Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля ). Практическое занятие Другой мир. Другой ребенок. Другая школа



Скачать 91.71 Kb.
Дата01.05.2016
Размер91.71 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
М1.В.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа подготовки магистра
по направлению подготовки магистратуры




44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа «Образовательный менеджмент»
очная форма обучения



Составитель: Левитес Дмитрий Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор





Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Практическое занятие 1. Другой мир. Другой ребенок. Другая школа.

План.

1.Социально-образовательная ситуация в Мире и отечественной системе образования.

2.Особенности развития ребенка в современных условиях

3. Факторы психических, психофизиологических и личностных изменений в развитии современного ребенка.

4. Реальные изменения в развитии современного ребенка.

Вопросы и задания для коллективного обсуждения


  1. Как меняется развитие познавательной сферы старшего дошкольника

  2. Какового влияние телевидения и интернета на развитие когнитивной и психоэмоциональной составляющих в личности ребенка

  3. Каковы основные морфологические (секулярные тренды) и физиологические изменения в развитии ребенка


Практическое занятие 2. Инновации в обучении, воспитании и подготовке педагогических кадров

План.

Коллективный просмотр и последующий педагогический анализ художественного фильма «Общество мертвых поэтов».



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Столкновения каких двух педагогических концепций представлено в этом фильме?

  2. Сравните цели общего образования в понимании главного героя фильма и администрации.

  3. В чем вы увидели инновационность в деятельности учителя:

  • в отборе содержания образования;

  • в используемых методах обучения;

  • в отношении к ученикам


Практическое занятие 3. Развитие системы образования в России (Цели и задачи)

План

  1. Совершенствование профессионального уровня педагогических работников.

  2. Повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников

  3. Повышение доступности дошкольного образования

  4. Развитие системы дополнительного образования.

  5. Обеспечение качества образовательных программ

  6. Развитие высшего образования

  7. Расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями

  8. Развитие мероприятий по поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей


Вопрос для коллективного обсуждения

Как соотносится Декларация Министерства образования и науки РФ с реальным положением дел (по материалам педагогической печати и рефлексии личного опыта магистрантов)



Практическое занятие 4. Проблема целей образования в проектировании педагогической деятельности.

План

  1. Педагогическая деятельность в логике педагогического проектирования

2.Процесс обучения как объект педагогического проектирования.

3.Целеполагание в педагогической деятельности.

4.Цель – планируемые результаты и цели «векторы». Цель как предметная проекция будущего.

5.Способы постановки педагогических целей.Диагностичное целеполагание.

Вопросы для обсуждения
1. Какая связь между целями - векторами и ценностями образования

2. Почему проблема педагогического целеполагания считается самой важной при проектировании и организации процесса обучения?


Задание по теме «Педагогическое целеполагание»

Проектирование планируемых результатов обучения.



Задание:

1. Выберите учебную тему и спланируете раздел «Планируемые результаты обучения по предлагаемому алгоритму»:

-название темы;

- количество часов (не больше шести);

- характеристика учебных возможностей класса (обшеучебные умения, темп работы, владение учебным материалом, характер и уровень мотивации и т.п.);

Сформулируйте педагогические цели векторы при изучении данной темы

Составьте таблицу планируемых результатов обучения «должны»-«могут»


Тема 5. Проектирование содержания образования на уровне учебного предмета (раздела, темы)

План

1.Содержание образования как отражение социокультурного опыта. Учитель как связующее звено поколений. Четырехкомпонентный состав содержания образования.

2.Опыт познания как элемент содержания образования: структура и функции знания. Ведущая идее как нравственно этическая основа содержания естественнонаучного образования.

3.Опыт обретения умений: специальные и надпредметные умения (организационно-практические, интеллектуальные,исследовательские.коммуникативные,рефлексивные), их связь с компетентностями.

4.Опыт творческой деятельности. Типы творческих задач как обязательных элементов содержания образования.

5.Опыт формирования ценностей. Что такое ценности. Проблема формирования ценностей



Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоит менталеобразующая функция содержания общего школьного образования.

  2. Каковы принципы отбора и конструирования содержания образования

  3. Каковы роль и значение эмоционально-ценностного компонента социокультурного опыта в усвоении школьниками содержания образования.

Практическое задание по теме
1. Отбор и методическое обоснование надпредметных умений по выбранной теме и формулировка их как целей педагогической деятельности на диагностической основе.

2.Разработка творческих заданий по выбранной теме в соответствии с предложенной классификацией творческих задач

3.Разработка учебной программы спецкурса или факультатива по предложенному плану. (коллективный проект)

Литература :представлена в общем списке


Практическое занятие 6

Основные проблемы современной педагогической науки

План


  1. Роль и место педагогической науки на современном этапе развития общества

  2. Систменое ,целостное,междисцтплинарное исследование педагогической действительности

  3. Разработка новых педагогических теорий.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем состоит опережающее практику развитие педагогической науки

  2. В чем смысл междисциплинарного подхода для разработки новых педагогических теорий



Практическое занятие 7 Компетентностный и дифференцированный подходы в обучении. Информатизация образования. Дистанционное обучение. Медиаобразование.

План

Заслушивание и обсуждение докладов по темам:



  1. Компетентностный и дифференцированный подходы в обучении.

  2. Информатизация образования.

  3. Дистанционное обучение.

  4. Медиаобразование.


Практическое занятие 8 Совершенствования качества образования - ключевая проблема модернизации образования.

План

  1. Качество образования как категория философии образовании

  2. Качество образования как педагогическая категория

  3. Проблема оценки качества образования с позиций компетентностного подхода в образовании

Вопросы для коллективного обсуждения6

  1. Как понятие «качество образования» соотносится с понятием образовательная услуга

  2. Каким образом можно измерять и оценивать качество образования касательно метапредметных и личностных его результатов.


Практическое занятие 9 Инновационные технологии обучения: классификации, обзор.проектирование.
План

Заслушивание и обсуждение сообщений:
1. Сущность педагогических (образовательных) технологий

2. Критерии технологичности обучения.

3. Подходы к классификации ПТ.

Вопросы для обсуждения

1. в чем отличие педагогической технологии от методики обучения

2. В чем заключается концептуальность и управляемость педагогических технологий.

Заслушивание и обсуждение сообщений:

1.Активизация учебного процесса (Развивающий потенциал и ключевые характеристики ИПТ)

2. Виды интенсивных технологий.

3. Ситуационный анализ. Метод case study.

4. Метод «инцитента»

5. Мозговые штурмы (Обратный, теневой, комбинированный, «соло» и др.

6.Педагогическая мастерская.

Проектирование педагогических технологий

Проведение студентами иммитационного учебного занятия с применением метода «case study”

Проведение студентами иммитационного учебного занятия с применением метода «мозговой штурм»

Проведение студентами иммитационного учебного занятия с применением метода «педагогическая мастерская»


Практическое занятие 10 Проблема ЕГЭ как инструмента оценки качества образования
План

«Мозговой штурм» по проблеме «Как Единый государственный экзамен сказывается на качестве школьного образования»



Примерный план обсуждения:

  1. Вступительное слово ведущего.

  2. Работа в микрогруппах: «Проблемы ЕГЭ и проблемы школы с ЕГЭ»

  3. Работа в группе: обсуждение и выбор ключевых проблем.

  4. Работа в микрогруппах и в группе :Поиск оптимальных решений проблемы.


Вопросы к экзамену

  1. Проблема ценностей в образовании.

  2. Проблема целей в образовании. Каковы перспективы свободного целеполагания в проектировании педагогической деятельности.

  3. Проектирование учебно исследовательской деятельности ученика как условие развития познавательных процессов учащихся.

  4. Проблема подготовки квалифицированных кадров в образовании.

  5. Проблема отбора и конструирования содержания образования.

  6. Качество образования как теоретическая и общественно-педагогиче ская проблема.

  7. Приоритетные цели и задачи модернизации российского образования.

  8. Проблема ЕГЭ/ как инструмента оценки качества образования.

  9. Компетентностный подход в образовании: необходимость, проблемы ,тенденции.

  10. Единый учебник как общественно-политическая и педагогическая проблема.

  11. Проблемы развития современной педагогической науки.

  12. Основные парадигмы современной зарубежной педагогики.

  13. Сценарии развития образования и модели школ ХХ! Века.

  14. Основные направления психолого-педагогических исследований.

  15. Место, роль и проблемы педагогической науки на современном этапе развития общества.

  16. Теория поколений: аналитический обзор.

  17. Особенности становления инновационных процессов в Российском образовании.

  18. Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образовании.

  19. Системный подход в образовании.

  20. Компетентностный подход в образовании.

  21. Личностно-ориентированный подход.

  22. Гуманистическое направление в проектировании школьного обучения.

  23. Дифференцированный подход в инновационных процессах обучения.

  24. Технологический подход в обучении.

  25. Интерактивные формы и методы обучения.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница