Методические указания и контрольные задания студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент»



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер0.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра менеджмента



Организационное поведение
Методические указания и контрольные задания студентов заочной формы обучения
по направлению подготовки 080200.62

«Менеджмент»

Профиль «Менеджмент организации»

Мурманск


2012

Составитель – Лощакова Анна Борисовна, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента 13 сентября 2012 г., протокол № 1


Рецензент – Макаренко Екатерина Владимировна, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета



Электронное издание подготовлено в авторской редакции

Мурманский государственный технический университет

183010, Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел.

(8152) 25-40-72

Уч.-изд. л. ___1,93_______ Заказ __824___________

Мурманский государственный



технический университет, 2012


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»

Мурманск


2013

Составитель – Лощакова Анна Борисовна, старший преподаватель кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы «13» сентября 2013года, протокол № 1.

Рецензент: Геращенко Людмила Владимировна, к.экон.наук, доцент кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета


Авторская редакция Лощаковой А.Б.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ................5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………….8

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………10

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...…13

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………...…34

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………..37

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1……………………………....39

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2………………………………50

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….53


ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания по дисциплине «Организационное поведение» федерального компонента цикла ОПД составлены на основе ФГОС ВПО № 544 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного 20.05.2010 г. и рабочего учебного плана данного направления подготовки.

Учебная дисциплина «Организационная поведение» входит в число базовых теоретических курсов подготовки менеджеров. Управление поведением людей в организации представляет собой органический сплав науки и искусства. Это свободная теоретическая деятельность, основанная на прочном научном фундаменте. Овладение искусством управления людьми является важным условием развития, повышения качества и эффективности менеджмента в организациях, относящихся к любой сфере общественной жизни. Курс посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. В рамках данной дисциплины рассматриваются базовые теоретические модели и практические следствия эффектов организационного поведения для деятельности организации. Значимость изучения данного курса заключается в том, что правильное понимание и прогнозирование поведения сотрудников в организации позволит будущим специалистам более эффективно осуществлять управленческую деятельность.



Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины «Организационное поведение» - формирование у студентов теоретических знаний основ организационного поведения и практических навыков эффективного управления им с точки зрения современных подходов для повышения эффективности работы организации.

Задачи изложения и изучения дисциплины «Организационное поведение»:

- познакомить студентов с основами организационного поведения в его различных проявлениях и способами управления им;

- научить использовать научные знания на практике.
Процесс изучения дисциплины «Организационное поведение» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»:

а) Общекультурных (ОК):

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);


б) профессиональных (ПК):

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК- 5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК- 6);

- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК- 7);

- готовностью участвовать в программе организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК- 17).

Самостоятельная работа по дисциплине «Организационное поведение» имеет целью углубленное и дополнительное изучение основных проблем и тенденций в теории и практике управления организационным поведением, а также подготовку к практическим занятиям.

Основные задачи самостоятельной работы:


  • изучить основные темы дисциплины «Организационное поведение», используя основную и дополнительную литературу, а также материалы периодических изданий, информационные Интернет - ресурсы;

  • изучить лекционный материал по дисциплине;

  • обобщить практические и научные знания по данной дисциплине;

  • применить полученные знания на практических занятиях.


Требования к освоению самостоятельной работы
В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» студент должен:

Знать:

- специфику и методологию организационного поведения;

- понятийный аппарат дисциплины;

- факторы организационного поведения и возможности их использования для решения вопросов, касающихся достижения целей организации;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
Уметь:

- использовать теоретический материал для решения практических вопросов;

- адекватно применять модели и подходы теории организационного поведения для решения задач, связанных с управлением организационным поведением;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
Владеть:

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- методами формирования и поддержания этичного климата в организации.
Настоящие методические указания включают перечень тем дисциплины, рекомендации по наиболее трудным вопросам курса, ссылки на литературные источники к темам, вопросы для самопроверки.
Курс «Организационное поведение» состоит из двух частей, составленных в логической последовательности и изучаемых соответственно в течение двух семестров
Форма итогового контроля – экзамен.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Содержание разделов (модулей),

тем дисциплины

Количество часов,

выделяемых на виды

учебной подготовки


Компетенции

раздела


(модуля)







Лекции

ПР

ЛР

СР

ИР










з/о

з/уск

з/о

з/уск




з/о

з/уск







1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Модуль 1. Основы организационного поведения




ОК-7, ОК-12, ПК-5, ПК-7




1. Организационное поведение как основа эффективной деятельности организации.

Цель курса «Организационное поведение». Основные разделы и задачи курса. Требования к уровню освоения содержания курса. Понятие, генезис и цели организационного поведения (ОП). Объект, предмет, принципы и модели ОП. Междисциплинарный характер теории ОП. Элементы системы организационного поведения. Современные проблемы данной дисциплины. Практическое значение организационного поведения для менеджеров. Теории поведения человека в организации.



1

1

2

--

--

22

24

--







2. Личность и ее развитие в организации.

Понятие личности и ее психологическая структура. Социально - демографические характеристики работников. Современные теории типологизации личности. Методы изучения личностных особенностей сотрудников.

Развитие личности и социализация. Адаптация человека к организационному окружению. Карьера и карьерный рост в организации.


--

1

2

2

--

24

24

--







3. Групповое поведение в организации.

Классификация групп в организации, их функции. Качественные характеристики группы. Структура и стадии развития группы. Динамические процессы в группе. Условия, влияющие на эффективность работы групп в организации. Социально-психологический климат трудового коллектива.

Команда как особый вид группы. Целесообразность формирования команды. Преимущества и ограничения командной деятельности. Технология командообразования. Методы изучения группового поведения.


--

1

2

2

--

24

24

--







4. Влияние организационных факторов на индивидуальное и групповое поведение.

Особенности организации, определяющие характер ОП. Влияние внутренней и внешней среды организации на поведение сотрудников. Показатели эффективности работы организации, обусловленные поведением ее персонала.

Понятие, типы, показатели организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Влияние организационной культуры на организационную эффективность. Имидж и репутация организации. Методы диагностики организационной культуры.


1

1

2

2

--

24

24

--







Итого за 1 модуль

2

4

8

6

--

94+4 зачет

96+4

зачет








2

Модуль 2: Управление организационным поведением




ОК-7, ОК-12, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-17




5. Мотивация и результативность организации.

Источники и движущие силы поведения. Теории мотивации и их применение в ОП. Мотивационные профили сотрудников. Стимулирование организационного поведения. Мотивационные установки руководителей. Методы изучения мотивации.



1

1

2

2

--

25

25

--







6. Лидерство и власть в организационном поведении.

Теории лидерства и их практическая ценность для ОП. Авторитет руководителя организации. Основы и источники власти, власть в групповом поведении, методы влияния на подчиненных.

Факторы эффективного поведения руководителя.


--

--

2

2

--

25

25

--







7. Поведение сотрудников в ситуации организационных изменений

Сущность изменений и нововведений в организации. Поведенческие модели участия в нововведениях. Сопротивление организационным изменениям на разных уровнях организационного поведения. Психологический барьер нововведения: сущность, формы, причины возникновения и методы преодоления.


1

1

2

--

--

25

25

--







8. Управление поведением в организации.

Методы изучения организационного поведения: формализованные и малоформализованные. Стратегия, тактика и технологии управления ОП.



1

1

2

2

--

25

25

--







9. Организационное поведение и национальная культура.

Деловое поведение в международном бизнесе. Факторы международной среды, влияющие на ОП. Национальная культура и деловое взаимодействие. Модели межкультурных различий.

Этические проблемы организационного поведения.


1

1

2

2

--

21

23

--







Итого за 2 модуль

4

4

10

8

--

121+9 (экзамен)

123+9

(экзамен)












Итого за курс

6

6

18

14

--

225+13

(зач., экз.)

219+

13

(зач.экз.)








РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. / И.Н.Герчикова - М. : Юнити-Дана, 2009. - 499 с.

  2. Кузнецов, И. Н.   Эффективный руководитель : учеб.-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М. : Дашков и К, 2009. - 595 с.

  3. Лузин, В.П. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В.П. Лузин; Федер. Агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Мурман. гос. техн. ун-т». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. – 139 с.

  4. Мясоедов, С. П.    Управление бизнесом в различных деловых культурах / С. П. Мясоедов. - М.: Вершина, 2009. – 315 с.

  5. Организационное поведение : Учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. – СПб. : Питер, 2008. – 460 с.

  6. Покровская, Е. А.   Бизнес - коммуникации : учеб. пособие для вузов / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. - М.: Дашков и К : Наука-Пресс, 2010. – 286 с.

  7. Полукаров, В. Л.   Психология менеджмента : учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин ; Общественное движение поддержки нац. проекта "Образование", Акад. высокой моды, Ин-т моды, дизайна и технол. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 271 с.

  8. Тимофеев, М. И. Психология менеджмента : учеб. пособие / М. И. Тимофеев. – М. : Риор, 2011. – 204 с.

  9. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство: учебник / Э.Шейн; пер. с англ. И. Малкова; науч. ред. Ковалева Т.Ю. – 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2013. – 352 с.



Дополнительная



  1. Битянова, М. Р. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / М. Р. Битянова - СПб. : Питер, 2008. - 368 с.

  2. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т. С. Кабаченко. – СПб. : Питер, 2003. – 400 с.

  3. Корпоративная социальная ответственность : учебник для бакалавров / [Коротков Э. М. и др.] ; под ред. Э. М. Короткова ; Гос. ун-т упр. – М. : Юрайт, 2012. – 445 с.

  4. Кочеткова, А. И. Введение в организацию поведения и организацию моделирования: учебное пособие./ А.И.Кочеткова. – М.; Дело, 2003. - 944 с.

  5. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп./ Ю.Д, Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 526 с.

  6. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология : управление конфликтами (management of conflicts) : учебник для вузов / Ю. Ф. Лукин. - М. : Академический проект: Трикста, 2007.- 798 с.

  7. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В. М. Маслова. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 488 с. 

  8. Резник, С. Д. Организационное поведение : учебник для вузов./ С.Д.Резник. - М. : Инфра-М, 2009.- 428 с.

  9. Руководитель в бизнесе : учеб.-практ. пособие [для вузов] / В. М. Попов [и др.]. - М. : КноРус, 2006. - 440 с.

  10. Хьелл, Ларри Теории личности: основные положения, исследования и применение = Personality Theories : учеб. пособие для вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 606 с.


Интернет - ресурсы
Википедия (Свободная энциклопедия) - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

В СЛОВАРЕ - Все словари онлайн - Режим доступа: http://vslovare.ru

Административно-управленческий портал - Режим доступа: http://www.aup.ru

Библиотека успешного бизнесмена - Режим доступа: http://club-energy.ru

Библиотека учебной и научной литературы - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/default.aspx

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - Режим доступа: http://window.edu.ru

Портал Технологии корпоративного управления - Режим доступа: http://www.iteam.ru

"Психологос" (Энциклопедия практической психологии) - Режим доступа: http://www.psychologos.ru

Сайт, посвященный журналистике, рекламе и PR - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/journ.htm

Экономико-правовая библиотека - Режим доступа: http://www.vuzlib.net

Электронный каталог библиотеки МГТУ - Режим доступа: http://library.mstu.edu.ru/

Периодические издания (журналы)
«Акмеология»

«Бизнес – журнал»

«Бюллетень Министерства труда и социального развития»

«Директор по персоналу»

«Журнал практического психолога»

«Менеджмент в России и за рубежом»

«Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология»

«Менеджмент сегодня»

«Психология в бизнесе»

«Психология и экономика»

«Социальный психолог»

«Человеческий фактор»



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница