Методические рекомендации Вологда 2012 Проведение Международного дня толерантности в образовательном учреждении



Скачать 140.76 Kb.
Дата29.04.2016
Размер140.76 Kb.
АОУ ВО ДПО

«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Лаборатория воспитания и социализации

Автор-составитель Воронина Е.А., к.п.н., зав.лабораторией
Проведение Международного дня толерантности

в образовательном учреждении


Методические рекомендации

Вологда 2012



Проведение Международного дня толерантности

в образовательном учреждении
Международный день, посвящённый толерантности (International Day for Tolerance), — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Постановлением Правительства Вологодской области от 13.09.2012 №1058 рекомендовано проведение единого Дня толерантности в образовательных учреждениях области.



Толера́нтность (от лат. tolerantia —терпение) — категория, обозначающая терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности – личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике. Можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

В данных рекомендациях мы остановимся лишь на одном аспекте, входящем в систему воспитательной работы образовательного учреждения – проведении Международного дня толерантности в образовательных учреждениях.

Основной идеей такого дня может стать рассмотрение толерантности как жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию разнообразных областей знаний, объединяет в творческом процессе усилия педагогов, обучающихся, родителей, а возможно и представителей социума в разных аспектах: толерантность по отношению к себе и семье, межличностная толерантность, межнациональная толерантность, веротерпимость и пр.

У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей. Важно, чтобы тема дня имела проблемный характер и была представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня.

При этом следует обеспечить целостность дня, подчиненность проблеме, когда каждый этап дня, каждое действие детей в процессе учебных предметов, воспитательных мероприятий соответствуют поставленной проблеме.

Принципиально важной составляющей проведения Международного дня толерантности должна стать импровизация, творчество, обсуждение, практическая деятельность детей.

Особенно значимым будет организация межвозрастного взаимодействия старших и младших школьников, позволяющая получить опыт толерантного поведения и общения. Например, учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний.

Принципы организации Международного дня толерантности в образовательном учреждении:


  1. Интегративный характер дня, что означает выявление и раскрытие проблемы как в рамках учебных предметов, так и воспитательных мероприятий.

  2. Опора на личный опыт детей, что означает:

– выявление проблемы, которая связана с интересами и потребностями детей, их возрастными особенностями;

- доступность формулировки проблемы и возможность ее решения самими детьми при педагогическом сопровождении;

- организацию целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;

- решение конкретных практических задач, показывающих личный вклад ребенка, значимость действий для его жизни, семьи, близких людей;

- организацию рефлексии с учетом обсуждаемых проблем.

2.Социально-практическая деятельность детей, предполагающая:

- выявление подпроблем, связанных с жизнью класса, образовательного учреждения, города (села и пр.)), его перспективами, интересами жителей;

- участие детей в обсуждении социально - значимых проблем;

3. Разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей, что предусматривает:

- включение детей в различные виды деятельности;

- использование игровых, соревновательных приемов;

- создание ситуации выбора и принятия решения;

- предоставление каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу;

- изменение места проведения занятий;

- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;

-оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.

4. Комфортность и естественность образовательной среды, что означает:

- отсутствие давления, навязывания мнений со стороны взрослых;

- добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности;

- создание атмосферы успеха;

-поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявление инициативы;

Примерная структура Международного дня толерантности в образовательном учреждении может быть следующей:


  1. Открытие дня, включающее создание проблемной ситуации, средства, обеспечивающие мотивацию на проведение дня, знакомство с планом и правилами дня. Полезно пригласить специалиста, который даст важное задание, подвести итоги конкурсов, проведенных на этапе подготовки, представить результаты экскурсий, открыть выставки и т.д.

  2. Проведение занятий образовательного характера по решению конкретных проблем. Это, как правило, уроки, содержание которых связано с содержанием учебных дисциплин и в тоже время расширяется и дополняется по проблематикой дня.

  3. Проведение воспитательных мероприятий, содержание которых, как правило, определяется потребностями, интересами детей и родителей, и организуется в виде праздников, игр, конкурсов. Это должно быть яркое, эмоциональное завершение основной части дня.

  4. Проведение итоговой дискуссии, обсуждения по проблеме дня. Очень важно еще раз вернуться к главной проблеме дня и проверить, что в конечном итоге присвоено детьми, расставить главные акценты, определить жизненные ориентиры. С этой целью целесообразно провести дискуссию по острым, противоречивым проблемам, обсудить программу действий по решению проблем, выполнить яркое творческое задание (сочинить стихи, придумать девиз дня, изобразить, театрализировать) с учетом интересов и потребностей детей, особенностей социума. Эти занятия могут проходить в форме экскурсий, встреч, презентаций, решения практических задач и проблемных вопросов.

  5. Подведение итогов, анализ дня. Рефлексия. В зависимости от ситуаций данный этап может проводиться в тот же день, либо в следующий. Этот этап может быть посвящен награждению, высказыванию мнений и оценок о проведенной работе. Особое внимание уделяется каждому ребенку, его суждению о прожитом дне, себе, товарищах.

Выбор организационных форм в рамках Дня и их тематика определяется спецификой возраста обучающихся. Младший школьный возраст – наиболее сензитивный период для формирования эмоциональной сферы, чувств, связанных с осознанием собственной ценности и ценности своих прав и обязанностей, основной задачей признать развитие позитивных качеств личности, которые проходят через всю сознательную жизнь человека: сочувствие, сопереживание, добропорядочность, миролюбие, терпимость. На этом этапе главными понятиями, которые усваивают учащиеся, являются добро и зло, хорошо и плохо, порядочность, уважение, уникальность личности, уважение различий между людьми. Предпочтительно использование игровые формы проведения занятий. Выигрышные моменты в образовательном процессе – работа с иллюстрациями, рисование. Важно совмещать индивидуальную и групповую работу, чтобы дети на практике осознали, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.

В основной школе выбор необходимо отдавать комплексу организационных форм, предусматривающих дискуссионную, проектную, творческую деятельность, в процессе которой происходит освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа. В содержание толерантности включаются история и культура различных регионов, особенности и разнообразие культур народов мира и прав человека, идеи мирного существования и сотрудничества стран.

Основываясь на том, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий. Учащиеся усваивают основные факты, связанные с толерантностью, через мировую историю и реализацию прав человека: дискриминация в прошлом и современном мире; холокост и другие примеры массового геноцида; связь вопроса о правах человека с укреплением мира, безопасности, взаимопонимания между народами; и др.

Возможные тематические аспекты Международного дня толерантности:

-толерантность по отношению друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, эмпатия, доброта, милосердие, забота, культура общения);

- толерантность в семье (почитание родителей, этика семейного общения и т.д.);

- культурно-национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, традиции, народные игры);

-национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства художественных промыслов, праздников, история религий, диалог культур и пр.);

Рекомендуемые организационные формы работы в рамках подготовки и проведения Международного дня толерантности:

-тематические классные часы («Мы очень разные, но мы вместе», «Толерантность и мы», «Толерантность к себе и другим», «Толерантность – это», «Ключ к толерантности», «Традиции и обычаи моей страны», «Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем!», «Что значит уважать другого», «Движение к взаимопониманию», «О неформальных подростковых объединениях экстремистского направления» и др.);



- круглые столы («Жить в мире с собой и с другими», «Толерантность – гармония многообразия», «К чему приводит национальная и религиозная нетерпимость?», «Законы толерантности»);

- конкурсы рисунков, плакатов, сочинений (например, конкурс совместной  творческой работы учащихся и учителей  (учащихся и родителей) «Возьмемся за руки, друзья!», конкурс рисунков «Мы разные, но мы – вместе», «Мой толерантный мир», конкурс сочинений «Кого я считаю толерантным человеком?»);

- конкурсы фоторабот «Доброта спасет мир!»;

- игры, викторины («Лучший знаток толерантного поведения»)

- проекты («Расы, народы, нации», «Другие – чужие? История страха перед другими культурами», «Мои друзья – представители разных культур», «Кухни народов России и мира», «Дерево толерантности», «Законы бесконфликтного существования»);

- фестивали («Мозаика народов России»)



- тренинги толерантности;

-акции милосердия;



- презентации «Хорошо, что мы такие разные»; «Мы равны»;

-предметные и интегрированные уроки (литература, история, обществознание, ОБЖ);

одительские собрания по проблеме воспитания толерантности;

- оформление выставки книг, журналов «Все о толерантности».
Список статей,

которые могут быть полезными в организации мероприятий,
посвящённых Международному дню толерантности

Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодёжи // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 64–66. – (Школа и ВУЗ).

Асватуров А. «…и живём мы сердце к сердцу – дети дома одного»: проблемы мультикультурного обслуживания // Библиотечное дело. – 2007. – № 7. – С. 18–21. – (Полиэтническое население).

Батаева Т. Н. Библиотека как инструмент воспитания толерантности // Библиотековедение. – 2007. – № 6 – С. 25–29.

Богданова В. Формирование межэтнической толерантности // Воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 14–17. – (Воспитание в учебном процессе).

Валиуллина Н. Р. Юношеская библиотека и проблемы формирования толерантности молодёжи // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 32–35. – (Библиотека: теория и практика).

Воспитание толерантности: [статьи] // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 77–101.

Газизова Ф. С. Дополнительное образование дошкольников средствами национально-регионального компонента // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 2. – С. 41–44. – (Педагогический опыт).

Гречко Г. С. Библиотека – центр диалога культур и территория толерантности: [модели библиотечного обслуживания полиэтнического населения] // Школьная библиотека. – 2006. – № 9–10. – С. 97–106. – (Ау, партнер).

Гугнина О. В. Метод проекта в воспитании толерантности // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 18–24. – (Национальные отношения).

Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 25–28.

Декларация и программа действий в области культуры мира // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 8–14. – (Азбука толерантности).

Ёлкина М. В. Проекты, которые объединяют: [о международном сотрудничестве библиотек России и Финляндии] // Библиотековедение. – 2009. – № 6. – С. 90–93. – (Сотрудничество. Партнёрство).

Зайналова Б. Г. Воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у детей через книгу и библиотеку // Школьная библиотека. – 2009. – № 4–5. – С. 41–43.

Клепцова Е. Выявление отношения подростков и молодёжи к различным субъектам действительности: [опросник и результаты] // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С.1 7–21.

Коновалова М. П. Терпимость – ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы // Библиотечное дело. – 2006. – № 2. – С. 27–28. – (Специальные библиотеки).

Лапшина И. Ю. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности // Школьная библиотека. – 2008. – № 6–7. – С. 85–88. – (Спецвыпуск).

Мартынкина Д. Дети мигрантов:16 ноября – Международный день толерантности // Защити меня! – 2006. – № 4. – С. 14–15. – (Толерантность – дорога к миру).

Медведева И., Шишова Т. В шаге от любви: [о давлении толерантности в общении людей] // Воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 67–70. – (Точка зрения).

Межина О. Е. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 2. – С. 15–20.

Мяэотс О. Н. [16 ноября – Международный день толерантности] // Библиотека в школе. – 2006. – № 21. – С. 1.

Николаева Н. Без коренных: национальная терпимость в янтарном крае объясняется тем, что здесь все – приезжие. [В области зарегистрированы 63 национально-культурные автономии и организации] // Российская газета. – 2008. – 21 марта. – С. 11. – (Запад России).

Панасенко О. М. Толерантность – искусство жить вместе // Проблемы межрегиональных связей: науч. альманах. Вып. 6. – М.; СПб.: Калининград; Клайпеда, 2009. – С. 7–9.

Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С. 33–38. – (Школьному психологу).

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.

Сукиасян Э. Р. Воспитайте в себе толерантность: [библиотека – территория толерантности] // Школьная библиотека. – 2007. – № 2. – С. 35–37. – (Повышаем свою квалификацию).

Толерантность в работе библиотеки с разными группами читателей: [статьи] // Библиотечное дело. – 2008. – № 8 – С. 1–44.

Харисова Л. А. Воспитание россиянина в условиях «поликультурного образования» // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 15–22. – (Азбука толерантности).

Шубина Н. Воспитание политкультурной личности: [толерантность] // Воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 7–15.

Якубов Э. Три ступеньки вверх: библиотечные проекты по развитию толерантности // Библиотечное дело. – № 12. – С. 21–25. – (Подготовка кадров. Дагестан).

Литература для детей

Груздева Н. В. По законам природы: планетарная толерантность // Костёр. – 2010. – № 8. – С. 19. – (В рамках программы «Толерантность»).

Дню Победы посвящается [письма детей к Международному дню толерантности] // Костёр. – 2010. – № 5–6. – С. 20–21. – (В рамках программы «Толерантность»).

Добро всё равно больше, даже если его меньше! [письма детей] // Костёр. – 2010. – № 5–6. – С. 18–19. – (В рамках программы «Толерантность»).

Доброжелательный ли ты? [тест об отношении к людям разных национальностей] // Мурзилка. – 2010. – № 7. – С. 17.

Конкурс «Пойми меня»: [письма детей о толерантности] //Костёр. – 2010. – № 8. – С. 18.

Табачкова К. Сила кроткого сердца [о сестре милосердия времён русско-турецкой войны Ю. П. Вревской] // Костёр. – 2010. – № 3. – С. 18. – (В рамках программы «Толерантность»).

Толерантность – это уважение к своей земле: [письма детей] // Костёр. – 2008. – № 10. – С. 24–25. – (К Международному дню толерантности).

Успенский Э. Н. «Эра Милосердия» – новый конкурс писателя Эдуарда Успенского // Костёр. – 2010. – № 1. – С. 15. – (В рамках программы «Толерантность»).

Методические материалы:

Бойко В., Смирнов Н. С. Толерантны ли Вы? Насколько Вы терпимы? Тест на коммуникативную толерантность. Тест «Оцените себя и других» // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С. 102–106. – (Профессия – педагог).

Вострухина Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса: [Деловая игра «Что ты знаешь о России?». Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и по изобразительной деятельности «Знакомство с жизнью народов Севера». Спектакль «Где же солнышко?». Занятие «Традиции чаепития у разных народов»] // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 103–114. – (Профессия – педагог).

Пушкарева Т., Кабанова В. Путеводная звезда лидера: [упражнения на развитие толерантности] // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 11. – С. 53–55. – (Внеклассное занятие).

Романюк Т. В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения // Воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 60–63. – (Школьному психологу).

Самоделова С., Буторина С. Формирование толерантного поведения в семье: психологический тренинг // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 36–40. – (Психологи – учителю).

Смирнова Н. Е. Я – хороший, ты – хороший // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 23–24. – (Азбука толерантности. Психологическое занятие).

Сультеев Д. Единство разных: (к Международному дню толерантности) // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 3–8. – [Примерные формы работы].



Харисова Л. А. Примерные темы классных часов // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 21–22. – (Азбука толерантности).
Использованная литература:

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция деятельности классного руководителя // Ярославский педагогический вестник. – 2002. - №4

  2. Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница