Методические указания по их выполнению, библиографию и контрольные вопросы к каждой теме. Пособие подготовлено на кафедре философии и социальных коммуникаций Омгту



Скачать 315.93 Kb.
Дата18.05.2016
Размер315.93 Kb.
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»



История искусства

Методические указания к семинарским

занятиям и самостоятельной работе студентов

Омск 2008


Составитель Е.А. Мезенцев, канд. филос. наук

История искусства: Планы семинарских занятий / Сост.: Е. А. Мезенцев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 24 с.

Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «История искусства» включают: основные вопросы, предназначенные для обсуждения на семинарских занятиях, терминологический аппарат, задания для самостоятельной работы студентов, тематику домашних заданий и методические указания по их выполнению, библиографию и контрольные вопросы к каждой теме.
Пособие подготовлено на кафедре философии и социальных коммуникаций ОмГТУ.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
Подписано к печати 01.11.2000. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Оперативный способ печати. 2,5.

Тираж 200 экз. Заказ

——————————————————————————————————————————

Издательство ОмГТУ, 644050, Омск, пр. Мира, 11


Типография ОмГТУ


Введение
История искусства является первой частью учебной дисциплины История мировой литературы и искусства, которая в свою очередь является частью системы наук об искусстве – искусствознания (искусствоведения), теории искусства и художественной критики.

Изучение курса История искусства ориентировано на интеллектуальное и духовное развитие студентов, что в свою очередь является важнейшим условием подготовки специалистов по связям собщественностью. Он находится во взаимосвязи с философией, эстетикой, историей, культурологией, литературой, историей религии. Опираясь на методологию всех этих учебных дисциплин, курс истории искусства ставит целью осветить общую эволюцию стилей, художественных направлений и течений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Интегрированное рассмотрение всех видов искусства поможет студентам получить целостное представление о художественной картине мира, выявить общее и особенное отдельных периодов и стилей. При этом искусство рассматривается как аккумулятор духовных ценностей своего времени.

Структура учебной дисциплины строится на объединении параметрических (описательных) и морфологических (анализирующих) методов, на синтезе стилевого, жанрового, национально-географического принципов в подходе к различным явлениям искусства. Уделяется внимание проблемам художественного языка, образа, концепции (или идеи) произведения, его связи с культурным контекстом эпохи.

Таким образом, изучение учебной дисциплины способствует формированию и развитию у студентов высокого эстетического вкуса, оснащает их сведениями и фактами по различным периодам и стилевым направлениям искусства, расширяя общий кругозор, знакомит с творчеством выдающихся деятелей мировой художественной культуры, учит анализировать произведения с точки зрения их образного решения и средств художественной выразительности.



Семинар № 1. РОЛЬ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

(2 часа)


Цель: Формирование знаний об искусстве как особой форме духовной деятельности человека, видах искусства и их классификации.


  1. Искусство как форма духовной культуры человека.

  2. Социальные функции искусства.

  3. Проблема классификации видов искусства.


Словарь терминов
Архитектура (лат. architecture, от греч. аг-chitekton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектирования, строительства сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Графика (франц. graphique – линейный, от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные произведения (разнообразные виды гравюры, литографию, монотипию). В современном изобразительном искусстве это могут быть также работы, выполненные в сложных смешанных техниках.

Жанр (франц. genre – род, вид) – исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесённых на плоскую поверхность. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие её средства – рисунок, фактура красочной поверхности, выразительность мазков художника, композиция произведения.

Орнамент (лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных, повторяющихся элементов. Служит для украшения и зрительной организации поверхности предмета, подчеркивает его форму.

Скульптура (лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – вид искусства, основанный на принципе объёмного трехмерного изображения предмета в различных материалах.

Стиль (лат. stilus, stylus от греч. stylos – остроконечная палочка для письма) – устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.

Школа – в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников или последователей какого-либо художника (например, Караваджо и караваджизм), либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (барбизонская школа).
Методические указания к работе
При подготовке к занятию особое внимание следует обратить на различные приемы позиционирования дизайна и современной атр-деятельности в системе искусства. Так же следует уделить особое внимание тому, что в рамках данного занятия искусство целесообразно рассматривать не только как специфический вид человеческой деятельности, но и как составляющую духовной культуры человека.
Темы докладов и рефератов


  1. Представления о назначении искусства в культурных системах Запада и Востока.

  2. Направления декоративного искусства: монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство, оформительское искусство.

  3. Арт-деятельность в системе искусств ХХ века.

  4. Дизайн в системе искусства.


Контрольные вопросы


  1. Какие определения искусства вам известны?

  2. Что является предметом искусства?

  3. Какие функции выполняет искусство в системе духовной культуры человека?

  4. В чем заключаются сложности позиционирования дизайна в системе искусства?

  5. Какие виды искусства вам известны?

  6. Перечислите основные стили и направления в искусстве.

  7. Что способствует появлению новых видов искусства?

  8. Назовите способы взаимодействия видов искусства между собой.



Рекомендуемая литература


  1. Алексеева В.В. Что такое искусство?: О том как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991. – 238 с.

  2. Алпатов М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. – М.: Просвещение, 1969. – 543 с.

  3. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М.: Искусство, 1970. – 192 с.

  4. Глинкин В.А. Свет и цвет в архитектуре и дизайне. – Л.: Знание, 1982. – 115 с.

  5. Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979. – 128 с.

  6. Лотман Ю.М. О природе искусства //Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 400–404.

  7. Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991. – 191 с.


Семинар № 2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО (2 часа)
Цель: Освоение знаний об этапах развития первобытного искусства и искусства Древнего Востока, развитие умения выделять специфические черты предметов искусства различных исторических периодов.


  1. Понятие синкретизма в первобытном искусстве.

  2. Иберийское, левантийское, тассильское искусство: новое виденье мира, другие способы и методы передачи «информации» первобытным художником.

  3. Сравнительная характеристика канонов в изображении человека в художественном творчестве Древнего Востока.

  4. Связь искусства с мифологией и религией в искусстве Древнего Востока.


Словарь терминов
Анималистический жанр (от лат. animal – животное) – вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки.

Дольмен (франц. стол + камень) – поздненеолитическое (3–2 тысячелетие до н.э.) погребальное сооружение из вертикальных каменных блоков, перекрытых плитами – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники.

Звериный стиль – тип декора из стилизованных изображений отдельных животных или сцен их борьбы, сложившийся еще в эпоху палеолита, но наибольшее распространение получивший в I тыс. до н.э. в евразийских степях; происхождение звериного стиля связано с ранними тотемистическими представлениями.

Палеолитические Венеры – в древности повсеместно распространенные статуэтки из камня или кости, отличающиеся гипертрофированными женскими формами, связанные с культом матери-прародительницы.

Рельеф (лат. поднимаю) – скульптурное изображение на плоскости; выпуклый рельеф известен с эпохи палеолита и подразделяется на высокий - горельеф, низкий – барельеф; углубленный рельеф или койланоглиф – вырезанный на плоскости контур.
Методические указания к работе
При подготовке к работе необходимо познакомиться с репродукциями памятников первобытного искусства, провести сравнительный анализ предметов искусства различных периодов, выявить специфические особенности и динамику развития.

Темы докладов и рефератов


  1. Роль архаических религиозных верований в первобытном искусстве

  2. Памятники палеолитического искусства.

  3. Изменения в искусстве эпохи Неолита.

  4. Мегалитические комплексы эпохи неолита и ранней бронзы.

  5. Возникновение орнамента и его место в изобразительном искусстве.

  6. Проблема происхождения искусства.


Контрольные вопросы


  1. В чем проявляется синкретизм первобытного искусства?

  2. Назовите периодизацию первобытного искусства.

  3. Что такое дольмены? Менгиры?

  4. Какие существенные изменения в искусстве произошли в эпоху неолита?

  5. Назовите время появления изображений животного? Человека? «Сюжетной» композиции?

  6. Что такое мобильное искусство? Приведите примеры.

  7. Какие вам известны точки зрения о происхождении искусства?

  8. Что такое зиккурат? Кудурру? Ушебти?

  9. Как изображались люди и животные в искусстве Шумер?

  10. Какие изменения произошли в искусстве Египта в эпоху Амарна?

  11. Что такое «гипостильный зал»?

  12. Какой тип рельефа был распространен в Древнем Египте?


Рекомендуемая литература


  1. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). - М.: Искусство, 1968. - С. 5-36.

  2. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. – М.: Наука, 1979. - 199 с.

  3. Курциус Л. Египетский храм //Искусство: Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика. В 3 ч. - М., 1987. - Ч. 1. - С. 33-36.

  4. Лот А. Фрески Тассили в Сахаре //Искусство: Живопись. Архитектура. Скульптура. Графика. В 3 ч. - М., 1987. - Ч. 1. - С. 16-20.

  5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - М.: Искусство, 1970. - 198 с.

  6. Шрамкова Г.И. Художественное наследие Древнего Мира. - М.: Изобразительное искусство, 1993. - С. 5-25.



Семинар № 3. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (2 часа)
Цель: Систематизация знаний об особенностях античного искусства, этапах его развития, выявить влияние общественно-политической жизни на античное искусство.


  1. Античное искусство как один из источников будущего европейского искусства.

  2. Отражение античной демократии в древнегреческом искусстве.

  3. Проблемы заимствования в римском искусстве.

  4. Внутренние причины кризиса античного искусства.


Словарь терминов
Аканф (греч.) – род растений с большими перисто-рассеченными листьями и цветами на длинных колосьях – широко распространенный мотив архитектурного декора (коринфская капитель) и вазописи; в античном искусстве – символ жизни.

Базилика (греч. царский дом) – 1) большой, часто продолговатый в плане, зал для собраний (заключения торговых сделок, оглашения решений суда) с высоким центральным пространством, освещенным вертикальными окнами; 2) форма раннехристианской церкви с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой.

Волюта – деталь архитектурного декора ионической капители в виде завитка.

Капитель (лат.) – верхняя часть колонны, на которую опирается перекрытие.

Кессоны – квадратные или многоугольные углубления, ритмически повторяющиеся на потолке или внутренней поверхности свода.

Коры – посвятительные статуи девушек в натуральную величину; по-видимому, воздвигались в честь жриц Афины.

Куросы – статуи обнаженных юношей, воздвигавшиеся в период с VII в. и до 2 четверти V в. в общественных местах, особенно вблизи храмов; красота, молодость, здоровье и сила обнаженного тела для древних греков являлась выражением божественного начала.

Меандр – орнамент в виде непрерывной, изломанной под прямым углом линии; прототипом меандра считается изломанное русло реки Меандр (совр. Мендерес) в Малой Азии.

Ордер (лат. порядок, строй) – канонизированная художественная система организации архитектурных форм, состоящая из колонны и антаблемента - сложной балки, которую поддерживают колонны.

Пальметта – орнамент в виде пучка симметрично расположенных листьев (стилизованной пальмы).

Портик (лат.) – выступающий перед фасадом крытый вход с колоннами; галерея, оформленная колоннадой или аркадой.

Терракота (коропластика) – мелкая глиняная пластика, возникшая в первобытную эпоху и повсеместно распространенная в античности; наибольшего совершенства искусство терракоты достигает в Греции в IV-III вв. в мастерских Танагры.

Форум (лат. рыночная площадь) – центр общественной жизни римского города.

Целла (лат.) – главное помещение античного храма, где находилась культовая статуя.
Методические указания к работе
При подготовке к занятию необходимо уделить внимание анализу крито-микенского искусства, выявить сходства и различия с искусством Древнего Египта. Проследить преемственность искусства Древнего Рима с искусством этрусков и древних греков.
Темы докладов и рефератов:


  1. Значение периода архаики для греческого искусства.

  2. Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

  3. Этрусский храм – прототип римского культового зодчества.

  4. Римский город.


Контрольные вопросы


  1. Какие периоды развития античного искусства вы знаете?

  2. Назовите главный центр развития скульптуры в крито-микенскую эпоху.

  3. Назовите школы древнегреческой скульптуры.

  4. Назовите основные черты древнегреческой архитектуры.

  5. Чем отличаются скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима?

  6. Как проявляются религиозные верования в античном искусстве?

  7. Назовите специфические черты искусства этрусков.

  8. Какие нововведения произошли в архитектуре Древнего Рима?

  9. Что такое «акведук»? «терма»? «триумфальная арка»?

  10. Какие античные архитектурные шедевры сохранились до наших дней?


Рекомендуемая литература


  1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987. - С. 81-133.

  2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. - 270 с.

  3. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М.: Искусство, 1956. - Т. 1. - 430 с.

  4. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции (Памятники мирового искусства). - М.: Искусство, 1970. - 160 с.

  5. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима (Памятники мирового искусства). - М.: Искусство, 1982. - 116 с.

  6. Лосев А.Ф. Греческая мифология //Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 321-335.

  7. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир - М.: Искусство, 1970. - 327 с.

  8. Ривкин Б.И. Античное искусство (Малая история искусств). - М.: Искусство, 1972. - 356 с.

  9. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. - М.: Искусство, 1971. - 231 с.



Семинар № 4 ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ (2 часа)
Цель: Формирование знаний о специфике средневекового искусства, выявление влияния религии на темы художественных произведений; анализ эмоционально-образных начал религиозно-культовых сооружений Византии и Европы; совершенствование навыков анализа художественных произведений различных исторических эпох.


  1. Искусство дороманского периода.

  2. Особенности романского стиля в западноевропейском искусстве.

  3. Образный строй и архитектурно-художественная композиция готики.

  4. Искусство Византии – сочетание античной традиции и раннехристианской религии.


Словарь терминов
Апсида (греч.) – алтарный выступ в христианском храме, полукруглый или многоугольный в плане; символически соответствует вифлеемской пещере.

Крестовокупольный храм – храм с такой системой перекрытия, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба, а к подкупольному пространству примыкают четыре крестообразно расположенных цилиндрических свода.

Неф (франц. корабль) – пространство храма между продольными рядами колонн; наиболее распространены трехнефные храмы, имеющие один центральный и два боковых нефа.

Фреска (итал. свежий) – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

Галерея (итал.) – длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны или столбы.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание в виде перспективно сокращающихся арок.

Витраж (франц. оконные стекла)картина или орнаментальная композиция из стекла в оконных проемах готических соборов.

Нервюра (франц. жила, сухожилие) – арка из тесанных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода; в готическом соборе система нервюр образует каркас, облегчающий кладку свода.

Роза – круглое окно в романских и готических постройках с каменным переплетом в виде радиальных лучей, а также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

Химера – скульптурное изображение фантастического чудовища, олицетворяющего силы зла – часть скульптурного декора готических соборов.
Методические указания к работе
При подготовке к занятию необходимо провести сравнительный анализ художественных произведений христианства европейского и византийского типа, выявить специфические черты. Разницей во времени пренебречь.
Темы докладов и рефератов


  1. Быт и нравы византийского общества в произведениях изобразительного искусства.

  2. Искусство книжной миниатюры.

  3. Произведения византийской живописи в технике мозаики.

  4. Организация строительства храма в средневековом городе.

  5. Витражные сюжеты в готических соборах.

  6. Готическая скульптура.


Контрольные вопросы


  1. Назовите памятники византийского искусства.

  2. Каковы особенности организации внутреннего пространства византийских храмов?

  3. Какую общественно-политическую функцию выполняли искусство в Византии?

  4. Назовите характерные черты романской архитектуры.

  5. Назовите основные черты романской книжной миниатюры.

  6. В чем причина массивности стен романских храмов?

  7. Какие изменения произошли в образе Иисуса Христа в готический период?

  8. Какая страна считается родиной архитектурной готики?

  9. Какова основная тема готической архитектуры и скульптуры?

  10. Какие памятники готической архитектуры вам известны?

Рекомендуемая литература


  1. Арган Дж. История итальянского искусства. Пер. с итал. В 2 т. - М.: Радуга, 1990. - Т. 1. Романское искусство. - 628 с.

  2. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М.: Искусство, 1956. - Т. 1. - 430 с.

  3. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М.: Просвещение, 1979. - С. 146-154.

  4. Комеч А.И. Архитектура //Культура Византии. IV-VII вв. - М., 1984. - С. 573 -595.

  5. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. - М.: Наука, 1978. - 335 с.

  6. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. - Л.: Искусство, 1986. - 310 с.

  7. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. - Л.;М.: Искусство, 1964. - 390 с.

  8. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV-XVI вв. - Л.: Искусство, 1973. - 224 с.

  9. Попова О.С. Изобразительное искусство //Культура Византии. IV-VII вв. - М., 1984. - С. 546-572.

  10. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе (Малая история искусств). - М.: Искусство, 1981. - 383 с.



Семинар № 5 ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (2 часа)
Цель: Формирование знаний о специфике древнерусского искусства, тенденциях его развития; совершенствование навыков анализа художественных произведений различных исторических эпох.


  1. Искусство Киевской Руси.

  2. Черты романского стиля в архитектуре Владимиро-Суздальской школы.

  3. Западные мотивы в искусстве Галицко-Волынской школы.

  4. Семиотика храмовой архитектуры в древнерусском искусстве.

  5. Школа русской иконописи.


Словарь терминов
Апсида (греч.) – алтарный выступ в христианском храме, полукруглый или многоугольный в плане; символически соответствует вифлеемской пещере.

Барабан – многогранное или круглое в плане завершение храма, имеющее купольное перекрытие.

Закомара – полукруглое, килевидное или иное завершение верхней части стены, обычно соответствующее форме лежащего за ним свода.

Кокошники – декоративные элементы полукруглой или килевидной формы, располагавшиеся на стенах, сводах, вокруг барабанов чаще всего культовых зданий.

Придел – соответствует нефу в византийском храме.

Прясло – часть фасада от одного до другого членения – лопатки или пилястры.

Шатёр – пирамидальная или коническая крыша на постройке квадратной, многоугольной или круглой в плане формы.
Методические указания к работе
При подготовке к занятию необходимо выявить особенности синтеза искусств в создании художественного образа православных храмов. Следует уделить особое внимание семантике и семиотике древнерусского искусства.
Темы докладов и рефератов:


  1. Искусство Киевской Руси.

  2. Новгородская школа древнерусского искусства (XII-XV вв.).

  3. Московская школа архитектуры и иконописи (XIV- начала XVI вв.).

  4. Шатровые церкви XVI века.


Контрольные вопросы


  1. Какие периоды в развитии искусства Древней Руси можно выделить?

  2. Назовите основные художественные школы Древней Руси.

  3. Как повлияло христианство на искусство Древней Руси?

  4. Какой тип церквей был распространен на Руси?

  5. В чем проявляются черты романского стиля в архитектуре Владимиро-Суздальской школы.

  6. В чем прослеживаются черты западного искусства в искусстве Галицко-Волынской школы?

  7. Назовите известных вам русских иконописцев.

  8. Какие шедевры древнерусской архитектура вам известны?


Рекомендуемая литература


  1. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М.: Искусство, 1987. - 287с.

  2. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. - М., 1976.

  3. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в. - М.: Искусство, 1980. - 144 с.

  4. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х - начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. - М.: Наука, 1987. - 317 с.

  5. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. - М.: Наука, 1978. - 335 с.

  6. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. - М.: Ладомир, 1996. - 560 с.

  7. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 432 с.



Семинар № 6 ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 часа)
Цель: Систематизация знаний о творчестве художников эпохи Возрождения, выявление специфики искусства различных периодов и национальных особенностей; совершенствование навыков анализа художественных произведений различных исторических эпох.


  1. Причины возникновения искусства Ренессанса. Проторенессанс.

  2. Основные направления итальянского Возрождения.

  3. Особенности Северного Возрождения – нидерландская и немецкая школы живописи.


Словарь терминов
Алтарная композиция – характерная для нидерландской живописи форма живописного произведения, имеющая центральную часть изображения и изображения на двух боковых створках.

Кассоне – росписи свадебных сундуков, главным центром производства которых в XV в. была Флоренция; единственный вид живописи, в котором преобладала светская тематика: античная, историческая, жанровая.

Майолика (итал. от названия о-ва Мальорка) – изделия из цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком, покрытые глазурью.

Пилястра (итал.) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены, имеющий те же части, что и колонна; декоративный элемент, членящий стену.

Рустика (лат. неотесанный) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью - “рустами”; облицовка рустикой может быть выполнена в штукатурке, воспроизводящей формы такой кладки.

Сфумато (итал. затушеванный, «исчезнувший как дым») – прием в живописи, направленный на смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющий передать окутывающий предметы и фигуры воздух.

Методические указания к работе
При подготовке к занятию необходимо провести анализ художественных произведений итальянского и северного Возрождения, выявить национальные особенности. Проанализировать сюжеты художественных произведений.
Темы докладов и рефератов


  1. Скульптура Донателло.

  2. Живопись С. Боттичелли.

  3. Библейские сюжеты в живописи Тициана.

  4. Архитекторы итальянского Возрождения: Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти, Микелоццо, Д.Браманте, Микеланджело.

  5. Живопись итальянского Возрождения.

  6. Портретная живопись мастеров северного Возрождения.

  7. Становление бытового жанра в нидерландской живописи.

  8. Творчество И. Босха.


Контрольные вопросы


  1. Назовите основные периоды развития искусства Итальянского Возрождения.

  2. Назовите представителей флорентийской живописи.

  3. Какие художники Северного Возрождения вам известны?

  4. Назовите титанов итальянского Возрождения.

  5. Какой тип архитектурных сооружений появился в Италии в указанный период?

  6. Какой жанр живописи преобладал в Нидерландах? Почему?


Рекомендуемая литература


  1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М.: Искусство, 1976. - 287 с.

  2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. Пер. с англ. - М.: Искусство, 1973. - 222 с.

  3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций. В 2 т. - М.: Искусство, 1977. - Т. 1. - 223 с.; Т. 2. - 243 с.

  4. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М.: Искусство, 1962. - Т. 3. - 430 с.

  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М.: Искусство, 1985. - 319 с.

  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. - М.: Искусство, 1989. - 318 с.

  7. Искусство Италии XVI века. (Памятники мирового искусства). - М.: Искусство, 1967. - 150 с.

  8. Либман М.Я. Искусство Германии. XV и XVI вв. - М.: Искусство, 1964. - 247 с.

  9. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись XV-XVI вв. в собрании государственного Эрмитажа. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 256 с.

  10. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII-XV вв. (Памятники мирового искусства). - М.: Искусство, 1987. - 144 с.

  11. Фехнер Е.Ю. Нидерландская живопись XVI в. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1949. - 161 с.

  12. Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 366 с.



Семинар № 7. ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОГО И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА XVII –XIX вв. (4 часа)
Цель: Овладение знаниями об этапах и направлениях развития русского и западноевропейского искусства, выявление специфики искусства различных стилей и их национальных особенностей; совершенствование навыков анализа художественных произведений различных исторических эпох.


  1. Проявление стилей барокко и рококо в живописи и архитектуре.

  2. Архитектура и живопись стилей классицизм и ампир.

  3. Скульптура и живопись эпохи романтизма.


Словарь терминов

Ампир (франц. империя) – стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма и опирающийся, прежде всего, на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима.

Барокко (итал. вычурный, причудливый, странный) – стиль европейского искусства конца XVI – сер. XVIII вв., в котором воплотились новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, его драматической сложности и бесконечной изменчивости; для произведений барокко характерны грандиозность, пышность, динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, совмещение иллюзорного и реального, контрастность масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Бидермейер – направление в немецком и австрийском искусстве в 1815–1848 гг. (художники Ф.Вальдмюллер, И.П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), получившее название от вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта; для бидермейера характерна переработка форм ампира (главным образом в интерьере и декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта.

Назарейцы – группа немецких и австрийских художников (Ф. Овербек, Ю. Шнорр де Карольсфельд, П. Корнелиус, А. фон Менцель), объединившихся в 1809г. в Вене в “Союз св. Луки”; название произошло от прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера и отражает пристрастие художников группы к искусству немецкого Возрождения.

Нарышкинский стиль, «нарышкинское барокко», «московское барокко» - стилевое направление в русской архитектуре кон. XVII – нач. XVIII вв., для нарядных многоярусных церквей которого свойственны симметричность композиции, пышный белокаменный декор, свободно истолкованный ордер, заимствованный из западно-европейской архитектуры.

Натурализм – направление в искусстве последней трети XIX века, стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности; при этом натурализм противостоит реализму, поскольку не претендует на идейное осмысление и критическую оценку увиденного.

Прерафаэлитское братство – группа английских художников, стремившихся возродить в своем творчестве “наивную” религиозность средневекового и ренессансного искусства; наиболее знаменитые прерафаэлиты – это Дж.Э. Миллес (1829-1896), Д.-Г. Россетти (1828-1882), У.Х. Хант (1827-1910).

Узорочье – обобщающий термин для совокупности элементов богатого и разнообразного убранства фасадов сооружений русской архитектуры XVII в..
Методические указания к работе
Для выявления национальных особенностей и специфических черт различных стилей и направлений, необходимо провести сравнительный анализ изобразительного искусства и архитектуры разных стран.
Темы докладов и рефератов


  1. Архитектура и скульптура западноевропейского барокко.

  2. Живопись барокко.

  3. Русские архитекторы барокко: М.Г. Земцов, В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомский.

  4. Русская архитектура эпохи классицизма.

  5. Романтизм в живописи русских художников.

Контрольные вопросы


  1. Какие характерные черты присущи стилю барокко?

  2. Какие вы знаете архитектурные памятники России, выполненные в стиле барокко?

  3. В каком стиле выполнен памятник Петру I Петербурге?

  4. С творчеством каких русских художников вы знакомы?

  5. Назовите западноевропейских представителей живописи барокко.

  6. Чем отличается архитектура и скульптура западноевропейского барокко от русского барокко?


Рекомендуемая литература


  1. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М.: Наука, 1978. - 231 с.

  2. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М.: Искусство, 1963. - Т. 4. - 430 с.

  3. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.: Высшая школа, 1999. - 399 с.

  4. История искусства / Авт.-сост. Воротников А., Горшковоз О., Ёркина О. - Минск: Литература, 1998. - С. 369-473.

  5. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. Искусство XVIII в. (Малая история искусств). - М.: Искусство, 1977. - 375 с.

  6. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. - М.: Искусство, 1964. - 703 с.

  7. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. - М.: Искусство, 1989. - 430 с.

  8. Русские художники. Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 2000. - 864 с.

  9. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. - М.: Искусство, 1981. - 550 с.

  10. Якобс М. Семь веков западно-европейской живописи. - М.: Арт-Родник, 1998. - 290 с.



Семинар № 8. НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ – ЭКПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В ИСКУССТВЕ. (2 часа)
Цель: Систематизация знаний о тенденциях развития художественных стилей и направлений XX века; совершенствование навыков анализа художественных произведений различных исторических эпох.


  1. Модерн и модернистские течения в искусстве.

  2. Авангардные течения в искусстве первой половины XX в.

  3. Течения в искусстве XX в.


Словарь терминов
Абстракционизм – направление искусства, в котором суть художественного творчества сводилась к созданию беспредметных пластических, цветовых, ритмических и т.п. композиций, возбуждающих свободные ассоциации, но не несущих сколько-нибудь определенного содержания.

Дадаизм – направление искусства, практически одновременно возникшее в 1915–1916 гг. в Нью-Йорке и Цюрихе, представители которого делали ставку на случайный

Кубизм – представители этого направления в европейской живописи первой четверти ХХ века стремились строить свои произведения из сочетания элементарных, первичных форм и конструировать объемные формы на плоскости, расчленяя реальные объемы на геометризированные тела.

Перформанс (англ.) – одна из форм «искусства действия» 60–70 гг. ХХ в., состоящая в исполнении определенных, заранее спланированных действий перед собравшейся публикой.

Поп-арт (англ. популярное искусство) – направление изобразительного искусства, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций; неявным образом поп-арт позаимствовал у стиля модерн приемы упрощения изображения и стилизации, интерес к коммерческим символам, кадровость композиции, вкус к монтажу и трюковому элементу, внимание к тиражируемому объекту.

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX – начала XX вв., в рамках которого универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порожденный поэтическим прозрением.

Соц-арт – направление в советском неофициальном искусстве, использующее стиль и символику социалистического реализма; термин был предложен в 70-е гг. художниками В. Комаром и А. Меламидом.

Сюрреализм (франц. сверхреализм) – направление в искусстве 20-х гг. ХХ века, опирающееся на философию интуитивизма, учение Фрейда, восточные мистико-религиозные учения.

Экспрессионисты – такое название закрепилось за участниками объединения немецких художников “Мост” (Э.Л.Кирхнер, Э.Хеккель, К.Шмидт-Ротлуф, М.Пехштейн), исповедовавшими общую с французскими фовистами доктрину эмоционально-колористической живописи.
Методические указания к работе
Для понимания смысла того или иного художественного течения или направления, необходимо выяснить цели и идеалы, которые перед собой ставили художники.

Тематика докладов и рефератов:


  1. Прикладное искусство модерна.

  2. Освоение импрессионистического опыта восприятия натуры русскими живописцами начала ХХ в. (И.Э. Грабарь, К.А. Коровин).

  3. Христианские сюжеты в живописи В.М. Васнецова.

  4. Кубизм. Творчество П. Пикассо.

  5. Кубофутуризм К.С. Малевича, Л.С. Поповой, Н.А. Удальцовой.

  6. Фрейдизм и сюрреалистическое искусство.

  7. Судьба антиискусства в ХХ веке.


Контрольные вопросы


  1. Назовите русских художников реализма XIX века.

  2. Чем было обусловлено появление Товарищества передвижных художественных выставок?

  3. Назовите художников импрессионистов.

  4. К какому направлению живописи можно отнести творчество В. Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрека?

  5. Назовите художников объединения “Мир искусства”.

  6. В чем заключается прикладное значение искусства модерна?

  7. Что такое примитивизм? Назовите художников данного направления.

  8. К какому направлению можно отнести творчество С. Дали, Р. Магритта, М.Эрнста?


Рекомендуема литература


  1. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М.: Искусство, 1965. - Т. 6. - Кн. 1. - 430 с.

  2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.

  3. Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. - М.: Наука, 1988. - 173 с.

  4. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. - М.: Наука, 1970. - 173 с.

  5. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 183 с.

  6. Лапшин В.П. Союз русских художников. - М.: Художник РСФСР, 1974. - 426 с.

  7. Лапшина Н.П. “Мир искусства”: Очерки истории и творческой практики. - М.: Искусство, 1977. - 312 с.

  8. Массовые виды искусства и современная художественная культура. - М.: Искусство, 1986. - 271 с.

  9. Полевой В.М. Искусство XX века. 1941-1945. (Малая история искусств). - М.: Искусство, 1991. - 303 с.

  10. Русские художники. Энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 2000. - 864 с.

  11. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М.: Искусство, 1989. - 294 с.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная проработка отдельных разделов лекционного курса с написанием рефератов.


  1. Представления о назначении искусства в культурных системах Запада и Востока.

  2. Орнамент. Его возникновение и место в изобразительном искусстве.

  3. Мегалитические комплексы эпохи неолита и ранней бронзы.

  4. Специфика канонического искусства Древнего Востока.

  5. Древнеегипетская мелкая пластика.

  6. Пирамиды как символ религиозного мировоззрения египтян.

  7. Значение периода архаики для древнегреческого искусства.

  8. Архитектура эпохи древнегреческой классики.

  9. Эллинистические школы скульптуры (Александрийская, Пергамская, Родосская).

  10. Искусство этрусков.

  11. Особенности иллюзорно-символической практики видения миров у этрусков. Этрусская живопись.

  12. Исторический рельеф – специфический римский скульптурный жанр.

  13. Быт и нравы Византийского общества в произведениях изобразительного искусства.

  14. Каролингское искусство.

  15. Особенности романской архитектуры в Италии.

  16. Готическая скульптура.

  17. Готическая архитектура.

  18. Успенский собор в Московском Кремле – главный собор Московского государства.

  19. Живопись итальянского Ренессанса.

  20. Я. ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший: феномен голландского искусства эпохи Северного Возрождения.

  21. Портретная живопись мастеров Северного Возрождения.

  22. Живопись стиля барокко – Корреджо, Н. Пуссен, П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

  23. Русские архитекторы барокко: М.Г. Земцов, В.В. Растрелли, Д.В. Ухтомский.

  24. Проявления рококо в архитектуре.

  25. Градостроительное искусство классицизма.

  26. Художники Товарищества передвижных художественных выставок.

  27. Искусство импрессионистов: О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Б. Моризо.

  28. Тиражная график модерна: театрально-эстрадный анонс, афиши, рекламный плакат.

  29. Живописный реализм и «Союз русских художников».

  30. Творчество П. Пикассо – как яркий пример кубизма.

  31. Русский авангард: Кандинский, Малевич, Филонов и другие.

  32. Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени.

  33. Основные направления в искусстве западного трансавангарда.

  34. Поп-арт или массовая культура ХХ века.

  35. Фрейдизм и сюрреалистическое искусство.



Контрольные вопросы по дисциплине

  1. Понятие искусства, его предназначение, природа искусства.

  2. Искусство, как форма познания действительности.

  3. Виды искусств, проблема классификации видов искусств.

  4. Происхождение искусства, его истоки. Памятники искусства палеолита и неолита.

  5. Живопись первобытного человека. Техника, тематика, эволюция.

  6. Синкретизм первобытного искусства, его примеры.

  7. Основные тенденции развития искусства Древнего мира.

  8. Искусство Древней Месопотамии. Основные этапы развития.

  9. Основные каноны в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре Древней Месопотамии.

  10. Искусство Древнего Египта, его связь с религиозными верованиями. Особенности отображения древнеегипетской мифологии в искусстве.

  11. Основные каноны в изобразительном искусстве Древнего Египта.

  12. Искусство древнегреческой архаики. Отражение античной демократии в древнегреческом искусстве.

  13. Развитие искусства в классический и эллинистический периоды Древней Греции.

  14. Искусство Древнего Рима. Упадок античного искусства, внутренние причины этого процесса.

  15. Дохристианское и раннехристианское искусство.

  16. Искусство Византии, сочетание античной традиции и раннехристианской религии.

  17. Искусство средних веков – романский стиль в искусстве Западной Европы.

  18. Готический стиль в искусстве средневековья в Западной Европе.

  19. Искусство Киевской Руси.

  20. Искусство Древней Руси XI I–XVI вв.

  21. Три школы древнерусского искусства (Владимиро-Суздальская, Псковско-Новгородская и Московская школы).

  22. Искусство итальянского Возрождения – архитектура, скульптура, живопись.

  23. Северное Возрождение – национальные школы в искусстве Западной Европы XVI-XVIII вв., жанровая тематика.

  24. Искусство Западной Европы XVII–XVIII вв.: стили барокко и рококо.

  25. Эпоха классицизма в искусстве Западной Европы XVII - XVIII вв.

  26. Искусство Европы XIX века – эпоха романтизма.

  27. Проблема реализма в искусстве Западной Европы XIX в.

  28. Импрессионизм в искусстве Западной Европы XIX в.

  29. Искусство России XIX века, романтизм в живописи русских художников.

  30. Реализм в русском искусстве XIX в, художники Товарищества передвижных художественных выставок.

  31. Искусство рубежа XIX–XX вв.: стиль модерн, национальная романтика, неоклассицизм.

  32. Искусство первой половины XX в.: примитивизм, кубизм, авангардные течения.

  33. Современное искусство XX в.: дадаизм и антиискусство, сюрреализм, искусство С. Дали, Р. Магритта, М. Эрнста;

  34. Эпоха постмодерна и феномен массовой культуры в искусстве XX в.



Требования к содержанию и оформлению реферата
1.На титульном листе должна располагаться информация об учебном заведении, факультете, кафедре, название дисциплины, теме и «жанре» исследования (реферат). Здесь же должны находиться данные о том, кто выполнил работу (ф. и. о. студента, группа), кто работу проверил (ф. и. о. преподавателя, должность), внизу титульного листа помещается название города и текущий учебный год.

2.Оглавление включает в себя перечисление основных этапов работы (введение, главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения) с указанием страниц.

3. Во Введении необходимо определить тему и проблему исследования, сформулировать цели и задачи работы, уточнить авторов, занимающихся данной проблематикой, наименование основных научных, архивных, литературных источников, изученных в процессе подготовки.

4.В Основной части реферата (3-5 глав) анализируются подходы к решению проблемы у других авторов, изучается научный искусствоведческий материал, решаются поставленные задачи, предлагаются собственные модели и теоретические построения и т. д..

5.В Заключении кратко подводятся итоги работы. Формулируются основные и дополнительные выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований по данному направлению.

6.Список литературы (не менее 10 источников) включает в себя изученные литературные, научные, искусствоведческие, архивные, аудио- и видеоисточники (книги, учебники, монографии, коллективные монографии, энциклопедии, журналы, статьи и т. д.).

7.В Приложении должны находиться иллюстрации, эскизы, схемы, поясняющие или уточняющие основные материалы и исследования. В случае необходимости допускаются расположение иллюстраций, схем и эскизов внутри основной части реферата.

8.Оглавление (содержание), введение, каждая новая глава, заключение, список литературы должны начинаться на новом листе с названия каждого раздела. Наименование разделов, глав, параграфов необходимо выделять жирным шрифтом.

9.Рефераты выполняются на листах белой бумаги формата А4 компьютерным способом. Шрифт 14, интервал 1, шрифт Times New Roman. Пагинация страниц обязательна. Объем реферата – не менее 10 страниц основного текста, начиная с Введения и заканчивая Заключением.

10. Список литературы выполняется согласно алфавиту, инициалы автора печатаются после его фамилии, обязательно включать город издания, издательство, год. Например:



  1. Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

  2. Валерии П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.

  4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

  5. Энциклопедия импрессионизма и постмодернизма. – М.: Олма-Пресс, 2000.

Редактор Т.А. Жирнова

ИД № 06039 от 12. 10. 2001.

Свод. темплан 2007 г.

Подписано в печать 6.06.07. бумага офсетная.

Формат 64x84 1/16. отпечатано на дупликаторе.

Усл. печ. л. 1, 5. уч.-изд. л. 1, 5. Тираж экз. заказ №

Издательство ОмГТУ, 644050, Омск, пр-т Мира, 11.



Типография ОмГТУ






База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница