Методические рекомендиции по изучению дисциплины



страница1/11
Дата29.04.2016
Размер1.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ В.2, СД.Р.3

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«071301-Народное художественное творчество»

«071401-Социально-культурная деятельность» со специализацией

«Организация и постановка массовых праздников и зрелищных представлений»
(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)


Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)


2012


    1. Автор программы: И.А.Синкевич, доцент кафедры психологии (МГГУ)




    1. Пояснительная записка

Противоречивые и сложные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей высветили ряд проблем, связанных с духовным и нравственным климатом общества. В этих условиях возникла острая необходимость определения главных направлений в образовательной системе, учитывающих тот глобальный кризис, который проявляется в сфере социальных взаимоотношений и ставит перед человеком огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, эмоциональное, духовное, физическое напряжение. Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически новое состояние.

В познании духовной субстанции, в возможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства, которое, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира, хранит в себе целостность культуры народа, нации, этноса и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта, информации и познания. В психолого-педагогическом аспекте исследование восприятия различных видов искусства открывает новые возможности духовного, художественного развития личности.

Программа «Психология творчества» разработан на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс является базовым, теоретическим и практическим, в системе творческой подготовки студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности «071301-Народное художественное творчество».

Цель курса «Психология творчества» заключается в формировании художественной культуры будущего педагога, как части культуры духовной; осознание места и значимости теоретической и практической подготовки специалиста к психолого-педагогическому творчеству и освоению различных видов художественно-творческой деятельности. Цель данной дисциплины может быть определена как комплекс приобретенных в процессе ее изучения новых способностей.

Сверхзадачей курса является осуществление связей разных видов искусства на основе единых духовных корней, как звеньев «креатосферы» - сферы духовного раскрытия личности в художественном творчестве.



Основные задачи:

  1. Раскрыть основные направления мировоззренческого содержания творческого развития будущих учителей.

  2. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении принципов и методов психологии творчества, овладении специальной лексикой, средствами художественной выразительности, знаниями функции искусства и творчества и умениями раскрывать их варианты применения в педагогической деятельности.

  3. Осуществить психолого-педагогический подход к различным видам творческой деятельности.

  4. Приобщить студентов к различным видам творчества, приобрести практические навыки творческой деятельности, владеть рефлексией проявления собственной творческой активности в тренингах и практической работе.

  5. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении дисциплин культурологического характера, психолого-педагогических и специальных дисциплин.

Успешность достижения цели обучения студентов может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Введение в профессию», «Педагогика», «Культурология», «Эстетика», «Социология» и с психологическими дисциплинами: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология» и др.

В результате изучения дисциплины «Психология творчества» студенты должны знать:



  • основные направления, подходы, теории в психологии искусства и современные тенденции разви­тия психолого-педагогических концепций;

  • современные программы разви­тия художественно-творческих способностей детей в процессе интеграции искусств;

  • основные категории и понятия психологии художественного творчества;

  • новые технологии психологии художественного творчества;

  • сущность, специфику и основные компоненты психолого-педагогической деятель­ности и др.

Студенты должны быть готовы решать практические психолого-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса по выбору «Психология художественного творчества».

Для этого они должны уметь:



  • применять методы психологии художественного творчества и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • осуществлять процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях в социокультурном контексте;

  • придерживаться современных концепций психокоррекционной работы с детьми;

  • анализировать собственную художественно-творческую деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая и др.

Структура дисциплины составляет два раздела:

Первый раздел - «Теоретические основы психологии творчества»- ориентирует студентов на специфику научного психологического знания, необходимость его для профессиональной деятельности преподавателя мировой художественной культуры, изобразительного искусства и черчения. В программе рассматриваются основные подразделы психологии художественного творчества: литературного творчества, театрального искусства и сценической деятельности, музыкального и изобразительного творчества и т.д.

Второй раздел «Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности» позволяет студентам практически осваивать основные средства художественной выразительности посредством диагностики художественно-творческих способностей и тренингов развития креативности, которые дают возможность получить личностно окрашенную обратную связь, осознать феномен творчества и развития умения и навыка управления его механизмами и латентными факторами, оптимизирующими творческий процесс.

В ходе работы студенты получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, препятствующие актуализации их собственных творческих ресурсов.

В рамках второго раздела программы исследуется психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности на материале интегрированных программ. Специально организованная художественная среда предполагает наличие специального художественного оборудования, инструментов и материалов и возможность их свободного использования как в индивидуальном творчестве, так и в совместном с учениками, студентами, преподавателем и т.д.

Программа включает лекционный и практический курсы. Первый направлен на осознание специфики восприятия художественной информации различных видов искусства, а также на приобретение знаний теоретических основ психологии художественного творчества. Второй - на приобретение практического опыта решения творческих задач в процессе интеграции искусств.

Практические занятия проводятся в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности.

Организация учебного процесса предполагает использование технических средств обучения: слайды, аудио- и видеомагнитофон и учебные видеофильмы, альбомы, книги и репродукции по искусству и др.



Принципами системы профессиональной подготовки студентов к художественно-творческому развитию личности являются следующие:

  • целостность и этапность подготовки (единство ценностно-ориентационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-преобразовательного и эмоционально-мотивационного компонентов);

  • творческая доминанта (художественно-творческое развитие и учебно-творческий тренинг в процессе подготовки);

  • гедонизм («очеловечивание» целей учебно-воспитательного процесса, удовольствие и наслаждение как стимул для раскрепощения и творческого самовыражения);

  • межпредметные связи и синтез искусств, взаимосвязь методов (музыкальных, словесных, изобразительных) и приемов (аллегория, метафора, аранжировка, импровизация, имитация и т.д.);

  • адекватность выбора организационных форм, методов и средств психологии художественного образования поставленным целям и задачам профессиональной деятельности будущего учителя с учетом социокультурной адаптации детей;

  • интонационность искусства, способствующая развитию у студентов «внутреннего слуха», восприимчивости к выразительным возможностям материала конкретного вида искусства в целостном интегрированном психолого-педагогическом процессе художественно-творческого развития личности.

В связи с этим на практических занятиях формируются следующие умения:

  1. Художественно-конструктивные умения (умение моделировать психолого-педагогические задачи по творческому развитию школьников с учетом формирования художественных способностей, по развитию эмоциональной культуры школьников посредством воздействия произведений искусства, по активизации и развитию воображения, фантазии школьников в продуктивной и репродуктивной художественно-творческой деятельности).

  2. Профессионально-творческие или художественные умения (способность перенесения данной художественной формы в иную художественную модальность по всему диапазону полифонии, освоение внешнего и внутреннего пространства различных видов искусства через рисунок, движение, жест, слово, диалог «внутри картин», развитие полифонического воображения, сочинение рассказов, сказок по заданным ощущениям и др.).

  3. Художественно-организаторские умения (моделирование психолого-педагогических задач по художественно-творческому развитию школьников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, организация собственной психолого-педагогической деятельности, моделирование психолого-педагогической задачи по художественно-творческому развитию детей с учетом генетических особенностей формирования пространственных представлений и художественных способностей и др.).

  4. Художественно-коммуникативные умения (создание атмосферы эмоционально-духовного контекста на уроке, субъект-субъектные отношения между учениками и произведениями искусства, личностные отношения основанные на принятии друг друга как ценностей самих по себе).

  5. Художественно-исследовательские умения (анализ художественных закономерностей, жанрово-стилевых особенностей произведений искусства, диагностика стартового уровня художественно-творческих способностей детей, диагностика собственной художественно-педагогической деятельности и пути ее совершенствования, определение уровня эмоционального воздействия художественного образа в условиях взаимодействия искусств).

На практических занятиях организуется деятельность будущих учителей с учетом возможности трансформировать полученные знания в различных дисциплинах эстетического цикла, при написании курсовых и дипломных работ и на педагогической практике.

Целостность, комплексность дисциплины «Психология творчества» находится во взаимодействии с изучением специфики психологии каждого вида искусства, входящего в материал программы. В процессе художественно-творческой деятельности личности вместе с художественным освоением мира происходит познание, открытие себя, самосовершенствование, принятие себя как целостности, уникальности, единственности.

Итоговая аттестация - экзамен по теоретическим вопросам, зачетная выставка-иллюстрация художественно-творческих работ (творческих сочинений, рисунков, коллажей, музыкальных фрагментов, мини-спектаклей и т.д.)

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования по специальности «071301-Народное художественное творчество», «071401-Социально-кульурная деятельность» и др.
Темы для самостоятельного изучения

для специальности «071301-Народное художественное творчество».



П/п

Наименование раздела
дисциплины. Тема.


Формы
самостоятельной
работы


Количество часов

Формы контроля самостоятельной работы

Раздел 1.Теоретические основы психологии художественного творчества




160/80




1.

Предмет, задачи, основные проблемы и концепции психологии художественного творчества

20/10

Защита рефератов,

опрос


2.

Методологическая основа художе-ственно-творческого развития личности.

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • сообщение

20/10

Опрос, терминологический диктант

3.

Феномен таланта в социокультурном контексте

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • контрольная работа

20/10

Проверка контрольной работы

4.

Гений, талант и творчество как психофизиологический феномен.

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • решение задач

20/10

Проверка решения задач

5.

Психологические основы восприятия произведений различных видов искус-ства. Специфика художественно-познавательных процессов.

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

  • тесты

20/10

Тестирование,

защита рефератов




6.

Психология в системе комплексных исследований художественного творче-ства:

  • психологический аспект литератур-ного творчества

  • психология театрального творчества и сценической деятельности

  • психологические аспекты музыкаль-ного творчества

  • психология изобразительного ис-кусства

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

20/10


Защита рефератов,

опрос


7.

Психологические характеристики лично-сти художника и их отражение в творчестве.

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • сообщение

20/10

Опрос, терминологический диктант

8.

Эмоционально-волевая сфера личности и художественно-образная природа искус-ства.

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • контрольная работа

20/10

Проверка контрольной работы

Раздел 2. Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности




100/70




9.

Исторический аспект исследования проблемы художественно-творческого воспитания и развития личности на основе взаимодействия искусств


  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

  • тесты

14/10

Защита рефератов,

опрос,


тестирование

10.

Психолого-педагогические проблемы развития таланта в системе образования


  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

14/10

Опрос, терминологический диктант

11.

Диагностика художественно-творческих способностей дошкольников и школь-ников


  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • сообщение

16/10

Опрос,

12.

Преемственность полихудоже-ственного воспитания и развития дошкольников и школьников

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • контрольная работа

14/10

Проверка контрольной работы

13.

Полихудожественное воспитание и развитие личности как психолого-педагогическая проблема

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • решение задач

14/10

Опрос, терминологический диктант

14.

Современные концепции художе-ственного образования школьников

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

  • тесты

14/10

Тестирование

15.

Модель подготовки педагога к полихудожественному воспитанию и развитию школьников

  • вопросы для самостоятельной изучения,

  • реферат

14/10

Защита рефератов,

опрос





Всего




260/150



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница