Методические указания к написанию курсовой работы по дисциплине «Антикризисное управление»



Скачать 340.73 Kb.
Дата19.05.2016
Размер340.73 Kb.
Методические указания к написанию курсовой работы по дисциплине

«Антикризисное управление»

Настоящие рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении курсовых работ, для руководителей курсовых работ с целью формирования единых требований при разработке и защите работ. Рекомендации содержат предложения по структуре курсовой работы (далее - работа), объему, содержанию, оформлению, процедуре допуска к защите и порядку защиты работ.

Рекомендации разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также государственных стандартов по оформлению научно-исследовательских, печатных работ, библиографического списка с целью оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы, подготовке студента к защите работы и объяснения процедур защиты.

Целями выполнения курсовой работы являются:

 систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний в практической деятельности;

 развитие навыков самостоятельной работы с отчетной, статистической документацией, методическими и нормативными материалами;

 овладение методикой исследования и анализа при решении разрабатываемых в работе вопросов;

 развитие навыков формулирования и обоснования решений поставленных задач.

При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:

 обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель и задачи работы, представить теоретическую и методологическую базу работы;

 изучить теоретические положения, законодательство и нормативные документы, справочную и научную литературу по избранной теме;

 собрать необходимый статистический материал и провести его анализ, используя современные методы и модели, выявить закономерности и тенденции по проблематике выбранной темы;

 сделать выводы и по возможности разработать предложения по решению выявленных проблем.

Перед прочтением Методических указаний ознакомьтесь с основными ошибками, которые допускают студенты, приступая к написанию курсовой работы. Возможно, это мотивирует на более внимательное отношение к требованиям по написанию курсовой работы.

1. Выбрав тему, студент выходит в сеть Интернет и через поисковую систему (Yandex, Google и т.д. – зависит от предпочтений) находит курсовую работу по данной теме, меняет реквизиты, Ф.И.О. автора и сдаёт преподавателю. В результете получает рецензию: «Плагиат. На переработку».

2. Аналогичные действия п.1, но студент подходит к решению проблемы творчески и находит несколько курсовых работ по данной теме, компанует материал по своему усмотрению и сдает преподавателю под своим авторством. В результате получает рецензию: «Плагиат. На переработку». По трем основным причинам: во-первых, написание курсовых работ – распространненный бизнес в Интернете и качественный материал бесплатно не выкладывают в сети, таким образом, компановать приходится из «третьесортного сырья»; во-вторых, курсовая уже написана и защищена ранее, то есть она уже устарела и не отражает современных реалий, в-третьих, такие работы редко соответствуют требованиям, предъявляемым кафедрой общей экономической теории РГТЭУ к курсовым работам.

3. Студент принимает постороннюю помощь в написании работы. Здесь есть несколько аспектов, но следует обратить внимание на два основных. Во-первых, помошь исходит, как правило, от одного физического или юридического лица для группы студентов. В результате преподаватель получает на проверку несколько работ на разные темы, написанные «одной рукой». Формальных причин для отрицательной рецензии у преподавателя нет, особенно если работа выполнена в строгом соответствии с требованиями, но, как показывает практика, защита таких работ проходит безуспешно. Во-вторых, студент, не приложивший усилий к данной работе, как правило, очень плохо в ней ориентируется, особенно, когда преподаватель уточняет аспекты рассматриваемой темы. Но так как Вы уже вышли на защиту, то получаете заслуженную оценку «неудовлетворительно».

4. Вы самостоятельно осуществляете работу, но так же самостоятельно выбираете требования к курсовой работе. Если Вам они нравятся и понятны, то исполняете, а если не нравятся, пропускаете. Это очень распространенная ошибка. Выполнять надо все без исключения требования к курсовой работе. Если в процессе работы возникли вопросы, следует по ним получить консультацию у научного руководителя.

Это краткий перечень основных ошибок, которые недопустимо совершать после прочтения данных Методических указаний.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Виды работ по этапам выполнения курсовой работы:

а) Предварительный этап:

• выбор темы курсовой работы и оценка возможности раскрытия данной темы;

• подача заявления на закрепление темы;

б) Основной этап:

• сбор материала;

• оформление курсовой работы;

в) Заключительный этап:

• рецензирование работы руководителем и допуск к защите;

• защита работы.

1.1 Предварительный этап

Темы курсовых работ определяются кафедрой общей экономической теории. Студенту предоставлено право выбора темы курсовой работы. Перечень тем курсовых работ и правила их выбора представлены в Приложениях Б, В, а также в УМК Экономическая теория, 2008. (См. http://www.rsute.ru/structure/chairs/Kaf_13/default.aspx)

Староста группы формирует список закрепления тем в группе, который предоставляется в последний официальный день сдачи курсовых работ на кафедру и в электронном виде отправляется на адрес kafoet@mail.ru. В теме письма фиксируем «Темы курсовых работ. Группа ___(полное название группы)»

Пример:

«Темы курсовых работ. Группа ФЭФ-12 В»



Документ, который следует прикрепить, оформляем в соответствии с Приложением А.

1.2 Основной этап

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены. Правильно составленный план работы помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План работы составляется самостоятельно, с учетом замысла и индивидуального подхода. План работы рекомендуется согласовать с руководителем курсовой работы. В процессе работы план работы может уточняться.

Подбор литературы

Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Литература по теме работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, интернет-сайты официальных организаций.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно в виде цитаты. После каждой цитаты приводится ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Конспект может содержать в себе факты, доказательства, примеры, основные положения и выводы автора, а также личное отношение студента к изученному материалу.

Рациональной и эффективной организации исследовательской деятельности способствует составление студентом собственной картотеки проработанных по теме и смежным вопросам литературных источников. Картотека не только помогает получить представление о степени изученности данной проблемы, но и позволяет работать с литературой более целеустремленно.

Оформление курсовой работы

Оформление проекта или работы осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний (Раздел 3). Выбор и форма представления иллюстративных материалов может согласоваться с руководителем курсовой работы.

1.3 Заключительный этап

Рецензия на курсовую работу

Рецензирует курсовую работу научный руководитель. В рецензии должна быть подтверждена (или не подтверждена) актуальность темы, в сжатой форме раскрыто основное содержание работы, отмечены достоинства и недостатки. Курсовая работа должна быть представлена руководителю для рецензирования не менее чем за 2 недели до установленного срока защиты на кафедру.

Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить её перед комиссией.

Рецензент в своей оценке должен обратить внимание на логику изложения материала, завершенность результатов и научно-исследовательский характер.

В результате рецензент даёт общую оценку работе. При наличии качественной исследовательской части даёт рекомендации на участие в конкурсе студенческих научных работ, а также использование для выступления на студенческих конференциях.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1 Структурные элементы курсовой работы

Структурными элементами курсовой работы являются:

1) титульный лист,

2) оглавление,

5) введение;

6) основная часть;

7) заключение;

8) список использованных источников;

9) приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. Оформление титульного листа дано в приложении Г.

Оглавление включает введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. Примерная структура оглавления представлена в приложении Д. Следует обратить внимание, что через оглавление прослеживается структура всей работы, к которой кафедрой общей экономической теории РГТЭУ предъявляются требования. В частности, желательно основную часть работы уместить в 2 главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Глава не может содержать один параграф. Наличие в главе более трех параграфов говорит о поверхностном представлении данных вопросов, так как к работе предъявляются жесткие требования по объему работы.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель курсовой работы и комплекс взаимосвязанных задач, подлежащих решению в процессе работы, а также представляется теоретическая и методологическая база.

Актуальность темы отражает степень важности её раскрытия на данный момент, то есть, почему читателю будет интересно, важно или просто необходимо познакомиться с Вашей работой. Это 2-3 предложения, которые анонсируют Вашу работу. Важно во введении, раскрывая актуальность темы, не уйти в раскрытие заявленной проблемы. Не следует писать фразы типа: «Мне эта тема очень интересна, поэтому она актуальна». Здесь необходимо заинтересовать читателя предметно и содержательно, а не своим примером.

Цель работы – это результат, к которому Вы желаете прийти и путь к нему. Цель работы одна. Формулируем её с использованием неопределённой формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть и т.д. Цель вашей курсовой работы скрыта в названии работы.

Задачи работы отражают шаги, делая которые, Вы достигаете цели. Вы должны поставить 6 - 7 задач. Они фактически связаны с параграфами Вашей работы. Задачи формулируются аналогично цели с использованием неопределенной формы глагола: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, оценить, выявить и т.д.

Теоретическая и методологическая база подразумевает краткое описание использованых источников с указанием основных авторов. Это «поклон» в адрес людей, чьими трудами Вы воспользовались, а также возможность для специалиста с первого взгляда понять, о чем написана работа и какого подхода к данной проблеме придерживаетесь Вы.

При оформлении введения желательно структурные элементы выделить жирным шрифтом. Объем этой части работы 1 лист.

Так как введение – это та часть работы, которая подразумевает 100% самостоятельное изложение, важно не перейти на «ты» в общении с подразумеваемым читателем, то есть всё изложение материала должно осуществляется в неопределенной форме глагола. Нельзя употреблять местоимение «я».

Примерная схема введения представлена в приложении Е.

Основная часть. Требования к содержанию основной части работы даны в разделе 2.2.

Заключение. В заключении формулируются краткие выводы, полученные в ходе выполнения поставленных задач и цели. Вы кратко излагаете то, что написали в работе, но это самое главное, что вы хотите донести до читателя, самый «сок» Вашего труда. В заключение можно вынести числовые данные в целях иллюстрации вывода. Они должны отражать цель и задачи исследования, и не быть «вырванными» из работы числами.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении работы.

2.2 Содержание основной части курсовой работы

Теоретический раздел

Раздел должен иметь наименование, отражающее теоретические аспекты темы курсовой работы. В общем случае в этом разделе должны быть отражены:

1) характеристика предмета исследования в соответствии темой курсовой работы, в частности, должен присутствовать анализ понятийной базы по заявленной теме.

2) анализ состояния вопроса, являющегося темой работы, при необходимости – методы анализа.

3) основные подходы к решению проблемы, являющейся темой курсовой работы.

Теоретический раздел должен давать ответы на вопросы, что представляет собой проблема, являющаяся темой курсовой работы.

Объем раздела – 10 - 12 с. В разделе должно быть не менее двух и не более трех подразделов.

Аналитический раздел

Наименование данного раздела должно быть связано с анализом состояния предмета исследования, являющегося темой курсовой работы.

Исследование проблемы и экономический анализ должны быть целевыми и глубокими.

Анализ состояния проблемы, исследуемой в курсовой работе может включать:

• анализ спроса и предложения;

• анализ рынков капитала;

• анализ рынков товаров и услуг;

• анализ рыночной конъюнктуры;

• анализ рынка труда;

• анализ других проблем.

Осуществить анализ можно на примере экономических явлений и процессов, происходящих в России. При этом они должны отражать текущий момент, а не исторические события. Анализ проводится на примере трёх последних лет, включая текущий год.

В аналитическом разделе используются различные приемы анализа, указываются источники информации, приводятся аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа, делаются выводы.

В данном разделе обязательно использование не только статистического материала, но и результатов анализа, проведенного специалистами по данному вопросу, которые изложены в источниках периодической печати (например, Вопросы экономики, ЭКО, Вестник МГУ. Серия 6. Экономика., Вестник РГТЭУ и проч.).

При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:

- данные следует приводить к абсолютным (млр. р., т, м, шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях;

- для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно принести данные ее роста в процентах за несколько лет;

- для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, который они выражают.

Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Объем аналитического раздела курсовой работы не должен превышать 10-12 страниц.



3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования

Курсовая работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Иллюстрации и таблицы, включенные в работу, также должны соответствовать формату А4.

Курсовая работа может быть оформлена рукописным способом. При этом требования к объему работы – 22-25 листов.

Курсовая работа может быть оформлена печатным способом. При этом требования к объему работы – 25- 30 листов.

Шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1.8 мм (кегль - 14).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 15 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Выравнивание текста по ширине. Новый абзац начинается с красной строки (отступ от левого края текста – 1,27 мм или 6 символов).

Общий объем работы – около 27 листов. Крайние пределы объема работы – 22-30 листов.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГТУ)

Факультет «Управление и предпринимательство»

Кафедра «Экономическая теория»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Антикризисное управление» на тему

Название

Работу выполнил: Иванов И.И., студент 1 курса группы ФН3-1

Научный руководитель: к.э.н., доцент Павлова И.А.

Ростов-на-Дону - 2013

Пример

Содержание:



Введение

1.Понятие рынка.

2. Структура рынка и его виды. Сегментация рынков.

3.Функции рынка

4. Рыночная экономика

5.Плюсы рыночной экономики.

6. Минусы рыночной экономики.

7. Россия и мировой рынок

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства. Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей. Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

Первоначально в первобытном обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах. К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу.

Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются

экономические, политические, правовые, технологические, организационные,

этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи

общества. Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

Понятие рынка.

Рынок — одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие «рынок» применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности имеется самое различное толкование рынка у нас и за рубежом.

Эволюция взглядов на рынок:

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесел и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно считал, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения. В результате появляется новое толкование рынка как обмена, организованного по законам товарного производства и денежного обращения, как формы товарно-денежного обмена.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф. Котлер в кн. «Основы маркетинга») или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс А. Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).

Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей.

Отсюда можно дать следующее определение рынка. Рынок — это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами. Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, рынок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.

С таким определением рынка тесно связано еще одно его понимание: рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

В экономической системе в целом взаимодействуют три самостоятельные хозяйственные подсистемы: государство, натуральное хозяйство (когда вся произведенная продукция потребляется внутри хозяйства, например личное подсобное хозяйство) и рынок В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система — рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система — административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в целом.

2. Структура рынка и его виды. Сегментация рынков

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.

Экономическая структура рынка определяется:

♦ функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

♦ структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

♦ особенностями сферы товарного обращения;

♦ уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

♦ видами торговли.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

♦ рынки предметов потребления и услуг;

♦ рынки средств производства;

♦ рынки научно-технических разработок;

♦ рынки ценных бумаг;

♦ рынки рабочей силы.

Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

♦ рынки товаров производственного назначения;

♦ рынки товаров народного потребления;

♦ рынки продовольственных товаров;

♦ рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

♦ внутрирегиональные;

♦ межрегиональные;

♦ республиканские;

♦ межреспубликанские;

♦ международные (мировые).

Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

♦ рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

♦ рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;

♦ рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).

Второй вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями (предприятие, выпускающее различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий и организаций). Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

Виды рынков. Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).

3. Функции рынков.

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка

5. Плюсы рыночной экономики

Достоинства рыночной системы находят подтверждение в нашем анализе ее

функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность распределения ресурсов и свобода. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов.

Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой – это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

6. Минусы рыночной экономики

Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики

рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами. Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.

Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким- то маневром с целью повысить цены". Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм- производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей. Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления.

Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Нарушение рыночного механизма и внешние факторы.

Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинация и образование, приносят или удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, т.е. издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды.

7. Россия и мировой рынок.

Внешняя торговля предполагает вывоз и ввоз товаров и услуг в отношениях между странами. Это главная форма внешнеэкономических связей, осуществляемая самостоятельно или в качестве опосредования других форм. Внешнеторговые связи осуществляются за наличные, по клирингу, в кредит и на условиях бартера. Бартер представляет собой эффективную при определенных условиях форму международного экономического сотрудничества. При бартерной сделке предполагается безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами. Рассмотрим теперь роль инвестиций в Российскую экономику. Что бы торговать на международном рынке, нужно иметь достаточно большой капитал. По данным Всемирного банка, чтобы быть сравнимой с показателями стран, выходящих сегодня на мировой рынок, капитализация российского рынка ценных бумаг должна в ближайшие 20 лет достичь 1000 млрд. долларов, то есть увеличиться в 35 раз. В сегодняшней обстановке, России ничего не остается, как только привлекать инвестиции. В этом нет ничего страшного, так как многие страны Восточной Европы, по привлечения иностранного капитала, оставили далеко позади Россию

Один из аспектов опыта зарубежных стран с переходной экономикой связан с

привлечением и использованием иностранных инвестиций, в первую очередь

"прямых". Иностранный капитал, вложенный в модернизацию существующего производственного потенциала и создания новых предприятий, способен внести существенный вклад в преодолении кризиса. Содействовать оживления экономической активности, расширению предложений товаров и услуг на внутреннем рынке и развитию экспортного производства. Стабилизация валютно-финансового сектора экономики. Внешняя торговля разоряет страну. В России было положительное, до 20 миллиардов долларов в год сальдо внешней торговли. Продаем больше, чем покупаем. Вроде бы блюдем свой интерес. Но положительного сальдо само по себе еще ни о чем не говорит. Япония или Германия продают изделия обрабатывающей промышленности – свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Еще одним дестабилизирующим фактором стал "Валютный коридор". В 1991г. подняли в несколько раз, обменный курс рубля – это означает, что рост внутренних цен обогнал снижение обменного курса к доллару в несколько раз. Следовательно, цены на импортные товары по сравнению с ценами на российские упали в несколько раз. В такой же мере упала конкурентоспособность отечественного производства. - Но была ли альтернатива такому курсу? Россия заполнена ширпотребом. Большинство этих товаров нельзя продавать: они не соответствуют российским стандартам качества, но они по цене ниже, чем наши отечественные и поэтому широко распространены. По этому наша промышленность находиться в упадке.

Вывод.

Рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.



Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

Список используемой литературы:

1) «Основы рыночной экономики». Г.И.Рузавин.

2) «Переход России к рыночной экономике». А.К.Ляменков. Издательство

Магистр. Москва 1997 г.

3) «Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России».

В.А.Савин. Журнал "Маркетинг в России и за рубежом", №1, 1999г.

4) «Основы экономической теории». С..Мочерный.

5) «Экономическая теория» Е.Ф. Борисов (2010год)

Курсовая работа, ее характеристика, примерная тематика.

Курсовая работа пишется по одной из тем, представленных ниже. Студент выбирает тему по списку, в соответствии с научным интересом. интересами. Целесообразно при этом избирать тему, которая связана с производственной работой студента, или по которой студент располагает серьезной научной литературой. При выборе темы студент вправе по согласованию с ведущим преподавателем конкретизировать наименование и задание темы, дополнить ее содержание специальным вопросом, но не менять экономическую проблему.

Написание работы производится под контролем преподавателя, проверка написания работы осуществляется в процессе консультирования.

Защита состоит в индивидуальной беседе по каждой курсовой работе, поэтому перед защитой следует обратить внимание на вопросы, отмеченные в рецензии.

Тематика курсовых работ содержится в методических указаниях к написанию курсовой работы.

Тематика курсовых работ:

1. Предмет макроэкономики.

2. Валовой внутренний и валовой национальный продукт.

3. Модель кругооборота доходов и расходов.

4. История национального счетоводства.

5. Факторы совокупного спроса и предложения

6. Экономические циклы.

7. Безработица в современном мире

8. Классическая макроэкономическая модель: экономического равновесия

9. Кейнсианская макроэкономическая модель экономического равновесия.

10. Фискальная политика: понятие, виды и воздействие на экономику.

11. Виды налогов и их роль в экономике.

12. Государственный бюджет и его дефицит

13. Факторы, снижающие эффективность фискальной политики.

14. Природа и функции денег.

15. Основные типы денежных систем.

16. Экономические функции государства

17. Кредитно – денежная политика и ее инструменты

18. Инструменты кредитно- денежной политики.

19. Инфляция, ее виды , причины.

20. Социально-экономические последствия инфляции. Методы борьбы с инфляцией.

21. Международная валютная система: этапы развития и современное состояние.

22. Платежный баланс и его структура.

23. Валютный курс. Факторы, влияющие на номинальный валютный курс.



24. Фиксированный и плавающий валютные курсы.

25. Классический, неоклассический и кейнсианский подходы к анализу безработицы


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница