Методические рекомендации в. 4 Основы нейрофизиологии и внд



Скачать 55.81 Kb.
Дата19.05.2016
Размер55.81 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Б3. В.4 Основы нейрофизиологии и ВНД

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата



050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

профиль Специальная психология,

Практическое занятие № 1

Общая нейрофизиология. Нервная ткань. Виды нервных клеток. Физиология возбудимых мембран. Нейрофизиология. Законы раздражения и возбуждения клеток. Распространение потенциала действия.

План


  1. Виды, строение и свойства нервных клеток.

  2. Биоэлектрические показатели функционального состояния нервных клеток.

  3. Физиология возбудимых мембран.

  4. Законы раздражения и возбуждения.


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить процесс распространение потенциала действия:

  2. Изучив необходимые разделы предлагаемой литературы, составить сообщение о законах раздражения и возбуждения.

  3. Изучив строение и свойства нервной клетки, дать определение понятий «лабильность» и «рефрактерность».

  4. Изучив структуру биологических мембран нервных клеток, проанализировать условия возникновения мембранного потенциала.

  5. Подготовка к тест-контролю.


Практическое занятие № 2.

Нейрофизиология. Межклеточная передача возбуждения. Виды синапсов. Взаимодействие синапсов. Физиология клеток нейроглии.

План


  1. Электрическая синаптическая передача.

  2. Химическая синаптическая передача. Виды медиаторов.

  3. Физиология клеток нейроглии.


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучив необходимые разделы предложенной литературы объяснить, почему импульс по рефлекторной дуге идёт всегда в одном направлении.

  2. Составив схему работы синапса, назвать виды синапсов, медиаторы. Объяснить механизмы передачи возбуждения в синапсах, взаимодействие синапсов.

  3. Составить таблицу связи видов медиатора и синапсов различных отделов нервной системы.

  4. Изучив строение клеток нейроглии, объяснить физиологию клеток нейроглии и её значение для деятельности нервной системы.

5. Подготовиться к тестовому контролю.

Практическое занятие № 3.

Онтогенез нервной системы. Гетерохрония. Структуры и функции отделов мозга. Рефлекторная деятельность нервной системы. Роль сенсорных систем в рефлекторной деятельности.

План


  1. Онтогенез нервной системы человека.

  2. Строение и функции ствола головного мозга.

  3. Строение и функции больших полушарий.

  4. Рефлекторная деятельность нервной системы. Виды рефлексов.


Задания для самостоятельной работы

  1. Изучить роль сенсорных систем в рефлекторной деятельности человека.

  2. Составив схему классификации нервной системы, объяснить взаимосвязь вегетативного и соматического отделов нервной системы.

  3. Выписать пищевые условные рефлексы и показать их связи с отделами головного мозга.

  4. Охарактеризовать условия возникновения любых десяти условных рефлексов и предположить возможности и скорость их угасания.

  5. Подготовиться к тестовому контролю.



Практическое занятие № 4.

Нейрофизиология ВНД. Первая и вторая сигнальные системы человека. Условные рефлексы. Типы ВНД.

План


  1. Общая характеристика высшей нервной деятельности.

  2. Условные рефлексы как форма приспособления к изменяющимся условиям существования.

  3. Классификация условных рефлексов, механизмы образования и торможения условных рефлексов.

  4. Условия формирования второй сигнальной системы человека.


Задания для самостоятельной работы

  1. Используя предложенную литературу, изучить типы темперамента и их взаимосвязь с высшей нервной деятельностью человека.

  2. Изучить закон силовых отношений и показать его изменения при различных функциональных состояниях человека.

  3. Подготовьтесь к тестовому контролю.


Практическое занятие № 5.

Возрастные особенности и этапы формирования ВНД. Нейрофизиологические основы психической деятельности человека. Основы целенаправленного поведения.

План


  1. Формирование высшей нервной деятельности человека.

  2. Вторая сигнальная система. Связь воспитания и формирования второй сигнальной системы.

  3. Функциональная система поведения.

Задания для самостоятельной работы

  1. Изучив предложенную литературу, обоснуйте взаимосвязь поведения и потребностей человека.

  2. Дайте характеристику мотивации как актуализации потребности.

  3. Объясните приобретенные компоненты поведения ребёнка, как результат обучения.

  4. Подготовьте иллюстрации к теме «Латеризация головного мозга» (Асимметрия головного мозга).


Практическое занятие № 6.

Воля, эмоции, внимание, память, сон. Нейрофизиологические основы. Значение для жизнедеятельности человека. Физиология трудовой деятельности

План

1.Структурная организация внимания.



2.Функциональная организация внимания.

3.Память. Энграмма памяти. Виды памяти. Нейронные механизмы памяти.



4.Циркадные ритмы человека. Сон и сновидения.
Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить сообщение к теме нейрофизиология сна «Сон-бодроствование». Роль сновидений.

  2. Изучив предложенную литературу подготовить сообщение на тему–«Физиология внимания».

  3. Изучив функциональную организацию психических процессов дать характеристику разных видов речи: (устной, письменной, импрессивной и экспрессивной).

  4. Изучив физиологические основы мышления, дать характеристику вербально-логического мышления.

Литература
Основная

  1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. [Текст]3-е издание. СПб: Питер, 2005.- 244с.

  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 144с.

  3. Основы физиология человека: В 2 т./ Под ред. Акад. РАМН Б.И. Ткаченко. СПб., 1994.

  4. Общий курс физиологии человека и животных: В 2 кн./ Под ред. А.Н. Ноздрачева. М.: Высшая школа, 1991.

  5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000.

Дополнительная

  1. Адам Д. (Adam D.) Восприятие, сознание, память. М., 1983.

  2. Арбиб М. Метафорический мозг. М., 1975.

  3. Батуев А.С. Принцип деятельности в деятельности мозга. М., 1980.

  4. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

  6. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

  7. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971.

  8. Клацки Р. Память человека, структуры и процессы. М., 1978.

  9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  10. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973.

  11. Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М., 1965.

  12. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.

  13. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

  14. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

  15. Хэссет Дж. (J. Hassett) Введение в психофизиологию. М., 1981.

  16. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

  17. Эвартс Э. Механизмы головного мозга, управляющие движением. М., 1982.

  18. Эдельман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М., 1981.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница