеств у юных спортсменов.

  15. Современные технологии тренировки и адаптации в целях повышения работоспособности в особых условиях внешней среды.

  16. Физиологические принципы спортивной тренировки.

  17. Взаимосвязь здоровья человека с его физической активностью.

  18. Этапы развития физиологии мышечной деятельности и спорта.

  19. Факторы, определяющие и лимитирующие работоспособность при различных видах мышечной деятельности.

  20. Физиологическое значение основных пищевых веществ в работоспособности спортсменов.

  21. Роль гормонов в регуляции физиологических функций.

  22. Обмен энергии и спортивная работоспособность.

  23. Запрещенные классы веществ и методы.

  24. Механические и биомеханические эргогенные средства.

  25. Фармакологические и физиологические эргогенные средства.

  26. Психологические эргогенные средства.



Словарь терминов (глоссарий)
АТФ – аденозинтрифосфатная кислота, макроэргическое соединение, при расщеплении которого происходит мышечная работа.
Аэробный механизм расщепления АТФ – т.е. при помощи кислорода.
Анаэробный механизм – происходящий без участия кислорода. Различают алактатный (креатинфосфатный) – максимальная по мощности работа (до 6-8 сек.), и лактатный (гликолитический) – максимальная продолжительность 1,5-2 мин.
ПАНО – порог анаэробного обмена. Бег со скоростью, соответствующий переходу на смешанный механизм энергообеспечения. ЧСС до 150-160 уд/мин.
МПК – максимальное потребление кислорода. Интегральный показатель уровня развития функций, ответственных за аэробное энергообеспечение мышечной деятельности. Величина нагрузок, при которой достигается МПК, обычно соответствует критической аэробной мощности, ЧСС 170-180 уд/мин.
Рекуперация – способность мышц и связок к накоплению энергии упругой деформации. Тесным образом связана с уровнем развития гибкости и силы.
Антропометрический критерий эффективности – выражается в том, что относительно более длинноногие (относительно длины ног к росту) и более лёгкие (отношение массы тела и его длины) спортсмены затрачивают меньше усилий для преодоления дистанции.
Макроэлементы – минералы, ежедневно требующиеся организму в количестве 100 мг.
Миокард – сердечная мышца.
Миофибриллы – сократительные элементы скелетной мышцы.
Миозин – один из белков, образующий филаменты, производящие мышечные сокращения.
Незаменимые аминокислоты – 8 или 9 аминокислот, необходимых для развития организма человека, которые организм не может синтезировать.
Общая ёмкость лёгких – сумма жизненной ёмкости лёгких и остаточного объёма.
Плиометрика – тип тренировочных нагрузок силовой направленности с динамическим действием, основанный на теории, согласно которой включение рефлекса растяжения во время прыжков способствует рекруитированию дополнительного числа двигательных единиц.
Порог лактата – момент во время выполнения физической нагрузки с увеличивающейся интенсивностью, во время которого происходит быстрое накопление лактата сверх уровня, наблюдаемого в состоянии покоя.
Прямая генная активация – метод действия стероидных гормонов – они связываются с рецепторами клетки, затем гормоно-рецепторный комплекс входит в ядро и активирует определённые гены.
Режим – вид упражнения.

Реинфузия крови – метод увеличения общего объёма эритроцитов, ДОД правило, благодаря их вливанию в организм.
Сила – способность мышцы производить усилие.
Ретренированность – восстановление уровня физической подготовленности после периода бездеятельности.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница