Методические рекомендиции по изучению дисциплины



страница1/11
Дата30.04.2016
Размер2.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1. Б.8 Психология

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)

080500.62 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

ОБЩИЙ ПРОФИЛЬ

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием


профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

________психологии_____________

____ППИ______________________

(протокол №__1_от__01.09.2012_ г.)
Зав. кафедрой

_____________ (Синкевич И.А.)

2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1. Б.6. Психология

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)

071900. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

________психологии_____________

____ППИ______________________

(протокол №__1_от__01.09.2012_ г.)
Зав. кафедрой

_____________ (Синкевич И.А.)

2012

1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Психология»
2. Авторы программы:

Синкевич И.А, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

Иванов А.Н., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Тучкова Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии

4. Цель освоения модуля «Психология» - формирование у студентов представлений о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека, о развитии психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Задачи изучения дисциплины:

- повышение уровня образованности и компетентности студентов в вопросах научной психологии;

- формирование теоретических знаний у студентов в области психологии;

- развитие психологического мышления, направленного на отражение реальности в форме психологических понятий и категорий.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, предваряет изучение возрастной, социальной психологии и др. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.



6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины (модуля):

1. Для направления подготовки 080500.62 Бизнес-информатика общий профиль

  • - способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • - способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17).


2. Для направления подготовки 071900. Библиотечно-информационная деятельность

  • наличием культуры мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • овладением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

  • готовностью к решению задач по организации и осуществлению текущего планирования, учета и отчетности (ПК-10);

  • готовностью к социальному партнерству (ПК-17);

  • готовностью к проведению социологических, психолого-педагогических и маркетинговых исследований (ПК-26).

В результате изучения дисциплины «Психология» студенты должны знать:



  • -предмет, методы и основные категории психологии:

  • -основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики человека и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики:

  • -структуру человеческой психики, сущность, виды и функции основных психических феноменов:

  • -сущность культурно-исторической и деятельностной концепций психики и сознания:

  • -основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности:

  • - психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции.

должны уметь:

  • - ориентироваться в различных психических проявлениях:

  • совершенствовать собственные психологические способности, выявлять свои психологические особенности и другого, развивать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал:

  • - давать психологическую характеристику личности: интерпретацию собственного психического состояния:

  • - использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы.

должны владеть:

    • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи:

    • способностью выступать публично и работать с научными текстами:

  • навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности:

  • навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности:

  • навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов.

10. Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Психология» для направления подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»



п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Модуль I. Общая психология




36




1.

Раздел I. Введение в общую психологию:

    1. Предмет психологии. Структура современной психологии

    2. Развитие психики в филогенезе

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат


4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата



2.

Раздел II.

Личность и деятельность:

2.1. Сознание как высшая форма развития психики

2.2. Личность, ее структура и проявления.

2.3. Деятельность.


Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения



6

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование



3.

Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности:

3.1. Темперамент.

3.2. Характер



3.3. Способности.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме


6

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата


4.

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности

4.1.Эмоции

4.2.Воля.


Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями»

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование



6

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования



5.

Раздел V. Познавательная деятельность личности

5.1. Внимание.

5.2. Ощущение.

5.3. Восприятие.

5.4. Память.

5.5. Мышление.

5.6. Речь.

5.7. Воображение.



Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания».

Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти».

Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование


14

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования.






ИТОГО:




36





11. Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы




1.1

Дискуссия на тему «Причины длительного пути становления психологии как самостоятельной науки».




1.2

Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».




2.1

Психологический анализ литературных текстов.




2.2

Тренинг личностного роста (элементы).




3.1

Решение ситуационных задач.




3.2

Ролевая игра: «Определи тип акцентуированного характера и приемы воздействия на него».




4.1

«Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».




4.2

Работа в группах: «Пути и методы развития воли».




5.4

Тренинг «Управление памятью» (элементы).




5.7

Дискуссия на тему: «Развитие творческого воображения».






12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Психология»
В ходе самостоятельного изучения дисциплины "Психология" методические рекомендации позволяют студентам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии. В методических рекомендациях представлен комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой дисциплины "Психология".

Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения студентов является их. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:



  • конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;

  • необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры;

  • названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;

  • в конспекте дословно записываются определения психологических понятий, законов, остальное должно быть записано своими словами;

  • каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Д – дети, Р – развитие; П - психика и т.п.).

Все используемые сокращения нужно хорошо знать, для того чтобы в них правильно ориентироваться. Для того, чтобы в них не путаться, можно сокращения выписать на последнем листе тетради.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов и/или курсовых работ, а также список основной литературы.



Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Обучение студентов МГГУ включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности". Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины "Психология" являются:


  • изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки;

  • чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы;

  • регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;

  • работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);

  • подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;

  • подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;

  • решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем;

  • формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям;

  • подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения);

  • подготовка к зачету \ экзамену.

В образовательном процессе студентов МГГУ выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Психология» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:


  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание рефератов;

  • подготовка к семинарам и практическим занятиям;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.);

  • выполнение микроисследований;

  • подготовка практических разработок;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

  • уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

  • ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;

  • прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

  • изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки;

  • прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем.

На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

Система обучения студентов МГГУ подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.



Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Психология». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.

Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.



Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).

Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

  1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

  2. Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).

  3. Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

  4. Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

  5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время...

  6. Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

  7. Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

  8. Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...

  9. «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326).

  10. Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...

  11. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.

Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:

  • информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)

  • усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)

  • аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)

  • творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:

  • библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;

  • просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;

  • ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;

  • изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;

  • аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.

Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;

  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;

  3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;

  4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

  5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

  2. Выделите главное, составьте план;

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Наиболее интересные мысли следует выписать;



  • сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию;

  • решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии.

Особенностью изучения дисциплины "Психология" является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины "Психология". Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.

Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.



На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии дисциплины "Психология" разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:



  • анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины "Педагогическая психология";

  • изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

  • связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

  • вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы).

Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе.

Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.



Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации!

В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля:



  • "тематический" - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов;

  • "рубежный" - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен "итоговый" уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом.

Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки.

Критерии оценивания знаний по дисциплине "Психология":

Оценка «отлично» («5» – 91-100 баллов) ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «хорошо» («4» – 81-90 баллов) ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «удовлетворительно» («3» – 61-80 баллов) ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии).

Оценка «неудовлетворительно» («2» – 60 баллов и менее) ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины.


Психология
Раздел 1. Введение в психологию
Практическое занятие 1.

Тема: Предмет психологии

План:

  1. Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии.

  2. Основные направления в психологии 20 века.

  3. Методологические принципы психологического исследования. Характеристика методов психологии.

  4. Понятие о психике, ее функции, проявления. Особенности психического отражения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Решение задач № 2,4,8,9,15,18,21,24,25,35 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

  2. Дискуссия на тему: «Причины длительного пути становления психологии в самостоятельную науку».

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия темы: психология, психика, отражение.

  2. Составить схемы:

1). «Система и уровни основных форм отражения», «Основные функции психики». – Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.
- с. 17–18.

2). «Специфика психического отражения» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М., 2003.- с.14.

3) «Взаимосвязь психологии с другими науками», «Отрасли психологии».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.26.

Методические рекомендации по изучению темы

Внимательно изучить теоретический материал. Рассмотреть особенности становления предмета психологии. Определить сущность психологии как науки, ее задачи, составить классификацию отраслей психологии. Проанализировать содержание и методологические аспекты основных направлений в психологии 20 века. Изучить методологические принципы психологического исследования, дать сравнительную характеристику методов психологии, выделяя в них сущность, разновидности, достоинства и недостатки. Рассмотреть теоретические подходы в понимании феномена психики, ее функций, формы проявлений, особенности психического отражения. Составить схемы, используя «Атлас по психологии».



Литература:

Основная:

  1. Бороздина Г. В. Психология и педагогика : [учебник для студ. вузов, обуч. по непед. спец.] / Бороздина Г. В. - М. : Юрайт, 2011.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общее представление о психологии как науке http://www.psychology.ru/library/00016.shtml

  4. Корнилова Т. В.   Экспериментальная психология : Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005.

  5. Краснов А. Н.   Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  6. Немов Р. С. Общая психология : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. пед. и соц.-экон. профилей / Немов Р. С. - М. : ЮРАЙТ, 2011.

  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : [монография] / Рубинштейн С. Л. - 4-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011.

Дополнительная:

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.

  2. Феоктистова С. В. Психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Феоктистова С. В., Маринова Т. Ю., Васильева Н. Н. - М. : Академия, 2009. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

  3. Резепов И. Ш. Общая психология [Звукозапись] : курс лекций : аудиокнига mp3 / Резепов И. Ш. - М. : КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (MP3) : зв. - Систем. требования: любые аудиосистемы с поддержкой mp3 файлов.

  4. Психология : [учебник по дисц. "Психология" цикла "Общепроф. дисц." для студ. вузов, обуч. по пед. спец.] / Ассадуллина Ф. Г., Калинова О. В., Молчанова О. Н., Телегина Э. Д. ; под ред. Б. А. Сосновского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

  5. Нуркова В. В. Психология : [учебник для студ. вузов] / Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

  6. Синкевич И. А. Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие [для студ. гуманит. вузов] / Синкевич И. А., Тучкова Т. В. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012.



Практическое занятие 2

Тема: Развитие психики животных

План:

  1. Взаимосвязь психики и материи.

  2. Формы отражения и формы поведения.

  3. Развитие психики в филогенезе:

а) Раздражимость. Тропизмы. Таксисы;

б) Инстинктивные формы поведения;

в) Интеллектуальное поведение животных;

4. Общение и «язык» животных.

5. Качественные различия психики животных и человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:


    1. Решение задач № 107, 108, 109, 110, 114, 118, 133, 135 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: отражение, раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкт, научение интеллектуальное поведение, «язык» животных, орудийная деятельность.

2. Составить таблицы:

1). «Основные этапы развития психики в животном мире», Важнейшие особенности активности животных и деятельности человека».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. - с.48,55

2). «Стадии и уровни развития психики и поведения животных».-Литература: Немов Р.С. психология. Кн. 1. – М., 1998. – с. 114,115

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976.- Составить аннотацию.



Методические рекомендации по изучению темы

Изучить теоретический материал, акцентировав внимание на характеристике стадий развития психики животных. Описать формы отражения и формы поведения животных: раздражимость, тропизмы, таксисы; инстинктивные формы поведения; интеллектуальное поведение животных. Выявить специфику общения животных. Провести сравнительный анализ различий психики животных и человека.

Сделать таблицу «Стадии и уровни развития психики и поведения животных». Выписать в словарь основные понятия темы.

Литература:

Основная:


  1. Бороздина Г. В. Психология и педагогика : [учебник для студ. вузов, обуч. по непед. спец.] / Бороздина Г. В. - М. : Юрайт, 2011.

  2. Немов Р. С. Общая психология : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. пед. и соц.-экон. профилей / Немов Р. С. - М. : ЮРАЙТ, 2011.

  3. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  4. Петровский, А. В.   Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : [монография] / Рубинштейн С. Л. - 4-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011.


Дополнительная:

  1. Феоктистова С. В. Психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Феоктистова С. В., Маринова Т. Ю., Васильева Н. Н. - М. : Академия, 2009. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

  2. Резепов И. Ш. Общая психология [Звукозапись] : курс лекций : аудиокнига mp3 / Резепов И. Ш. - М. : КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (MP3) : зв. - Систем. требования: любые аудиосистемы с поддержкой mp3 файлов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница